Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:55, курсовая работа
Главная цель данной работы - изучение органов управления финансами и их функций в Республике Беларусь.
Поставленная цель в работе достигается путём решения следующих задач:
- рассмотреть общую характеристику управления финансами;
- изучить классификацию органов управления финансами;
- проанализировать работу Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам в системе управления финансами, их задачи и функции.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ……. .. 7
1.1 Общее понятие об управлении финансами…………………………… 7
1.2 Финансовый механизм как важнейший элемент управления финансами………………………………………………………………………. 10
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ…. 14
3 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ И МИНИСТЕРСТВО ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ, ИХ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ…………………………………………………. 18
3.1 Министерство финансов, его задачи и функции…………………… 18
3.1.1 Структура министерства финансов, его роль в системе финансовых отношений………………………………………………….…… 18
3.1.2 Основные задачи и функции министерства финансов………… 22
3.2 Министерство по налогам и сборам, его задачи и функции…….… 24
3.2.1 История создания налоговых органов………………………….. 24
3.2.2 Основные задачи и функции министерства по налогам сборам. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….… 33
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..… 35
Посредством финансового механизма государство воздействует на экономическое и социальное развитие общества. Инструментарий воздействия заключается в установлении норм и ограничений некоторых финансовых показателей и величин, таких как прибыль предприятия, ставка налога, амортизационные отчисления, страховые платежи, отчисления на социальное страхование и др.
Важным моментом является не только правильное определение рычагов, но и практическая их реализация, соизмерение действий рычагов с принципами социальной справедливости.
К категории рычагов, с помощью которых осуществляется воздействие на общественное производство, относится также и система финансовых стимулов. Если рассматривать стимулы с точки зрения их на моральные и материальные, то финансовые стимулы в большей мере являются материальными. Финансовое стимулирование выражается в материальном вознаграждении предприятия за достижение определенных результатов или применение мер (штрафных санкций) за отклонение от желаемых результатов. Стимулирование может осуществляться также путем увеличение отчислений в различные фонды, средства которые затем используются на социально- экономическое развитие предприятия, работников [9, с. 63].
Формы организации финансовых отношений государство, оформляет правовыми актами.
Поскольку существует различие сфер и звеньев финансовых отношений, финансовый механизм можно рассматривать по составным частям, применительно к этим сферам и звеньям.
Финансовый механизм является составной частью хозяйственного механизма государства.
Задачи финансового механизма - обеспечить процесс формирования, распределение, перераспределение и использование фондов денежных средств.
Поскольку финансовые отношения существуют в различных сферах и звеньях, то финансовый механизм может и рассматриваться по этим составным сферах и звеньях. По этим признакам можно выделить: финансовый механизм предприятий материального производства; финансовый механизм учреждений и организаций непроизводственной сферы; финансовый механизм коммерческих предприятий и организаций; финансовый механизм некоммерческих учреждений и организаций; финансовый механизм общегосударственных финансов.
Исходя, из территориального деления Республики Беларусь различается финансовый механизм республиканских и местных органов власти.
Каждая из рассматриваемых сфер, с точки зрения воздействия на общественное производство содержит определенные функциональные звенья, имеющие количественную и качественную определенность. Количественная определенность, проявляется в сумме ресурсов, выдаваемых на те или иные цели. Качественная определенность финансового механизма характеризует порядок осуществления формирования предоставленных ресурсов, формы и каналы движения этих ресурсов, условия их выделения и использования.
Функционирование финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризуют два метода: финансовое обеспечение и финансовое регулирование.
Финансовое обеспечение может осуществляться в формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования. Это формы финансового обеспечения применяются одновременно, но соотношение между ними на различных этапах развития общества бывает различным в зависимости от этапа развития общества, условий производства, задач стоящих перед страной.
Финансовое регулирование как метод финансового воздействия связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях.
Поскольку финансы выражают распределительные отношения, то и содержание финансовых методов регулирования заключается в том, что они основываются на сальдовом и налоговом методах.
Сальдовый метод предполагает осуществление распределения доходов по элементам с выделением итогового (сальдового) остатка. Промежуточные элементы при этом методе определяются на основе специальных расчетов.
При
налоговом методе суммы дохода
распределяются по нормативам
(ставкам, срокам), устанавливаемых
законом для отдельных
Финансовое обеспечение и финансовое регулирование - методы взаимосвязанные и взаимозависимые. Но поскольку их функционирование осуществляется относительно самостоятельно, то требуется согласование и увязка финансового механизма.
2
КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ
УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
Управление финансами осуществляют специальные органы. Существуют различные подразделения этих органов у разных авторов в зависимости от основных признаков положенных в основу деления. Чаще всего в современной учебной литературе органы управления подразделяются на три группы:
К органам общего или законодательно управления в Республике Беларусь относятся: Президент, Совет Министров и Парламент. Эти органы определяют финансовую политику государства, утверждают финансовое законодательство, осуществляют общий контроль над соблюдением финансового законодательства.
Президент Республики Беларусь как, глава государства, исходя из, положений конституции и законов Республики Беларусь обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как основе, которых проводится финансовая политика [1].
Кроме того, Президент Республики Беларусь после принятия Парламентом, утверждает бюджет, издает указы и распоряжения по вопросам его формирования и использования, по финансированию государственных расходов, формированию и использованию внебюджетных фондов, проведению кредитно-денежной политики, регулированию валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы и осуществляет через комитет государственного контроля контроль за эффективностью использования государственной собственности.
Парламент Республики Беларусь (Национальное собрание) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, принимает государственный бюджет, финансовое законодательство.
Совет Министров Республики Беларусь выступает как единый центр управления финансами.
Органами оперативного управления финансами в Республике Беларусь являются: Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Комитет по надзору за страховой деятельностью, Государственный комитет по ценным бумагам, Национальный банк Республики Беларусь.
Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и нацеленных на получение максимального эффекта при минимуме затрат.
Органы оперативного управления призваны проводить в жизнь выработанную органами законодательного управления финансовую политику, разрабатывают инструкции, методические рекомендации, выполняют работу по оперативному финансовому планированию учету, анализу и контролю за финансовой деятельностью.
К органам отраслевого управления финансами относятся: финансовые управления, финансовые отделы Министерств и ведомств, предприятий, организаций, учреждений.
Аппарат управления хозяйствующих субъектов может быть представлен такими органами как: финансовый отдел, финансовая служба, финансовое управление, финансовая дирекция.
В их задачи входит: планирование финансовых ресурсов; распределение выручки от реализации продукции по соответствующим фондам; управление кассовой наличностью; планирование структуры капитала; ведение бухгалтерского учета; решение вопросов дальнейшего развития предприятия.
Если предприятие относительно небольшое, то финансовые отделы или другие специализированные финансовые службы в структуре управления может не быть, а вышеперечисленные задачи по управлению финансами выполняет бухгалтерия.
Исходя
из административно-
Финансовая деятельность государства местных органов власти, хозяйствующих субъектов основана на принципах: законности; принцип разделения полномочий; плановости; гласности; социальной направленности финансовой деятельности, самостоятельности финансовой деятельности местных органов власти.
Принцип законности предполагает необходимость соблюдения всеми участниками финансовых отношений осуществляется на основе финансовых планов.
Принцип разделения полномочий означает, что финансовая деятельность осуществляется на основе распределения законодательной и исполнительной власти.
Принцип гласности означает, что любые нормативные акты, регламентирующие финансовые отношения, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Принцип социальной направленности финансовой деятельности вытекает из положений Конституции Республики Беларусь.
Принцип самостоятельности финансовой деятельности местных органов власти означает, что бюджетное планирование доходов и расходов осуществляется самостоятельно.
Важное место в системе управления финансами занимает автоматизированная система управления финансами. Это позволяет быстро и в полном объеме обрабатывать необходимую для управления информацию, своевременно выработать научно-обоснованные управленческие решения в области финансовой деятельности [1].
Например,
автоматизированная система финансовых
расчетов в составе Министерства Финансов
Республики Беларусь решается комплекс
задач по сводным расчетам бюджета, доходам,
налогам, расходам бюджетных организаций,
финансам отраслей народного хозяйства.
Работа по расширению автоматизации управления
финансовой деятельностью на всех уровнях,
в том числе и в налоговых инспекциях продолжается.
3
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ
И МИНИСТЕРСТВО
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
ФИНАНСАМИ, ИХ ЗАДАЧИ
И ФУНКЦИИ
3.1
Министерство финансов,
его задачи и
функции
3.1.1
Структура министерства
финансов, его роль
в системе финансовых
отношений
Министерство
финансов Республики Беларусь является
республиканским органом
В
условиях независимости и суверенитета
Республики Беларусь, перехода к рыночной
экономике, предприятиям свободы выбора
форм хозяйствования, местных Советов
депутатов в решении
Информация о работе Органы управления финансами и их функции в Республике Беларусь