Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:56, курс лекций
Современная экономическая ситуация в РК диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию на уровне микроэкономики и стратегическому планированию на уровне макроэкономики. Конкурентоспособность предприятий вытекает из насущных проблем рыночных отношений, с целью которого бюджетирование позволяет заранее определить возможности предприятия собственными силами и с помощью привлеченных источников финансирования обеспечить выполнение производственных программ, укрепить материально-производственную базу и решать другие задачи. Бюджетирование нельзя разделить от других экономических дисциплин, ибо она используется в процессе управления деятельности предприятия посредством планирования, контроля и регулирования управленческой деятельности.
г) метод максимальных расходов – базируется на принципе «как можно больше средств на маркетинг»;
д) метод на основе целей и задач – основывается на калькулировании затрат, которые могут иметь место при проведении маркетинговых мероприятий на фирме для достижения поставленных целей.
Каждому из приведенных
методов присущи как
После определения
бюджета маркетинга следует
Таблица 1 – Распределение бюджета маркетинга
Маркетинговые мероприятия |
Структура, % |
Расходы |
Данные об отклонениях по реализации могут быть использованы для анализа эффективности деятельности отдела сбыта в тех же показателях, что и производственные затраты. Наиболее значительная характеристика отклонений по реализации – их расчет в показателях валовой прибыли, а не стоимости реализации.
Если калькуляция производится по переменным издержкам, совокупное отклонение по валовой прибыли стремиться определить влияние реализации на разность между сметной и фактической прибылью. Например, сметная реализация равна 10 000 ед., но фактическая составила 9 000 ед. Сметная фактическая прибыль в 200 000 долл., состоящая из сметной реализации 10 000 ед. продукции с прибылью 20 долл. за единицу. Фактическая прибыль на единицу реализованной продукции составила 42 долл. Это сопоставляется с валовой прибылью от фактического объема реализации 9 000 ед. поскольку отдел сбыта отвечает за объем реализации и цены реализации единицы продукции, но не за издержки производства единицы продукции, то из дохода от фактической реализации вычитается не фактическая, а нормативная себестоимость реализованной продукции. Таким образом, фактическая прибыль для определения совокупного отклонения по валовой прибыли будет вычисляться следующим образом:
Доход от фактической реализации (9000 ед. по 42 долл.) 378 000 долл.
Нормативная переменная себестоимость
реализованной продукции для объема
фактической реализации (9 000 ед. по 20 долл.) 180 000
Фактическая маржинальная
прибыль
Чтобы рассчитать общее отклонение по валовой прибыли, мы сравниваем сметную прибыль в 200 000 долл. с фактической в 198 000 долл. это дает благоприятное отклонение в 2000 долл., поскольку фактическая валовая прибыль меньше, чем сметная. Приведем формулу расчета:
Совокупное отклонение по валовой прибыли есть разность фактической (ФП) и сметной маржинальной прибыли (СП) (обе величины на базе нормативных издержек на единицу): ФП – СП.
Использованные величины нормативных издержек для расчета сметной и фактической валовой прибыли обеспечивает то, что отклонения по выпуску продукции не искажают результат вычисления отклонений по реализации. Вычисление маржинальной прибыли по нормативным издержкам ведет к тому, что отклонения по реализации возникают из-за изменения тех факторов, которые контролирует отдел сбыта, т.е. цен реализации и объемов реализованной продукции. Следовательно, анализ совокупного отклонения по маржинальной прибыли должен производиться по двум элементам: отклонению по цене реализации и отклонению по объему.
Чтобы определить влияние изменений объема реализации на разность между сметной и фактической маржинальной прибылью, мы должны сравнить сметный объем реализации с фактическим. Сметная реализация равна 10 000 ед., но фактическая составила 9 000 ед., и для того, чтобы выяснить как влияет это сокращение объема реализации на прибыль, необходимо умножить 1000 ед. на сметную маржинальную прибыль в 20 долларов. Это дает благоприятное отклонение в 20 000 долл.
Данные о нормативной валовой прибыли (нормативная цена реализации минус нормативная себестоимость) позволяют использовать в расчетах нормативную цену реализации, и их отклонение по объему не будут влиять никакие изменения фактических цен реализации. Приведем формулу расчета:
(ФО - СО) = НВП.
15.2.Заключительный анализ исполнения смет. Согласование сметной и фактической прибыли для калькуляции по нормативным издержкам с полным их распределением
Руководителям центров
ответственности требуется
Коэффициент объема Нормо- часы фактического выпуска продукции
производства = Сметные часы на выход продукции
Нормо-часы фактического
Коэффициент = Фактически отработанные часы
эффективности
Коэффициент Фактически отработанные часы
использования = Сметные часы труда
мощностей
при этом можно интерпретировать эти коэффициенты так же, как для эквивалентных стоимостных отклонений. Коэффициенты же позволяют перейти от абсолютного стоимостного показателя к относительному нестоимостному показателю эффективности.