Органы управления финансами и их функции в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной работы - изучение органов управления финансами и их функций в Республике Беларусь.
Поставленная цель в работе достигается путём решения следующих задач:
- рассмотреть общую характеристику управления финансами;
- изучить классификацию органов управления финансами;
- проанализировать работу Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам в системе управления финансами, их задачи и функции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ……. .. 7
1.1 Общее понятие об управлении финансами…………………………… 7
1.2 Финансовый механизм как важнейший элемент управления финансами………………………………………………………………………. 10
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ…. 14
3 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ И МИНИСТЕРСТВО ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ, ИХ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ…………………………………………………. 18
3.1 Министерство финансов, его задачи и функции…………………… 18
3.1.1 Структура министерства финансов, его роль в системе финансовых отношений………………………………………………….…… 18
3.1.2 Основные задачи и функции министерства финансов………… 22
3.2 Министерство по налогам и сборам, его задачи и функции…….… 24
3.2.1 История создания налоговых органов………………………….. 24
3.2.2 Основные задачи и функции министерства по налогам сборам. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….… 33
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..… 35

Файлы: 1 файл

Органы управления финансами и их функции в Республике Беларусь.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

     Республика  Беларусь с 1992 года является членом следующих международных финансовых организаций:

     1. Международного валютного фонда  (МВФ).

     2. Группы Всемирного банка, в  том числе:

  • Международного банка реконструкции и развития (МБРР);
  • Международной финансовой корпорации (МФК);
  • Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ);
  • Международного центра по урегулированию инвестиционных разногласий (МЦУИР).

     3. Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР).

     В марте 2010 года Республика Беларусь завершила  программу финансовой поддержки «стэнд-бай». В апреле Фонд перечислил последний транш стабилизационного кредита, общая сумма которого составила 3,5 млрд. долларов США.

     Благодаря согласованным с МВФ стабилизационным мероприятиям, Беларусь успешно преодолела кризис, а исполнение экономической программы является одним из самых лучших среди государств региона СНГ.

     По  итогам проведенной в 2008 году Банком оценки системы государственных  расходов и финансовой подотчетности  государственная финансовая система  республики продемонстрировала устойчивое функционирование и соответствует передовой практике в регионе Европы и Центральной Азии. Беларусь имеет рейтинг выше среднего по 5 из 6 параметров в сопоставлении с 13 странами региона, а также рейтинг выше среднего по этим же параметрам в сопоставлении с 17 странами с верхним средним уровнем доходов по 4 регионам. Республика имеет хорошие показатели по достоверности, полноте и прозрачности бюджета, контролю исполнения и предсказуемости бухгалтерского учета и отчетности, а также внешнему контролю и аудиту.

     За  период с 1994 года по 2009 год общая  стоимость реализованных с участием ЕБРР 29 проектов в Республике Беларусь составила около 390 млн. евро, из них финансирование ЕБРР составляет около 292 млн. евро.

     В течение последних лет министерством финансов Республики Беларусь заключены следующие международные договора межведомственного характера:

     - соглашение о сотрудничестве  между Министерством финансов  Республики Беларусь и Министерством  народной власти по финансам  Боливарианской Республики Венесуэла  (2007 г.);

     - соглашение о сотрудничестве  между Министерством финансов  Республики Беларусь и Государственным комитетом по ценным бумагам при Президенте Азербайджанской Республики (2007 г.);

     - соглашение между Министерством  финансов Республики Беларусь  и Федеральной службой по финансовым  рынкам (Российская Федерация) о  порядке информационного взаимодействия на рынке ценных бумаг (2007 г.);

     - соглашение о сотрудничестве  между Министерством финансов  Республики Беларусь и Министерством  финансов Китайской Народной  Республики (2005 г.);

     - соглашение между Министерством  финансов и Министерством финансов  и национальной экономики Королевства Бахрейн о взаимопонимании по вопросу технического сотрудничества (2004 г.).

     Реализация  указанных соглашений предусматривает  проведение консультаций по вопросам:

  • национального законодательства, регулирующего бюджетно-финансовую и налоговую политику;
  • действующих налоговых режимов в отношении с третьими странами;
  • создания и функционирования первичного и вторичного рынка ценных бумаг, включая выход на международные рынки капиталов;
  • сотрудничество с международными организациями (ГАТТ-ВТО, организации системы ООН и другими) и международными финансовыми организациями (МБРР, МВФ, ЕБРР и иными);
  • а также по другим вопросам, представляющим взаимный интерес для сторон [17].

     Исходя  из решения новых задач, вытекающих из перестройки системы управления экономикой,  правительство  Республики  Беларусь  проводит  периодическую  реорганизацию, изменение структуры Министерства финансов. В настоящее время в составе Министерства имеются:

  • департамент государственных знаков;
  • главное управление бюджетной политики;
  • главное управление налоговой политики и доходов бюджета;
  • главное управление финансирования социальной сферы и науки;
  • главное управление финансов производственной сферы;
  • главное  управление  финансов  внешнеэкономических  связей  и  внешнего долга;
  • главное управление ценных бумаг и денежно-кредитного регулирования;
  • главное управление финансирования государственных правоохранительных органов и обороны;
  • главное управление драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • главное управление страхового надзора;
  • главное государственное казначейство;
  • главное контрольно-ревизионное управление;
  • управление финансов агропромышленного комплекса;
  • управление аудита;
  • управление методологии бухгалтерского учета и отчетности;
  • управление  контроля,  делопроизводства и материально-технического  обеспечения;
  • управление информационного обеспечения и др.

     Каждое  управление осуществляет свою деятельность в рамках своих функциональных обязанностей. Например, основной задачей главного управления страхового надзора является обеспечение выполнения всеми участниками страховых отношений требований законодательства о страховании, защиты прав интересов страхователей, страховщиков  и государства. Структура министерства финансов изображена в приложении.

     Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов и выработки решений по ним в Минфине образуется коллегия в составе Министра (председателя коллегии), его заместителей и руководителя главного контрольно-ревизионного управления, руководителей департаментов Минфина и других работников. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

     Решения коллегии оформляются приказами Министра либо постановлениями Минфина. В случае разногласий между Министром и коллегией,  возникших при принятии решений, Министр проводит в жизнь свои решения, докладывая о них Совету Министров Республики Беларусь, а члены коллегии могут сообщить свое мнение в Совет Министров Республики Беларусь. 
 

3.1.2 Основные задачи и функции министерства финансов 
 

     Центральным  органом управления финансами  в  Республике  Беларусь  является Министерство  финансов.  Создание  Министерства  финансов  было  закреплено  Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 11 июня 1995г. N 369.

     Основными задачами Министерства  финансов  являются:  обеспечение  активного использования  финансов в целях повышения  эффективности  производства, роста национального дохода, создание и развития прогрессивных рыночных форм и структур, разработки предложений по совершенствованию форм финансовых отношений между государством  и  предприятиями, учреждениями  и  гражданами, эффективное  проведение  в  жизнь бюджетной и налоговой политики, контроль за соблюдением государственной и валютной дисциплины, закона о ценных бумагах  и  биржах,  разработка  методологии, отчетности  и контроля за состоянием ведомственного контроля в Министерствах и др. центральных органах управления, финансовое обеспечение подведомственных учреждений  и организаций, участие в организации инвестиционного сотрудничества Республики Беларусь и регулирование внешней государственной задолженности, контроль за соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство.

     Министерство  финансов в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет многочисленные функции, к которым, прежде всего, относятся: методическое руководство бюджетно-финансовой сферы в республике, изучение экономики и финансов отраслей народного хозяйства, разработка предложений по совершенствованию финансово-кредитного  механизма и увеличению доходов бюджета; организация работы по составлению проекта республиканского бюджета, определение порядка, сроков составления и предоставления Министерству финансов министерствами, ведомствами, исполкомами, предприятиями, учреждениями, организациями прогнозных данных о доходах и расходах бюджетов  для  разработки проекта республиканского бюджета и нормативов  отчислений от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты; составление проекта республиканского бюджета и вместе с проектом закона о бюджете на очередной бюджетный год представление их в Совет Министров Республики Беларусь [17].

     В функции Министерства финансов также  входит осуществление краткосрочного и долгосрочного прогнозирования  обеспечения республиканского  бюджета  финансовыми ресурсами; проведение работы по совершенствованию налогового законодательства и подготовка проектов соответствующих актов; анализ влияния действующей налоговой системы на обеспечение доходной части бюджета и на финансовое состояние субъектов хозяйствования.

     Помимо  этого, Министерство финансов определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных  по бюджетам; обеспечивает исполнение республиканского бюджета, осуществляет систематический контроль за исполнением бюджета, за соблюдением банками правил кассового исполнения бюджета, обобщает и анализирует информацию: исполнении  бюджета, осуществляет методологическое руководство и контроль  за  соблюдением государственной валютной дисциплины и целый ряд других функций связанных с управлением финансами.

     Являясь центральным органом управления, Министерство финансов проводит свою деятельность через финансовые управления областных и городских исполкомов, организует финансовую деятельность подведомственных  предприятий, объединений, организаций, учреждений и осуществляет контроль за их работой.

     Исходя  из многочисленных функций по управлению финансами, Министерство финансов наделено и большими правами. Министерство финансов имеет право требовать и получать от всех центральных органов управления предприятий, объединений, организаций и учрежден информацию об осуществлении финансовых операций формированию и использованию государственных  финансовых средств; материалы  для  бюджетного  планирования, бухгалтерские отчеты, балансы и прочие  материал  необходимые для осуществления контроля за выполнением  субъектами  хозяйствования  финансовых  обязательств  перед  государством и за соблюдением государственной; финансовой дисциплины.

     Министерство финансов является юридическим лицом, имеет расчетный счет и иные счета в банках, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием. 
 

3.2 Министерство по  налогам и сборам, его задачи и  функции 

3.2.1 История создания  налоговых органов 
 

     Государственная налоговая служба в республике создана  постановлением Совета Министров БССР от 02.04.1990 № 78 в системе Министерства финансов БССР в составе — Главная государственная налоговая инспекция Минфина БССР и 185 государственных налоговых инспекций по областям, городам, районам и районам в городах [18]. 

     Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.1992 № 485 «Вопросы укрепления налоговой службы» в Главной государственной налоговой инспекции создано управление налоговых расследований и соответствующие подразделения в государственных налоговых инспекциях по областям и г. Минску и в городах с численностью населения свыше 90 тыс. человек. 

     Деятельность  налоговых органов в республике регламентируется Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь», Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, Налоговым кодексом Республики Беларусь, Типовым положением об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденным постановлением МНС от 28.12.2001 № 136 (в редакции постановления МНС от 19.03.2010 № 17). Для обсуждения и выработки решений по наиболее важным вопросам утверждена коллегия МНС в составе 15 человек. 

     Численность налоговых органов республики по состоянию на 01.04.2010 составляет 9860 человек, в том числе центрального аппарата министерства – 196 человек. В структуру МНС входят 157 инспекций МНС, из них 7 – по областям и г. Минску, 150 – по районам, городам, районам в городах. 

     Подготовка  специалистов для налоговых органов  осуществляется в УО «Белорусский государственный экономический университет», в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, на экономических факультетах других учебных заведений республики. Повышение квалификации кадров осуществляется на базе учебных учреждений при учебных заведениях республики. Среди них ведущее место занимают Институт государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Институт повышения квалификации и переподготовки экономических кадров УО «Белорусский государственный экономический университет», УО «Учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров» Министерства финансов Республики Беларусь.

Информация о работе Органы управления финансами и их функции в Республике Беларусь