Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:42, дипломная работа
Актуальность темы «Финансовое планирование на предприятии» очевидна в нынешних условиях. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:
увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
высокая нестабильность внешних условий и факторов;
новый стиль руководства персоналом;
Введение
1. Теоретические аспекты организации корпоративного финансового планирования
Принципы организации и методы финансового планирования
Виды финансовых планов и процесс их формирования
Методика бюджетирования
Современные пакеты анализа в финансовом планировании
2. Оценка системы финансового планирования и бюджетирования ОАО «Счетмаш»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка финансового положения предприятия за период 2003-2005 гг
2.3 Виды финансовых планов и бюджетов предприятия
2.4 Пути повышения эффективности использования активов
3. Совершенствование системы корпоративного финансового планирования ОАО «Счетмаш»
3.1 Применение экономико-математического метода в среднесрочном планировании
3.2 Использование современных пакетов анализа для планирования финансовых показателей и результатов деятельности
3.3 Проблемы построения эффективной системы бюджетирования
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Построение моделей состоит из ряда этапов:
изучение динамики финансового показателя за определенное время (квартал, год) и выявление факторов, влияющих на динамику;
расчет функциональной зависимости финансового показателя от определяющих его факторов (например, зависимости прибыли от объема реализации);
разработка вариантов прогноза финансового показателя;
анализ и экспертная оценка возможной динамики финансового показателя в будущем;
выбор оптимального варианта (принятие планового решения).
В экономико-математическую модель следует включать не все, а только ключевые факторы. Проверку обоснованности модели осуществляют на практике. При этом имеет значение представительность модели, т.е. длительность наблюдений за изучаемым объектом.
Обоснованность выбранных
моделей проверяют путем
Среднеквадратическое
(5)
где y и yx – фактическая и расчетная сумма прибыли соответственно;
n – число случаев наблюдений.
Коэффициент вариации (Кв) представляет собой процентное отношение
среднеквадратического отклонения к среднеарифметической величине отчетного показателя (прибыли).
, (6)
где - среднеквадратическое отклонение, тыс. руб.;
- среднеарифметическая величина прибыли, тыс. руб.
= (7)
n – количество периодов.
Если коэффициент вариации показывает, что отклонение расчетных показателей от фактических составляет незначительную величину, то делают вывод о том, что данную модель можно использовать для планирования (прогноза) прибыли.
Таким образом можно рассчитать зависимость прибыли от выручки от реализации продукции по предприятию. Более подробный расчет и анализ на базе экономико-математического моделирования будет рассмотрен в третьей главе.
1.2 Виды финансовых
планов и процесс их
Для определения финансового потенциала на текущий и долгосрочный периоды предприятия (корпорации) вправе разрабатывать несколько видов финансовых планов (бюджетов).
В настоящее время нет четкого деления финансового планирования на группы. Можно выделить несколько классификаций разных авторов.
В зависимости от того, ориентированы ли основные идеи планирования на прошлое, настоящее или будущее, Рассел Акофф выделяет четыре основных вида планирования: [Лихачева]
реактивное (нацелено только на прошлое);
инактивное (приспосабливается только к настоящему);
преактивное (предпринимательский тип: предпочитает смотреть только в будущее);
интерактивное (ориентировано на взаимодействие всех лучших идей планирования).
Рассмотрим каждый из видов планирования (таблица 1).
Таблица 1 – Общая характеристика видов планирования
Вид планирования |
Цели планирования |
Содержание |
Реактивное |
Нет четких целей. Поиск начинается, когда проблема уже видна |
Подход основан на экстраполяции прошлых тенденций |
Инактивное |
Разрабатывается большое количество вариантов возможных путей развития |
Подход основан на достигнутых целях. Слабо используются открывающиеся возможности |
Преактивное |
Разрабатывается много различных альтернатив, но, как правило цели не задаются |
Упреждение будущего. Энергичный поиск новых идей |
Интерактивное |
Цели конкретные, ориентированные на рост. Разрабатывается множество различных альтернатив |
Основано на таких основополагающих принципах как участие, непрерывность, координация и интеграция. Используется большое количество информации, требуется предпринимательская интуиция |
В реактивном планировании используется генетический подход, когда вся проблема исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития. Планирование осуществляется по принципу «сверху вниз». Первоначально выясняются нужды низовых структурных подразделений, которые оформляются в планы. Далее собранные материалы передаются руководству следующего уровня. Те, в свою очередь, корректируют и редактируют их и передают на следующий уровень.
Наиболее характерные
положительные черты
обращение к прошлому опыту организации, из которого
можно многое почерпнуть;*
сохранение преемственности целей, способов управления, не
приводящее к резким необдуманным изменениям;
сохранение традиций, создающее чувство безопасности у сотрудников организации.
При всех вышеперечисленных достоинствах реактивного типа планирования у него существуют также недостатки:
реактивное планирование рассматривается не как система,
а как простая единица, совокупность элементов;
не используется гибкий подход,
учитывающий изменения
в реактивном планировании не соблюдается принцип участия, т.е. руководят планированием в основном только топ-менеджеры организации;
5)реактивное планирование
снижает общую эффективность
деятельности коммерческой
Многие годы большинство
российских организаций применяли
такой вид финансового
Инактивное планирование. Этот вид планирования воспринимает существующие условия как достаточно хорошие и приемлемые. Отличительной чертой инактивизма является инертность, удовлетворение настоящим положением. Главный принцип инактивного планирования — «планировать минимум необходимого, чтобы не изменить естественный ход вещей».
Положительной стороной инактивного планирования является осторожность в планировании хозяйственной деятельности. Многие российские государственные предприятия тяготеют к инактивному и реактивному планированию.
Недостатками инактивного планирования являются:
неспособность приспосабливаться к изменениям. Предприятия хорошо работают только в стабильных, благоприятных условиях. При этом выживают только те из них, чьи доходы не зависят от
рынка, а формируются из бюджетных средств;
слабое использование творческого потенциала сотрудников
предприятия, ограничение их служебной самостоятельности.
Преактивное планирование ориентировано
на будущие изменения и стремление
ускорить изменения. Этот вид планирования
предполагает, что будущее подвластно
контролю и в значительной мере является
продуктом созидательных
Этот вид планирования подразумевает управление организацией по принципу «сверху вниз»: на высших уровнях формулируются цели и стратегии, затем определяются цели низших уровней и программы их действий.
Достоинствами преактивного вида являются:
адекватная оценка внешней среды и стремление учесть факторы внешней среды в процессе планирования;
принцип участия в разработке планов и максимальная мобилизация творческих способностей участников планирования.
Недостатками преактивного планирования считаются:
недостаточное использование накопленного опыта;
чрезмерное увлечение новыми методами исследований.
Интерактивное планирование, которое используют передовые компании, обладает двумя основными чертами:
основано на принципе участия и максимально мобилизует
творческие способности участников планирования;
предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной степени является результатом сознательных действий участников планирования. Целью интерактивного планирования является проектирование будущего.
Р. Акофф, являясь сторонником интерактивного планирования, проводит следующую аналогию: инактивисты стремятся удержаться в бурном потоке; реактивисты пытаются плыть против него; преактивисты стараются оседлать его первую волну; интерактивисты намерены поменять течение реки.
Другой автор К. В. Щиборщ выделяет следующие виды бюджетирования:
краткосрочное бюджетирование;
бюджет развития;
индикативный «скользящий» бюджет.
Для краткосрочного бюджета характерны:
- обязательность исполнения.
Краткосрочный бюджет является
законом для структурных
- отсутствие корректировки.
Бюджет корректируется в
- высокая степень детализации
бюджетных показателей. Так,
Бюджет развития (1 год). Для него характерны:
- обязательность исполнения;
- возможность корректировки;
- меньшая степень детализации
бюджетных показателей. Чаще
Индикативный «скользящий» бюджет (1 год). Характерные черты бюджета:
- не только не является
обязательным, но и по определению
никогда не выполняется и
- детализация бюджетных показателей такая же, как и в бюджете развития.
Сочетание двух долгосрочных
сводных бюджетов и одного краткосрочного
позволяет проводить
Такой подход целесообразно использовать на крупных промышленных предприятиях. [Щиборщ с.32]
Таким образом, реальность финансовых
планов во многом зависит от выбора
вида планирования, а также использования
прогрессивных методов
В.В. Бочаров выделяет следующие виды финансовых планов действующих предприятий [Бочаров]
График безубыточности (составной элемент бизнес-плана)
План (баланс) доходов и расходов
Инвестиционный план (бюджет)
План распределения
Платежный баланс (календарь)
Кассовый план (заявка) на предстоящий квартал или месяц
Кредитный план
Валютный план
Налоговый бюджет
Бюджет доходов и расходов
Бюджет движения денежных средств
Бюджет по балансовому листу (прогноз баланса активов и пассивов на конец предстоящего квартала)
Бюджет формирования и финансирования оборотных активов.
Рассмотрим содержание и назначение отдельных видов финансовых планов.
Составной частью бизнес-плана
на действующем предприятии
После прохождения точки безубыточности предприятие начинает получать прибыль.
График показывает влияние на прибыль объема производства и себестоимости продукции (в разбивке на условно переменные и условно постоянные издержки).
Следующим необходимым документом является баланс (план) доходов и расходов, или план притока и оттока финансовых ресурсов. Состав показателей баланса определяется источником поступления средств и планируемыми расходами на осуществление хозяйственной деятельности. К балансу прилагают расчеты конечных финансовых показателей: прибыли, амортизационных отчислений, средств на потребление и накопление. Перечень показателей баланса позволяет определить состав расходов и источников их покрытия в рамках планируемого квартала (года). Так, оставшуюся в распоряжении предприятия чистую прибыль направляют на выплату дивидендов владельцам акций, финансирование капиталовложений, пополнение резервного капитала и т.д.
Финансовое планирование во многом зависит от качества прогноза основных показателей, рыночной конъюнктуры, состояния денежного обращения в стране и курса рубля.
Наряду с плановым составляют
отчетный баланс доходов и расходов.
Он представляет собой сводный документ,
который характеризует
Источниками при этом служат:
главная книга и соответствующие журналы ордера;
данные оперативного финансового учета;
бухгалтерская отчетность за предшествующий период (баланс, отчет о прибылях и убытках и др.).