Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:56, курс лекций
Современная экономическая ситуация в РК диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию на уровне микроэкономики и стратегическому планированию на уровне макроэкономики. Конкурентоспособность предприятий вытекает из насущных проблем рыночных отношений, с целью которого бюджетирование позволяет заранее определить возможности предприятия собственными силами и с помощью привлеченных источников финансирования обеспечить выполнение производственных программ, укрепить материально-производственную базу и решать другие задачи. Бюджетирование нельзя разделить от других экономических дисциплин, ибо она используется в процессе управления деятельности предприятия посредством планирования, контроля и регулирования управленческой деятельности.
Со своей стороны смета продаж составляется для определения выручки в денежном выражении и служит основой, на которой базируются все другие сметы.
Даже в стабильных производствах необходимо систематически пересматривать уже существующие программы, так как окружающая экономическая среда, вкусы и запросы потребителей, условия конкуренции, производственные технологии постоянно изменяются. Очень важно вовремя распознать эти изменения и адаптировать имеющиеся программы к изменившимся условиям.
В рамках утвержденной стратегии руководство должно быть восприимчиво к новым программам в виду возможной угрозы существующей деятельности или для использования новых открывающихся возможностей. В бизнесе такие предложения обычно требуют вовлечения новых капитальных вложений.
Для анализа предлагаемых программ в неприбыльных организациях широко применяется метод «выгоды/затраты». Согласно этому методу предполагаемая выгода, которая не всегда может быть выражена количественной оценкой, сопоставляется с затратами, осуществляемые по данной программе. Этот метод используют и прибыльные (коммерческие) организации для анализа таких предполагаемых программ, как увеличение расходов на улучшение условий безопасности труда, снижение уровня загрязнений окружающей среды, повышение репутации организации в обществе, предоставление более полной и достоверной информации руководству.
При планировании объема продаж в натуральном выражении отправным пунктом служит производственная мощность или прошлогодний объем продаж с поправкой на факторы, влияющие на размер объема продаж, а именно:
Важно сравнить фактические объемы продаж по видам продукции, регионам и/или представительствам предприятия. Управленческий персонал при этом исследует причины существенных отклонений и принимает меры по улучшению положения. Смета продаж имеет следующий вид, что видно из таблицы.
Таблица 1 – Смета продаж на год
№ п/п |
Товар и регион |
Объем продаж в натуральном выражении, ед. |
Цена единицы продукции, тенге |
Всего продажи, тыс. тенге |
1 |
Товар «Х» |
60000 |
1200 |
72000 |
2 |
Товар «А» |
30500 |
1000 |
30500 |
3 |
Товар «Б» |
18000 |
1450 |
26100 |
4 |
Товар «В» |
12000 |
1000 |
12000 |
Итого |
140600 |
Для оценки потребительского спроса можно применять целый ряд методов. Простейший – оценка, основанная на мнениях руководства и персонала отдела сбыта. Например, персоналу отдела сбыта можно поставить задачу оценить объем продаж каждого вида продукции их покупателями, или начальники региональных отделов сбыта могут сделать оценку общего объема сбыта каждого региона. Альтернативный подход – оценка потребительского спроса при помощи статистических методов, применение которых позволяет учитывать общие условия на предприятии и рынке и рост продаж за предыдущие периоды. Может возникнуть возможность изучить рынок, если предприятие намеревается выпускать новые виды продукции или искать новые рынки.
Следующий этап составления программы сбыта – подготовка производственной программы. Она формируется только в количественных показателях и входит в сферу ответственности руководителя производства. Целью программы является обеспечение объема производства, достаточного для удовлетворения покупательского спроса, и создание экономически целесообразного уровня запасов. Производственная программа на год отражает данные об объеме производства для каждого цеха и должны быть проанализированы по месяцам, что имеет следующий вид:
Таблица 2 – Годовая производственная программа
Цех 1 («Альфа») |
Цех 2 («Согма») | |
Изделия к реализации, ед. |
8500 |
1600 |
Планируемый запас на конец периода |
1870 |
90 |
Всего на продажу и запасы |
10370 |
1690 |
Минус планируемый запас на начало периода |
170 |
85 |
Произвести изделий |
10200 |
1605 |
2. Смета использования
основных материалов. Смета на
приобретение основных
Начальники цехов
должны подготовить оценку материалов,
которые требуются для
Таблица 3 – Годовая смета использования основных материалов
Цех 1 |
Цех 2 |
Всего | |||||||
Кол-во, ед. |
Цена за ед., тенге |
Итого, тыс. тенге |
Кол-во, ед. |
Цена за ед., тенге |
Итого, тыс. тенге |
Кол-во, ед. |
Цена за ед. |
Всего, тыс. тенге | |
Материал Х |
102000(1) |
180 |
18360 |
12840(3) |
180 |
2311,2 |
114840 |
180 |
20671,2 |
Материал У |
51000(2) |
400 |
20400 |
14445(4) |
400 |
5778 |
65445 |
400 |
26178 |
38760 |
8089,2 |
46849,2 |
(1)10200 изделий по 10 ед. на изделие
(2) 10200 изделий по 5 ед. на изделие
(3) 1605 изделий по 8 ед. на изделие
(4) 1605 изделий по 9 ед. на изделие
За составление сметы затрат на приобретение основных производственных материалов отвечает начальник отдела закупок, так как именно он несет ответственность за приобретение запланированного количества сырья для обеспечения потребностей производства. Его задача заключается в своевременном приобретении этих материалов по запланированной цене. Кроме того, необходимо принять во внимание запланированный уровень запасов сырья. Годовая смета затрат на приобретение основных материалов имеет следующий вид, что видно из таблицы 4.
Таблица 4 – Смета затрат на приобретение основных материалов
Материал Х, ед. |
Материал У, ед. | |
Количество необходимое для удовлетворения потребностей производства по годовой смете использования материалов |
114840 |
65445 |
Планируемый запас на конец периода |
10200 |
1700 |
125040 |
67145 | |
Минус планируемый запас на начало периода |
8500 |
8000 |
Итого приобрести |
116540 |
59145 |
Планируемая цена приобретения единицы, тенге |
180 |
400 |
Итого расхода на закупки, тыс. тенге |
20977,2 |
23658,0 |
При составлении сметы по труду основных производственных рабочих ответственность за составление сметы по труду лежит на руководителей цехов. Они должны подготовить расчеты затрат рабочего времени, которое необходимо для удовлетворения потребностей производства. Если на предприятии существует квалификационное деление труда, то такие виды труда в смете указываются отдельно. Сметные почасовые нормы определяет отдел труда.
Смета по труду основных производственных рабочих имеет следующий вид, что видно из таблицы .
Таблица 5- Годовая смета по труду основных производственных рабочих
Цех 1 |
Цех 2 |
Всего | |
Запланированное производство, ед. |
10200 |
1605 |
|
Время на изготовление единицы продукции, часов |
10 |
15 |
|
Общее запланированное время, часов |
102000 |
24075 |
126075 |
Плановые ставки почасовой заработной платы, тенге |
300 |
300 |
|
Итого на заработную плату, тыс. тенге |
30600 |
7222,5 |
37822,5 |
Для контроля за уровнем издержек смета по труду основных производственных рабочих, смета использования материалов и смета общезаводских накладных расходов объединены в сметы цехов. Эти сметы обычно разбиваются на двенадцать отдельных месячных смет, и фактические месячные расходы сравниваются с плановыми по каждой статье. К такому сравнению прибегают для того, чтобы судить об эффективности деятельности руководителей цехов по контролю расходов, за которые они отвечают.
Смета
цеха должна выглядеть
Таблица 6 – Годовая производственная смета, тенге
Элементы затрат |
Расчетные данные, тыс. тенге |
По смете |
Труд основных производственных рабочих 102000 ч. по 300 тенге за 1ч. |
30600 | |
Основные материалы 102 ед. материала Х по 180 тенге за ед. |
18360 |
|
51000 ед. материала У по 400 тенге за ед. |
20400 |
38760 |
Контролируемые накладные расходы |
||
Вспомогательные материалы |
30600 |
|
Труд вспомогательных рабочих |
30600 |
|
Энергия (переменная часть) |
15300 |
|
Ремонт и обслуживание (переменная часть) |
5100 |
81600 |
Неконтролируемые накладные расходы |
||
Амортизация |
25000 |
|
Контроль |
25000 |
|
Энергия (переменная часть |
10000 |
|
Ремонт и техобслуживание (переменная часть) |
11400 |
71400 |
846600 |
Тема 12. Бюджетирование общезаводских накладных расходов
12.1. Составляющие элементы
общезаводских накладных
12.2. Смета привлекаемых банковских средств для нужд производства. Кассовая консолидированная смета.
1. Составляющие элементы
общезаводских накладных
За составление сметы
общезаводских накладных
Таблица 1 - Годовая смета
общезаводских накладных
Прогнозируемая 102000 ч – затраты
времени основных
Ставка распределения накладных расходов на 1ч. Труда основных производственных рабочих |
Накладные расходы |
Итого, тыс. тенге | |||
цех 1, тенге |
Цех 2, тенге |
Цех 1, тыс. тенге |
Цех 2, тыс. тенге | ||
Контролируемые накладные расходы: |
|||||
Вспомогательные материалы |
300 |
200 |
30600 |
4815 |
|
Труд вспомогательных рабочих |
300 |
300 |
30600 |
7222,5 |
|
Энергия (переменная часть) |
150 |
100 |
1530 |
2407,5 |
|
Ремонт и техобслуживание (переменная часть) |
50 |
100 |
5100 |
2407,5 |
|
67830 |
16852,5 |
84682,5 | |||
Неконтролируемые накладные расходы: |
|||||
Амортизация |
25000 |
20000 |
|||
Контроль |
25000 |
10000 |
|||
Энергия (постоянная часть) |
10000 |
500 |
|||
Ремонт и техобслуживание (постоянная часть) |
11400 |
799 |
|||
71400 |
31299 |
102699 | |||
Совокупные накладные расходы |
139230 |
48151,5 |
187381,5 | ||
Сметная ставка распределения
общезаводских накладных |
1,365(1) |
2,00(2) |