Среднесрочное корпоративное планирование в системе управления финансами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:42, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы «Финансовое планирование на предприятии» очевидна в нынешних условиях. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:
увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
высокая нестабильность внешних условий и факторов;
новый стиль руководства персоналом;

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты организации корпоративного финансового планирования
Принципы организации и методы финансового планирования
Виды финансовых планов и процесс их формирования
Методика бюджетирования
Современные пакеты анализа в финансовом планировании
2. Оценка системы финансового планирования и бюджетирования ОАО «Счетмаш»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка финансового положения предприятия за период 2003-2005 гг
2.3 Виды финансовых планов и бюджетов предприятия
2.4 Пути повышения эффективности использования активов
3. Совершенствование системы корпоративного финансового планирования ОАО «Счетмаш»
3.1 Применение экономико-математического метода в среднесрочном планировании
3.2 Использование современных пакетов анализа для планирования финансовых показателей и результатов деятельности
3.3 Проблемы построения эффективной системы бюджетирования
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 179.87 Кб (Скачать)

Бюджет производственных запасов необходим для формирования двух плановых документов:

- бюджета доходов и  расходов – в части подготовки  данных о себестоимости реализованной  продукции;

- прогноза баланса –  в части данных о состоянии  запасов готовой продукции, незавершенного  производства и материалов на  конец планового периода.

7. Бюджет коммерческих  расходов.

Коммерческие расходы  – это затраты, связанные с  продвижением товаров на рынок сбыта. Как правило, чем больше объем  продаж, тем больше средств направляется на стимулирование сбыта, соответственно, растет величина коммерческих расходов.

К коммерческим расходам относятся:

комиссионные сборы, уплачиваемые в соответствии с договорами сбытовым и посредническим организациям;

транспортные услуги;

расходы на тару и упаковку;

расходы на рекламу;

прочие расходы по сбыту (затраты на хранение, складирование, подсортировку и т.п.).

8. Бюджет управленческих  расходов.

Назначение данного бюджета  состоит в определении общих  и административных расходов, необходимых  для управления коммерческой организацией в целом.

Выделяют следующие типовые  статьи управленческих расходов промышленного  предприятия:

Расходы на управление коммерческой организацией:

- заработная плата административно-управленческого  персонала;

- командировочные расходы  по установленным законодательством  РФ нормам;

- представительские расходы;

- содержание пожарной  охраны, расходы службы безопасности.

Общехозяйственные расходы:

- содержание прочего общезаводского  персонала;

- амортизация основных  средств общехозяйственного назначения (например, здания заводоуправления);

- содержание и ремонт  зданий, сооружений и оборудования  общезаводского назначения;

- расходы на подготовку  и переподготовку кадров;

- расходы на содержание  обслуживание автотранспорта;

- прочие расходы (юридические  расходы, услуги банков, услуги  связи, аудиторские услуги, информационно-консультационные  услуги и т.д.).

Налоги, сборы, платежи (относящиеся  на себестоимость продукции).

Непроизводственные расходы:

- потери от простоев;

-недостачи и потери  от порчи материалов при хранении  на складе.

9. Бюджет доходов и  расходов.

Составление бюджет доходов  и расходов (или прогнозного отчета о прибылях и 

убытках) является «выходной  формой» операционного бюджета.

В этом документе рассчитывается плановое значение: объема продаж от реализации отгруженной покупателям продукции, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты по доходам), налогов к уплате и  др. Большая исходных данных берется  из операционных бюджетов.

10. Инвестиционный бюджет.

Бюджет доходов и расходов должен включать амортизационные отчисления, которые находятся в прямой зависимости  от объема капиталовложений.

Составление бюджета капитальных  вложений (инвестиционного бюджета) – это процесс планирования и  управления долгосрочными инвестициями коммерческой организации.

В инвестиционном бюджете  происходит окончательное определение  объектов инвестирования, объемов и  сроков реальных инвестиций. В этом документе особое внимание должно быть сосредоточено на влиянии новых  инвестиций на финансовые результаты деятельности коммерческой организации, величину прибыли. Определяя конкретные направления использования финансовых ресурсов, следует учитывать различия в уровне получаемой отдачи и выбирать затраты, обеспечивающие предельно  высокую рентабельность. При этом финансовые затраты необходимо соотносить со сроками их окупаемости.

11. Бюджет движения денежных  средств.

Главная задача бюджета движения денежных средств (БДДС) – проверить  реальность источников поступления  средств (притоков) и обоснованность расходов (оттоков), синхронность их возникновения  определить возможную величину потребности  в заемных средствах. Это документ, позволяющий реально оценить, сколько  денежных средств и в каком  периоде потребуется коммерческой организации.

12. Прогноз баланса.

Прогноз баланса – это  прогноз состояния активов и  пассивов коммерческой организации, бизнеса, инвестиционного проекта или  структурного подразделения в соответствии со сложившейся структурой активов  и обязательств и ее изменением в  процессе реализации бюджета доходов  и расходов, бюджета движения денежных средств и инвестиционного бюджета. Его назначение – показать, как  изменится балансовая стоимость  коммерческой организации в результате осуществления финансово-хозяйственной  деятельности организации в целом  или ее структурных подразделений  в течение бюджетного периода.

Прогноз баланса, как и  бухгалтерский баланс, состоит из двух основных разделов – актива и  пассива, которые должны быть равны  между собой. Прогноз баланса  строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений каждой статьи баланса.

Таким образом, бюджетирование служит инструментом планирования и  контроля; повышает эффективность принятия управленческих решений и повышает объективность оценки деятельности структурных подразделений.

 

1.4 Современные  пакеты анализа в финансовом  планировании

 

Необходимость моделирования, консолидация данных и просмотр исторической информации, а также отчетность и  графическое представление данных немыслимо без использования  специальных компьютерных программ.

Поскольку составление финансовых планов и бюджетов является итеративным  процессом, то прежде чем они примут нормальные очертания, требуются многократные изменения и притирка данных. Много  времени уходит на согласование операций, сбор данных и подготовку отчетных документов. Кроме того, контроль и  анализ исполнения бюджетов в коммерческих организациях сопряжены с обработкой больших массивов исходной информации.

На сегодняшний день, в  силу приоритетности анализа финансового  состояния и доходности деятельности хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики по сравнению  с другими направлениями экономического анализа, наибольшее развитие получили программы, позволяющие оценить  и проанализировать финансовое состояние  хозяйствующего субъекта, а также  достигнутые финансовые результаты хозяйственной деятельности. [Ефимова]

И.Я. Лукасевич выделяет следующие  классы программных средств, используемые в качестве инструментария поддержки  финансовых решений: [Лихачева]

пакеты общего назначения;

пакеты для решения  задач фундаментального анализа, в  том числе:

- программы, ориентированные  на решение конкретных задач; 

- пакеты для анализа  финансового состояния предприятия;

- пакеты для оценки  и управления инвестиционными  проектами;

интегрированные системы  управления предприятиями;

пакеты для решения  задач технического анализа;

статистические и математические пакеты программ;

системы искусственного интеллекта.

Наиболее примитивные  функции финансового планирования могут быть реализованы в среде  электронных таблиц (табличных процессоров) нового поколения. К числу таких  программных средств относятся EXCEL, Lotus, Quattro Pro 7 и др. Наиболее существенными  достоинствами пакетов общего назначения являются: эффективное моделирование  различных сценариев развития коммерческой организации; возможности математического, статистического и графического анализа данных; развитый интерфейс  с другими пакетами прикладных программ (ППП) и др.

На сегодняшний день лидером  в этом классе является семейство  ППП EXCEL, имеющее широкие функциональные возможности и позволяющее осуществлять разработку собственных приложений на языке программирования Visual Basis for Application.

Большинство предприятий, особенно в России, используют таблицы EXCEL как  основной инструмент планирования. Однако такой порядок может быть оправдан для малых предприятий, где процесс  составления, контроля и анализа  финансовых планов и бюджетов может  быть облегчен применением электронных  таблиц, согласованных между собой.

На средних и крупных  предприятиях необходимы специализированные программные средства, полностью автоматизирующие весь бюджетный процесс. Дело в том, что процесс планирования, бюджетирования и консолидации весьма сложен, трудоемок, поглощает много времени и подвержен неизбежным ошибкам. Для средних и крупных предприятий один цикл финансового планирования означает заполнение множества таблиц, которые затем рассылаются руководителям подразделений и направлений бизнеса, с тем чтобы они просмотрели их и внесли необходимые корректировки. Вполне возможно, что кто-то из них может сделать ошибки: переделать формулы либо макросы, внести неправильные данные, внести данные в другие ячейки, удалить важные связки и прочее. В такой ситуации к концу процесса формируются несколько вариантов одного и того же плана (бюджета), и никто не знает, какой из них наиболее правильный. Кроме того, несовпадения могут явиться результатом недостаточной коммуникации между участниками процесса. Например, вполне вероятна ситуация, когда менеджеры вносят поправки и забывают сообщить об этом другим.

Программы, ориентированные  на решение задач финансового  планирования и бюджетирования [Лихачева]

В настоящее время на отечественном  рынке представлено довольно ограниченное число специализированных продуктов, ориентированных на решение задач  планирования и бюджетирования. Среди  российских программ в области формирования и оптимизации финансового планирования наиболее известными являются «Альт-Прогноз», «БЭСТ-План», «Project Expert» и «Альт-Инвест».

ППП «Альт-Прогноз». Программа  «Альт-Прогноз» (модель фирмы «АЛЬТ») ориентирована на решение задач  оперативного и текущего планирования и управления финансовыми ресурсами  коммерческой организации.

С помощью модели решается задача формирования и оптимизации  бюджетов (финансовых планов) коммерческой организации.

С помощью этой программы, введя исходные данные из баланса  и отчета о финансовых результатах, можно сформировать бюджет движения денежных средств, а также провести анализ будущего финансового положения  коммерческой организации. Основными  итоговыми характеристиками прогнозируемого  финансового состояния коммерческой организации являются модель расчетного счета предприятия, прогнозный отчет  о прибыли и убытках, показатели безубыточности деятельности.

Заложенные в «Альт-Прогнозе»  схемы взаиморасчетов (среди которых  авансовые платежи за поставляемые товары, оплата в счет погашения  долгов и др.) позволяет финансовому  менеджеру не только выбирать готовые  варианты, но и изменять параметры  задач для поиска эффективных  управленческих решений.

Программа «Альт-Прогноз» позволяет  решить следующие задачи:

- определить объем реализации  и цены каждого вида продукции,  при которых обеспечивается необходимый  уровень прибыльности (безубыточность) коммерческой организации;

- оптимизировать потребности  предприятия в оборотных средствах;

- рассчитать сумму необходимого  кредитования и построить

график привлечения и  возврата средств (в том числе  по ранее привлеченным кредитам);

- проводить контроль и  оптимизировать структуру поступлений  и платежей. При обнаружении отрицательного  остатка свободных денежных средств  моделируются управленческие решения  по ликвидации дефицита бюджета;

- сформировать и обосновать  план выхода коммерческой организации  из кризиса (в том числе при  возможной процедуре банкротства);

- выработать финансовую  стратегию головной компании  в от ношении своих структурных  подразделений;

- выбирать наиболее рациональные  управленческие решения, направленные  на повышение рентабельности  и ликвидности коммерческой организации.

ППП «БЭСТ-План». «БЭСТ-План» — разработка компании «Интеллект-Сервис». Эта программа автоматизации планирования на предприятиях различного масштаба и профиля. Назначение продукта «БЭСТ-План» разработка планов по себестоимости продукции, работ, услуг

(издержкам обращения);

- расчет экономической  эффективности каждого вида продукции  в соответствии с производственными  планами коммерческой организации;

- проведение расчета «точки  безубыточности» для выбора оптимального  соотношения затрат, объемов и  прибыли;

- прогнозирование финансовых  результатов деятельности коммерческой  организации.

Возможности программы:

- разработка нескольких  вариантов плана с выбором  оптимального решения;

- автоматический расчет  количества финансовых, материальных  и трудовых ресурсов, необходимых  для достижения намеченных целей;

- управление ценообразованием;

- контроль в результате  сопоставления плановых и фактических  затрат.

ППП «Project Expert». Одной из распространенных программ является «Project Expert», разработанная консультационной фирмой «Про-Инвест Консалтинг».

Функциональные возможности Project Expert:

Project Expert позволяет разработать  план и провести анализ

эффективности инвестиционного  проекта без отраслевых ограничений. Допустимая длительность проекта — 30 лет. Минимальный

шаг расчета — один месяц, что позволяет производить расчеты  проектов, имеющих сезонный характер, а также корректно учитывать

влияние на денежные потоки временных факторов в условиях высокой  инфляции. Ввод поступлений и выплат может производиться

в двух валютах. Количество различных продуктов (услуг), реализуемых  в одном проекте — до 400.

Project Expert имеет в своем  составе инструментальные средства, позволяющие разработать детальный  инвестиционный план

проекта, включая разработку календарного плана проекта, построение сетевого графика с учетом различных  условий взаимодействия

стадий проекта между  собой и представить его в  виде диаграмм GANTT и PERT.

3.Project Expert позволяет профессионально  провести анализ эффективности  проекта. Имитационная (динамическая) модель денежных потоков позволяет не только рассчитать основные финансовые показатели эффективности проекта в различные периоды времени, но и выработать наиболее рациональную стратегию его реализации посредством ранжирования набора факторов, отражающих возможные варианты развития проекта.

Для оценки эффективности  проекта рассчитываются следующие  показатели: рентабельность активов, рентабельность собственного (акционерного) капитала, рентабельность инвестиций, рентабельность продаж, прирост собственного (акционерного) капитала, срок окупаемости проекта, внутренняя норма доходности, чистая приведенная стоимость, индекс прибыльности, показатели платежеспособности и ликвидности, показатели оборота запасов и  поступлений и др.

Информация о работе Среднесрочное корпоративное планирование в системе управления финансами предприятия