Понятие, особенности правового статуса бюджетных организаций и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:39, дипломная работа

Краткое описание

Подавляющая часть получателей бюджетных средств выполняет различные функции, в том числе в области культуры и духовного развития. Поэтому средства, которые выделяются для обеспечения деятельности учреждений культуры, здравоохранения, образования, науки и других организаций непроизводственной сферы, имеют строго целевое назначение, а статьи расходов определены законодательством.

Оглавление

Глава 1 Теоретические аспекты особенностей анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации
1.1 Понятие, особенности правового статуса бюджетных организаций и их классификация
1.2 Значение, задачи и информационная база экономического анализа в бюджетных организациях
1.3 Особенности экономического анализа деятельности бюджетных медицинских учреждений
Глава 2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций здравоохранения города Калуги
2.1 Характеристика организаций здравоохранения города Калуги и МУЗ «Городской стоматологической поликлиники» .
2.2 Динамика финансово - хозяйственной деятельности МУЗ «Городской стоматологической поликлиники
2.3 Факторный анализ основных показателей работы МУЗ «Городской стоматологической поликлиники
2.4 Использование информационных технологий в МУЗ «Городской стоматологической поликлинике
Глава 3 Совершенствование экономического анализа деятельности бюджетных организаций здравоохранения в России
3.1 Направления улучшения финансового состояния МУЗ «Городской стоматологической поликлиники» за счет предпринимательской деятельности
3.2 Повышение эффективности бюджетных услуг с использованием системы бюджетирования ориентированного на результат
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Анализ фхд бюджетной организации стоматология.docx

— 540.84 Кб (Скачать)

В условиях рыночных отношений значительно  возрастает роль управления деятельностью  бюджетных организаций. Экономический  анализ служит основой для выявления  недостатков и резервов в деятельности организаций, выбора более рациональных методов и путей повышения  эффективности и качества их работы. Как часть системы управления анализ с функциями планирования и прогнозирования деятельности учреждений, поскольку без глубоко  анализа невозможно осуществление  этих функций.

Экономический анализ на основе изучения отдельных  сторон деятельности учреждений позволяет  из разрозненных данных об отдельных  экономических явлениях и фактах составить целостную картину  процесса создания услуг, выявить присущие ему в конкретных условиях тенденции, разработать варианты управленческих решений и выбрать из них наиболее оптимальный. Анализ деятельности бюджетных  учреждений является важным элементом  в системе управления, действенным  средством выявления резервов, основой  разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

Главным источником изучения экономики бюджетных  учреждений является анализ исполнения смет расходов. Основным источником информации анализа является бухгалтерская и статистическая отчетность, содержащая данные, характеризующие деятельность учреждения по отдельным направлениям.

Аналитическое исследование финансово-хозяй ственной деятельности организации базируется на определенных правилах и приемах и выполняется в соответствии с определенной методикой.

Таким образом, анализ деятельности бюджетных учреждений является важным элементом в системе  управления, действенным средством  выявления резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

Экономический анализ деятельности бюджетных медицинских  учреждений имеет существенные особенности, которые отличают его от анализа  других видов организаций. Это обусловлено  спецификой здравоохранения, сочетание  бюджетной и рыночной сфер, использованием различного набора показателей для  оценки эффективности различных  сфер деятельности медицинской бюджетной  организации, особенностями их финансирования. Все это оказывает влияние  на экономические показатели, возможности  их использования и требует специальные  подходы при проведении экономического анализа деятельности бюджетных  медицинских учреждений. В работе проведен анализ финансово-хозяйственной  деятельности одного из муниципальных  учреждений здравоохранения – Городская  стоматологическая поликлиника  г. Калуги.

На основании  изучения современной научной и  периодической литературы по проблемам  анализа финансирования учреждений здравоохранения, выявлено, что доходы, получаемые при обязательном финансировании, все больше используются для услуг, направленных на интересы всего населения  и на улучшение оплаты медицинских  услуг. Некоторые услуги могут не покрываться за счет государственного финансирования, например стоматологическая  помощь.

Доходы  и поступления в МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника» возросли с 27524,8 тыс. руб. в 2007 году до 27829,0 тыс. руб. в 2008 году или на 2%. В структуре источников финансирования учреждения преобладают поступления от предпринимательской деятельности – 69% в 2007 году и 69,7 в 2008 году, и поступления от средств ФОМС – 20,3% в 2007 году и 23% в 2008 году, что свидетельствует о стабильности поступления этого источника финансирования.

Объем расходов по МУЗ «Городская стоматологическая  поликлиника» вырос с 23740,4 тыс. руб. в 2007 году до 27698,1 тыс. руб. в 2008 году, что  составляет рост 17% за год. В общем объеме расходов основную долю составляют расходы на оплату труда и начисление на нее – около 25% за последние два года. Небольшую долю в расходах учреждения занимают затраты на приобретение материальных запасов – около 3%, причем их объем увеличился к 2008 году на 152,1 тыс. руб., что объясняется ростом цен на приобретаемые медицинские материалы. Значительные затраты осуществляются на ремонт и приобретение оборудования: в 2007 году это составило 871,2 тыс. руб., а в 2008 году – 1190,0, что составила рост 36%.

Доля  расходов, осуществляемых за счет бюджетных  средств, составила в общем объеме затрат МУЗ «Городская стоматологическая  поликлиника» в 2007 году 2194,0 тыс. руб., а в 2008 году 1979,1 тыс. руб., уменьшение расходов по бюджетным средствам объясняется тем что большая часть расходов увеличились по внебюджетной деятельности. Отметим, что за счет бюджетных средств увеличилась стоимость основных средств в 2008 году по сравнению с 2007 годом, а материальные запасы уменьшились в 2008 году по сравнению с 2007 годом.

Таким образом, анализируя финансовое состояние МУЗ "Городская стоматологическая  поликлиника " можно сказать о  его способности своевременно производить  платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, что свидетельствует  об удовлетворительном финансовом состоянии  МУЗ "Городская стоматологическая  поликлиника " в 2007 – 2008 годах.

Рассмотрели относительные коэффициенты финансовой устойчивости.

Анализ  показал, что МУЗ «Городская стоматологическая  поликлиника» на очень высоком уровне и отражают соотношение собственного капитала к валюте баланса, так, в  среднем, собственный капитал занимает от 96% до 99% от всего капитала.

Исследование  потребительских предпочтений стоматологической  помощи показало, что большинство  пациентов поддерживают развитие и  расширение платных услуг в частности: 47% опрошенных заметили улучшение здоровья после пользования платными медицинскими услугами, 37% отметили улучшение в работе данного лечебного учреждения, а у 64% пациентов уровень доверия к платным медицинским услугам. В целом пациенты удовлетворены качеством оказания медицинской помощи в МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника». Однако часть опрошенных указывает на недостатки в технической оснащенности поликлиники современным оборудованием (49%), в санитарно-гигиеническом состоянии (37%), в выборе для лечения более удобного времени (35%).

Установлена недостаточная информированность  пациентов о платных медицинских  услугах в МУЗ «Городская стоматологическая  поликлиника». При этом 43% респондентов положительно относятся к платным  услугам. Также 54% опрошенных поддерживают дальнейшее развитие и расширение ассортимента платных медицинских услуг, а 31% понимают, что этого не избежать. Также 54% опрошенных считают, что необходимо развивать  и расширять сектор платных медицинских  услуг. Были предложены меры по улучшению  финансового состояния ЛПУ.

Учреждение  может улучшить свое финансовое состояние  и повысит эффективность деятельности в случае проведения мероприятий  по совершенствованию производственной и управленческой инфраструктуры, срочности  погашения на основе внедрения методов  финансового планирования и прогнозирования, разработке маркетинговой стратегии  и тактики.

Повышение экономической эффективности с  использованием системы БОРа заключается в экономии расходов при сохранении прежнего объема услуг или увеличении объема услуг при сохранении того же объема финансирования. Кроме экономической эффективности необходимо оценивать социальную эффективность, как соотношение достигнутого социально значимого результата и потраченных ресурсов.

Таким образом, проведенные исследования позволят увеличить посещаемость поликлиники  и при этом увеличение прибыли, а  система БОРа направлена на улучшения результатов деятельности бюджетных организаций.

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.04.2007);
  3. Постановление Правительства РФ от 15.05.2007 № 286 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год»;
  4. Закон Калужской области от 08.12.2006 № 268-ОЗ «О программе государственных гарантий оказания жителям Калужской области бесплатной медицинской помощи на 2007 год»;
  5. Закон Калужской области от 29.11.2007 № 374-ОЗ «О программе государственных гарантий оказания жителям Калужской области бесплатной медицинской помощи на 2008 год»;
  6. Приказ Минфина РФ от 23.09.2005 № 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета»;
  7. Приказ Минфина РФ от 21.01.2005 № 5н (ред. от 11.11.2005) «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности»;
  8. Приказ Минфина РФ от 10.02.2006 № 25н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету»;
  9. Приказ Минздрава РФ от15.10.1999 № 377 (ред. от 09.10.2007) «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения»;
  10. Приказ Минздрава РФ от 27.05.2002 № 163 «Об утверждении отраслевого стандарта «Клинико-экономические исследования. Общие положения»;
  11. Постановление Городского Головы городского округа «Г. Калуга» от 23.06.2006 № 168-п (ред. от 29.11.2007) «Об установлении порядка и условий применения компенсационных и стимулирующих выплат для работников муниципальных учреждений города Калуги»;
  12. Постановление Городского Головы городского округа «Г. Калуга» от 09.06.2007 № 114-п «Об утверждении стандартов качества предоставления бюджетных услуг»;
  13. Антонов А.Б. Перспективы развития платных медицинских услуг в амбулаторно-поликлинических учреждения. // Экономика здравоохранения .2003.- №3; с.24.
  14. Барулин С.В., Барулина Е.В. К вопросу о сущности финансов: новый взгляд на дискуссионную проблему //Финансы. 2007.- № 7; с.27.
  15. Батина И.Н., Тульская А.Ю. Бор как инструмент повышения эффективности бюджетных услуг//Финансы. 2008.- № 8;с.19.
  16. Бойко Н.Н. Некоторые вопросы правового режима доходов бюджетных учреждений // Финансовое право, 2007.- № 3; с.15.
  17. Бурцев В.В. Система государственных финансовых потоков: теоретический взгляд // Финансовый вестник, 2007, -№ 12; с.5.
  18. Бюджетные учреждения: особенности бухгалтерского учета и налогообложения: практическое руководство / под общей ред. Ю.Л.Фадеева. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Эксмо, 2007 – 432 с.
  19. Габуева Л.А. Анализ организационно-экономических моделей предпринимательской в здравоохранении и перспективы их развития // Здравоохранение, 2007.- № 9; с.21.
  20. Данилов Е.Н., Аббарникова В.Е., Шипиков Л.К. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: Учебное пособие. _ М.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2003.- 336с.
  21. Зайцев В.К. Ушаков А.С. Бюджетные учреждения как балансодержатели государственного имущества // Финансы, 2006.- № 1;с.16.
  22. Зуева И.А. Оценка деятельности государственного учреждения // Финансы, 2006.- № 7; с. 29.
  23. Завьялов Д.Ю. Оценка эффективности бюджетных расходов: сравнительный анализ // Финансы, 2008. - №10; с. 8.
  24. Кадыров Ф.Н. Методы оценки эффективности деятельности медицинских учреждений.- М.: Издательский дом «ГРАНТЪ», 2005. – 448с.
  25. Лысенко Д.В. Экономический анализ.-М.: ООО Издательство Проспект, 2007.-7с.
  26. Панкова Д.А., Головкова Е.А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетной организации. - М: ООО Новое Знание, 2003.-195с.
  27. Придарчук М.П. Методы экономического анализа эффективности затрат на получение бюджетных услуг // Финансы, 2006.- № 5;с.27.
  28. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.:ИНФРА-М,2007. 56с.
  29. Управление финансами территорий, ориентированное на результат. / Под ред. д.э.н., проф. Таксира К.И. – М.: Финансы, 2006 – 416 с.
  30. Финансы бюджетных организаций: Учебник /Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: Вузовский учебник, 2005 – 363 с.
  31. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов. / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА,2-е изд. 2006, с.276.
  32. Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. - Ростов на Дону.:, ЮНИТИ,2007, 231с.
  33. Черницына О.Ю., Тажибов Т.Г. Учет расходов в бюджетных образовательных учреждениях // Финансы, 2008. № 5; с.55.
  34. Шишкин А.Г., Шишкина Е.А. Внедрение бюджетирования в бюджетный процесс // Финансы, 2006. № 5; с.23.
  35. Экономика здравоохранения: Учебное пособие./ Под ред. И.М.Шеймена.-М.: ТЕИС, 2001.- 324 с.
  36. Экономика здравоохранения: Учебное пособие./ Под ред. В.Ю. Семенова. – М: ЮНИТИ, 2004. – 460 с.
  37. Экономика и управление здравоохранения: Учебное пособие. / Под ред. Л.Ю. Трушкина, А.М. Демьянова, Н.Г. Малахова. – Ростов на Дону: ЮНИТИ, 2005. – 351с.
  38. Яшина Н.И. Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, как концептуальный подход к повышению эффективности бюджетных расходов// Финансы и кредит, 2007.- №19 с. 25.

1 Лысенко Д.В. Экономический анализ.-М,: ООО Издательство проспект,2007.-7с.

2Панков Д.А.,.Головкова Е.А. «Анализ хозяйственной деятельности бюджетной организации.-М,: ООО «Новое Знание» , 2003 г. – 195с.

3Лысенко Д.В. Экономический анализ.-М,: ООО Издательство проспект,2007.-9с. 

4  Чечевицын Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности.- Ростов на дону: Финансы и статистика, 2007- 18с..

5 Чечевицын Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности.- Ростов на дону: Финансы и статистика, 2007- 15с..

6 Лысенко Д.В. Экономический анализ.-М,: ООО Издательство проспект,2007.-13с

7 Данилов Е.Н.,  Абарникова В.Е., Шинников Л.К. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях. -М.: ООО «Интерпрессервис». 2003.-56с.

8 Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.- М. 2005г.

9 Кадыров Ф.Н. Методы оценки эффективности деятельности медицинских учреждений. – М.: Издательский дом «ГРАНТЪ», 2005 г. – 448 с.

10 Батина И.Н., Тульская А.Ю. БОР как инструмент повышения эффективности бюджетных услуг /Финансы/ 2008. № 8.

11 Экономика здравоохранения: Учебное пособие/ Под ред. И.М.Шеймена.-М.: ТЕИС, 2001.- 324 с

12 Экономика здравоохранения: Учебное пособие/ Под ред. И.М.Шеймена.-М.: ТЕИС, 2001.- 324 с

13 Бюджетные учреждения: особенности бухгалтерского учета и налогообложения: практическое руководство / под общей ред. Ю.Л.Фадеева. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Эксмо, 2007 – 432 с.

14 Бюджетные учреждения: особенности бухгалтерского учета и налогообложения: практическое руководство / под общей ред. Ю.Л.Фадеева. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Эксмо, 2007 – 432 с.

15 Сыроватский К.В.  «Развитие принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат». Финансовые исследования , 2005 г. № 11

16 Придарчук М.П.   Методы экономического анализа эффективности затрат на получение бюджетных услуг. /Финансы/ ,2006, № 5

17 Черницына О.Ю. Учет расходов в бюджетных образовательных учреждениях /Финансы/ 2008г.,№5

18 Батина И.Н., Тульская А.Ю. БОР как инструмент повышения эффективности бюджетных услуг /Финансы/ 2008. № 8.


Информация о работе Понятие, особенности правового статуса бюджетных организаций и их классификация