Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 10:48, контрольная работа
В соответствии с законодательными и нормативными актами управление финансами, а также финансовый контроль осуществляют законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, исполнительные органы государственной власти, исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, Банк России.
12. Органы управления финансами
В соответствии с законодательными и нормативными актами управление финансами, а также финансовый контроль осуществляют законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, исполнительные органы государственной власти, исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, Банк России.
Органы государственного (муниципального) финансового контроля в Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, главные распорядители и главные администраторы, а также получатели бюджетных средств входят в состав системы органов управления финансами.
К управлению финансами имеют отношение Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам. Таким образом, управление финансами в Российской Федерации осуществляют органы законодательной власти и органы исполнительной власти.
Законодательные (представительные) органы публичной власти реализуют управленческие функции как непосредственно в процессе их законотворческой и управленческой деятельности, так и через создаваемый ими контролирующий орган, которым является Счетная палата РФ. Управление финансами осуществляется через налоговое и валютное регулирование, а также банковский надзор. Исходя из этого можно заключить, что на федеральном уровне финансовоуправленческие и контрольные мероприятия проводятся соответствующими комитетами палат Федерального Собрания, Счетной палатой РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, а также Банком России, который не обладает статусом органа государственной власти и осуществляет валютный контроль и банковский надзор.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ создают региональные органы управления финансами и контрольно-счетные подразделения. Они осуществляют контроль исполнения региональных бюджетов, в том числе законного и рационального использования регионального имущества, собственности и финансовых средств.
Так, Счетная палата РФ, которая создана в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации":
• осуществляет контроль использования федеральных средств и имущества, в том числе исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• дает оценку эффективности и результативности расходования государственных средств, использования федеральной собственности и имущества;
• контролирует исполнение федерального бюджета;
• проводит комплексные ревизии и тематические проверки, экспертизу проектов федерального бюджета, федеральных законов и нормативных актов, ведет обследование бюджетного процесса.
У Счетной палаты РФ довольно широкие полномочия. Это обусловлено тем, что она обладает конституционным статусом, не входит ни в одну из ветвей государственной власти и, будучи подотчетной Федеральному Собранию, не подчиняется ему и обладает достаточными гарантиями независимости.
Однако основным органом государственного управления и финансового контроля федеральной исполнительной власти является Министерство финансов Российской Федерации. Оно разрабатывает и утверждает методологию и методическое обеспечение государственного управления финансами и финансового контроля, включая порядок его организации, осуществления контрольных мероприятий, применения мер ответственности за правонарушения в финансово-бюджетной сфере, финансового мониторинга движения денежных потоков. Следует отметить, что данные полномочия Минфина России распространяются на финансовые средства только федерального уровня.
Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов РФ и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов. Минфин России осуществляет общее руководство, координацию и контроль входящих в его структуру Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федерального казначейства.
Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения осуществляют надзор за соблюдением налогового законодательства, учетом налогоплательщиков и объектов облагаемого имущества, выполняет камеральные и выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. Федеральная налоговая служба разрабатывает и управляет реализацией налоговой политики, а также осуществляет контроль выполнения плановых налоговых назначений (плана сбора налоговых платежей) и собираемости налогов по стране в целом и через свои территориальные управления. При осуществлении регулятивной деятельности Федеральная налоговая служба взаимодействует с таможенными органами, в частности, по нарушению правил налоговых платежей, взимаемых на таможенной границе. Взаимодействие осуществляется с Федеральной службой по экономическим и налоговым преступлениям МВД России, которая осуществляет расследования по правонарушению финансовых и налоговых норм, а также совместно с налоговыми органами (по их запросу) участвует в проведении налоговых проверок.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выполняет функции по надзору и контролю в финансово-бюджетной сфере и в области валютных отношений. Полномочия этой службы, как и остальных участников, входящих в систему органов законодательной власти, участвующих в управлении финансами в России, достаточно широки.
Она осуществляет проверки и ревизии по соблюдению норм законности и эффективности использования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и имущества. В ее компетенцию входит надзор за выполнением законодательства, касающегося организации финансово-бюджетного контроля и надзора органов публичной власти за достоверностью и полной информации, применяемую правомочными органами при управлении финансами.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора проводит контроль валютных операций (за исключением операций, проводимых кредитными организациями и валютными биржами) и соблюдения норм валютного регулирования и контроля, формирует единую информационную систему контроля и управления в финансово-бюджетной сфере, решает другие управленческие и контрольные задачи.
Важным органом в системе управления финансами является Федеральное казначейство. Оно осуществляет учет бюджетных средств на единых счетах, предварительный и текущий контроль операций по счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также коммерческих банков, производящих операции с бюджетными средствами, и других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. В случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств и других нарушений Федеральное казначейство вправе приостановить расходные операции по единым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, потребовать соблюдения бюджетного законодательства непосредственно или при взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, включая силовые.
Главные распорядители и распорядители бюджетных средств выступают не только контролируемым, но и контролирующим субъектом по отношению к получателям бюджетных средств. В Бюджетном кодексе РФ установлено, что главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют контроль целевого использования средств, своевременного возврата бюджетных кредитов и предоставления отчетности об использовании бюджетных средств бюджетополучателями. Главные распорядители бюджетных средств являются инициаторами проведения финансовых проверок подведомственных бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые непосредственно осуществляются специализированными органами государственного финансового контроля.
Банк России осуществляет контроль денежной массы в обращении и банковский надзор. Банк России осуществляет жесткий контроль наличных денег в обращении, а также валютных операций коммерческих банков и валютной биржи. Банк России выполняет операции по государственной регистрации коммерческих банков и их лицензированию, по соблюдению банковского и кредитного законодательства, установленных правил, норм и нормативов, по мониторингу финансовой устойчивости и оценке платежеспособности банков и возможности участия в системе страхования вкладов населения, по пресечению незаконной легализации денежных доходов юридических и физических лиц, полученных преступным путем. В случае выявленных нарушений Банк России имеет право лишать коммерческие банки лицензий или приостанавливать их действие. Эти действия Банка России дают существенную информацию, позволяющую государственным органам эффективно управлять финансами.
Федеральная служба по финансовому мониторингу занимается надзором за выполнением организациями и физическими лицами законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также отслеживанием крупных единовременных расходов населения с целью противодействия коррупции и терроризму. Мониторингу подлежат крупные банковские операции и покупки граждан, их операции с недвижимостью и другим ценным имуществом. Коммерческие банки, риелторские компании, магазины, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу данные о подобного рода операциях и сделках. Накопленная службой информация подлежит обработке и анализу. В случае выявления подозрительных сделок материалы по ним могут быть направлены в Федеральную налоговую службу, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям и в другие государственные силовые структуры.
Федеральная таможенная служба наделена функциями проведения таможенного контроля. Последний включает в себя контроль исполнения таможенного законодательства, контроль перемещения товаров, транспортных средств и валюты через таможенную границу РФ, контроль полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин налогов и сборов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ (НДС и акцизов). В случае выявления таможенными органами нарушений таможенного и налогового законодательства они правомочны применять таможенные и налоговые санкции, установленные Таможенным и Налоговым кодексами РФ.
33.Рынок ссудных капиталов.
Свободные денежные капиталы, высвобождающиеся у одних предприятий, корпораций и иных экономических субъектов и предназначенные для передачи во временное пользование другим, становятся ссудным капиталом. Движение последнего происходит па рынке ссудных капиталов, под которым в самом общем виде понимают механизм перемещения свободных денежных средств от кредиторов к заемщикам в любых формах. В период свободной конкуренции основной формой движения ссудного капитала был кредит, который предоставлялся особыми денежными капиталистами -рантье - различным слоям общества, непосредственно товаропроизводителями друг другу, а также банками, которые привлекали свободные денежные капиталы и сбережения одних субъектов и предоставляли их в ссуду другим.
С развитием рынка, расширением объемов капиталов, предоставляемых во временное пользование, с одной стороны, и ростом спроса на заемный капитал - с другой, формируется более сложный механизм движения ссудного капитала. Появляются ценные бумаги, представляющие собой инструмент, с помощью которого также происходит перемещение свободных денежных капиталов от исходных кредиторов, т.е. от тех субъектов, у которых возникают свободные денежные капиталы и сбережения, к конечным заемщикам - тем субъектам, которым заемный капитал необходим для их деятельности. В дальнейшем на основе движения ценных бумаг создаются различные производные финансовые инструменты - опционы, фьючерсы, форварды и др. Получают развитие процессы секьюритизации -превращения долговых требований и обязательств, в том числе банковских кредитов и депозитов, в форму ценных бумаг. В результате механизм перемещения капиталов от кредиторов к заемщикам еще более усложняется. Формируется финансовый рынок. На финансовом рынке осуществляется рыночное перераспределение свободных денежных капиталов и сбережений между различными субъектами экономики путем совершения сделок с финансовыми активами.
В качестве последних выступают деньги в наличной форме и в виде остатков на банковских счетах, иностранная валюта, а также ценные бумаги, в том числе производные, и золото. Современный финансовый рынок - это сложный экономический механизм перераспределения денежных средств между странами, регионами и отраслями. На нем определяются спрос и предложение денежных средств и капиталов и формируются цены финансовых активов.
Предложение средств, которые могут быть переданы другим субъектам, исходит в основном от домашних хозяйств, но это свойственно и предприятиям, у которых образуются свободные денежные средства в процессе кругооборота их капиталов, и государству, у которого они появляются в результате формирования и использования централизованных денежных фондов. Спрос на дополнительные финансовые ресурсы предъявляют реальный сектор экономики и в меньших объемах государство для финансирования своих расходов, а также и домашние хозяйства. Свободные денежные средства (сбережения) всех экономических агентов поступают па финансовый рынок, посредством сделок на котором происходит их инвестирование в различные финансовые активы. При этом большинство сбережений принадлежит домашним хозяйствам, а инвестиции в основном осуществляют предприятия. Финансовый рынок служит своего рода механизмом, обеспечивающим перемещение потоков денежных сбережений от домашних хозяйств к предприятиям, инвестирующим капиталы на свое развитие.
В зависимости от целей перераспределения в составе финансового рынка выделяют денежный рынок и рынок капиталов.
Денежный рынок - это рынок относительно краткосрочных операций (не более одного года), на котором происходит перераспределение ликвидности, т.е. свободной денежной наличности. На нем совершаются сделки с активами в ликвидной форме, которые могут быть использованы в качестве средства платежа для погашения разнообразных обязательств. Самым ликвидным активом, как известно, являются деньги в форме банкнот и остатков на текущих (расчетных) и корреспондентских счетах коммерческих банков. Высокой ликвидностью обладают и государственные краткосрочные ценные бумаги, которые по своим характеристикам практически приближаются к деньгам и могут также использоваться для погашения обязательств их владельцев. Наряду с ними на денежном рынке обращаются и краткосрочные коммерческие долговые обязательства, выпущенные первоклассными фирмами и корпорациями (например, векселя, коммерческие бумаги), которые часто облечены в форму ценных бумаг и охотно принимаются участниками рынка в качестве средства погашения обязательств. Денежный рынок обслуживает в основном движение оборотных капиталов предприятий и организаций, краткосрочной ликвидности банков и государства.