Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:14, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение процентной политики коммерческого банка.
Задачами написания данной работы являются:
- рассмотреть теоретические основы ведение процентной политики банка;
- изучить расходы и доходы коммерческого банка; особенности формирования финансового результата
- провести анализ процентной политики коммерческого банка
- отметить направления совершенствования организации и проведения процентной политики коммерческого банка
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты процентной политики в коммерческом банке 7
1.1 Банковский процент и механизм его использования 7
1.2 Анализ и управление процентным риском 17
1.3 Анализ процентных ставок и методов их начисления 23
Глава 2 Анализ процентной политики на примере СКБ-Банка 28
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия 28
2.2 Анализ структуры процентных доходов и расходов 43
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию процентной политики коммерческого банка 49
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Объем доходов, полученных как комиссии, по сравнению с 2009 годом, увеличился более чем в 3,5 раза и составил 544 млн. руб., или 26% в общем объеме доходов Банка, что выше на 12 процентных пунктов показателя 2009г. Комиссионные доходы, в составе которых наибольший удельный вес имеют доходы от расчетно-кассового обслуживания юридических и физических лиц, доходы от кредитования, а также доходы от комиссионных продуктов, также показали весьма существенный прирост к показателю 2009 г. - 73%. Данный показатель явился следствием активной работы Банка по разработке и внедрению новых комиссионных продуктов и тарифной политики по расчетно-кассовому обслуживанию.
В 2010 году Банком произведены расходы в размере 1 489 млн. руб.
Процентные расходы Банка в отчетном периоде составили 700 млн. руб. или 47% в общей сумме расходов. Увеличение доли процентных расходов на 6 процентных пунктов по сравнению с 2009 г. было обусловлено увеличением расходов по привлеченным срочным вкладам населения, по депозитам предприятий и выпущенным векселям, по начисляемым процентам на остатки на расчетных счетах. Причем, из указанных показателей наибольший удельный вес в процентных расходах по-прежнему сохранили расходы по срочным вкладам населения - 55%, хотя в отчетном году их доля снизилась на 13 процентных пунктов. Тем не менее, указанный рост расходов по вкладам населения в абсолютном выражении на 142 млн. руб. был связан с устойчивым наращиванием объемов их привлечения. Положительную динамику показал удельный вес расходов по депозитам юридических лиц и выпущенным векселям Банка: произошло увеличение их доли в процентных расходах с 28% до 37%. Удельный вес расходов по остаткам на расчетных счетах в процентных расходах изменился с 1% до 5%. При увеличении объемов остатков на счетах банковских карт за отчетный период, Банку удалось снизить объем расходов по данной статье на 63%.
В связи с увеличением кредитного портфеля Банка увеличилась и статья расходов «Резервы»: с 40 до 257 млн. руб.
Неоперационные расходы Банка в отчетном году увеличились на 54% или на 277 млн. руб., достигнув 789 млн. руб. Тем не менее, их доля в общем объеме расходов уменьшилась на 6 процентных пунктов.
Внутренние расходы Банка на содержание персонала за 2009 год составили 406 млн. руб., что связано не только с расширением штата сотрудников Банка, но и с увеличением заработных плат.
В связи с активным развитием сети линейных подразделений Банка закономерно увеличение административно-хозяйственных расходов в абсолютном выражении на 50 млн. руб. (33%), по сравнению с предыдущим годом, и арендной платы - на 27 млн. руб. (185%). Однако, удалось сократить долю административно-хозяйственных расходов с 30% до 26% в неоперационных и с 17% до 14% в общих расходах Банка. Доля же арендных платежей возросла: с 4% до 7% в неоперационных и с 2% до 4% в общих расходах Банка, что обусловлено открытием новых филиалов и дополнительных офисов Банка преимущественно на арендованных площадях.
Таблица 3
Структура чистых (сальдированных) доходов и расходов Банка в 2010 г.
2009 г. |
2010 г. | |||
млн. руб. |
доля, % |
млн. руб. |
доля, % | |
Доходы, в т.ч.: |
1063 |
100% |
2 127 |
100% |
Процентные, в т.ч.: |
870 |
81,8% |
1 539 |
72,4% |
По кредитам юридическим лицам |
569 |
53,5% |
917 |
43,1% |
По кредитам физическим лицам |
104 |
9,8% |
458 |
21,5% |
По ценным бумагам |
98 |
9,2% |
97 |
4,6% |
По векселям сторонних эмитентов |
99 |
9,3% |
67 |
3,2% |
Непроцентные, в т.ч.: |
193 |
18,2% |
588 |
27,6% |
По операциям с иностранной валютой |
37 |
3,5% |
36 |
1,7% |
Комиссионные доходы |
151 |
14,2% |
544 |
25,6% |
Прочие доходы |
5 |
0,5% |
8 |
0,3% |
Расходы, в т.ч.: |
870 |
100% |
1 489 |
100% |
Процентные, в т.ч.: |
358 |
41,1% |
700 |
47,0% |
По остаткам на расчетных счетах |
5 |
0,6% |
37 |
2,5% |
По депозитам юр. лиц и собственным векселям |
101 |
11,6% |
261 |
17,5% |
По межбанковским кредитам (сальдо) |
2 |
0,2% |
15 |
1,0% |
По срочным вкладам физических лиц |
242 |
27,8% |
384 |
25,8% |
По остаткам на карточных счетах |
8 |
0,9% |
3 |
0,2% |
Неоперационные, в т.ч.: |
512 |
58,9% |
789 |
53,0% |
Заработная плата сотрудников |
264 |
30,3% |
406 |
27,3% |
Административно-хозяйственные расходы |
152 |
17,5% |
202 |
13,6% |
Амортизация основных средств |
30 |
3,4% |
52 |
3,5% |
Налоги |
32 |
3,8% |
45 |
3,0% |
Арендные платежи |
20 |
2,3% |
57 |
3,8% |
Страхование вкладов |
14 |
1,6% |
27 |
1,8% |
Резервы |
40 |
257 |
||
ПРИБЫЛЬ |
153 |
381 |
В 2010 году продолжалось активное развитие материального обеспечения Банка:
В течение отчетного года произошли значительные улучшения программно-технологической базы. Был создан Центр обработки данных (серверная комната), отвечающий всем стандартам безопасности и современным техническим требованиям, обновлено серверное оборудование и система централизованного хранения данных (Data Storage), частично модернизирована структурированная кабельная сеть.
В условиях зависимости работоспособности Банка от электроснабжения осуществлено внедрение системы бесперебойного электропитания в Головном офисе Банка, введен в эксплуатацию дизель- генератор. В настоящее время любые перебои в электропитании не грозят прерыванием функционирования информационных систем, аварийными ситуациями в работе вычислительных комплексов, систем хранения данных. Реализация данного проекта позволила снять технологические риски сбоев в обслуживании и минимизировать риск потери данных.
В отчетном году было продолжено построение единой телефонной сети, произведено расширение функциональности основных банковских систем IBSO и 3 Card-R.
Также была организована система автоматической оплаты платежных документов в рамках перечисленных проектов, что позволило радикально изменить объемы обслуживания платежей клиентов и снизить трудозатраты операционных работников Банка. На текущий момент свыше 50% платежей клиентов обрабатываются в режиме автоматической оплаты. Второй этап внедрения данной системы в ближайшей перспективе позволяет довести долю автоматической обработки документов до 80 - 90%.
Совокупный объем инвестиций в развитие инфраструктуры и информационных технологий составил 11 млн. долларов.
Эффективность работы коммерческого банка во многом зависит от того, насколько эффективна его процентная политика. Процентную политику банка на практике обычно рассматривают с точки зрения максимизации его доходов. Это может быть достигнуто различными способами, в том числе:
Основной целью процентной политики банка является обеспечение максимального финансового результата от проведения банковских операций, связанных с привлечением и размещением денежных средств. Поставленная цель достигается в ходе решения двух взаимосвязанных задач, а именно - задачи максимизации процентного дохода от размещения денежных средств и минимизации процентных расходов в результате привлечения ресурсов.
Размещение и привлечение ресурсов осуществляется в ходе проведения конкретных операций, предусмотренных действующими банковскими лицензиями. Соответственно, и процентная политика банка тесно связана с депозитной и кредитной политикой, реализуемой им.
Депозитная политика банка представляет собой банковскую политику по привлечению средств в депозиты и эффективному управлению ими. Депозитная политика коммерческого банка - это стратегия и тактика банка по привлечению средств вкладчиков и других кредиторов и определение наиболее эффективной комбинации источников средств для данного банка. Целью депозитной политики является удовлетворение нужд ликвидности банка путем активного изыскания заемных средств по мере необходимости. В связи с этим расширяются возможности получения прибыли, но это связано и с риском, который следует учитывать (в основном это соотношение между привлеченными средствами и доходами, которые можно получить при использовании депозитов).
Процентная политика банка в вопросах привлечения ресурсов тесно переплетается, как с процентной политикой в области размещения ресурсов, так и с депозитной политикой банка.
При формировании процентной политики банка в области привлечения ресурсов выделяются такие понятия как «объем привлеченных средств» и «реальный объем привлеченных средств к размещению», «стоимость привлеченных средств» и «реальная себестоимость этих средств для банка».
Такое ранжирование необходимо как для правильного определения суммы средств, которая реально может быть размещена, так и для расчета минимально допустимой процентной ставки при размещении этих средств, при которой сама сделка будет прибыльной.
Для процентной политики банка в вопросах привлечения ресурсов более важны понятия, учитывающие ряд дополнительных факторов, влияющих на реальную стоимость привлеченных банком денежных средств, такие как:
Основным принципом проводимой банком процентной политики в области привлечения ресурсов является обеспечение минимального уровня затрат, связанных с привлечением денежных средств, при условии поддержания оптимального объема и оптимальной структуры пассивов (по срокам, по валюте).
Процентная политика банка в вопросах привлечения ресурсов, также как и депозитная политика, строится в зависимости от:
При проведении процентной политики банка в области привлечения ресурсов учитываются следующие принципы:
Информация о работе Анализ процентной политики в коммерческом банке