Среднесрочное корпоративное планирование в системе управления финансами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:42, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы «Финансовое планирование на предприятии» очевидна в нынешних условиях. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:
увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
высокая нестабильность внешних условий и факторов;
новый стиль руководства персоналом;

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты организации корпоративного финансового планирования
Принципы организации и методы финансового планирования
Виды финансовых планов и процесс их формирования
Методика бюджетирования
Современные пакеты анализа в финансовом планировании
2. Оценка системы финансового планирования и бюджетирования ОАО «Счетмаш»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка финансового положения предприятия за период 2003-2005 гг
2.3 Виды финансовых планов и бюджетов предприятия
2.4 Пути повышения эффективности использования активов
3. Совершенствование системы корпоративного финансового планирования ОАО «Счетмаш»
3.1 Применение экономико-математического метода в среднесрочном планировании
3.2 Использование современных пакетов анализа для планирования финансовых показателей и результатов деятельности
3.3 Проблемы построения эффективной системы бюджетирования
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 179.87 Кб (Скачать)

Построение моделей состоит  из ряда этапов:

изучение динамики финансового  показателя за определенное время (квартал, год) и выявление факторов, влияющих на динамику;

расчет функциональной зависимости  финансового показателя от определяющих его факторов (например, зависимости  прибыли от объема реализации);

разработка вариантов  прогноза финансового показателя;

анализ и экспертная оценка возможной динамики финансового  показателя в будущем;

выбор оптимального варианта (принятие планового решения).

В экономико-математическую модель следует включать не все, а  только ключевые факторы. Проверку обоснованности модели осуществляют на практике. При  этом имеет значение представительность модели, т.е. длительность наблюдений за изучаемым объектом.

Обоснованность выбранных  моделей проверяют путем расчета  среднеквадратического отклонения полученных данных от фактических и  определения коэффициента вариации.

Среднеквадратическое отклонение ( ) определяют по формуле:

 

(5)

 

где y и yx – фактическая  и расчетная сумма прибыли  соответственно;

n – число случаев наблюдений.

Коэффициент вариации (Кв) представляет собой процентное отношение 

среднеквадратического отклонения к среднеарифметической величине отчетного  показателя (прибыли).

 

, (6)

 

где - среднеквадратическое отклонение, тыс. руб.;

- среднеарифметическая величина  прибыли, тыс. руб.

 

= (7)

 

n – количество периодов.

Если коэффициент вариации показывает, что отклонение расчетных  показателей от фактических составляет незначительную величину, то делают вывод  о том, что данную модель можно  использовать для планирования (прогноза) прибыли.

Таким образом можно рассчитать зависимость прибыли от выручки  от реализации продукции по предприятию. Более подробный расчет и анализ на базе экономико-математического  моделирования будет рассмотрен в третьей главе.

 

1.2 Виды финансовых  планов и процесс их формирования

 

Для определения финансового  потенциала на текущий и долгосрочный периоды предприятия (корпорации) вправе разрабатывать несколько видов  финансовых планов (бюджетов).

В настоящее время нет  четкого деления финансового  планирования на группы. Можно выделить несколько классификаций разных авторов.

В зависимости от того, ориентированы  ли основные идеи планирования на прошлое, настоящее или будущее, Рассел Акофф  выделяет четыре основных вида планирования: [Лихачева]

реактивное (нацелено только на прошлое);

инактивное (приспосабливается  только к настоящему);

преактивное (предпринимательский  тип: предпочитает смотреть только в  будущее);

интерактивное (ориентировано  на взаимодействие всех лучших идей планирования).

Рассмотрим каждый из видов  планирования (таблица 1).

 

Таблица 1 – Общая характеристика видов планирования

Вид планирования

Цели планирования

Содержание

Реактивное

Нет четких целей. Поиск начинается, когда проблема уже видна

Подход основан на экстраполяции  прошлых тенденций

Инактивное

Разрабатывается большое  количество вариантов возможных  путей развития

Подход основан на достигнутых  целях. Слабо используются открывающиеся  возможности

Преактивное

Разрабатывается много различных  альтернатив, но, как правило цели не задаются

Упреждение будущего. Энергичный поиск новых идей

Интерактивное

Цели конкретные, ориентированные  на рост. Разрабатывается множество  различных альтернатив

Основано на таких основополагающих принципах как участие, непрерывность, координация и интеграция. Используется большое количество информации, требуется  предпринимательская интуиция


 

В реактивном планировании используется генетический подход, когда  вся проблема исследуется с точки  зрения ее возникновения и прошлого развития. Планирование осуществляется по принципу «сверху вниз». Первоначально  выясняются нужды низовых структурных  подразделений, которые оформляются  в планы. Далее собранные материалы  передаются руководству следующего уровня. Те, в свою очередь, корректируют и редактируют их и передают на следующий уровень.

Наиболее характерные  положительные черты реактивного  типа планирования:

обращение к прошлому опыту  организации, из которого

можно многое почерпнуть;*

сохранение преемственности  целей, способов управления, не

приводящее к резким необдуманным изменениям;

сохранение традиций, создающее  чувство безопасности у сотрудников  организации.

При всех вышеперечисленных  достоинствах реактивного типа планирования у него существуют также недостатки:

реактивное планирование рассматривается не как система,

а как простая единица, совокупность элементов;

не используется гибкий подход, учитывающий изменения сегодняшнего дня;

в реактивном планировании не соблюдается принцип участия, т.е. руководят планированием в  основном только топ-менеджеры организации;

5)реактивное планирование  снижает общую эффективность  деятельности коммерческой организации.  Это объясняется тем, что запросы  нижних уровней организации учитываются  только однажды, а затем корректируются  в сторону снижения. Таким образом,  руководители нижестоящих структурных  подразделений стремятся завысить  уровень своих расходов и тем  самым увеличивают непроизводительные  затраты экономических ресурсов.

Многие годы большинство  российских организаций применяли  такой вид финансового планирования. Однако развивающийся бизнес привносит  большие изменения в этот процесс. Будучи ранее предметом творчества финансового директора и главного бухгалтера, сейчас финансовое планирование становится результатом взаимодействия высшего руководства, бизнес-аналитиков, менеджеров структурных подразделений  и исполнительского персонала.

Инактивное планирование. Этот вид планирования воспринимает существующие условия как достаточно хорошие и приемлемые. Отличительной  чертой инактивизма является инертность, удовлетворение настоящим положением. Главный принцип инактивного  планирования — «планировать минимум  необходимого, чтобы не изменить естественный ход вещей».

Положительной стороной инактивного  планирования является осторожность в  планировании хозяйственной деятельности. Многие российские государственные  предприятия тяготеют к инактивному  и реактивному планированию.

Недостатками инактивного  планирования являются:

неспособность приспосабливаться  к изменениям. Предприятия хорошо работают только в стабильных, благоприятных  условиях. При этом выживают только те из них, чьи доходы не зависят  от

рынка, а формируются из бюджетных средств;

слабое использование  творческого потенциала сотрудников

предприятия, ограничение  их служебной самостоятельности.

Преактивное планирование ориентировано  на будущие изменения и стремление ускорить изменения. Этот вид планирования предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий участников планирования. Поэтому целью интерактивного планирования является проектирование будущего на основе поиска оптимальных решений.

Этот вид планирования подразумевает управление организацией по принципу «сверху вниз»: на высших уровнях формулируются цели и  стратегии, затем определяются цели низших уровней и программы их действий.

Достоинствами преактивного вида являются:

адекватная оценка внешней  среды и стремление учесть факторы  внешней среды в процессе планирования;

принцип участия в разработке планов и максимальная мобилизация  творческих способностей участников планирования.

Недостатками преактивного планирования считаются:

недостаточное использование  накопленного опыта;

чрезмерное увлечение  новыми методами исследований.

Интерактивное планирование, которое используют передовые компании, обладает двумя основными чертами:

основано на принципе участия  и максимально мобилизует

творческие способности  участников планирования;

предполагает, что будущее  подвластно контролю и в значительной степени является результатом сознательных действий участников планирования. Целью  интерактивного планирования является проектирование будущего.

Р. Акофф, являясь сторонником  интерактивного планирования, проводит следующую аналогию: инактивисты  стремятся удержаться в бурном потоке; реактивисты пытаются плыть против него; преактивисты стараются оседлать его первую волну; интерактивисты намерены поменять течение реки.

Другой автор К. В. Щиборщ выделяет следующие виды бюджетирования:

краткосрочное бюджетирование;

бюджет развития;

индикативный «скользящий» бюджет.

Для краткосрочного бюджета  характерны:

- обязательность исполнения. Краткосрочный бюджет является  законом для структурных подразделений  предприятия и их руководителей;

- отсутствие корректировки.  Бюджет корректируется в исключительных  случаях (внезапное изменение  рыночной конъюнктуры, неожиданное  правительственное решение и  пр.) с санкции высшего руководства  предприятия;

- высокая степень детализации  бюджетных показателей. Так, для  сбытовых подразделений устанавливается  не просто совокупная величина  планового объема реализации, но  и ее структура по видам  продукции.

Бюджет развития (1 год). Для  него характерны:

- обязательность исполнения;

- возможность корректировки;

- меньшая степень детализации  бюджетных показателей. Чаще всего  фиксируются лишь интегральные  стоимостные величины, например, валовой  объем реализации, общая смета  затрат подразделения и пр.

Индикативный «скользящий» бюджет (1 год). Характерные черты  бюджета:

- не только не является  обязательным, но и по определению  никогда не выполняется и служит  для сугубо аналитических целей;

- детализация бюджетных  показателей такая же, как и  в бюджете развития.

Сочетание двух долгосрочных сводных бюджетов и одного краткосрочного позволяет проводить управленческую политику, в которой сбалансированы и взаимоувязаны стратегические и текущие цели предприятия.

Такой подход целесообразно  использовать на крупных промышленных предприятиях. [Щиборщ с.32]

Таким образом, реальность финансовых планов во многом зависит от выбора вида планирования, а также использования  прогрессивных методов обоснования  всех заданий.

В.В. Бочаров выделяет следующие  виды финансовых планов действующих  предприятий [Бочаров]

График безубыточности (составной  элемент бизнес-плана)

План (баланс) доходов и  расходов

Инвестиционный план (бюджет)

План распределения бухгалтерской  и чистой прибыли

Платежный баланс (календарь)

Кассовый план (заявка) на предстоящий квартал или месяц

Кредитный план

Валютный план

Налоговый бюджет

Бюджет доходов и расходов

Бюджет движения денежных средств

Бюджет по балансовому  листу (прогноз баланса активов  и пассивов на конец предстоящего квартала)

Бюджет формирования и  финансирования оборотных активов.

Рассмотрим содержание и  назначение отдельных видов финансовых планов.

Составной частью бизнес-плана  на действующем предприятии является график безубыточности. Он необходим  также при создании новой формы, при разработке инвестиционного  проекта и т.д. В процессе планирования объема реализации продукции (объема продаж) возникает необходимость определения  минимальной величины этого показателя по предприятию в целом как  первоначальной критической точки, ниже которой будет получен убыток. Обычно для этих целей рекомендуют  строить график безубыточности (как  самостоятельный финансовый расчет).

После прохождения точки  безубыточности предприятие начинает получать прибыль.

График показывает влияние  на прибыль объема производства и  себестоимости продукции (в разбивке на условно переменные и условно  постоянные издержки).

Следующим необходимым документом является баланс (план) доходов и  расходов, или план притока и оттока финансовых ресурсов. Состав показателей  баланса определяется источником поступления  средств и планируемыми расходами  на осуществление хозяйственной  деятельности. К балансу прилагают  расчеты конечных финансовых показателей: прибыли, амортизационных отчислений, средств на потребление и накопление. Перечень показателей баланса позволяет  определить состав расходов и источников их покрытия в рамках планируемого квартала (года). Так, оставшуюся в распоряжении предприятия чистую прибыль направляют на выплату дивидендов владельцам акций, финансирование капиталовложений, пополнение резервного капитала и т.д.

Финансовое планирование во многом зависит от качества прогноза основных показателей, рыночной конъюнктуры, состояния денежного обращения  в стране и курса рубля.

Наряду с плановым составляют отчетный баланс доходов и расходов. Он представляет собой сводный документ, который характеризует выполнение финансовых показателей за определенный период. Отчетный баланс является базой  для разработки баланса на предстоящий  квартал (год).

Источниками при этом служат:

главная книга и соответствующие  журналы ордера;

данные оперативного финансового  учета;

бухгалтерская отчетность за предшествующий период (баланс, отчет  о прибылях и убытках и др.).

Информация о работе Среднесрочное корпоративное планирование в системе управления финансами предприятия