Органы управления финансами и их функции в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной работы - изучение органов управления финансами и их функций в Республике Беларусь.
Поставленная цель в работе достигается путём решения следующих задач:
- рассмотреть общую характеристику управления финансами;
- изучить классификацию органов управления финансами;
- проанализировать работу Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам в системе управления финансами, их задачи и функции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ……. .. 7
1.1 Общее понятие об управлении финансами…………………………… 7
1.2 Финансовый механизм как важнейший элемент управления финансами………………………………………………………………………. 10
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ…. 14
3 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ И МИНИСТЕРСТВО ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ, ИХ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ…………………………………………………. 18
3.1 Министерство финансов, его задачи и функции…………………… 18
3.1.1 Структура министерства финансов, его роль в системе финансовых отношений………………………………………………….…… 18
3.1.2 Основные задачи и функции министерства финансов………… 22
3.2 Министерство по налогам и сборам, его задачи и функции…….… 24
3.2.1 История создания налоговых органов………………………….. 24
3.2.2 Основные задачи и функции министерства по налогам сборам. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….… 33
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..… 35

Файлы: 1 файл

Органы управления финансами и их функции в Республике Беларусь.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

     Структурные подразделения министерства по налогам и сборам:

      
  • управление  контроля, делопроизводства и материально-технического обеспечения;
      
  • главное управление методологии налогообложения организаций;
      
  • главное управление налогообложения физических лиц;
      
  • главное управление международного налогового сотрудничества;
      
  • главное управление учета налогов и ведомственного контроля;
      
  • главное управление информационных технологий;
      
  • главное управление организации контрольной деятельности;
      
  • главное управление контроля подакцизных товаров и электронных технологий;
      
  • управление  организационно-кадровой политики;
      
  • юридическое управление;
      
  • управление  финансирования, бухгалтерского учета  и отчетности;
      
  • управление  собственной безопасности и спецработы;
      
  • отдел информационно-разъяснительной  работы.
 

 Указом Президента Республики Беларусь от 04.11.1998 № 527 установлен профессиональный праздник «День работников налоговых органов», который отмечается ежегодно во второе воскресенье июля месяца. 

     Указом  Президента Республики Беларусь от 10.06.2005 № 268 учреждены: 

     - геральдический знак – эмблема  налоговых органов; 

     - нагрудный знак Министерства  по налогам и сборам Республики  Беларусь «Выдатнiк падатковай  службы» [18]. 

     За  высокие показатели в труде работники  налоговых органов награждаются нагрудным знаком Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь «Выдатнік падатковай службы», Почётной грамотой Министерства по налогам и сборам, поощряются объявлением Благодарности Министра по налогам и сборам, заносятся на Доску почета Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. 
 

3.2.2 Основные задачи  и функции министерства  по налогам   сборам 
 

     Министерство  по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом государственного управления, проводящим  государственную  политику  и осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, государственного контроля за  производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции,  непищевого  этилового спирта и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий, а также координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.

     В целях реализации полномочий МНС в административно-территориальных единицах Республики Беларусь создаются инспекции Министерства  по  налогам  и  сборам  Республики Беларусь по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах, являющиеся территориальными органами МНС.  МНС осуществляет руководство деятельностью инспекций МНС.

     В систему МНС входят  инспекции МНС,  а также государственные организации, подчиненные МНС, согласно перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь.

     Основными задачами МНС являются:

  • осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании  отдельных видов деятельности, ремесленной  деятельности, деятельности  по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, декларировании физическими лицами доходов и имущества,  а  также правильностью исчисления,  своевременностью и полнотой  уплаты  налогов,  сборов, иных обязательных платежей;
  • осуществление контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий;
  • учет  причитающихся  к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;
  • разработка предложений об упрощении налоговой системы, осуществляемой в рамках  интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации;
  • осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля;
  • предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в пределах своей компетенции;
  • разработка  международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения.

     МНС в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

  • осуществляет в соответствии с  законодательством  контроль  за:
  • соблюдением налогового законодательства, законодательства  о  предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности;
  • соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг), использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем,  билетопечатающих машин, таксометров, расчетов между юридическими  лицами,  индивидуальными предпринимателями  в Республике Беларусь;
  • соблюдением законодательства, регулирующего деятельность страховых организаций и иных организаций, осуществляющих финансовые операции (за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций);
  • игорным бизнесом;
  • соблюдением установленного порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи;
  • целевым использованием денежных средств;
  • полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства;
  • соблюдением законодательства:
  • регулирующего производство  и  оборот  алкогольной продукции, табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий;
  • регулирующего действия с простыми и (или) переводными векселями;
  • по вопросам бухгалтерского и налогового учета;
  • о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками;

     - осуществляет валютный контроль за принятием иностранной  валюты  в  качестве платежного средства, осуществлением валютно-обменных операций, обязательной продажей иностранной валюты;

     - изучает и анализирует складывающуюся  ситуацию на рынке алкогольной продукции и табачных  изделий;

     - ведет  баланс производства и оборота на внутреннем рынке алкогольной продукции и табачных изделий;

     - проводит разъяснительную работу по вопросам применения налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве;

     - проводит анализ  отчетных  данных, результатов проверок, осуществляемых налоговыми органами, на основании которого разрабатывает предложения о совершенствовании деятельности инспекций МНС;

     - разрабатывает или участвует в разработке международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения;

     - взаимодействует с налоговыми  органами иностранных государств;

     - осуществляет в установленном законодательными актами порядке лицензирование деятельности в сфере игорного бизнеса;

     - принимает  меры по обеспечению защиты сотрудников налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей;

     - осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

     МНС возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых  от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

     В случае разногласий между Министром  и членами коллегии, возникших при принятии решений, Министр проводит в жизнь свои решения, докладывая о них Совету Министров Республики Беларусь, а члены коллегии могут сообщить свое мнение  в Совет Министров Республики Беларусь.

     Для  разработки предложений о совершенствовании налоговой системы при МНС создается консультативный совет. Состав  консультативного совета и положение о нем утверждается МНС.

     МНС  является  юридическим лицом, имеет  текущий (расчетный) счет  в банке, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

     Содержание центрального аппарата МНС и инспекций МНС осуществляется за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на их финансирование [18].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Финансы являются неотъемлемой  частью  денежных  отношений  и  играют   огромную роль в формировании,  распределении и использовании централизованных и децентрализованных  фондов  денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых  отношений  разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные  потребности.

     Органы управления финансами подразделяются на три группы:

  • органы общего управления;
  • органы оперативного управления;
  • органы отраслевого управления финансами.

     К органам общего или законодательно управления в Республике Беларусь относятся: Президент, Совет Министров и Парламент.

     Органами  оперативного  управления  финансами  в  Республике  Беларусь  являются: Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Комитет по надзору за страховой деятельностью, Государственный комитет по ценным бумагам, Национальный банк Республики Беларусь.

     К органам отраслевого управления финансами относятся: финансовые управления, финансовые отделы Министерств и ведомств, предприятий, организаций, учреждений. 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

     
  1. Государственные финансы: Учеб. пособие/ Т. К. Мультан, Е.Ф.Киреева, О.А.Пузанкевич и др.; Практ. пособ. – Мн.: «Молодежное научное общество», 2007. – 139 с.
  2. Заяц, Н.Е. Теория налогов: Учебник. Мн.; БГЭУ, 2007. – 182 с.
  3. Мушовец, А.А. Теория финансов. Мн., 2008 г. – 144 с.
  4. Налоги в Республике Беларусь: теория и практика в цифрах и комментариях / Под ред. В.Н. Гюрджан. Мн., 2010.
  5. Сабанти, Б.Н. Теория финансов: Учебное пособие. М., 2008 г. – 254 с.
  6. Свиридович, В. Финансы и деньги: общее и особенное// Банковский вестник. 2007 №16. с. 19-22.
  7. Сорокина, Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь. Мн.: БГЭУ, 2009. – 185 с.
  8. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие Мн., 2006. – 141 с.
  9. Теория финансов: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. Мн., 2008. – 201 с.
  10. Финансы: Учебник/ Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В.Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 462 с.
  11. Финансы: Учеб. пособие /Под ред. А.М. Ковалевой – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009г. – 193 с.
  12. Финансы предприятий: учебник./ Под. ред. Л.Г. Колпиной. Мн., 2007 – 218 с.
  13. Финансы: Учебник для вузов/Под ред. Проф. М.В.Романовского, проф. О.В.Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Юрайт-М, 2008г. – 295 с.
  14. Ханкевич, Л.А. Финансовое право Республики Беларусь. Мн., 2007. – 237 с.
  15. Положение о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь».
  16. Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь.
  17. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by.
  18. Министерство по налогам и сборам [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http:// www.nalog.by

Информация о работе Органы управления финансами и их функции в Республике Беларусь