Анализ процентной политики в коммерческом банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является изучение процентной политики коммерческого банка.
Задачами написания данной работы являются:
- рассмотреть теоретические основы ведение процентной политики банка;
- изучить расходы и доходы коммерческого банка; особенности формирования финансового результата
- провести анализ процентной политики коммерческого банка
- отметить направления совершенствования организации и проведения процентной политики коммерческого банка

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты процентной политики в коммерческом банке 7
1.1 Банковский процент и механизм его использования 7
1.2 Анализ и управление процентным риском 17
1.3 Анализ процентных ставок и методов их начисления 23
Глава 2 Анализ процентной политики на примере СКБ-Банка 28
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия 28
2.2 Анализ структуры процентных доходов и расходов 43
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию процентной политики коммерческого банка 49
Заключение 54
Список используемой литературы 56

Файлы: 1 файл

Анлиз процентной политики в коммерческом банке. Мещерякова Ю.И.doc

— 585.00 Кб (Скачать)

Объем доходов, полученных как комиссии, по сравнению с 2009 годом, увеличился более чем в 3,5 раза и составил 544 млн. руб., или 26% в общем объеме доходов Банка, что выше на 12 процентных пунктов показателя 2009г. Комиссионные доходы, в составе которых наибольший удельный вес имеют доходы от расчетно-кассового обслуживания юридических и физических лиц, доходы от кредитования, а также доходы от комиссионных продуктов, также показали весьма существенный прирост к показателю 2009 г. - 73%. Данный показатель явился следствием активной работы Банка по разработке и внедрению новых комиссионных продуктов и тарифной политики по расчетно-кассовому обслуживанию.

В 2010 году Банком произведены расходы в размере 1 489 млн. руб.

Процентные расходы Банка в отчетном периоде составили 700 млн. руб. или 47% в общей сумме расходов. Увеличение доли процентных расходов на 6 процентных пунктов по сравнению с 2009 г. было обусловлено увеличением расходов по привлеченным срочным вкладам населения, по депозитам предприятий и выпущенным векселям, по начисляемым процентам на остатки на расчетных счетах. Причем, из указанных показателей наибольший удельный вес в процентных расходах по-прежнему сохранили расходы по срочным вкладам населения - 55%, хотя в отчетном году их доля снизилась на 13 процентных пунктов. Тем не менее, указанный рост расходов по вкладам населения в абсолютном выражении на 142 млн. руб. был связан с устойчивым наращиванием объемов их привлечения. Положительную динамику показал удельный вес расходов по депозитам юридических лиц и выпущенным векселям Банка: произошло увеличение их доли в процентных расходах с 28% до 37%. Удельный вес расходов по остаткам на расчетных счетах в процентных расходах изменился с 1% до 5%. При увеличении объемов остатков на счетах банковских карт за отчетный период, Банку удалось снизить объем расходов по данной статье на 63%.

В связи с увеличением кредитного портфеля Банка увеличилась и статья расходов «Резервы»: с 40 до 257 млн. руб.

Неоперационные расходы Банка в отчетном году увеличились на 54% или на 277 млн. руб., достигнув 789 млн. руб. Тем не менее, их доля в общем объеме расходов уменьшилась на 6 процентных пунктов.

Внутренние расходы Банка на содержание персонала за 2009 год составили 406 млн. руб., что связано не только с расширением штата сотрудников Банка, но и с увеличением заработных плат.

В связи с активным развитием сети линейных подразделений Банка закономерно увеличение административно-хозяйственных расходов в абсолютном выражении на 50 млн. руб. (33%), по сравнению с предыдущим годом, и арендной платы - на 27 млн. руб. (185%). Однако, удалось сократить долю административно-хозяйственных расходов с 30% до 26% в неоперационных и с 17% до 14% в общих расходах Банка. Доля же арендных платежей возросла: с 4% до 7% в неоперационных и с 2% до 4% в общих расходах Банка, что обусловлено открытием новых филиалов и дополнительных офисов Банка преимущественно на арендованных площадях.

Таблица 3

Структура чистых (сальдированных) доходов и расходов Банка в 2010 г.

 

2009 г.

2010 г.

млн. руб.

доля, %

млн. руб.

доля, %

Доходы, в т.ч.:

1063

100%

2 127

100%

Процентные, в т.ч.:

870

81,8%

1 539

72,4%

По кредитам юридическим лицам

569

53,5%

917

43,1%

По кредитам физическим лицам

104

9,8%

458

21,5%

По ценным бумагам

98

9,2%

97

4,6%

По векселям сторонних эмитентов

99

9,3%

67

3,2%

Непроцентные, в т.ч.:

193

18,2%

588

27,6%

По операциям с иностранной валютой

37

3,5%

36

1,7%

Комиссионные доходы

151

14,2%

544

25,6%

Прочие доходы

5

0,5%

8

0,3%

Расходы, в т.ч.:

870

100%

1 489

100%

Процентные, в т.ч.:

358

41,1%

700

47,0%

По остаткам на расчетных счетах

5

0,6%

37

2,5%

По депозитам юр. лиц и собственным векселям

101

11,6%

261

17,5%

По межбанковским кредитам (сальдо)

2

0,2%

15

1,0%

По срочным вкладам физических лиц

242

27,8%

384

25,8%

По остаткам на карточных счетах

8

0,9%

3

0,2%

Неоперационные, в т.ч.:

512

58,9%

789

53,0%

Заработная плата сотрудников

264

30,3%

406

27,3%

Административно-хозяйственные расходы

152

17,5%

202

13,6%

Амортизация основных средств

30

3,4%

52

3,5%

Налоги

32

3,8%

45

3,0%

Арендные платежи

20

2,3%

57

3,8%

Страхование вкладов

14

1,6%

27

1,8%

Резервы

40

 

257

 

ПРИБЫЛЬ

153

 

381

 

 

В 2010 году продолжалось активное развитие материального обеспечения Банка:

    • была закончена масштабная реконструкция здания Головного офиса Банка, призванная обеспечить комфортные условия работы с клиентами;
    • проведены текущие ремонты в помещениях 18 дополнительных офисов Банка;
    • произведен монтаж систем кондиционирования в операционных залах и кассовых узлах дополнительных офисов Банка;
    • обновлено специальное кассовое оборудование;
    • заменены вывески в 18 дополнительных офисах, что позитивно повлияло на узнаваемость брэнда.

В течение отчетного года произошли значительные улучшения программно-технологической базы. Был создан Центр обработки данных (серверная комната), отвечающий всем стандартам безопасности и современным техническим требованиям, обновлено серверное оборудование и система централизованного хранения данных (Data Storage), частично модернизирована структурированная кабельная сеть.

В условиях зависимости работоспособности Банка от электроснабжения осуществлено внедрение системы бесперебойного электропитания в Головном офисе Банка, введен в эксплуатацию дизель- генератор. В настоящее время любые перебои в электропитании не грозят прерыванием функционирования информационных систем, аварийными ситуациями в работе вычислительных комплексов, систем хранения данных. Реализация данного проекта позволила снять технологические риски сбоев в обслуживании и минимизировать риск потери данных.

В отчетном году было продолжено построение единой телефонной сети, произведено расширение функциональности основных банковских систем IBSO и 3 Card-R.

Также была организована система автоматической оплаты платежных документов в рамках перечисленных проектов, что позволило радикально изменить объемы обслуживания платежей клиентов и снизить трудозатраты операционных работников Банка. На текущий момент свыше 50% платежей клиентов обрабатываются в режиме автоматической оплаты. Второй этап внедрения данной системы в ближайшей перспективе позволяет довести долю автоматической обработки документов до 80 - 90%.

Совокупный объем инвестиций в развитие инфраструктуры и информационных технологий составил 11 млн. долларов.

 

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию процентной политики коммерческого банка

 

Эффективность работы коммерческого банка во многом зависит от того, насколько эффективна его процентная политика. Процентную политику банка на практике обычно рассматривают с точки зрения максимизации его доходов. Это может быть достигнуто различными способами, в том числе:

    • путем дальнейшего развития и совершенствования существующих форм и методов взимания процента, чтобы устанавливаемая ставка процента, во-первых, учитывала ситуацию на рынке банковских услуг, во- вторых, наиболее полно отражала условия договора между банком и клиентом, и, в-третьих, обеспечивала рентабельную работу банка;
    • путем увеличения объема получаемых процентных доходов за счет расширения круга выполняемых банком операций.

Основной целью процентной политики банка является обеспечение максимального финансового результата от проведения банковских операций, связанных с привлечением и размещением денежных средств. Поставленная цель достигается в ходе решения двух взаимосвязанных задач, а именно - задачи максимизации процентного дохода от размещения денежных средств и минимизации процентных расходов в результате привлечения ресурсов.

Размещение и привлечение ресурсов осуществляется в ходе проведения конкретных операций, предусмотренных действующими банковскими лицензиями. Соответственно, и процентная политика банка тесно связана с депозитной и кредитной политикой, реализуемой им.

Депозитная политика банка представляет собой банковскую политику по привлечению средств в депозиты и эффективному управлению ими. Депозитная политика коммерческого банка - это стратегия и тактика банка по привлечению средств вкладчиков и других кредиторов и определение наиболее эффективной комбинации источников средств для данного банка. Целью депозитной политики является удовлетворение нужд ликвидности банка путем активного изыскания заемных средств по мере необходимости. В связи с этим расширяются возможности получения прибыли, но это связано и с риском, который следует учитывать (в основном это соотношение между привлеченными средствами и доходами, которые можно получить при использовании депозитов).

Процентная политика банка в вопросах привлечения ресурсов тесно переплетается, как с процентной политикой в области размещения ресурсов, так и с депозитной политикой банка.

При формировании процентной политики банка в области привлечения ресурсов выделяются такие понятия как «объем привлеченных средств» и «реальный объем привлеченных средств к размещению», «стоимость привлеченных средств» и «реальная себестоимость этих средств для банка».

Такое ранжирование необходимо как для правильного определения суммы средств, которая реально может быть размещена, так и для расчета минимально допустимой процентной ставки при размещении этих средств, при которой сама сделка будет прибыльной.

Для процентной политики банка в вопросах привлечения ресурсов более важны понятия, учитывающие ряд дополнительных факторов, влияющих на реальную стоимость привлеченных банком денежных средств, такие как:

    • Нормы отчислений в фонд обязательных резервов, установленные ЦБ РФ и различающиеся для конкретных категорий ресурсов.
    • Уровень операционных расходов банка, связанных с привлечением и обслуживанием клиентов.
    • Расходы на рекламу.
    • Отвлечение части средств из оборота на операции, не приносящие дохода.
    • Сроки и размер привлечения средств, режим начисления и выплаты по ним процентов.
    • Временной лаг между датами привлечения и размещения средств.

Основным принципом проводимой банком процентной политики в области привлечения ресурсов является обеспечение минимального уровня затрат, связанных с привлечением денежных средств, при условии поддержания оптимального объема и оптимальной структуры пассивов (по срокам, по валюте).

Процентная политика банка в вопросах привлечения ресурсов, также как и депозитная политика, строится в зависимости от:

    • банковских инструментов, используемых для привлечения ресурсов;
    • субъектов депозитных отношений (в отношении физических и юридических лиц);
    • сроков привлечения ресурсов (краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная процентная политика);
    • цели привлечения (для инвестирования, кредитования, поддержания текущей ликвидности);
    • агрессивности в вопросах привлечения ресурсов и связанных с этим вопросом ценовой политики и степени риска проводимых операций.

При проведении процентной политики банка в области привлечения ресурсов учитываются следующие принципы:

    • принцип дифференциации процента в зависимости от срока хранения и размера сбережений;
    • принцип «социальной» дифференциации процента по вкладам;
    • принцип обеспечения рентабельности банковской деятельности;
    • принцип сохранения и защиты сбережений вкладчиков.

Информация о работе Анализ процентной политики в коммерческом банке