Система социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:08, курсовая работа

Краткое описание

Система социального страхования, особенно на современном этапе развития экономических отношений в России, призвана обеспечить социальную защиту граждан РФ в части обеспечения государством гарантий определенного уровня жизни, включая компенсации при утрате ими здоровья, тех или иных способностей.

Файлы: 1 файл

Система социального страхования.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

      Глава 5  

      Некоторые итоги 
 

      Итак, мы определили основные понятия обязательного  медицинского страхования, ознакомились с различными вариантами моделей  ОМС, изучили российское законодательство об обязательном медицинском страховании.  

      Сравнительно  подробно были освещены принципы деятельности Фондов ОМС и страховых медицинских  организаций. Особое внимание при этом уделялось взаимодействию субъектов  системы ОМС.  

      Хотелось  бы еще раз отметить, что у системы ОМС всего две основные задачи:

      1) получение дополнительного независимого  от бюджета источника финансирования  медицинской помощи, увязанного  с объемом государственных гарантий;

      2) обеспечение эффективного использования  финансовых ресурсов ОМС для реализации государственных гарантий.  

      Поэтому в заключение хотелось бы ответить на вопрос, насколько мы продвинулись в реализации указанных задач  и какие меры надо принять для  лучшего их выполнения.  

      Безусловно, с введением ОМС у здравоохранения появился новый независимый источник финансирования. Но доля дополнительных ресурсов ОМС, полученных из внебюджетных источников, в общем объеме финансовых ресурсов государственной и муниципальной систем здравоохранения (а эти средства и предназначены для реализации государственных гарантий) не превышает 23% - 25%. Это означает одно: “Хотели как лучше, а получилось как всегда”. Эти дополнительные ресурсы возможно и позволили как то перебиться системе здравоохранения в условиях тяжелейшего финансового кризиса, но никак не могли кардинально повлиять на эффективность системы финансирования здравоохранения.  

      Общая же доля финансовых ресурсов, управляемых  системой ОМС (как за счет бюджетных, так и за счет внебюджетных источников) в общем объеме финансирования общественного здравоохранения России не превышает 35% - 40%. То есть по-прежнему подавляющая доля финансовых ресурсов здравоохранения контролируется чиновниками в отсутствие всякой системы экономического нормирования и планирования, оценки их деятельности, нацеленной на обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов.  

      Вопрос  же о взаимосвязи размера финансирования общественного сектора здравоохранения  с объемом обязательство государства  по предоставлению населению бесплатной в момент потребления медицинской помощи и вовсе звучит риторически — никак не связаны и соответствующие процедуры законодательно не предусмотрены.  

      В результате всего этого можно  смело утверждать, что граждане России сегодня не могут получить бесплатную медицинскую помощь (за исключением представителей властей, для которых по-прежнему организовано спецобслуживание).  

      Экономику не обманешь — определенный объем  медицинской помощи стоит определенных денег. И здравоохранение получает эти средства — прямо из карманов граждан. Но, поскольку бесплатность помощи гарантирована Конституцией, то большая часть этих средств получается в “черной” форме, с нарушением закона. Такая схема финансирования отрасли более всего ударяет по наиболее социально незащищенным и бедным слоям общества, о благе которых так любят на словах печься многие политики.  

      Однако  такая легально-нелегальная схема  финансирования нестабильна в условиях кризиса, средств все равно не хватает (ибо основные средства идут прямо в карман медицинских работников, минуя всякий учет). В результате хронические задержки официальной зарплаты (что побуждает к еще большим поборам), а также неплатежи медицинских учреждений по большинству статей расходов — питанию, медикаментам, коммунальным услугам и т.д.  

      Излишне говорить, что продолжение подобной практики ведет к окончательному развалу общественного здравоохранения. И виновата в этом будет отнюдь не система ОМС.  
 

      Что необходимо сделать? 

      Во-первых необходимо определить объем гарантий, который государство реально  может сегодня обеспечить исходя из реально возможного размера общественных финансовых ресурсов, которые оно обязано будет выделить на реализацию этих гарантий. Отметим, что этот объем должен быть основан на Национальной программе охраны здоровья населения исходя из ее задач. При определении объема гарантий на макроуровне должны быть, безусловно, учтены потенциальные возможности улучшения использования ресурсов здравоохранения.  

      Во-вторых, необходимо определиться с механизмом финансирования этих гарантий. Здесь  главное — обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов. Поэтому необходимо сделать выбор — отказаться от ОМС или обеспечить эффективную деятельность этой системы (в нынешних условиях, когда эта система контролировала лишь малую часть ресурсов, она не могла быть эффективной).  

      На  наш взгляд, главным итогом прошедших  лет стало становление системы  ОМС, кадры которой и в фондах, и у страховщиков в целом обладают значительно более высокой квалификацией  в области финансирования и экономики  здравоохранения в рыночных условиях, чем работники органов управления здравоохранением (начиная с Минздравмедпрома) и которые экономически заинтересованы в эффективном расходовании средств.  

      Поэтому вывод напрашивается однозначный  — весь объем государственных  гарантий должен финансироваться через систему ОМС (за исключением средств, направляемых на развитие отрасли в соответствии с Национальной программой охраны здоровья населения).  

      Далее необходимо задать следующий вопрос — какой должна быть система ОМС, чтобы наилучшим образом обеспечить эффективное использование финансовых ресурсов общественного здравоохранения?  

      Мы  уже отмечали выше, что в наших  условиях монопольного государственного здравоохранения только наличие  экономически мотивированных независимых  страховщиков способно обеспечить эффективность системы финансирования — в противном случае она превратиться в стандартную госструктуру, неэффективность которой в рыночных условиях уже многократно доказана. Поэтому необходимо всячески развивать конкуренцию среди страховщиков (давая гражданам возможность реального их выбора) и оценивая деятельность страховых медицинских организаций прежде всего с точки зрения эффективности финансирования медицинской помощи застрахованным гражданам.  

      Таковы, на наш взгляд, основные направления развития системы ОМС Российской Федерации. Это, безусловно, требует кардинального пересмотра федерального законодательства.

Информация о работе Система социального страхования