Понятие, особенности правового статуса бюджетных организаций и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:39, дипломная работа

Краткое описание

Подавляющая часть получателей бюджетных средств выполняет различные функции, в том числе в области культуры и духовного развития. Поэтому средства, которые выделяются для обеспечения деятельности учреждений культуры, здравоохранения, образования, науки и других организаций непроизводственной сферы, имеют строго целевое назначение, а статьи расходов определены законодательством.

Оглавление

Глава 1 Теоретические аспекты особенностей анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации
1.1 Понятие, особенности правового статуса бюджетных организаций и их классификация
1.2 Значение, задачи и информационная база экономического анализа в бюджетных организациях
1.3 Особенности экономического анализа деятельности бюджетных медицинских учреждений
Глава 2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций здравоохранения города Калуги
2.1 Характеристика организаций здравоохранения города Калуги и МУЗ «Городской стоматологической поликлиники» .
2.2 Динамика финансово - хозяйственной деятельности МУЗ «Городской стоматологической поликлиники
2.3 Факторный анализ основных показателей работы МУЗ «Городской стоматологической поликлиники
2.4 Использование информационных технологий в МУЗ «Городской стоматологической поликлинике
Глава 3 Совершенствование экономического анализа деятельности бюджетных организаций здравоохранения в России
3.1 Направления улучшения финансового состояния МУЗ «Городской стоматологической поликлиники» за счет предпринимательской деятельности
3.2 Повышение эффективности бюджетных услуг с использованием системы бюджетирования ориентированного на результат
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Анализ фхд бюджетной организации стоматология.docx

— 540.84 Кб (Скачать)

Важным  шагом в направлении внедрения  новых принципов бюджетного планирования, новой идеологии бюджетирования является переход от текущего финансирования подведомственных учреждений, оказывающих услуг, к новым формам финансового обеспечения предоставления бюджетных услуг исходя из стратегических целей и задач исполнительных органов государственной власти. Одновременно прорабатываются мероприятия, связанные с реструктуризацией бюджетного сектора и оптимизацией действующей сети учреждений, что тоже подразумевает необходимость формирования перечней услуг, оказываемых различными учреждениями.

Выполнение  «функций по оказанию государственных  услуг» конкретизируется рядом параметров:

  • Субъектом, предоставляющим государственную услугу (органы исполнительной власти, федеральные государственные и муниципальные учреждения, иные организации);
  • Объектом оказания государственной услуги (граждане и организации)
  • Подходом к оплате услуги (безвозмездно или по ценам, регулируемым

органам государственной власти);

  • Возможными сферами оказания услуг (образование, здравоохранение, социальная защита, защита окружающей и др.)

Выделение государственных (муниципальных) услуг  в общей структуре бюджетных  ассигнований – процесс, который  преследует две цели.

Во-первых, анализ правового обоснования, во-вторых, управленческий подход, т.е. экспертная оценка, как построен деятельность органов управления, бюджетных учреждений, на какие сегменты ее можно разбить, как ее представить в виде отдельных разделов. Для этого необходимо формирование перечня государственных и муниципальных услуг, разработка стандартов их качества и административных регламентов.

Стандарты государственных услуг устанавливают  необходимый уровень их качества и доступности, а административные регламенты – определяют сроки и  последовательность действий органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между  его структурными подразделениями  и должностными лицами, а также  порядок его взаимодействия с  другими органами исполнительной власти и организациями при предоставлении государственных услуг.

1.Стандартизация  является важным, но не единственным  условием обеспечения качества  услуг. Не менее важным является  нормирование затрат на оказание  услуг. В сфере государственных  и муниципальных услуг применение  методов нормирования должно  преследовать достижение не только  конечных экономических, но и  социальных целей. Следовательно,  для разработки адекватных социально-экономических  нормативов необходимо располагать  данными, характеризующие результаты  оказания услуг, в частности,  данными, позволяющими провести  оценку их эффективности и  результативности. Эффективность характеризуется  параметрами, проводящими сопоставление  результатов с затратами на  их достижение.

Проведение  планирования и мониторинга результативности оказания бюджетных услуг включает ряд этапов. Прежде всего, необходимо определение целей, задач и потребителей услуг бюджетной организации. Цели указывают на желательные долгосрочные результаты. Задачи ориентированы на конкретные результаты, поддаются измерению  и позволяют определить потребителей услуг, получающих блага от деятельности организации. Для оценки объемов бюджетных услуг используются:

  • данные (фактические и прогнозные) о численности контингента потенциальных получателей услуг.
  • результаты изучения общественного мнения потенциальных потребителей услуг и исследований независимых экспертов.
  • данные об объемах неудовлетворительных потребностей населения из отраслевых учетных регистров и других источников.
  • статистика обращений в исполнительные органы потенциальных потребителей услуги и другая информация.

2.Результативность  и эффективность предполагают, что,  во-первых, будут введены некоторые  показатели – «индикаторы», используемые  для измерения прогресса в  достижении поставленных целей,  а, во-вторых, будет разработана  система сбора информации, необходимой  для их оценки. Показатели эффективности  бюджетных услуг могут быть  разбиты на три основные группы16:

  • отраслевые показатели: объемы оказанных бюджетных услуг по видам

отраслей  и по отдельным специальностям, количество оказанных услуг и полученных результатов, число потребительских  услуг, относящихся к определенной социальной группе;

  • экономические показатели: затраты на оказание бюджетных услуг, удельный вес расходов на оплату определенных видов бюджетных услуг, отдельные показатели использования финансовых средств;
  • социальные показатели: показатели образованности, смертности, рождаемости, средней продолжительности жизни, заболеваемости, удовлетворенность населения качества бюджетных услуг.

Оценка  эффективности бюджетных услуг  предполагает сопоставление полученных результатов с ресурсами, потраченными на их достижение.

В основе общей оценки эффективности государственных  услуг лежат два основных понятия: экономическая и социальная эффективность.

Наиболее  корректному измерению поддается  экономическая эффективность, тем  не менее, для муниципальных услуг  большее значение имеет их социальная эффективность. Также необходимо выяснить, является ли достигнутое в ходе реализации программы оказания услуг распределение  ресурсов (кадровых, финансовых или  технологических и т.д.) оптимальным, поскольку услуги могут быть социально  эффективными, но неэффективными экономически.

Выбранные индикаторы должны: соответствовать  целям и задачам организации, давать необходимую информацию о  ходе выполнения бюджетного задания; отвечать требованиям; доступности, полноты, достоверности, своевременности, однозначности интерпретации, ясности понимания гражданами и  должностными лицами.

При разработке контрольных значений индикаторов  необходимо учитывать результаты предыдущих периодов и рассматривать показатели эффективности в динамике. Также  необходимо обеспечить возможность  сравнительного анализа результативности деятельности однопрофильных бюджетных  учреждений в разных регионах. Программная  деятельность предусматривает выполнение функций, закрепленных за бюджетной  организацией, исполнение которых является целью ее деятельности. Каждая функция  в свою очередь связана с непосредственными планово-производственными показателями деятельности организации.

3.Оценка  эффективности программных расходов  является продолжением наблюдения  и включает в себя следующие  элементы17:

  • оценка планирования (насколько полно удалось предсказать ход выполнения программы);
  • оценка результативности программы (в какой степени достигнуты цели программы);
  • оценка соблюдения плана реализации программы (были ли выполнены все запланированные мероприятия осуществлялись ли какие-либо дополнительные мероприятия);
  • оценка эффективности реализации программы (каковы затраты на достижение запланированных результатов);
  • оценка соблюдения процедур при реализации программы (соблюдались ли процедуры, регламентирующие расходования средств);

По результатам  оценки реализации программной деятельности можно:

  • делать выводы о том, насколько хорошо реализуется программа в целом
  • выявлять негативные тенденции хода реализации программы, их причины (выполнение анализа, достижение цели, эффективности, и иных более детальных показателей)
  • вырабатывать рекомендации по улучшению планирования, реализации и контроля за осуществлением программной деятельности.

К внепрограммной деятельности субъекта бюджетного планирования может относиться функционирование: бухгалтерии, подразделения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), юридического отдела, аналитического подразделения. Оценка результативности внепрограммной деятельности может опираться только на специально разработанные внутриведомственные нормативы. Однако разработка таких нормативов не всегда возможна. В этом случае оценка результативности будет неявной, предполагающей эквивалентность внутренних услуг, оказываемых подразделением субъекта бюджетного планирования, с услугами, оказываемых аналогичными подразделениями государственных и коммерческих организаций.

4.Необходимо  также сохранение системы сметного  планирования и финансирования  в отношении бюджетных расходов, не имеющих прямой связи с  конечными результатами деятельности  учреждений. Следует отметить, что  разработка нормативов финансирования  существенно осложняется незапланированными  и трудно прогнозируемыми увеличениями  объемов работ в течение года, требующими дополнительных затрат материальных и трудовых. В связи с этим разрабатываемая модель финансирования допускает возможность создания соответствующих ресурсных резервов. Для анализа и интерпретации индикаторов необходимо использовать следующие аналитические методы: построение тенденций, трендов, вариаций, расчет средних значений, динамики изменений во времени, выявления влияния разных факторов. Отчеты о результативности должны составляться для внутренних и внешних пользователей.

5.Общественности  будут интересны важные качественные  результаты. Степень достижения  запланированных результатов и  намеченных целей предполагается  оценивать на основе сопоставления  фактически достигнутых результатов  с их плановыми значениями, определяемыми  в процессе планирования. Такие  оценки должны найти место  на каждом уровне контроля  деятельности государственной учреждения. В связи с этим прослеживается тенденция по воссозданию системы внутреннего контроля учреждения, способного отслеживать внутри текущего периода цели и показатели выполнения бюджетной программы. Главный распорядитель в этих условиях призван осуществлять контроль как предварительно при принятии к выполнению соответствующих задач и программ, так и фактическое их текущее выполнение при принятии отчетности.

Следовательно, оценка эффективности бюджетных услуг предполагает сопоставление полученных результатов с ресурсами, потраченными на их достижение. Повышение экономической эффективности заключается в экономии расходов при сохранении прежнего объема услуг или увеличении объема услуг при сохранении того же объема финансирования. Кроме экономической эффективности необходимо оценивать социальную эффективность, как соотношение достигнутого социально значимого результата и потраченных ресурсов. Необходимо также оценивать качество бюджетных услуг по трем аспектам:

  • качество структуры (организация работы персонала, квалификация работников);
  • качество процесса (соблюдение стандартов оказания услуг);
  • качество конечного результата (экономическая и социальная эффективность).

Все эти  предусматривает технология бюджетирования ориентированного на результат. Несмотря на очевидные достоинства БОРа, с ним также связаны определенные проблемы18:

1.Бюджетное  задание, необходимо увязать с  конечным, социально значимым результатом.  Установление такой связи может  потребовать проведение дополнительных  исследований в социальной и  экономической сферах, далеко выходящих  за рамки собственного бюджетного  процесса и требующих дополнительных  затрат.

2. Необходимо  создание системы контроля качества  государственных (муниципальных) услуг, что также потребует дополнительных затрат.

3. Достаточно  сложным и также затратным  процессом является сама разработка  и поддержка в актуальном состоянии  норматива финансирования.

4. Бюджетирование, ориентированное на результат, необходимо сопоставлять с традиционными методиками. Это облегчит процесс бюджетирования в переходный период от традиционного бюджетирования к БОР, а в дальнейшем может использоваться в целях организации системы контроля расходования бюджетных средств. При этом обязательным является установление взаимосвязи показателей, характеризующих непосредственное планирование деятельности сети бюджетных учреждений, с конечными, отражающими достижение социальных целей.

5. Для  наибольшей эффективности и упрощения  расчетов методика БОРа, должна использовать автоматизированные технологии приема, подготовки, учета, организации хранения и использования архивной, текущей и прогнозной информации, необходимой для обеспечения деятельности бюджетной организации, формирование централизованного электронного хранилища документов и данных, сегментированного по функциональному назначению и принадлежности.

Таким образом, проведенные исследования позволят увеличить посещаемость поликлиники  и при этом увеличение прибыли, а  система БОРа направлена на улучшения результатов деятельности бюджетных организаций.

 

 

Заключение

 

Среди различных  организационно-правовых форм организаций  и учреждений, предусмотренных законодательством  российской Федерации, у бюджетных  организаций особый статус. Особенности  правового статуса бюджетных  учреждений устанавливается Бюджетным  Кодексом Российской Федерации. Бюджетное  учреждение создается для выполнения возложенных на органы государственной  власти, органы местного самоуправления функций , оно является «подразделением» органа исполнительной власти и уже в силу этого должно иметь определенные ограничения по принятию обязательств, которые устанавливаются бюджетной сметой, формируемой на основе государственного, муниципального задания.

Информация о работе Понятие, особенности правового статуса бюджетных организаций и их классификация