Среднесрочное корпоративное планирование в системе управления финансами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:42, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы «Финансовое планирование на предприятии» очевидна в нынешних условиях. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:
увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
высокая нестабильность внешних условий и факторов;
новый стиль руководства персоналом;

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты организации корпоративного финансового планирования
Принципы организации и методы финансового планирования
Виды финансовых планов и процесс их формирования
Методика бюджетирования
Современные пакеты анализа в финансовом планировании
2. Оценка системы финансового планирования и бюджетирования ОАО «Счетмаш»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка финансового положения предприятия за период 2003-2005 гг
2.3 Виды финансовых планов и бюджетов предприятия
2.4 Пути повышения эффективности использования активов
3. Совершенствование системы корпоративного финансового планирования ОАО «Счетмаш»
3.1 Применение экономико-математического метода в среднесрочном планировании
3.2 Использование современных пакетов анализа для планирования финансовых показателей и результатов деятельности
3.3 Проблемы построения эффективной системы бюджетирования
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 179.87 Кб (Скачать)

 

Из данной таблицы видно, что чистый дисконтированный доход  проекта, NPV при 100% уровне объема производства составляет 9625 т.р. При уменьшении объема производства хотя бы на 10%, NPV составляет -55576 т.р., а при увеличении на 10% +58497 т.р., проект является рисковым при уменьшении объема производства хотя бы на 10%

NPV при 100% уровне цен  на продукцию составляет 9625 т.р.  При уменьшении цены на 10%, NPV составит -94611 т.р., а при увеличении цен  на 10% +84318 т.р., проект также является  рисковым при уменьшении цен  на продукцию хотя бы на 10%.

NPV при 100% уровне операционных  затрат составляет 9625 т.р. При  уменьшении операционных затрат  на 10%, NPV составит +83213 т.р., а при увеличении  на 10%, NPV= -92675 т.р.

NPV при 100% уровне постоянных  инвестиционных затрат составляет 9625 т.р. При уменьшении постоянных  инвестиционных затрат на 10%, NPV составит +9958 т.р., а при увеличении на 10%, NPV= +9293 т.р.

 

График 6 – Чувствительность NPV к объему производства и постоянным инвестиционным затратам

 

Из данного графика  видно, что при 100% уровне объема производства, NPV составит 9625 т.р., при уменьшении объема производства хотя бы на 10%, NPV составляет -55576 т.р., а при увеличении на 10% +58497 т.р., проект является рисковым при уменьшении объема производства хотя бы на 10%.

 

График 7 – Чувствительность NPV к ценам и операционным затратам

 

Из данной таблицы видно, что NPV при 100% уровне цен на продукцию  составляет 9625 т.р. При уменьшении цены на 10%, NPV составит -94611 т.р., а при увеличении цен на 10% +84318 т.р., проект также является рисковым при уменьшении цен на продукцию  хотя бы на 10%, но при увеличении цен  хотя бы на 10% является очень прибыльным.

Таким образом, использование  современных пакетов анализа  упрощает систему планирования финансовых показателей и результатов деятельности. Разработанный инвестиционный проект дает возможность расширения получения  дохода, является прибыльным при заданных показателях и окупается за три  года.

 

3.3 Проблемы построения  эффективной системы бюджетирования 

 

Комплексный план-факт анализ сводного бюджета проводится по классической спиралевидной модели «отрицания отрицания» как бы с возвратом к исходной точке, но уже со знанием содержательной компоненты каждой строки сводных отчетов, что дает возможность:

провести сравнительный  анализ совокупных эффектов различных  сегментов бизнеса на динамику конечных финансовых результатов и финансовой устойчивости предприятия по итогам прошедшего бюджетного периода; выявить  основные «сильные» и «слабые» места  хозяйственной деятельности предприятия, так называемый SWOT-анализ;

произвести с учетом проведенного SWOT-анализа корректировку хозяйственной  политики предприятия при разработке бюджета на следующий бюджетный  период.

SWOT-анализ:

сильные стороны:

собственная научно-техническая  база позволяет осваивать новые  перспективные изделия ККТ и  изделия автоэлектроники;

быстрое освоение новых изделий  за счет наличия собственного разработчика и собственной инструментальной базы при минимальных издержках;

увеличение объемов производства выпускаемых изделий не требует  значительных инвестиций;

сильный бренд на рынке  кассовых аппаратов;

базисное финансовое состояние  предприятия является устойчивым;

«Отличный и Надежный»  поставщик АвтоВАЗа;

опыт производства сложных  механических устройств и сложной  электронной техники;

оборудование средней  степени износа;

многолетняя практика экспортных поставок;

широкая сеть сервисных организаций;

значительное сокращение затрат на теплоснабжение предприятия  за счет наличия собственной котельной;

наличие высококвалифицированного персонала.

слабые стороны:

отставание в технической  оснащенности инженерных служб от конкурентов;

низкая автоматизация  производства;

отставание в технологическом  оснащении от мировых производителей;

ориентация предприятия  на российский автомобильный рынок;

недостаточная эффективность  разработок по энергосберегающим изделиям;

наличие узких мест в производстве пластмасс;

высокие затраты на переоснащение  производства автоматизированным оборудованием;

большой удельный вес работников в возрасте свыше 46 лет (50%).

благоприятные возможности:

рынок отечественной ККТ  имеет 100% потенциал роста стоимости  до минимального уровня зарубежных аналогов;

увеличение стоимости  ККТ до минимальной цены зарубежных аналогов не влияет на объемы потребления;

законодательное закрепление  применения ККТ;

возможность влияния на рынок  кассовых аппаратов через государственные  органы РФ;

значительный рост применения электронных компонентов в мировом  автомобилестроении;

наличие патентов на датчики  скорости, адсорбер «Евро-3», и электрокорректор фар;

наличие необходимых условий  для внедрения современных технологий;

увеличение емкости рынка  электронных автокомпонентов за счет вытеснения механических и электромеханических  устройств;

умеренный уровень стоимости  квалифицированного труда в г. Курске.

угрозы:

наличие 11 производителей ККТ  с минимальными издержками производства (по данным экономического обзора (бэнч-маркетинг);

постоянно меняющаяся законодательная  база по применению ККТ;

слабое развитие отечественного автомобильного рынка;

низкая рентабельность на первичном рынке электронных  автокомпонентов;

малая емкость вторичного рынка электронных автокомпонентов;

актуальность появления  на российском рынке автокомпонентов  западных и отечественных конкурентов;

наличие 6 крупных конкурентов-производителей электрических счетчиков с устоявшимися рынками сбыта (данные бэнч-маркетинга);

рост технических возможностей конкурентов;

отток высококвалифицированного персонала в другие регионы.

Таким образом, стадия план-факт анализа является одновременно и  начальной, и завершающей в бюджетном  цикле, с нее начинается составление  бюджета следующего периода и  ей же заканчивается очередной бюджетный  цикл, который соответственно представляет собой неразрывный процесс перехода от бюджетирования одного периода хозяйственной  деятельности к следующему периоду.

Анализ причин недостаточной  эффективности функционирования целого ряда предприятий позволил выявить  основные проблемы и сформулировать следующие принципы постановки системы  планирования:

процесс изменения системы  планирования должен успевать за процессами слияния, поглощения, соответствующими изменениями в структурах, системах управления предприятий и холдингов;

планирование (корректировка  и уточнение) должно осуществляться «сверху вниз» по принципу «дерева  целей» то есть системно, тогда планы  будут комплексными и самодостаточными;

должно осуществляться сценарное  планирование с учетом изменений  внешней среды, внешних и внутренних рисков;

нужно планировать защитные действия и контрдействия для  компенсации реальных угроз конкурентов, их лоббистских действий и т.д.;

следует оптимизировать планы  и производственные программы с  учетом стратегических интересов собственника, по экономическим и инвестиционным критериям;

система планирования должна быть привязана к имеющейся на предприятии системе центров  ответственности, полномочий, системе  контроллинга, иначе реализация даже самых лучших планов будет неэффективной;

обязательное требование — система планирования должна включать в себя систему мотивации для  топ-менеджеров, «ключевых» руководителей  и специалистов.

Реализация этих принципов  построения системы планирования позволяет, разумеется, в комплексе с другими  компонентами менеджмента, выстроить  и реализовать стратегию, минимизирующую вероятность потерь.

Указанные проблемы актуальны  для исследуемого предприятия и  требуют определения путей их решения. Особо следует обратить внимание на изменение доли предприятия  на первичном рынке контрольно-кассовой техники за период 2003-2005 гг. В таблице 24 рассмотрим как изменялась доля ОАО  «Счетмаш» в этом сегменте.

 

Таблица 24 – Оценка рынка  ККТ и позиции его основных участников

предприятия

Конкурентные позиции

2003

2004

2005

   

шт.

доля,%

шт.

доля,%

шт.

доля,%

ОАО «Счетмаш» г. Курск

ЭКР

131406

32

136598

30,0

118015

17,5

ОАО «Аркус-Д» г. Москва

АМС

68247

16,6

64697

14,1

85645

12,7

ООО «Искра» г. Смоленск

Микро

50770

12,4

38324

8,4

28998

4,3

ООО «Инкотекс» г. Москва

Меркурий

39536

9,6

106318

23,2

101155

15,0

ООО «ПРО САМ» г. Рязань

Ока

40783

9,9

35027

7,7

86994

12,9

ОАО СКБ ВТ «Искра» г. С-Петербург

Самсунг

49105

12,0

11538

2,5

29672

4,4

НТЦ «Орион» г. Москва

Орион

-

-

45330

9,9

43160

6,4

ООО НТЦ «Штрих-М» г. Москва

Штрих-мини

-

-

18544

4,0

91040

13,5

Прочие

 

30797

7,5

826

0,2

89692

13,3

Итого:

 

410644

100

457202

100

674371

100


 

На рынке кассовых аппаратов  определился устойчивый состав производителей, из которых наибольшую угрозу представляют ООО «Инкотекс» г. Москва, НТЦ «Орион»  г. Москва, ОАО «Аркус-Д», НТЦ «Штрих».

Следует обратить особое внимание на НТЦ «Штрих», ОАО «Инкотекс», которые  имеют свои разработки во всех сферах применения кассовых аппаратов, ведут  разработки в новых высокотехнологичных  направлениях автоматизации торговых операций.

Качество и цены у всех производителей находятся примерно на одном уровне, но при этом себестоимость  изготовления ККМ на ООО «Инкотекс» ниже на 10-15% из-за низких цен на комплектующие  изделия (серый импорт).

Наиболее динамично отслеживает  новые технологии и потребности  развития рынка фирма «Штрих-М» (г. Москва), ее продукция покрывает  максимальные потребности.

Вторая по полноте охвата потребности рынка фирма «Инкотекс» - от автономных кассовых аппаратов  до POS-терминалов.

«Истра-ВТ» (г.Санкт-Петербург) занимается фискальными регистраторами и интенсивно ведет работу по новым  направлениям торговли.

«Орион» (г. Москва) – молодая  быстроразвивающаяся фирма, работает пока только в сфере автономных кассовых аппаратов.

Таким образом, менеджменту  ОАО «Счетмаш» следует уделить  особое внимание оценке конкурентных позиций на рынке контрольно-кассовой техники, где предприятие традиционно  является лидером. Исследования показали, что год от года доля на рынке  снижается, что является следствием роста конкуренции со стороны  производителей аналогичной продукции. Доля рынка ОАО «Счетмаш» снижается  за анализируемый период с 30% до 17,5%, а в количественном выражении  с 131406 ед. до 118015 ед. Предприятию следует 

активно вкладывать в разработку и организацию производства новых  видов техники, либо модернизировать  имеющиеся направления производства.

 

Выводы и предложения

 

На основании данного  исследования можно сделать следующие  выводы:

1. Методология финансового  планирования построена на рассмотрении  баланса, материалов, необходимых  для составления финансового  плана. Сегодня значительно повысилась  ответственность финансовых работников  предприятий за качество принимаемых  плановых решений. Увеличился  риск при формировании стратегии  развития предприятия: работать  прибыльно или стать банкротом.  Поэтому эффективность использования  финансовых ресурсов стала главным  критерием при выработке стратегии  и тактики ведения хозяйственной  деятельности, отборе тех или  иных инновационных мероприятий,  принятии инвестиционных решений. 

2. Решив заняться бизнесом, предприниматель должен тщательно  спланировать его организацию.  Речь идет о бизнес-планах, с  которыми во всем мире принято  начинать любое коммерческой  предприятие. В условиях рынка  подобные планы необходимы всем: банкирам и потребителям-инвесторам, сотрудникам фирм, желающим оценить  свои перспективы и задачи, и,  прежде всего, самому предпринимателю,  который должен тщательно проанализировать  свои идей, проверить их реалистичность. Собственно говоря, без бизнес-плана,  вообще нельзя браться за коммерческую  деятельность, т.к. возможность неудачи  будет слишком велика.

3. Любое предприятие, независимо  от его размеров, сталкивается  с необходимостью планирования  своих доходов и расходов. Для  поддержания, а тем более развития  бизнеса непрерывно требуются  средства, чтобы профинансировать  расходы на зарплату, материалы,  товары, другие прямые и накладные  расходы.

4. Доходы от грамотно  и эффективно ведущегося бизнеса,  как правило, превышают расходы,  но основная проблема финансирования  любого предприятия заключается  в запаздывании доходов относительно  расходов. Расходы необходимо произвести  сейчас, а доходы, ради извлечения  которых эти расходы производятся, будут получены только в будущем,  часто весьма отдаленном. Кроме  того, предприятию просто может  не хватать собственных доходов.  Это происходит, например, при растущем  бизнесе, и для финансирования  роста необходимо непрерывное  привлечение и обслуживание заемных  средств. 

Информация о работе Среднесрочное корпоративное планирование в системе управления финансами предприятия