Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:42, дипломная работа
Актуальность темы «Финансовое планирование на предприятии» очевидна в нынешних условиях. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:
увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
высокая нестабильность внешних условий и факторов;
новый стиль руководства персоналом;
Введение
1. Теоретические аспекты организации корпоративного финансового планирования
Принципы организации и методы финансового планирования
Виды финансовых планов и процесс их формирования
Методика бюджетирования
Современные пакеты анализа в финансовом планировании
2. Оценка системы финансового планирования и бюджетирования ОАО «Счетмаш»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка финансового положения предприятия за период 2003-2005 гг
2.3 Виды финансовых планов и бюджетов предприятия
2.4 Пути повышения эффективности использования активов
3. Совершенствование системы корпоративного финансового планирования ОАО «Счетмаш»
3.1 Применение экономико-математического метода в среднесрочном планировании
3.2 Использование современных пакетов анализа для планирования финансовых показателей и результатов деятельности
3.3 Проблемы построения эффективной системы бюджетирования
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Бюджет производственных
запасов необходим для
- бюджета доходов и
расходов – в части подготовки
данных о себестоимости
- прогноза баланса –
в части данных о состоянии
запасов готовой продукции,
7. Бюджет коммерческих расходов.
Коммерческие расходы – это затраты, связанные с продвижением товаров на рынок сбыта. Как правило, чем больше объем продаж, тем больше средств направляется на стимулирование сбыта, соответственно, растет величина коммерческих расходов.
К коммерческим расходам относятся:
комиссионные сборы, уплачиваемые в соответствии с договорами сбытовым и посредническим организациям;
транспортные услуги;
расходы на тару и упаковку;
расходы на рекламу;
прочие расходы по сбыту (затраты на хранение, складирование, подсортировку и т.п.).
8. Бюджет управленческих расходов.
Назначение данного бюджета состоит в определении общих и административных расходов, необходимых для управления коммерческой организацией в целом.
Выделяют следующие типовые статьи управленческих расходов промышленного предприятия:
Расходы на управление коммерческой организацией:
- заработная плата
- командировочные расходы
по установленным
- представительские расходы;
- содержание пожарной охраны, расходы службы безопасности.
Общехозяйственные расходы:
- содержание прочего
- амортизация основных
средств общехозяйственного
- содержание и ремонт зданий, сооружений и оборудования общезаводского назначения;
- расходы на подготовку и переподготовку кадров;
- расходы на содержание обслуживание автотранспорта;
- прочие расходы (юридические
расходы, услуги банков, услуги
связи, аудиторские услуги, информационно-
Налоги, сборы, платежи (относящиеся на себестоимость продукции).
Непроизводственные расходы:
- потери от простоев;
-недостачи и потери
от порчи материалов при
9. Бюджет доходов и расходов.
Составление бюджет доходов и расходов (или прогнозного отчета о прибылях и
убытках) является «выходной формой» операционного бюджета.
В этом документе рассчитывается
плановое значение: объема продаж от реализации
отгруженной покупателям
10. Инвестиционный бюджет.
Бюджет доходов и расходов должен включать амортизационные отчисления, которые находятся в прямой зависимости от объема капиталовложений.
Составление бюджета капитальных вложений (инвестиционного бюджета) – это процесс планирования и управления долгосрочными инвестициями коммерческой организации.
В инвестиционном бюджете
происходит окончательное определение
объектов инвестирования, объемов и
сроков реальных инвестиций. В этом
документе особое внимание должно быть
сосредоточено на влиянии новых
инвестиций на финансовые результаты
деятельности коммерческой организации,
величину прибыли. Определяя конкретные
направления использования
11. Бюджет движения денежных средств.
Главная задача бюджета движения
денежных средств (БДДС) – проверить
реальность источников поступления
средств (притоков) и обоснованность
расходов (оттоков), синхронность их возникновения
определить возможную величину потребности
в заемных средствах. Это документ,
позволяющий реально оценить, сколько
денежных средств и в каком
периоде потребуется
12. Прогноз баланса.
Прогноз баланса – это
прогноз состояния активов и
пассивов коммерческой организации, бизнеса,
инвестиционного проекта или
структурного подразделения в соответствии
со сложившейся структурой активов
и обязательств и ее изменением в
процессе реализации бюджета доходов
и расходов, бюджета движения денежных
средств и инвестиционного
Прогноз баланса, как и бухгалтерский баланс, состоит из двух основных разделов – актива и пассива, которые должны быть равны между собой. Прогноз баланса строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений каждой статьи баланса.
Таким образом, бюджетирование служит инструментом планирования и контроля; повышает эффективность принятия управленческих решений и повышает объективность оценки деятельности структурных подразделений.
1.4 Современные пакеты анализа в финансовом планировании
Необходимость моделирования,
консолидация данных и просмотр исторической
информации, а также отчетность и
графическое представление
Поскольку составление финансовых планов и бюджетов является итеративным процессом, то прежде чем они примут нормальные очертания, требуются многократные изменения и притирка данных. Много времени уходит на согласование операций, сбор данных и подготовку отчетных документов. Кроме того, контроль и анализ исполнения бюджетов в коммерческих организациях сопряжены с обработкой больших массивов исходной информации.
На сегодняшний день, в
силу приоритетности анализа финансового
состояния и доходности деятельности
хозяйствующих субъектов в
И.Я. Лукасевич выделяет следующие классы программных средств, используемые в качестве инструментария поддержки финансовых решений: [Лихачева]
пакеты общего назначения;
пакеты для решения задач фундаментального анализа, в том числе:
- программы, ориентированные на решение конкретных задач;
- пакеты для анализа
финансового состояния
- пакеты для оценки и управления инвестиционными проектами;
интегрированные системы управления предприятиями;
пакеты для решения задач технического анализа;
статистические и
системы искусственного интеллекта.
Наиболее примитивные
функции финансового
На сегодняшний день лидером
в этом классе является семейство
ППП EXCEL, имеющее широкие функциональные
возможности и позволяющее
Большинство предприятий, особенно в России, используют таблицы EXCEL как основной инструмент планирования. Однако такой порядок может быть оправдан для малых предприятий, где процесс составления, контроля и анализа финансовых планов и бюджетов может быть облегчен применением электронных таблиц, согласованных между собой.
На средних и крупных предприятиях необходимы специализированные программные средства, полностью автоматизирующие весь бюджетный процесс. Дело в том, что процесс планирования, бюджетирования и консолидации весьма сложен, трудоемок, поглощает много времени и подвержен неизбежным ошибкам. Для средних и крупных предприятий один цикл финансового планирования означает заполнение множества таблиц, которые затем рассылаются руководителям подразделений и направлений бизнеса, с тем чтобы они просмотрели их и внесли необходимые корректировки. Вполне возможно, что кто-то из них может сделать ошибки: переделать формулы либо макросы, внести неправильные данные, внести данные в другие ячейки, удалить важные связки и прочее. В такой ситуации к концу процесса формируются несколько вариантов одного и того же плана (бюджета), и никто не знает, какой из них наиболее правильный. Кроме того, несовпадения могут явиться результатом недостаточной коммуникации между участниками процесса. Например, вполне вероятна ситуация, когда менеджеры вносят поправки и забывают сообщить об этом другим.
Программы, ориентированные на решение задач финансового планирования и бюджетирования [Лихачева]
В настоящее время на отечественном
рынке представлено довольно ограниченное
число специализированных продуктов,
ориентированных на решение задач
планирования и бюджетирования. Среди
российских программ в области формирования
и оптимизации финансового
ППП «Альт-Прогноз». Программа «Альт-Прогноз» (модель фирмы «АЛЬТ») ориентирована на решение задач оперативного и текущего планирования и управления финансовыми ресурсами коммерческой организации.
С помощью модели решается задача формирования и оптимизации бюджетов (финансовых планов) коммерческой организации.
С помощью этой программы,
введя исходные данные из баланса
и отчета о финансовых результатах,
можно сформировать бюджет движения
денежных средств, а также провести
анализ будущего финансового положения
коммерческой организации. Основными
итоговыми характеристиками прогнозируемого
финансового состояния
Заложенные в «Альт-Прогнозе» схемы взаиморасчетов (среди которых авансовые платежи за поставляемые товары, оплата в счет погашения долгов и др.) позволяет финансовому менеджеру не только выбирать готовые варианты, но и изменять параметры задач для поиска эффективных управленческих решений.
Программа «Альт-Прогноз» позволяет решить следующие задачи:
- определить объем реализации
и цены каждого вида продукции,
- оптимизировать потребности
предприятия в оборотных
- рассчитать сумму необходимого кредитования и построить
график привлечения и возврата средств (в том числе по ранее привлеченным кредитам);
- проводить контроль и
оптимизировать структуру
- сформировать и обосновать
план выхода коммерческой
- выработать финансовую
стратегию головной компании
в от ношении своих
- выбирать наиболее
ППП «БЭСТ-План». «БЭСТ-План» — разработка компании «Интеллект-Сервис». Эта программа автоматизации планирования на предприятиях различного масштаба и профиля. Назначение продукта «БЭСТ-План» разработка планов по себестоимости продукции, работ, услуг
(издержкам обращения);
- расчет экономической
эффективности каждого вида
- проведение расчета «точки
безубыточности» для выбора
- прогнозирование финансовых
результатов деятельности
Возможности программы:
- разработка нескольких вариантов плана с выбором оптимального решения;
- автоматический расчет
количества финансовых, материальных
и трудовых ресурсов, необходимых
для достижения намеченных
- управление ценообразованием;
- контроль в результате
сопоставления плановых и
ППП «Project Expert». Одной из распространенных программ является «Project Expert», разработанная консультационной фирмой «Про-Инвест Консалтинг».
Функциональные возможности Project Expert:
Project Expert позволяет разработать план и провести анализ
эффективности инвестиционного проекта без отраслевых ограничений. Допустимая длительность проекта — 30 лет. Минимальный
шаг расчета — один месяц,
что позволяет производить
влияние на денежные потоки временных факторов в условиях высокой инфляции. Ввод поступлений и выплат может производиться
в двух валютах. Количество различных продуктов (услуг), реализуемых в одном проекте — до 400.
Project Expert имеет в своем
составе инструментальные
проекта, включая разработку календарного плана проекта, построение сетевого графика с учетом различных условий взаимодействия
стадий проекта между собой и представить его в виде диаграмм GANTT и PERT.
3.Project Expert позволяет профессионально провести анализ эффективности проекта. Имитационная (динамическая) модель денежных потоков позволяет не только рассчитать основные финансовые показатели эффективности проекта в различные периоды времени, но и выработать наиболее рациональную стратегию его реализации посредством ранжирования набора факторов, отражающих возможные варианты развития проекта.
Для оценки эффективности проекта рассчитываются следующие показатели: рентабельность активов, рентабельность собственного (акционерного) капитала, рентабельность инвестиций, рентабельность продаж, прирост собственного (акционерного) капитала, срок окупаемости проекта, внутренняя норма доходности, чистая приведенная стоимость, индекс прибыльности, показатели платежеспособности и ликвидности, показатели оборота запасов и поступлений и др.