Анализ процентной политики в коммерческом банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является изучение процентной политики коммерческого банка.
Задачами написания данной работы являются:
- рассмотреть теоретические основы ведение процентной политики банка;
- изучить расходы и доходы коммерческого банка; особенности формирования финансового результата
- провести анализ процентной политики коммерческого банка
- отметить направления совершенствования организации и проведения процентной политики коммерческого банка

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты процентной политики в коммерческом банке 7
1.1 Банковский процент и механизм его использования 7
1.2 Анализ и управление процентным риском 17
1.3 Анализ процентных ставок и методов их начисления 23
Глава 2 Анализ процентной политики на примере СКБ-Банка 28
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия 28
2.2 Анализ структуры процентных доходов и расходов 43
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию процентной политики коммерческого банка 49
Заключение 54
Список используемой литературы 56

Файлы: 1 файл

Анлиз процентной политики в коммерческом банке. Мещерякова Ю.И.doc

— 585.00 Кб (Скачать)
Муниципальное образовательное учреждение

Южно-Уральский  профессиональный институт

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Анализ деятельности коммерческого банка»

 

Анализ  процентной политики в коммерческом банке.

 

 

 

 

 

Студент  гр. Ф – 2 - 08,

факультет финансы и  кредит

________________

Ю.И. Мещерякова

 

«__» ________2011

 

Руководитель

ст. преподаватель

________________

Н.Л. Красильникова

 

«__» ________2011

 

 

 

 

Челябинск

2011

 
Оглавление

 

Введение

 

Основная общественно-экономическая функция коммерческих банков состоит в финансовом посредничестве, суть которого сводится к перемещению денежных потоков от субъектов, имеющих избыток денежных средств, к субъектам, нуждающимся в них.

За выполнение этой функции банки получают доход в виде процента, который позволяет им развиваться. В свою очередь эффективность посредничества во многом определяется возможностью размещения ресурсов по ставкам, превышающим ставки заимствования, что обусловливает актуальность вопросов формирования процентной политики коммерческих банков.

 Развитие рыночных отношений в России, с одной стороны, создало возможности для рыночного формирования ставки процента и усиления дифференциации процентных ставок в зависимости от местонахождения банков, их типа, размера, длительности функционирования, степени развития региональной конкуренции и т.п., с другой стороны, обострило проблемы управления процентными отношениями и присущими им рисками.

 В условиях усиления конкуренции, ужесточения законодательства, снижения общего уровня доходности на банковском рынке, снижения процентной маржи между привлекаемыми и размещаемыми ресурсами сохранить уровень прибыли возможно за счет роста общих оборотов и объема осуществляемых операций.

 Разработка каждым банком своей процентной политики, в которой оговариваются общие подходы в ценообразовании на оказываемые услуги, рассчитываются и фиксируются на определенный период времени процентные ставки по кредитам и депозитам, и ее воплощение на практике позволяет банку иметь ориентиры в ценообразовании на сегодняшний день и на некоторую перспективу, согласовать другие направления банковского менеджмента в части управления доходами и расходами, управления прибылью и т.д., что в конечном итоге обеспечивает эффективную деятельность кредитной организации в целом.

 В научных исследованиях по банковскому делу до недавнего времени не уделялось должного внимания вопросам разработки теоретических и методологических основ формирования и практической реализации процентной политики, поэтому сегодня нет единого подхода к раскрытию ее содержания. Наиболее значимый вклад в исследование общих вопросов банковского дела, а также отдельных аспектов формирования процентной политики коммерческих банков внесли исследования лишь нескольких специалистов, в работах большинства других авторов процентная политика представлена в основном как элемент кредитной политики, а из всех видов процентных ставок анализируется преимущественно процент за банковский кредит.

Такое положение вполне объяснимо тем, что процент за кредит является основным источником процентных доходов. Тем не менее, поскольку объектом процентной политики коммерческого банка является вся система процентных ставок, используемых в деятельности банка, то представляется, что с развитием в России денежно-кредитных отношений необходимость анализа и разработки всех направлений процентной политики, а также факторов, ее определяющих, становится все актуальнее.

В научных исследованиях по банковскому делу до недавнего времени не уделялось должного внимания вопросам разработки теоретических и методологических основ формирования и практической реализации процентной политики, поэтому сегодня нет единого подхода к раскрытию ее содержания.

Наиболее значимый вклад в исследование общих вопросов банковского дела, а также отдельных аспектов формирования процентной политики коммерческих банков внесли исследования Аэсхауэра Г., Батраковой Л.Г., Лаврушина О.И, П Роуза, Пановой Г.С., Серебряковой Л.А., Дж.Синки, Симановского А.Ю., Стояновой Е.С., Ширинской Е.Б., Шпилевской Е.Л. и др. Однако остались без должного внимания вопросы формирования и практической реализации процентной политики многофилиального банка.

В свою очередь, актуальность данных вопросов обусловила появление в последнее время ряда публикаций в периодической печати, посвященных отдельным аспектам деятельности многофилиальных банков таких авторов, как Михнева В.Ю., Пантелеева В.Б., Соколов Д.В., Харькова Е.В. и др. Однако теоретические и методологические аспекты реализации процентной политики применительно к многофилиальным банкам в литературе не рассматриваются.

С учетом вышеизложенного, можно отметить актуальность и важность выбранной для рассмотрения курсовой работы.

Целью написания данной работы является изучение процентной политики коммерческого банка.

Задачами написания данной работы являются:

 - рассмотреть теоретические основы ведение процентной политики банка;

- изучить расходы и доходы коммерческого банка; особенности формирования финансового результата;

- провести анализ процентной политики коммерческого банка;

- отметить направления совершенствования организации и проведения процентной политики коммерческого банка

Предметом исследования является процентная политика коммерческого банка.

Объектом исследования является финансовая деятельность СКБ-Банка.

Теоретической основой исследования явились научные труды в области процентной политики коммерческого банка и оценки ее эффективности.

В работе были использованы следующие методы:

- теоретический  анализ литературы по исследуемой  проблеме;

- синтеза;

- сравнения;

- математические;

- графические  методы исследования.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

 

Глава 1 Теоретические аспекты процентной политики в коммерческом банке

1.1 Банковский процент и механизм его использования

 

Ссудный процент является своеобразной ценой, ссужаемой во временное пользование стоимости. С теоретической точки зрения источником его уплаты выступает часть прибыли заемщика, полученная в результате использования кредита [2, с. 165].

Ссудный процент существует в различных видах, классифицировать которые возможно по ряду признаков (табл. 1).

Таблица 1

Классификация видов ссудного процента

Классификационные признаки

Виды ссудного процента

1. По формам кредита

процент по коммерческому кредиту; банковский процент; процент по потребительскому кредиту; процент по лизинговым сделкам; процент по государственному кредиту

2. По видам кредитных учреждений

учетный процент центрального банка;

банковский процент;

процент по ломбардному кредиту

3. По видам инвестиций

процент по кредитам в оборотные средства; процент по инвестициям в основные фонды; процент по инвестициям в ценные бумаги

4. По срокам кредитования

процент по краткосрочным ссудам;

процент по долгосрочным ссудам;

процент по среднесрочным ссудам

5. По видам операций кредитных учреждений

депозитный процент;

процент по ссудам;

процент по межбанковским кредитам и т.д.


 

Банковский процент возникает в том случае, когда одним из субъектов кредитных отношений выступает банк.

Банковский процент существует в различных формах, а именно: в форме депозитного процента, процента по ссудам, в том числе межбанковским кредитам, процента по инвестициям в ценные бумаги и т.д.

При характеристике банковского процента необходимо учитывать, что кредитное учреждение размещает в ссуду, в основном, не собственные, а привлеченные средства. Доход, получаемый банком, выступает в качестве компенсации за посредничество при перераспределении временно свободных денежных средств. Риск невыполнения обязательств перед банком по его активам превышает риск невыполнения обязательств перед вкладчиками по пассивам. Таким образом, банк принимает на себя риск неплатежей по ссудам. Кроме того, вкладчики допускают более низкую процентную ставку по средствам, передаваемым в банк с тем, чтобы не заниматься поиском клиентов и оценкой их кредитоспособности [16, с. 152].

В современных условиях процессы развития рыночных отношений в экономике, в том числе в сфере кредитных отношений, определяют повышение роли ссудного и, соответственно, банковского процента.

Процентная политика не только выступает важной составляющей среди средств денежно-кредитного регулирования, но и получает приоритет как экономический способ управления кредитными отношениями.

Процент — часть прибыли, которую заемщик выплачивает кредитору за взятый в ссуду денежный капитал, он определяется как "иррациональная форма цены" ссудного капитала. Источником процента выступает прибавочная стоимость, создаваемая в процессе производительного использования ссудного капитала. Разделение прибыли, получаемой при использовании ссудного капитала, на процент, присваиваемый ссудным капиталом, и собственно прибыль — предпринимательский доход, получаемый заемщиком, происходит под влиянием спроса и предложения на рынке ссудных капиталов. Таким образом, процент выражает отношения между кредитором и заемщиком и выступает в форме определенной процентной ставки [16, с. 153].

Процент как экономическая категория имеет свою сферу функционирования и соответствующие функции. Перераспределительная функция — это перераспределение части доходов между субъектами хозяйствования и населением в пользу тех или других посредством процента, который является основой формирования процентных доходов банковских учреждений. Регулирующая функция процента оказывает регулирующее воздействие на производство путем распределения ссудного фонда между отраслями, субъектами хозяйствования и населением, а также используется в системе инструментов денежно-кредитной политики. Третья функция процента связана с сохранением ссудного фонда, при котором сохраняется не только первоначальный размер кредитных ресурсов, но и происходит его увеличение за счет разности между процентами за размещенные и привлеченные ресурсы.

Уровень банковского процента в странах с рыночной экономикой определяется макроэкономическими и частными факторами, положенными в основу процентной политики конкретного банка. Рассмотрим макроэкономические факторы [20, с. 79].

Соотношение спроса и предложения кредитных ресурсов — основной фактор, определяющий норму процента. Как спрос, так и предложение ресурсов зависят от цикличности экономики, развития законодательной базы, применяемых методов денежно-кредитного регулировать, инвестиционных рисков.

На уровень банковских процентных ставок влияют:

  1. денежно-кредитная политика центрального банка, основными инструментами которой являются учетная политика, регулирование обязательной нормы банковского резервирования и операции на открытом рынке;
  2. инфляционные ожидания (снижение покупательной способности денег за период кредитования приводит к уменьшению реального размера заемных средств, возвращаемых кредитору; банки компенсируют снижение реальных доходов за счет увеличения процентных ставок по активным операциям);
  3. конкуренция на рынке кредитных ресурсов (если коммерческий банк в каком-то регионе монопольно присутствует на денежном рынке или на рынке определенных кредитных продуктов, то до прихода на этот сегмент рынка других банков он имеет преимущества по ставкам относительно среднерыночных);
  4. развитие рынка ценных бумаг. Организованный рынок государственных и корпоративных долговых обязательств — альтернатива прямому банковскому кредитованию, поэтому важнейшие параметры рынка ценных бумаг (доходность, объемы совершаемых операций, ожидания инвесторов, состояние инфраструктуры) и денежно-кредитного рынка находятся в прямой зависимости;
  5. открытость национальной экономики, международная миграция капиталов, обменный курс валют, состояние платежного баланса страны;
  6. фактор риска;
  7. система налогообложения. Меняя ставки налогообложения, порядок взимания налогов, применяя систему льгот, государство определяет размер чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика, стимулирует экономические процессы.

Частные факторы зависят от позиции коммерческого банка на рынке, характера его операций и размера принимаемых рисков.

Формирование рыночной ставки процента можно представить следующим образом: [7, с. 39]

I = r + e + RP + LP + MP, (1)

Информация о работе Анализ процентной политики в коммерческом банке