Сущность процентной политики Банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является провести анализ сущности процентной политики Банка России.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы акционерного общества;
проанализировать процентную политику Центрального банка;
провести анализ проблемы и предложить пути решения по ней.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………

3
Глава 1. Теоретические аспекты процентной политики Банка России…………………………………………………………………………..


4
1.1 Направление и методы процентной политики Банка России…………..

4
1.2 Особенности процентной политики Банка России……………………..

8
1.3 Процентная политика центральных банков развитых стран…………...

12
Глава 2. Анализ процентных ставок по различным видам операций………………………………………………………………………..


17
Глава 3. Проблемы и перспективы проведения процентной политики………………………………………………………………………..


24
Заключение……………………………………………………………………

30
Список использованной литературы……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 65.77 Кб (Скачать)

Ставка рефинансирования за указанный период выполняла роль важного индикатора денежно-кредитной политики и до мая 1998 г. оказывала существенное влияние на уровень депозитных ставок в банках. Банк России оперативно принимал решения, менявшие не только уровни ставок, но и их соотношения, изменял режим установления отдельных ставок: он перешел к ежедневному установлению ставок по обеспеченным кредитам «овернайт», по операциям РЕПО, по приему средств банков в депозиты Банка России.

Необходимость урегулирования ситуации на финансовом рынке России вызывала потребность во временном ужесточении денежно-кредитной политики и, прежде всего, в корректировке процентной политики. В частности, ставка рефинансирования была повышена в начале февраля 1998 г. (с 28 до 42%), в последней декаде мая (с 30 до 50%, а затем до 150%), в конце июня (с 60 до 80%).

Повышение ставки рефинансирования позволяло объявить рынку ориентиры  нового уровня доходности государственных ценных бумаг, что в некоторой степени способствовало снижению давления на валютный рынок.

При очевидных признаках  улучшения состояния денежного, валютного и фондового рынков Банк России снижал ставку рефинансирования. В 1998 г. он 9 раз ее пересматривал, в том числе 5 раз в сторону понижения, и с июля 1998 г. она составляла 60% годовых.

Процентная политика Банка  России в 1999 г. заключалась в регулировании процентных ставок по всем его операциям на денежном рынке с целью поддержать необходимый уровень ликвидности банковской системы. При этом Банк России стремился к снижению процентных ставок в реальном выражении. Эта тенденция сохранилась в 2000 г., когда ставка рефинансирования сначала была снижена с 33 до 28%, а с ноября 2000 г. — до 25%. С апреля 2002 г. Банк России установил ее в размере 22%, а с августа 2002 г. — 21 %. Соответственно, процентная ставка по кредитам «овернайт» до апреля 2002 г. действовала на уровне 22% годовых, с апреля 2002 г. — 20%, с августа 2002 г. — 18% годовых. С 17 февраля 2003 г. ставка рефинансировании Пыла снижена до 18%. Изменились и ставки по вкладам, в основном до 13,5% годовых, что на 3/4 ниже ставки рефинансирования (планка, после которой с вкладчика берется налог в 35%). С 2003 г. наблюдается устойчивое снижение ставки, по состоянию на 2005 г. ставка рефинансирования составляет 13%.

Наряду с пересмотром  ставки рефинансирования изменялись проценты за пользование ломбардным кредитом, кредитом «овернайт», операциями РЕПО и по привлеченным в депозиты в Банк России средствам банков.

Депозитные операции центрального банка позволяют коммерческим банкам получать доход от так называемых свободных, или избыточных, резервов, а центрально банку — влиять на размер денежного предложения.

Депозитные операции Банк России проводит с ноября 1997 г. в  целях регулирования уровня банковских резерве что является также одним из направлений процентной политики Центрального банка Российской Федерации. Ставки по этим операциям отражают изменение спрос на свободные ресурсы и соответствующую динамик рыночных ставок. В 1998 г. Банку России, как правило, удавалось удерживать эти ставки ниже рыночного уровня.

В 1999—2002 гг. в целях изъятия  излишней ликвидности Банк России продолжал  осуществлять операции по привлечению  в депозиты средств банков. Относительно высоки уровень ликвидности в 2001—2002 гг. обусловил повышение с января 2002 г. процентной станки по депозитам, привлекаемым Банком России, на 0,5—1%-ный пункт в зависимости от сроков привлечения. На 2005 г. уровень процентных ставок по этим операциям Банка России находится в диапазоне 3—12% годовых в зависимости от сроков привлечения средств. Банк России в 2005 г. продолжил использовать в необходимых случаях депозитные операции с кредитными организациями-резидентами в валюте Российской Федерации для регулирования уровня ликвидности средств банковской системы в краткосрочном и среднесрочном периодах. Указанные операции осуществляются с помощью системы «Рейтере-Дилинг» и системы электронных торгов ММВБ. В первую очередь рассматривается вопрос о внедрении Системы электронных торгов ММВБ при проведении депозитных операций на условиях «до востребования». Указанными операциями Банк России регулирует не только краткосрочную ликвидность банков, но и применяет этот инструмент для регулирования ликвидности в среднесрочном периоде.

Банк России и в дальнейшем будет обращаться к депозитным операциям как инструменту оперативного изъятия излишней ликвидности банковской системы в случае возникновения ее избытка для повышения сбалансированности спроса и предложения в различных секторах финансового рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменения ставки рефинансирования приведены  в рисунке 1.

Рисунок 1 – Динамика ставки рефинансирования в Российской Федерации

 

Наиболее высокая ставка рефинансирования была установлена  Центробанком в период с 15 октября 1993 г. по 28 апреля 1994 г и составляла 210 %. В течении 10 лет скорость изменения ставки рефинансирования Центрального Банка замедлялась, то есть ставка рефинансирования становилась более стабильной. В период с 1993 по 2000 год ставка рефинансирования менялась в основном в течение года от 5 до 9 раз. В период с 2002 по 2007 годы ставка рефинансирования стабилизировалась и менялась в течение года от 1 до 3 раз, причем только в сторону снижения.

В течении 2008 года ставка рефинансирования ЦБ РФ постоянно росла, и особенно часто после начала мирового финансового кризиса. За 2008 год ставка рефинансирования менялась 6 раз, и это при том, что почти все центральные банки ведущих стран мира пересматривали ставки в сторону понижения. Несмотря на сложный финансовый период, 2008 год Россия завершила со ставкой рефинансирования в размере 13,00 %. (Указание ЦБ РФ от 28.11.2008 № 2135-У "О размере ставки рефинансирования Банка России") и уровнем инфляции в 13,3%.

Ставка рефинансирования ЦБ РФ в течении 2009 года менялась 10 раз, и все в сторону понижения. 2009 год Россия завершила со ставкой рефинансирования ЦБ в размере 8,75% и инфляцией в 8,8% (сведения Росстата), и это были самые низкие показатели с 1991 года, то есть за всю историю постсоветской России. Установленная регулятором столь низкая ставка рефинансирования была направлена на стимулирование кредитной активности банков, а также на сдерживание инфляционных процессов.

В 2010 году ставка рефинансирования Центробанка менялась только 4 раза, и тоже в сторону понижения. В 2010 году была также зафиксирована  самая низкая за все существование  Российской Федерации ставка рефинансирования в 7,75%, которая действовала с 01 июня 2010 по 27 февраля 2011 года. 2010 год Россия завершила со ставкой рефинансирования ЦБ в размере 7,75% и инфляцией в  размере 8,8%.

С 28 февраля 2011 года ставка рефинансирования установлена 8,00%, а  с 3 мая 2011 г. - 8,25 %. Очередной Совет  директоров Банка России, состоявшийся 29 апреля 2011 года принял решение повысить с 3 мая 2011 года ставку рефинансирования и процентные ставки по отдельным  операциям Банка России на 0,25 процентного  пункта [5].

Указанное решение принято  в связи с сохранением высокого уровня инфляционных ожиданий, превышающих  ориентиры по инфляции на текущий  год, а также принимая во внимание неоднозначное воздействие, которое  может оказать на российскую экономику  развитие ситуации на глобальных финансовых и товарных рынках. При этом учитывалось, что в условиях устойчивого профицита  ликвидности в банковском секторе  ключевое влияние на формирование ставок денежного рынка продолжат оказывать  ставки по депозитным операциям Банка  России. Кроме того, сужение интервала процентных ставок Банка России по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности будет способствовать повышению на 25 апреля 2011 года темп инфляции в годовом выражении составил 9,6%, против 9,5% в феврале-марте. При этом продолжилось замедление роста потребительских цен в месячном выражении, в первую очередь цен на ряд продовольственных товаров, что свидетельствует о постепенном исчерпании эффекта шока внутренних цен на сельскохозяйственное сырье, поддержанного высокими темпами роста мировых цен на продовольствие. Вместе с тем, сохраняется значимая роль монетарных факторов в поддержании инфляционного давления.

С 1 мая ставка по депозитам овернайт — 3,25%, сообщил сегодня Банк России. ЦБ оставил неизменными только ставки по ломбардным кредитам и РЕПО на фиксированных условиях (6,75%), а также нормативы по обязательному резервированию [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы и перспективы проведения процентной политики

 

Сокращение интервенций  на внутреннем валютном рынке, повышение гибкости обменного курса рубля и постепенное сворачивание антикризисных мер будут способствовать усилению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции и инфляционных ожиданий экономических агентов.

Процентная политика предполагает постепенное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России для снижения волатильности ставок денежного рынка. На уровень ликвидности и процентные ставки этого рынка также будут оказывать существенное влияние дефицит государственного бюджета, действия Правительства Российской Федерации по сокращению этого дефицита, ориентация на внутренние заимствования для его финансирования. Поэтому эффективность действий Банка России в области денежно-кредитной политики в значительной степени будет зависеть от состояния государственных финансов, успешности проведения умеренно-жесткой бюджетной политики, предусмотренной параметрами проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

Преодоление острой фазы кризиса  и восстановление роста экономики  определяют постепенное сокращение применения специальных антикризисных мер. Основную роль в денежно-кредитном регулировании будут играть стандартные инструменты.

В 2011-2013 годах основными  факторами изменения курса рубля будут баланс внешнеторговых операций и динамика трансграничных потоков капитала при растущей роли последних. В настоящее время сохранение положительного сальдо внешнеторговых операций создает условия для укрепления национальной валюты, однако по мере выравнивания торгового баланса значение данного фактора будет снижаться. Вместе с тем повышающийся вклад в формирование курсовых тенденций динамики потоков капитала, которые зависят от трудно прогнозируемого развития ситуации на мировых финансовых рынках и характеризуются высокой волатильностью, формирует значительную неопределенность в динамике курса рубля в среднесрочной перспективе. В этих условиях существенно повышается важность управления валютными рисками экономическими агентами на всех уровнях, а также возрастает роль процентной политики, проводимой Банком России, как для обеспечения финансовой стабильности, так и для выполнения целевых ориентиров по инфляции.

В среднесрочной перспективе  одной из важнейших задач Банка  России является создание необходимых  условий для реализации эффективной процентной политики, что предполагает совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и переход к более гибкому курсообразованию.

С учетом нормализации ситуации на денежном рынке Банк России продолжит  осуществлять меры по сокращению использования антикризисных инструментов и возвращению к традиционным механизмам регулирования ликвидности. Вместе с тем в случае возникновения объективной необходимости Банк России будет иметь возможность возобновить использование кредитов без обеспечения и других приостановленных к настоящему моменту инструментов рефинансирования.

При сохранении стабильной ситуации на денежном рынке и отсутствии признаков возвращения кризисных  тенденций Банк России будет концентрироваться на регулировании краткосрочной банковской ликвидности. При этом банковскому сектору по-прежнему будут доступны как рыночные инструменты рефинансирования, так и операции постоянного действия, процентные ставки по которым ограничивают колебания краткосрочных процентных ставок межбанковского кредитного рынка.

В целях повышения эффективности  инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования Банка России для кредитных организаций, включая возможность расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям, в том числе за счет золота.

Дальнейшее развитие процентной политики Банка России будет направлено на совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сужение коридора процентных ставок, внедрение системы рефинансирования под единый пул обеспечения.

Принимая решения о  выборе инструментов денежно-кредитной политики, Банк России будет исходить как из текущих задач, так и задач, поставленных на среднесрочную перспективу, которыми, в частности, являются создание условий для последовательного снижения темпов инфляции и восстановление устойчивого экономического роста, включая формирование предпосылок для перераспределения активов кредитных организаций в пользу реального сектора экономики.

В 2011-2013 годах Банк России продолжит взаимодействие с Минфином России как в сферах, непосредственно относящихся к реализации денежно-кредитной политики, так и в области дальнейшего развития национальных финансовых рынков. В частности, будет продолжено использование реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние банковской ликвидности [5].

Информация о работе Сущность процентной политики Банка России