Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:08, курсовая работа
Система социального страхования, особенно на современном этапе развития экономических отношений в России, призвана обеспечить социальную защиту граждан РФ в части обеспечения государством гарантий определенного уровня жизни, включая компенсации при утрате ими здоровья, тех или иных способностей.
Глава
5
Некоторые
итоги
Итак,
мы определили основные понятия обязательного
медицинского страхования, ознакомились
с различными вариантами моделей
ОМС, изучили российское законодательство
об обязательном медицинском страховании.
Сравнительно
подробно были освещены принципы деятельности
Фондов ОМС и страховых медицинских
организаций. Особое внимание при этом
уделялось взаимодействию субъектов
системы ОМС.
Хотелось бы еще раз отметить, что у системы ОМС всего две основные задачи:
1)
получение дополнительного
2)
обеспечение эффективного
Поэтому
в заключение хотелось бы ответить
на вопрос, насколько мы продвинулись
в реализации указанных задач
и какие меры надо принять для
лучшего их выполнения.
Безусловно,
с введением ОМС у
Общая
же доля финансовых ресурсов, управляемых
системой ОМС (как за счет бюджетных,
так и за счет внебюджетных источников)
в общем объеме финансирования общественного
здравоохранения России не превышает
35% - 40%. То есть по-прежнему подавляющая
доля финансовых ресурсов здравоохранения
контролируется чиновниками в отсутствие
всякой системы экономического нормирования
и планирования, оценки их деятельности,
нацеленной на обеспечение эффективного
использования финансовых ресурсов.
Вопрос
же о взаимосвязи размера
В
результате всего этого можно
смело утверждать, что граждане России
сегодня не могут получить бесплатную
медицинскую помощь (за исключением представителей
властей, для которых по-прежнему организовано
спецобслуживание).
Экономику
не обманешь — определенный объем
медицинской помощи стоит определенных
денег. И здравоохранение получает
эти средства — прямо из карманов
граждан. Но, поскольку бесплатность помощи
гарантирована Конституцией, то большая
часть этих средств получается в “черной”
форме, с нарушением закона. Такая схема
финансирования отрасли более всего ударяет
по наиболее социально незащищенным и
бедным слоям общества, о благе которых
так любят на словах печься многие политики.
Однако
такая легально-нелегальная
Излишне
говорить, что продолжение подобной практики
ведет к окончательному развалу общественного
здравоохранения. И виновата в этом будет
отнюдь не система ОМС.
Что
необходимо сделать?
Во-первых
необходимо определить объем гарантий,
который государство реально
может сегодня обеспечить исходя из
реально возможного размера общественных
финансовых ресурсов, которые оно обязано
будет выделить на реализацию этих гарантий.
Отметим, что этот объем должен быть основан
на Национальной программе охраны здоровья
населения исходя из ее задач. При определении
объема гарантий на макроуровне должны
быть, безусловно, учтены потенциальные
возможности улучшения использования
ресурсов здравоохранения.
Во-вторых,
необходимо определиться с механизмом
финансирования этих гарантий. Здесь
главное — обеспечение эффективного использования
финансовых ресурсов. Поэтому необходимо
сделать выбор — отказаться от ОМС или
обеспечить эффективную деятельность
этой системы (в нынешних условиях, когда
эта система контролировала лишь малую
часть ресурсов, она не могла быть эффективной).
На
наш взгляд, главным итогом прошедших
лет стало становление системы
ОМС, кадры которой и в фондах,
и у страховщиков в целом обладают
значительно более высокой
Поэтому
вывод напрашивается
Далее
необходимо задать следующий вопрос
— какой должна быть система ОМС,
чтобы наилучшим образом обеспечить
эффективное использование финансовых
ресурсов общественного здравоохранения?
Мы
уже отмечали выше, что в наших
условиях монопольного государственного
здравоохранения только наличие
экономически мотивированных независимых
страховщиков способно обеспечить эффективность
системы финансирования — в противном
случае она превратиться в стандартную
госструктуру, неэффективность которой
в рыночных условиях уже многократно доказана.
Поэтому необходимо всячески развивать
конкуренцию среди страховщиков (давая
гражданам возможность реального их выбора)
и оценивая деятельность страховых медицинских
организаций прежде всего с точки зрения
эффективности финансирования медицинской
помощи застрахованным гражданам.
Таковы, на наш взгляд, основные направления развития системы ОМС Российской Федерации. Это, безусловно, требует кардинального пересмотра федерального законодательства.