Предмет, метод и задачи бюджетирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:56, курс лекций

Краткое описание

Современная экономическая ситуация в РК диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию на уровне микроэкономики и стратегическому планированию на уровне макроэкономики. Конкурентоспособность предприятий вытекает из насущных проблем рыночных отношений, с целью которого бюджетирование позволяет заранее определить возможности предприятия собственными силами и с помощью привлеченных источников финансирования обеспечить выполнение производственных программ, укрепить материально-производственную базу и решать другие задачи. Бюджетирование нельзя разделить от других экономических дисциплин, ибо она используется в процессе управления деятельности предприятия посредством планирования, контроля и регулирования управленческой деятельности.

Файлы: 1 файл

лекции бюджетирование2012г (1).doc

— 706.50 Кб (Скачать)

2.Составление  смет  и бюджетов

При составлении сметы  и бюджетов наряду с сообщением подробностей политики составления смет, необходимо заранее определить факторы, ограничивающего выпуск продукции, так как деятельность каждой организации ограничивает на данном этапе какой-либо фактор. Для большинства организаций ограничивающим фактором является покупательский спрос, который оказывает влияние на объем производства продукции. Однако возможны случаи, когда производство сдерживают производственные  мощности, а покупательский спрос превышает их возможности. Прежде чем  готовить смету, высшему руководству необходимо определить ограничивающий фактор, так как от этого зависит исходный пункт составления годовой сметы.

Объем и ассортимент  сбыта определяют уровень производства компании, когда потребительский  спрос является фактором, ограничивающим объем производства. Поэтому программа сбыта – важнейший план при составлении  годовой сметы. Составлять этот план также труднее всего, поскольку совокупный доход от реализации зависит от действия покупателей. Кроме того, на потребительский спрос могут воздействовать состоянии е экономики и шаги, предпринимаемые конкурентами.

Для оценки потребительского спроса можно применять целый  ряд методов. Простейший – оценка, основанная на мнениях руководства и персонала отдела сбыта. Например, персоналу отделу сбыта можно поставить задачу объем продаж каждого вида продукции их покупателям, или начальники региональных отделов сбыта могут сделать оценку общего объема сбыта каждого региона. Альтернативный подход – оценка потребительского спроса при помощи статистических методов, применение которых позволяет учитывать общие условия на предприятии и рынке и рост продаж за предыдущие периоды. Может возникнуть необходимость изучить рынок, если фирма намеревается выпускать новые виды продукции или искать новые рынки.

При первоначальной подготовке смет руководители, отвечающие за выполнение сметных показателей, должны составлять сметы для тех областей деятельности, за которые они несут ответственность. Процесс подготовки сметы должен идти снизу вверх. Это означает, что смета должна составляться на низшем уровне руководства, совершенствоваться и координироваться на более высоких уровнях. Такой подход позволяет руководителям принимать участи ев подготовке смет и увеличивать вероятность того, что они примут сметы и будут стремиться достичь запланированных целей.

Единственного пути количественного  определения конкретной статьи сметы  не существует. Старые данные могут  использоваться как отправная точка  составления смет, но это не означает, что смету составляют исходя из предположения: если событие имело место в прошлом, то оно произойдет в будущем. Следует принимать во внимание изменение условий в будущем, а информация о прошлом может быть полезным руководством в дальнейшем. Кроме того, руководители, составляя свои сметы, могут придерживаться указаний высшего  руководства, например, специальных инструкций по изменению цен на приобретаемые материалы и услуги. В производственной деятельности можно ориентироваться на нормативные затраты как основу калькуляции себестоимости объемов выпуска, запланированного в смете.

Для реализации принципа участия в составлении сметы  оно должно начинаться с низшего  уровня руководства. Руководители этого  уровня должны составлять свом сметы  и представлять их на утверждение  вышестоящим руководителям, а они  в свою очередь, должны объединить все сметы, за которые отвечают, в одну и представить ее на утверждение своему руководителю. Теперь этот руководитель становится ответственным за составление сметы на своем уровне.

Сайзер (1989) назвал этот подход двухсторонним процессом: установление целей и стратегии их достижения по нисходящий – сверху – вниз; подготовка смет по восходящей – снизу вверх; затем утверждение составленных смет снова по нисходящей – от высшего руководства до руководителей подразделений.

Очень важно? Чтобы составители сметы участвовали в принятии окончательного ее варианта и чтобы руководитель не пересматривал смету, не проанализировав тщательно доводы подчиненного относительно внесения в нее новых статей. Обсуждение является жизненно важным процессом подготовки сметы, и в ходе этого процесса можно определить, станет смета действительно эффективным средством управления или будет просто техническим приемом. Если руководители достигли успеха в установлении доверительных отношений со своими подчиненными, то процесс обсуждения позволит внести значительные улучшения в подготовку сметы. 

По мере продвижения  смет снизу вверх – от начальника к начальнику – в процессе обсуждения необходимо изучать соотношение  показателей смет. Такое изучение может показать, что некоторые сметы не сбалансированы с другими сметами и нуждаются в усовершенствовании: должны быть приняты во внимание другие условия, ограничения и планы, о которых руководитель не знает или не может на них влиять. Например, руководитель предприятия может запланировать замену оборудования, когда средств на это нет. Бухгалтер должен выявить такие несоответствия и обращать на них внимание своего руководителя. Вносить в смету любые изменения должно лицо, ответственное за ее подготовку, и это может потребовать прохождения сметы снизу доверху во второй или даже третий раз до тех пор, пока сметы не будут скоординированы и не станут приемлемыми для всех сторон. В процессе координации следует составлять сметный счет прибылей и убытков, баланс и отчет о движении денежных средств, чтобы гарантировать, что все они сочетаются и образуют приемлемое целое. В прохождение смет по всем инстанциям до тех пор, пока сметный счет прибылей и убытков, баланс и отчет о движении денежных средств не станут приемлемыми.

После приведения смет в соответствие, их сводят в обобщенную смету (совокупную финансовую смету), которая состоит из счета прибылей и убытков, баланса и отчета о движении денежных средств. После утверждения обобщенной сметы все сметы направляют во все центры ответственности предприятия. Принятие обобщенной сметы является основанием исполнения смет руководителями всех центров ответственности.

Процесс составления  смет не должен завершаться их согласованием. Фактические результаты требуется  периодически сравнивать с запланированными. Сравнение должно проводиться ежемесячно и  до середины следующего месяца отчет по результатам сравнения должен быть представлен составителям смет, чтобы стимулировать их деятельность. Это позволит руководству определить, какие позиции смет не выполнены, и выяснить причины отклонения. Если проблема отклонений находится в сфере  компетенции руководства, то можно принять соответствующие меры, чтобы не допустить подобных отклонений в будущем. Однако отклонения могут появляться и в результате того, что смета с самого начала была нереальной или реальные условия сметного года отличались от прогнозируемых; смета на оставшуюся часть года в этом случае становиться недействительной.

  В течение сметного года планово-финансовая комиссия должна периодически оценивать фактические результаты и пересматривать планы компании на будущее. Если, возникнуть какие-либо изменения реальных условий по сравнению с ожидавшимися, это обычно означает, что смета должна быть уточнена. Такая пересмотренная смета будет представлять собой пересмотренные производственные программы на оставшуюся часть сметного периода. Важно отметить, что составление сметы на текущий год не заканчивается с началом сметного периода; составление сметы следует рассматривать как непрерывный динамичный процесс.     

 

 

 

 

 

Лекция 9. Бюджетирование инвестиционной деятельности

    1. Цели и процесс составления бюджета капиталовложений. Потребности в инвестициях и источники их финансирования. Методы оценки инвестиций
    2. Оценка эффективности инвестирования в целом. Коммерческий эффект проекта. Приростной метод определения коммерческой эффективности инвестиционного проекта предприятия
    3. Цели и процесс составления бюджета капиталовложений. Потребности в инвестициях и источники их финансирования. Методы оценки инвестиций

 

        1. Цели и процесс составления бюджета капиталовложений. Потребности в инвестициях и источники их финансирования. Методы оценки инвестиций

Целью планирования финансовой стратегии является составление  плана получения использования  инвестиций, а также определение  эффективности предполагаемого проекта. Капиталовложения для предприятия имеют важное значение для обновления материально-технической базы, внедрения новой техники и технологий с целью выпуска конкурентоспособной продукции. Исходя из потребности предприятия в инвестициях бюджетирование помогает решать стратегические задачи по реализации финансовой стратегии.

Решения о капиталовложениях  – принятие долгосрочных решений, касающихся инвестирования в проекты связаны  с составлением смет капиталовложений и оценивания их окупаемости. Данный процесс применяется в следующих направлениях:

  1. определение того, какие конкретно инвестиционные проекты компания должна выбрать;
  2. определение общей суммы капиталовложений, которые компания должна понести в результате реализации проекта;
  3. определение того, каким образом должен финансироваться портфель проектов.

 

При изложении финансовой стратегии бюджетирования инвестиционной деятельности  включается следующая  информация:

        • потребность в инвестициях и источники их финансирования;
        • оценка эффективности проекта в целом;
        • оценка эффективности участия в проекте;
        • анализ чувствительности проекта;
        • портфельные инвестиции.

 При обеспечении  потребности в инвестициях и  определении их источников финансирования  осуществляется расчет потребности  в материальных, финансовых и нематериальных инвестициях и обосновывается подбор источников их финансирования с учетом особенностей проекта, уровня риска и других факторов, представляются данные о предполагаемых условиях финансирования.

При оценке эффективности  проекта в целом определяется его коммерческая эффективность. Для крупномасштабных проектов, отражающих интересы города, региона, республики, целесообразно оценивать общественную (социально-экономическую) эффективность проекта.

При бюджетировании капиталовложений надо исходить из самого бизнес-плана предприятия, где могут рассчитываться эффективность для отдельных участников и, в связи с этим, возможности эффективной его практической реализации. По требованию органов государственного или местного управления в бизнес-плане оценивается бюджетная эффективность.

Потребность в инвестициях  с указанием возможных источников их покрытия оформляется в виде таблицы  с разбивкой по кварталам и  годам. Инвестиции могут быть в виде денежных средств, целевых банковских вкладов, кредитов, займов, залогов, технологий, земли, зданий, сооружений, машин, оборудования, лицензий, товарных знаков, любого другого имущества или имущественных прав, интеллектуальной ценностей.

Укрупненная классификация  инвестиций выглядит следующим образом:

Материальные:

        • Земельные участки;
        • Средства производства;
        • Запасы;
        • Прочие.

Финансовые:

        • Долевое участие;
        • Обязательство.

Нематериальные:                                 

        • Исследования и разработки;
        • Реклама;
        • Обучение персонала;
        • Социальная сфера;
        • Прочие.

          Укрупненная классификация инвестиций по направлениям вложения средств выглядит следующим образом, что видно из схемы1:

 

 


 

 

      вн


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1 – Источники  финансирования капиталовложений

Финансирование через  кредиты целесообразно для проектов, связанных с расширением производства на уже действующих (и успешно действующих) предприятиях. Для проектов же, которые связаны с созданием нового предприятия или реализации технического новшества, предпочтительным источником финансирования может служить паевой или акционерный капитал.

Для таких проектов привлечение  кредитов просто опасно, так как  кредитное соглашение обязательно  включает жесткую схему платежей, обеспечивающих возврат основной суммы  долгов и процентов по кредиту  в течение срока, указанного в  кредитном соглашении. Между тем для нового и венчернуго предприятий соблюдение такого календарного графика выплат может оказаться не по силам.

Ряд зарубежных банков и  фондов в качестве обязательного  условия при предоставлении кредитов требуют, чтобы объем собственных средств составлял не менее 3)% общей суммы инвестиций.

Условия получения кредита  включают поступление займа одной  суммой или разовыми платежами в  определенные моменты времени. Венчурные (рисковые) фонды, например, часто ставят одним из условий выдачи средств предоставление им права контроля деятельности предприятия вплоть до определенных изменений в руководстве.

Условия погашения включают, например, возврат займа в конце  срока или регулярно с определенной периодичностью, или разовыми платежами  в конкретные моменты времени. Финансовым гарантом может быть банк, обслуживающий предприятие или являющийся его акционером.

Информация о работе Предмет, метод и задачи бюджетирования