Предмет, метод и задачи бюджетирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:56, курс лекций

Краткое описание

Современная экономическая ситуация в РК диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию на уровне микроэкономики и стратегическому планированию на уровне макроэкономики. Конкурентоспособность предприятий вытекает из насущных проблем рыночных отношений, с целью которого бюджетирование позволяет заранее определить возможности предприятия собственными силами и с помощью привлеченных источников финансирования обеспечить выполнение производственных программ, укрепить материально-производственную базу и решать другие задачи. Бюджетирование нельзя разделить от других экономических дисциплин, ибо она используется в процессе управления деятельности предприятия посредством планирования, контроля и регулирования управленческой деятельности.

Файлы: 1 файл

лекции бюджетирование2012г (1).doc

— 706.50 Кб (Скачать)

   г) метод максимальных расходов – базируется на принципе «как можно больше средств на маркетинг»;

   д) метод на основе целей и задач – основывается на калькулировании затрат, которые могут иметь место при проведении маркетинговых мероприятий на фирме для достижения поставленных целей.

Каждому из приведенных  методов присущи как положительные, так и отрицательные моменты. В конкретной ситуации решение о  бюджете должно приниматься с  учетом имеющихся возможностей, поведения  товара на рынке и конкретных преимуществ  на каждой ситуации жизненного цикла товара. При формировании бюджета на маркетинг основным должен быть принцип «экономит на всем, но только не на маркетинге».

  После определения  бюджета маркетинга следует произвести  его распределение по направлениям  работы. Разбивка обычно производится в тех же пропорциях, что и в предшествующем году. Если в базисном году подобные расходы отсутствовали, то можно предложить следующее распределение: 70% бюджета ассигновать на рекламу, 25% - на мероприятия по стимулированию сбыта и 5% - на проведение маркетинговых исследований. Распределение бюджета должно иметь следующую форму, что видно из таблицы 1.

Таблица 1 – Распределение  бюджета маркетинга

Маркетинговые мероприятия 

Структура, %

Расходы

     

 

Данные об отклонениях  по реализации могут быть использованы для анализа эффективности деятельности отдела сбыта в тех же показателях, что и производственные затраты. Наиболее значительная характеристика отклонений по реализации – их расчет в показателях валовой прибыли, а не стоимости реализации.

Если калькуляция производится по переменным издержкам, совокупное отклонение по валовой прибыли стремиться определить влияние реализации на разность между сметной и фактической прибылью. Например, сметная реализация равна 10 000  ед., но фактическая составила 9 000 ед. Сметная фактическая прибыль в 200 000 долл., состоящая из сметной реализации 10 000 ед. продукции с прибылью 20 долл. за единицу. Фактическая прибыль на единицу реализованной продукции составила 42 долл. Это сопоставляется с валовой прибылью от фактического объема реализации 9 000 ед. поскольку отдел сбыта отвечает за объем реализации и цены реализации единицы продукции, но не за издержки производства единицы продукции, то из дохода от фактической реализации вычитается не фактическая, а нормативная  себестоимость реализованной продукции. Таким образом, фактическая прибыль  для определения совокупного отклонения по валовой прибыли  будет вычисляться следующим образом:

   Доход от фактической  реализации (9000 ед. по 42 долл.)       378 000 долл.

   Нормативная переменная себестоимость

   реализованной  продукции для объема

   фактической реализации  (9 000 ед. по 20 долл.)                        180 000

   Фактическая маржинальная  прибыль                                           190 000

Чтобы рассчитать общее отклонение по валовой прибыли, мы сравниваем сметную прибыль в 200 000 долл. с фактической в 198 000 долл. это дает благоприятное отклонение в 2000 долл., поскольку фактическая валовая прибыль меньше, чем сметная. Приведем формулу расчета:

  Совокупное отклонение по валовой прибыли есть разность фактической (ФП) и сметной маржинальной прибыли (СП) (обе величины на базе нормативных издержек на единицу):    ФП – СП. 

Использованные величины нормативных издержек для расчета  сметной и фактической валовой прибыли обеспечивает то, что отклонения по выпуску продукции не искажают результат вычисления отклонений по реализации. Вычисление маржинальной прибыли по нормативным издержкам ведет к тому, что отклонения по реализации возникают из-за изменения тех факторов, которые контролирует отдел сбыта, т.е. цен реализации и объемов реализованной продукции. Следовательно, анализ совокупного отклонения по маржинальной прибыли должен производиться по двум элементам: отклонению по цене реализации и отклонению по объему.

Чтобы определить влияние  изменений объема реализации на разность между сметной и фактической  маржинальной прибылью, мы должны сравнить сметный объем реализации с фактическим. Сметная реализация равна 10 000 ед., но фактическая составила 9 000 ед., и для того, чтобы выяснить как влияет это сокращение объема реализации на прибыль, необходимо умножить 1000 ед. на сметную маржинальную прибыль в 20 долларов. Это дает благоприятное отклонение в 20 000 долл.

Данные о нормативной  валовой прибыли (нормативная цена реализации минус нормативная себестоимость) позволяют использовать в расчетах нормативную цену реализации, и их отклонение по объему не будут влиять никакие изменения фактических цен реализации. Приведем формулу расчета:

        • отклонение по объему реализации есть разность между фактическим (ФО) и сметным объемом реализации (СО), умноженная на нормативную валовую прибыль (НВП):               

    (ФО - СО) = НВП. 

15.2.Заключительный  анализ исполнения смет.  Согласование  сметной и фактической прибыли для калькуляции по нормативным издержкам с полным их распределением 

Руководителям центров  ответственности требуется более  подробный анализ отклонений, чтобы  осуществлять эффективное руководство, поэтому подробные отчеты об исполнении сметы должны осуществляться ежемесячно или понедельно. Цеховой отчет об исполнении сметы должен содержать только те статьи, которыми может управлять или на которые может влиять руководитель центра ответственности. Отклонения по ценам на материалы и величина отклонений по объему в стоимостном выражении находятся в рамках контроля руководителя центра ответственности. При анализе отклонений исполнения смет следует рассмотреть отклонение по объему и два элемента ( по мощностям и по эффективности), что отражается посредством следующих формул:

Коэффициент объема        Нормо- часы фактического выпуска продукции 

производства                 =       Сметные часы на выход продукции 

          

                            Нормо-часы фактического выпуска  продукции

Коэффициент  = Фактически отработанные часы

эффективности

 

Коэффициент                 Фактически отработанные часы

использования  =                 Сметные часы труда

мощностей

при этом можно интерпретировать эти коэффициенты так же, как для  эквивалентных стоимостных отклонений. Коэффициенты же позволяют перейти от абсолютного стоимостного показателя к относительному нестоимостному показателю эффективности.

 


Информация о работе Предмет, метод и задачи бюджетирования