Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:56, курс лекций
Современная экономическая ситуация в РК диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию на уровне микроэкономики и стратегическому планированию на уровне макроэкономики. Конкурентоспособность предприятий вытекает из насущных проблем рыночных отношений, с целью которого бюджетирование позволяет заранее определить возможности предприятия собственными силами и с помощью привлеченных источников финансирования обеспечить выполнение производственных программ, укрепить материально-производственную базу и решать другие задачи. Бюджетирование нельзя разделить от других экономических дисциплин, ибо она используется в процессе управления деятельности предприятия посредством планирования, контроля и регулирования управленческой деятельности.
Таким образом, при решении проблемы специального заказа, все переменные затраты, как правило, релевантны, а постоянные производственные затраты и все коммерческие, общие и административные расходы нерелевантны. Следует, иметь в виду, что это не всегда так. Постоянные затраты могут быть релевантными. Вообще релевантность постоянных расходов определяется плановым периодом. В долгосрочной перспективе практически все расходы становятся переменными. Если принимать во внимание различную стоимость денег во времени, то все ожидаемые будущие доходы и расходы в тех же размерах, но отличные по времени, становятся релевантными.
Оптимальное распределение
ограниченных ресурсов для достижения
поставленной цели, такой, как максимизация
прибыли или минимизации
Модель линейного
В краткосрочном плане потребности реализации могут превышать текущую производственную мощность предприятия. Например, объем производства может быть ограничен недостатком рабочей силы, материалов или рабочих площадей. Когда спрос превышает производственные возможности предприятия, необходимо вывить факторы, ограничивающие производство. Эти факторы получили название лимитирующих. Маловероятно, чтобы в краткосрочном периоде было бы возможно устранить лимитирующие факторы и обеспечить дополнительные ресурсы. Поэтому необходимо сделать все возможное, чтобы добиться максимальной прибыли при воздействии этого неблагоприятного или лимитирующего фактора.
Рассмотрим пример. Предприятие производит три изделия и в настоящее время составляет производственный план и программу сбыта на следующий отчетный период. Имеется следующая информация:
Показатели |
Изделие А |
Изделие Б |
Изделие В |
Валовая прибыль на 1 единицу, долларов |
12 |
10 |
6 |
Время работы оборудования для изготовления 1 единицы продукта, машино-час. |
6 |
2 |
1 |
Расчетный спрос, единиц |
200 |
200 |
200 |
Необходимое время, машино-час. |
1200 |
400 |
200 |
Технические возможности ограничены 1200 маш-ч. и недостаточны для обеспечения потребностей сбыта по всем изделиям. Необходимо определить, какое изделие следует производить в течение отчетного периода |
В этой ситуации возможности предприятия в увеличении производства продукции и прибыли или чистого прироста наличных средств ограничены производительностью оборудования. На первый взгляд может показаться, что предприятию следует отдать предпочтение производству изделия А, так как валовая прибыль на единицу проданных изделий А наибольшая, но это заключение неверно. Для производства одного изделия А требуется 6 машино-часов при недостаточных мощностях, а для производства одного изделия Б и В – соответственно 2 и 1 машино-часов. Если предприятие решить выпускать изделия Б и В, оно сможет продать по 200 изделий каждого типа, у нее еще останутся производственные мощности для изготовления изделия А. Если предприятие решить выпускать только изделия А, оно сможет удовлетворить спрос на эти изделия, но у него не останется производственных мощностей для производства изделия Б и В. Для разработки оптимальной производственной программы необходимо определить валовый доход на ограничивающий фактор для каждого типа изделий и затем на основе этих расчетов установить первоочередность производства изделий по рентабельности.
Показатели |
Изделие А |
Изделие Б |
Изделие В |
Валовая прибыль на 1 ед., долл. |
12 |
10 |
6 |
Необходимое время, маш-ч. |
6 |
2 |
1 |
Выручка за 1 маш-ч., долл. |
2 |
5 |
6 |
первоочередность |
3 |
2 |
1 |
Теперь предприятие
может распределить 1200 машино-ч. в
соответствии с установленной
Подытожим распределение времени в машино-часах:
Производство |
Использованное время, машино-ч. |
Остаток времени, машино-ч. |
200 ед. изделий В |
200 |
1000 |
200 ед. изделий Б |
400 |
600 |
100 ед. изделий А |
600 |
- |
Реализация этой производственной программы обеспечит следующую валовую прибыль:
200 ед. изделий В по
6 долл. за ед.
200 ед. изделий Б по 10 долл. за ед. 2000 долларов
100 ед. изделий А по 12 долл. за ед. 1200 долларов
Валовая прибыль
Важно отметить, что перед принятием производственной программы следует учесть и качественные факторы. Например, потеря доверия клиентов может отразиться на будущем товарообороте, если предприятие не поставит изделия всех типов, допустим, 150 постоянным клиентам.
Следует помнить, что указанный метод применим только в тех ситуациях, когда факторы, ограничивающие производственную мощность, не могут быть устранены в пределах краткосрочного периода. В более длительном периоде могут быть привлечены дополнительные ресурсы, если ожидаемая прибыль от увеличения мощности превышает затраты на эти ресурсы.
2. Допущения для формулы оптимального размера заказа при определении продолжительности производственного цикла. Определение момента размещения заказа.
При изучении решения о собственном производстве или закупе, управление должно рассмотреть следующее:
а) альтернативный источник поставки доступен временно либо на достаточно долгий срок?
б) есть ли
в компании свободная
Предприятие которое производит продукцию на основании заказов клиентов, может работать на полную мощность. Любые дополнительные заказы следует рассматривать на основании следующих вопросов:
а) какую цену
следует назначить, чтобы
б) можно ли будет выполнять обязательства по другим контрактам в случае принятия данного контракта?
Временная
приостановка деятельности или
решение о прекращении
Очень важно выделить устранимые затраты, которые не всегда совпадают с затратами, прямо отнесенными на определенный продукт или сегмент. Устранимые затраты – это приростные затраты, так как они имели место только когда подразделение существовало. Для решения о ликвидации неприбыльного сегмента (производственной линии, услуги или подразделения) требуется два инструмента анализа: 1) составления отчета с использованием маржинального подхода; 2) приростной анализ. Первый помогает определить устранимые постоянные затраты, которые являются релевантными в данном решении, а второй позволяет сравнивать операционные результаты для двух альтернатив: оставить сегмент или ликвидировать его.
Проблема модернизации
оборудования, замены устаревших машин
и станков на новые, более производительные
типичны не только и не столько
для оперативного управления, сколько
для стратегического планирован
Полупостоянные затраты зависят от объема производства, но не изменяются прямо пропорционально ему:
Смешанные затраты
состоят из постоянной и
Пример: Объем производства, Общие затраты,
Минимальный объем
производства
максимальный объем
производства
Разница
Если переменные затраты на единицу продукции постоянны, а общие постоянные затраты остаются без изменений, то рост затрат произойдет за счет роста переменных затрат. Поэтому переменные затраты на единицу продукции рассчитываются следующим образом:
Разница в затратах 10 000 доллар
Разница в объеме производства = 20 000 ед =0,5 доллара переменных затрат на единицу
Тогда постоянные затраты будут равны:
30 000 – 30 000 * 0,5 = 15 000 долл. за период.
или 20 000 – 10 000 * 0,5 = 15 000 долл. за период.
Формула имеет вид: у = 15 000 + 0,5 х, где
у – общие затраты
х – объем производства.
Ограничения метода наибольших и наименьших значений:
Тема 14. Управление через учет затрат по функциям при исполнении сметы
14.1. Функции затрат для управления затратами.
14.2. Нефинансовые показатели.
Компьютеризация составления
14.1. Функции затрат для управления затратами.
Функции затрат исходят из целей и задач управления затратами в процессе производства и выпуска продукции. Подготовка бухгалтерской информации для внутренних пользователей предприятия обеспечивает выполнение различных функций, как для принятия решений и планирования. При бюджетировании основой которого является планирование велика роль затрат для организации планирования. В то же время мы не можем не принимать во внимание и другие затраты, связанные с функцией контроля, налогообложения и регулирования.
Для функций планирования и управления, имеющих решения на перспективу должна быть детальная информация об ожидаемых расходах и доходах. С этой целью выделяют затраты: