Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:42, дипломная работа
Актуальность темы «Финансовое планирование на предприятии» очевидна в нынешних условиях. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:
увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
высокая нестабильность внешних условий и факторов;
новый стиль руководства персоналом;
Введение
1. Теоретические аспекты организации корпоративного финансового планирования
Принципы организации и методы финансового планирования
Виды финансовых планов и процесс их формирования
Методика бюджетирования
Современные пакеты анализа в финансовом планировании
2. Оценка системы финансового планирования и бюджетирования ОАО «Счетмаш»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка финансового положения предприятия за период 2003-2005 гг
2.3 Виды финансовых планов и бюджетов предприятия
2.4 Пути повышения эффективности использования активов
3. Совершенствование системы корпоративного финансового планирования ОАО «Счетмаш»
3.1 Применение экономико-математического метода в среднесрочном планировании
3.2 Использование современных пакетов анализа для планирования финансовых показателей и результатов деятельности
3.3 Проблемы построения эффективной системы бюджетирования
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Составление отчетного баланса способствует выявлению негативных моментов хозяйственной деятельности и определению резервов роста объема продаж, прибыли, доходности. Отчетный баланс составляют по форме финансового плана.
В инвестиционном плане (бюджете) отражают общий объем реальных инвестиций (капиталовложений), направления их расходования и источники финансирования.
В современных условиях наиболее перспективным является метод самофинансирования, при котором доля собственных средств в общем объеме капиталовложений должна превышать 50%. Тем самым обеспечивают финансовую независимость предприятия от внешних источников и сокращают расходы по обслуживанию долга кредиторам.
План распределения прибыли – это традиционный расчет бухгалтерской и чистой прибыли. Часть необходимой работы выполняют при прогнозировании объема продаж, построении графика безубыточности, где также необходимо рассчитать выручку от реализации, ее полную себестоимость и ожидаемую прибыль.
Основным документом по управлению текущим денежным оборотом предприятия (корпорации) является платежный баланс.
Кассовый план (заявка) – план оборота наличных денежных средств предприятия, который характеризует поступления и выплаты денежных средств через кассу. Своевременная выплата наличных денег характеризует денежные отношения предприятия с его персоналом. Надлежащая постановка кассового планирования на каждом предприятии способствует стабилизации денежного обращения в стране. Оперативный контроль исполнения кассового плана возложен на финансовую службу и бухгалтерию предприятия.
Кредитный план – это план получения и погашения ссуд банков (включая уплату процентов за кредит).
В кредитный план включают следующие виды ссуд:
кредиты на производственные цели (на формирование основных и оборотных средств);
инвестиционные кредиты (на финансирование нового строительства или приобретение недвижимости);
кредиты на сезонные затраты производства;
сельскохозяйственные кредиты.
Взаимоотношения между заемщиком и банком регулируют кредитным договором. Перед тем как выдать кредит, банк проверяет обеспеченность ссуды и платежеспособность заемщика. Банк берет на себя кредитный риск лишь в том случае, если он убежден в выполнении заемщиком (дебитором) платежных обязательств по возврату кредита, включая выплату процентов. После предоставления кредита банк следит за тем, чтобы:
кредит использовался в соответствии с договором;
своевременно выплачивались проценты за кредит и суммы взносов в погашении долга;
не изменялись условия предоставления кредита.
Если снизится ценность предоставленных гарантий, то банк вправе потребовать от заемщика их усиления или частичного возврата кредита.
План валютных доходов и расходов составляют на основе предполагаемого объема валютной выручки от экспортной реализации товаров в соответствии с заключенными контрактами, на базе плановых поступлений валюты от продажи их на внутреннем рынке и иных поступлений, а также предполагаемых расходов в валюте. В отличии от платежного баланса в прогнозе о движении денежных средств на предстоящий квартал их отражают по видам деятельности. Как правило различают три вида хозяйственных операций и соответственно связанных с ними денежных потоков:
текущая (операционная) деятельность;
инвестиционная;
финансовая.
Подобная группировка дает возможность:
исследовать движение текущих денежных потоков;
оценить способность предприятия погасить свою задолженность перед кредиторами;
выплатить дивиденды владельцам акций;
изучить возможность привлечения дополнительных денежных ресурсов для реализации инвестиционных, инновационных и других программ.
Планирование схемы
Процедура разработки бюджета формирования и финансирования оборотных активов включает расчет прогноза объемов запасов, дебиторской и кредиторской задолженности на предстоящий квартал (год).
Более детальный прогноз финансовых показателей осуществляют в процессе бюджетирования доходов, расходов и капитала предприятия (корпорации).
1.3 Методика бюджетирования
Бюджетирование – это производственно-финансовое планирование деятельности предприятия путем составления общего бюджета предприятия, а также бюджетов отдельных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов. Оно позволяет контролировать и управлять материальными и денежными ресурсами предприятия и его подразделений и оценивать финансовые результаты их деятельности. [Волков]
Бюджет – это количественные показатели плана, характеризующие доходы и расходы предприятия и его отдельных подразделений, позволяющие определить финансовые результаты и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданной цели.
Организация планирования зависит
от величины предприятия. На очень мелких
предприятиях не существует разделения
управленческих функций в собственном
смысле этого слова, и руководители
имеют возможность
Бюджеты подразделений должны
разрабатываться не изолированно друг
от друга. При расчете, например, плановых
показателей реализации, а значит
и величины покрытия необходимо знать
условия производства и запланированные
отпускные цены. Чтобы обеспечить
действенную систему
В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх).
По методу break-down работа по
составлению бюджетов начинается “сверху”,
т.е. руководство предприятия
Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.
Совокупность бюджетов, сформированных как по функциональному признаку, так и по центрам финансовой ответственности, в обязательном порядке образуют сводный (основной) бюджет организации в целом.
Сводный бюджет объединяет две составные части: операционный и финансовый бюджеты. [Лихачева]
Операционный бюджет содержит:
бюджет продаж;
производственный бюджет;
бюджет прямых затрат на материалы;
бюджет прямых затрат на оплату труда;
бюджет общепроизводственных расходов;
бюджет производственных запасов (готовой продукции, незавершенного производства, материалов);
бюджет коммерческих расходов;
бюджет управленческих расходов;
бюджет доходов и расходов (или прогноз отчета о прибылях и убытках).
В свою очередь, себестоимость произведенной продукции (другое название – бюджет производственных затрат) объединяет бюджет прямых затрат на материалы, бюджет прямых затрат на оплату труда, бюджет общепроизводственных расходов.
Финансовый бюджет включает:
инвестиционный бюджет;
бюджет движения денежных средств;
прогноз баланса.
Назначение операционного
бюджета – увязка натуральных
показателей планирования со стоимостными;
определение наиболее важных пропорций,
ограничений и допущений, которые
следует учитывать при
1. Бюджет продаж.
Бюджет продаж является основополагающим
при определении ожидаемых
Базовый алгоритм расчета при составлении бюджета продаж задается уравнением:
S=Σ Qk Ч Pk, (8)
где S – выручка, продажи, в стоимостном выражении;
Qk – количество реализуемой
продукции (натуральные
Pk – прогнозные цены.
2. Производственный бюджет.
Производственный бюджет
– это план производства продукции.
В нем конкретизируется бюджет продаж,
а также для каждого периода
планирования устанавливается количество
готовой продукции, которое необходимо
произвести. В качестве исходных данных
для составления
3. Бюджет прямых затрат на материалы.
Назначение бюджета прямых затрат на материалы в том, чтобы определить затраты сырья, основных материалов, полуфабрикатов, комплектующих, необходимых для производства готовой продукции.
Существует два метода составления этого бюджета:
нормативный метод;
аналитический метод.
Нормативный является более точным, обоснованным, но вместе с тем довольно трудоемким. Суть данного метода заключается в том, что затраты на материальные оборотные средства (сырье, материалы, комплектующие) определяются исходя из установленных норм расхода. Большинство крупных и средних промышленных предприятий составляют плановую калькуляцию на единицу продукции, в которой установлены удельные нормы расхода по видам сырья и материалов. Таким образом, на основе установленных норм (стандартов) расходов материалов и данных производственного бюджета рассчитывают потребность на бюджетный период.
Суть аналитического метода в том, что на основе фактических данных производства и сбыта продукции за базовый (отчетный) год и общих расходов материалов рассчитывается средневзвешенная, принимаемая за норму расхода применяются к плановым объемам продаж и выпуска для определения потребностей в материалах.
4. Бюджет прямых затрат на оплату труда.
Затраты на оплату труда включают прямые и косвенные расходы. Прямые расходы на оплату труда включают все расходы, которые можно прямо, непосредственно и экономично отнести на определенный вид готовой продукции.
Подобно расходам на вспомогательные
материалы косвенные расходы
на оплату труда включаются либо в
бюджет общепроизводственных расходов
(например заработная плата вспомогательного
персонала), либо в бюджет управленческих
расходов (например заработная плата
административно-
5. Бюджет общепроизводственных расходов.
Бюджет общепроизводственных (накладных)расходов включает общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством. Общепроизводственные расходы состоят из двух групп:
расходов на содержание и эксплуатацию оборудования;
общецеховых расходов на управление.
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования включают:
- амортизацию производственного оборудования и транспортных средств;
- текущий уход и ремонт
производственного
- энергетические затраты на оборудование;
- услуги вспомогательных производств по обслуживанию оборудования и рабочих мест;
- заработную плату
- расходы на внутризаводские перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции;
- потери от простоев;
- прочие расходы, связанные с использованием оборудования.
Общецеховые расходы на управление включают:
- затраты, связанные с
подготовкой и организацией
- содержание аппарата управления цеха;
- содержание прочего цехового персонала;
- амортизацию производственных зданий и сооружений;
- ремонт производственных зданий и сооружений;
- затраты на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности;
- затраты на повышение
квалификации и подготовку
После того как составлены
бюджеты производства, прямых затрат
на материалы, прямых затрат на оплату
труда и общепроизводственных расходов,
можно скалькулировать
6. Бюджет производственных запасов.
Формирование производственных запасов необходимо для обеспечения производства продукции заданного объема. Основой для расчета объема производственных запасов является производственный бюджет.