Понятие, особенности правового статуса бюджетных организаций и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:39, дипломная работа

Краткое описание

Подавляющая часть получателей бюджетных средств выполняет различные функции, в том числе в области культуры и духовного развития. Поэтому средства, которые выделяются для обеспечения деятельности учреждений культуры, здравоохранения, образования, науки и других организаций непроизводственной сферы, имеют строго целевое назначение, а статьи расходов определены законодательством.

Оглавление

Глава 1 Теоретические аспекты особенностей анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации
1.1 Понятие, особенности правового статуса бюджетных организаций и их классификация
1.2 Значение, задачи и информационная база экономического анализа в бюджетных организациях
1.3 Особенности экономического анализа деятельности бюджетных медицинских учреждений
Глава 2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций здравоохранения города Калуги
2.1 Характеристика организаций здравоохранения города Калуги и МУЗ «Городской стоматологической поликлиники» .
2.2 Динамика финансово - хозяйственной деятельности МУЗ «Городской стоматологической поликлиники
2.3 Факторный анализ основных показателей работы МУЗ «Городской стоматологической поликлиники
2.4 Использование информационных технологий в МУЗ «Городской стоматологической поликлинике
Глава 3 Совершенствование экономического анализа деятельности бюджетных организаций здравоохранения в России
3.1 Направления улучшения финансового состояния МУЗ «Городской стоматологической поликлиники» за счет предпринимательской деятельности
3.2 Повышение эффективности бюджетных услуг с использованием системы бюджетирования ориентированного на результат
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Анализ фхд бюджетной организации стоматология.docx

— 540.84 Кб (Скачать)

Таблица 16

Оценка  качества медицинской помощи МУЗ  «Городская стоматологическая поликлиника» при введении платных медицинских  услуг

Показатели

Баллы

Произошло ухудшение (%)

Все осталось без изменений (%)

Отмечается улучшение (%)

Произошли существенные положительные  сдвиги (%)

1

2

3

4

1. Эффективность диагностики и лечения

1,0

24,0

44,0

31,0

2. Санитарно-гигиеническое состояние  медицинского учреждения (чистота,  оборудование, комфорт)

6,0

37,0

33,0

24,0

3. Отношение медицинского персонала  к пациентам

6,0

28,0

41,0

25,0

4. Техническая оснащенность современным  медицинским оборудованием

1,0

49,0

27,0

23,0

5. Внедрение новых форм обслуживание, методов, технологий

3,0

25,0

41,0

31,0

6. Возможность самостоятельного выбора  врача

1,0

32,0

40,0

27,0

7. Возможность лечения в удобное  время

2,0

35,0

33,0

30,0

Среднее значение

2,9

32,9

37

27,2


 

Таким образом, большинство опрошенных пациентов (37%) отметили, что в ЛПУ с введение платных услуг наблюдается улучшение в эффективности диагностики и лечения (44%), в отношении медицинского персонала к пациентам (41%), в возможности самостоятельного выбора врача (40%). Однако достаточно большая доля респондентов (32,9) по-прежнему не наблюдает изменений в качестве оказания медицинской помощи. В частности, в технической оснащенности современным оборудованием (49%) в санитарно-гигиеническом состоянии медицинского учреждения (37%) и в возможности лечения в удобное время (35%).

При изучении обращаемости пациентов в учреждения здравоохранения было установлено, что в среднем респонденты  обращаются за медицинской помощью  довольно редко 33,0%; при чем чаще всего предпочитают получать медицинскую помощь в МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника» 49%. В частные учреждения пациенты обращаются гораздо реже (23% и 28% соответственно).

Анализируя  предпочтения пациентов в выборе услуг было установлено, что наибольшим спросом ЛПУ пользуются следующие виды платных медицинских услуг: лечение (67%), профилактический осмотр (21%). Необходимо заметить, что спрос на услуги в МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника» достаточно высокий, однако, исследование мнения пациентов показывает, что часть опрошенных обращается также и в другие учреждения здравоохранения. Это свидетельствует о том, что МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника» не является монополистом в сфере оказание данных услуг. Поэтому для повышения спроса, привлечения большего количества пациентов необходимо повышать качество оказываемых медицинских услуг.

В социологическое  исследование были включены также вопросы, посвященные ценовой политики МУЗ  «Городская стоматологическая поликлиника», необходимо заметить, что большинство  опрошенных пациентов считают, что цены в ЛПУ на медицинские услуги являются приемлемыми (61%) и лишь 20% респондентов указывают на высокие цены.

На вопрос о равноценности понятия «цена» и «качество», большинство респондентов (53%) ответили, что высокая цена не соответствует качеству, около 27 % затруднились ответить, и лишь 20 % опрошенных приравняли данные понятия. Такое отношение  пациентов к медицинским услугам  как к дорогостоящим видам  услуг, возможно, объяснить, с одной  стороны, тем, что в России сложилось  общепринятое мнение, согласно которому медицинское обслуживание должно быть бесплатное, в результате пациенты не желают отдавать деньги за платные  медицинские услуги. С другой стороны, большая часть населения имеет  средний доход, поэтому не может  позволить себе расходовать большие  суммы на платные медицинские  услуги. Согласно проведенному опросу, большая часть пациентов тратит в год от 1000 руб. до 1500 руб. (40%).

При изучении информированности потребителя  о платных медицинских услугах  было обусловлено, что 48 % респондентов считают, что они недостаточно информированы о платных медицинских услугах, предоставляемых в МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника», а 31 % вообще затруднились ответить. В связи с этим 62% респондентов выразили желание получить дополнительную информацию о платных медицинских услугах (табл.17).

При изучении предпочтений пациентов в источниках получаемой информации о платных  медицинских услугах было установлено, что 25,6% респондентов считают приемлемой для себя рекламу на телевидении и радио, 23,8% предпочитают печатные источники информации.

 

 

Таблица 17

Анализ  информированности пациентов МУЗ  «Городская стоматологическая поликлиника» о предоставляемых им медицинских  услугах

 

Вопросы

 

Как вы считаете, достаточно ли Вы информированы о платных медицинских услугах, предоставляемых в МУЗ «городская стоматологическая поликлиника»:

Желаете ли Вы получить дополнительную информацию о платных медицинских  услугах:

 

Да           21%

Да           62 %

 

Нет          48%

Нет          20%

 

Затрудняюсь ответить  31%

Затрудняюсь ответить  18%


 

При анализе  отношения пациентов к платным  медицинским услугам было выявлено, что 43% респондентов положительно относятся  к данным услугам, а 36% осознаются неизбежность этого явления. Также 54% опрошенных поддерживают дальнейшее развитие и расширение ассортимента платных медицинских услуг, а 31 % понимают, что этого необходимо развивать и расширять сектор платных медицинских услуг. Лишь 5% пациентов уверены, что развитие платных медицинских услуг отрицательно оказывается на их здоровье.

Таким образом, сектор платных медицинских услуг  в МУЗ «Городская стоматологическая  поликлиника» активно развивается. Как показало исследование, пациенты также поддерживают дальнейшее развитие и расширение платных услуг. Об этом свидетельствует не только анализ отношения  пациентов к данным услугам, но и  многие другие факторы. В частности, у 64 % пациентов уровень доверия  выше к платным услугам, также 37% опрошенных отмечают улучшение в  работе МУЗ «Городская стоматологическая  поликлиника» с введением платных  медицинских услуг.

Также следует  отметить, что МУЗ «Городская стоматологическая  поликлиника» оказывает широкий  спектр стоматологических услуг, высокого качества по приемлемым ценам. Это создает  определенные конкурентные преимущества у данного лечебного учреждения на рынке платных услуг. Поэтому пациенты гораздо чаще обращаются за медицинской помощью в МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника» по сравнению с другими лечебными учреждениями.

Однако  часть опрощенных указывают на недостатки в технической оснащенности больницы современным оборудованием (37%), в выборе для лечения более удобного времени (35%). Следует отметить и низкую информированность пациентов о платных медицинских услугах в МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника», 62% пациентов желали бы получить дополнительную информацию о предоставляемых услугах на телевидении и радио (25,6%), в печатных изданиях (23,8%). Указанные недостатки необходимо учитывать при разработке комплекса мероприятий для повышения эффективности функционирования сектора платных медицинских услуг в МУЗ «городская стоматологическая поликлиника».

Несмотря  на достаточно высокие показатели эффективности  деятельности, лечебно-профилактического  учреждения, в ходе проведенного анализа  выявлен ряд недостатков, которые  требуют немедленного устранения для  дальнейшего эффективного развития учреждения. Для этого можно дать некоторые рекомендации по улучшению  и оздоровлению организации:

1.Создание  условия для увеличения объема  внебюджетных источников финансирования, прежде всего платных услуг,  так как при расширении платных услуг снизится давление на бюджет и повысится доступность бесплатной медицинской помощи и ее качество, что приведет к повышению экономической эффективности деятельности ЛПУ.

2.Повышение  качества оказываемых платных  услуг, для этого можно ввести  систему оценки качества обслуживания  пациентов, систему контроля качества  лечения, проведения переподготовки  и повышения квалификации, внедрение  новых технологий.

МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника» покупает новое оборудование для изготовления нейлоновых протезов. В 2007 году МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника» заключила договор с другой организацией на изготовление нейлона, а в 2008 году МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника» покупает свое оборудование. Проанализируем внедрение нового оборудования

 

Таблица 18

Экономическая эффективность предлагаемой услуги

Показатели

Фактически 2008 г.

Прогноз на 2009 г.

1. Цена (руб.)

10,0

11,0

2. Себестоимость (руб.)

8,0

7,4

3. Прибыль (руб.)

2,0

3,6

4. Рентабельность (%)

25%

48,6%


 

Следовательно, внедрение новых технологий необходимо для повышения качества услуг  и получение максимальной прибыли.

3.Анализ  рынка платных услуг, изучить  возможность конкурентов, а так  же изучить потребности пациентов,  медицинских кадров, для расширения  спектра новых платных услуг.

4.Необходимо  обратить внимание на конкурентоспособность  оказываемых услуг. Важно в  условиях конкуренции, чтобы как  можно больше потребителей медицинских  были информированы о существовании  больницы, о ее имидже, об оказываемых больницей платных услугах. Для этого можно дать рекламу по телевидению и радиовещанию, а также в СМИ.

Например, подать объявление в газету о поликлинике стоит 6,0 тыс. рублей в месяц, в год это составит 72,0 тыс. руб., но это повысить информированность клиентов о поликлинике, а значит и посещаемость увеличиться в несколько раз.

5.Правильно  подобранный персонал – залог  успешной деятельности учреждения, поэтому необходимо совершенствовать  кадровую политику, для этого  принимать на работу высококвалифицированные  кадры, постоянно повышать профессиональный опыт персонала: проводить конкурсы на определение лучшего по профессии, направлять на учебу по современным методикам диагностики и лечения. Экономическое стимулирование позволит заинтересовать все категории работников больницы и повысить эффективность их работы, а значит и организации в целом.

6.Главной  целью больницы в современных  условиях является получение  максимальной прибыли от предпринимательской  деятельности, что невозможно без  эффективного управления организацией  в целом. При существующих темпах  инфляции полученную организацией  прибыль целесообразно направлять, прежде всего, на пополнение  оборотных средств. Значительные  резервы повышения эффективности  и использования оборотных средств кроются непосредственно в самой организации. Это относится, прежде всего, к материальным запасам – составной части оборотных средств.

7.Привлечение  специалистов-менеджеров позволило  бы улучшить деятельность больницы  на более профессиональном уровне. В частности можно порекомендовать  ввести в штатное расписание  новые должности, так как, менеджер  по работе с клиентами, менеджер  по продажам, менеджер по работе  с персоналом – это будет  способствовать выбору грамотной  политики управления.

8.Следует  активно внедрить в практику  деятельности принципы и положения  риск – менеджмента и основы  финансового прогнозирования с  целью выявления узких мест  в работе ЛПУ.

 

3.2Повышение эффективности бюджетных услуг с использование системы бюджетирования ориентированного на результат

 

Одним из важнейших направлений бюджетной реформы является разработка и внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). БОР подразумевает прозрачность, подконтрольность и повышение эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. БОР можно определить как систему формирования и исполнения бюджета, отражающую взаимосвязь между бюджетными расходами и достигнутым результатом. Цель данной модели бюджетирования – установить такую взаимосвязь и оценить экономическую и социальную эффективность тех или иных видов деятельности, финансируемых из бюджета. Таким образом, разработке чисто финансовых нормативов, на базе которых будет проводиться расчет стоимости государственных услуг, должно предшествовать определение конечных целей оказания таких услуг и комплексная оценка реализуемых задач и функций бюджетных учреждений.

БОР считается  самым сложным способом использования  информации о целях и результатах, поскольку включает в себя всю  совокупность способов использования  данной информации для принятия управленческих решений. БОР основывается на следующих  принципах15:

  • планирование социально-экономических результатов, получаемых в ходе осуществления государством своих функций;
  • распределение бюджетных средств в зависимости от достижения показателей социально-экономической эффективности;
  • распределение бюджетных средств по стратегическим целям, тактическим задачам и программам;
  • формулирование стратегических целей, тактических задач и программ на основе принципов государственной политики, оформленных в виде соответствующих законодательных или иных нормативно-правовых актов;
  • определение целей, задач и программ при участии населения;
  • предоставление распорядителям бюджетных средств свободы в выборе способов достижения поставленных перед ними целей и задач и возможности перераспределения средств внутри программ и планируемого периода;
  • усиление ответственности распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей за конечный результат;
  • осуществление внутреннего контроля за эффективностью расходов.

Информация о работе Понятие, особенности правового статуса бюджетных организаций и их классификация