Органы управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:22, реферат

Краткое описание

Управление финансами осуществляют, прежде всего, высшие органы государственной власти и управления – Федеральное Собрание Российской Федерации и Президент Российской Федерации. Это управление имеет место при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и утверждении отчета о его исполнении.
Важнейшими финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управление финансами, выступают Министерство финансов РФ и его органы на местах.

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 48.10 Кб (Скачать)

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ.

Управление финансами  осуществляют, прежде всего, высшие органы государственной власти и управления – Федеральное Собрание Российской Федерации и Президент Российской Федерации. Это управление имеет  место при рассмотрении и утверждении  проекта федерального бюджета и  утверждении отчета о его исполнении.

Важнейшими финансовыми  органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими  управление финансами, выступают Министерство финансов РФ и его органы на местах.

Современные задачи и функции Министерства финансов Российской Федерации определены законодательством, в котором предусмотрено разграничение  нормотворческих и надзорных  функций, функций по управлению федеральной  собственностью между отдельными органами исполнительной власти.

Нормотворческие функции  осуществляют федеральные министерства, надзорные и управленческие –  федеральные службы и агентства. 

Таким образом, в  настоящее время Министерству финансов РФ подчиняются пять федеральных  служб (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Федеральные  службы, подчиненные Министерству финансов РФ

Кроме федеральных  служб имеется Центральный аппарат, включающий следующие департаменты: Департамент бюджетной политики; Департамент бюджетной политики в отраслях экономики; Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа; Департамент межбюджетных отношений; Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов; Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики; Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности; Департамент финансовой политики; Правовой департамент.

Основными задачами Министерства финансов являются:

· разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

· составление проекта  и исполнение федерального бюджета;

· обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного  воздействия на социально-экономическое  развитие страны, эффективность хозяйствования, а также осуществление мер  по развитию финансового рынка;

· исполнение в пределах своей компетенции федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

· лицензирование деятельности страховых организаций и осуществление  надзора за их деятельностью; ведение  единого государственного реестра  страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых  брокеров;

· концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей; совершенствование методов финансово-бюджетного планирования;

· осуществление  финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных  средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Особую роль в  системе управления финансами играет Федеральное казначейство.

Необходимость его  создания в 1992 г. была вызвана: банковской реформой, в результате которой средства федерального бюджета оказались рассредоточены в разных кредитных организациях; отсутствием автоматизации безналичных расчетов и, соответственно, отсутствием оперативной информации у Минфина России о движении бюджетных средств; конституционной реформой, в результате которой исполнение федерального бюджета перестало относиться к вопросам деятельности финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований.

Структура построения соответствует существующему административно-территориальному делению Российской Федерации. Организационно-функциональная структура содержит три уровня иерархии:

1-й уровень –  Главное управление Федерального  казначейства (ГУФК) Министерства финансов  Российской Федерации.

2-й уровень –  управления Федерального казначейства (УФК) по субъектам Российской  Федерации, краям, областям, автономным  образованиям, городам Москве и  Санкт-Петербургу.

3-й уровень –  отделения Федерального казначейства (ОФК) по городам (за исключением  городов районного подчинения), районам  и районам в городах.

Основными функциями  ГУФК являются:

· осуществление сводного учета доходов и расходов федерального бюджета;

· управление движением средств на счетах казначейства;

· доведение информации о результатах исполнения федерального бюджета до высших исполнительных и законодательных органов власти;

· руководство работой нижестоящих органов казначейства, получение от них оперативной информации и отчетных данных о доходах и средствах федерального бюджета;

· обеспечение исполнения нижестоящими органами казначейства бюджета в соответствии с действующим законодательством.

Основной функцией Управления федерального казначейства (УФК) является обеспечение через  нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходной части и расходовании средств  федерального бюджета.

Отделения Федерального казначейства по городам (кроме городов  районного подчинения), районам и  районам в городах возглавляются  руководителями, назначаемыми на должность  и освобождаемыми от должности руководителем  УФК. Основные функции ОФК:

· формирование доходной части федерального бюджета на соответствующей территории;

· обеспечение целевого финансирования расходов по бюджетополучателям;

· ведение учета операций по движению средств на счетах казначейства;

· представление вышестоящим органам казначейства информации об исполнении федерального бюджета.

Органам федерального казначейства открыты счета в  подразделениях Центрального банка  Российской Федерации и уполномоченных банках по учету средств федерального бюджета. Казначейские органы осуществляют краткосрочное прогнозирование  исполнения доходов и расходов федерального бюджета. Они открывают и ведут  лицевые счета бюджетных учреждений как учетные регистры на банковском счете по учету средств федерального бюджета. Кроме того, Казначейство России также осуществляет распределение бюджетных средств между бюджетами разного уровня, а также государственными внебюджетными фондами (например, различные виды акцизов, налог на добычу полезных ископаемых, единый социальный налог, единый налог при упрощенной системе налогообложения, единый налог на вмененный доход и т.д.). Федеральное казначейство осуществляет учет приходно-расходных операций (кассовое исполнение бюджетов), которые производятся кредитными организациями. Они также составляют оперативную, квартальную и годовую отчетность об исполнении федерального бюджета.

На предприятиях различных форм собственности управление финансами осуществляют планово-финансовые управления и отделы, которые составляют бизнес-планы, включающие в качестве составной части финансовые планы  предприятий.

Отчеты об исполнении бюджетов составляются исполнительными органами власти всех уровней: Министерством финансов РФ, Министерствами финансов республик в составе России, финансовыми органами на местах, а также Федеральной налоговой службой.

Эти отчеты направляются соответствующим органам государственной  власти. Отчет о федеральном бюджете  РФ докладывается Федеральному Собранию, которое его утверждает.

Для осуществления  контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и  Государственная Дума образуют Счетную  палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным  законом.

ОРГАНЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  УПРАВЛЕНИЯ.

 

1. Общая характеристика  стратегического управления

1.1. Сущность стратегического  управления

Термин «стратегическое  управление» был введен в обиход на стыке 60-70- х гг. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса, о которых было сказано ранее. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.

Стратегическое  управление можно определить как  такое управление организацией, которое  опирается на человеческий потенциал  как основу организации, ориентирует  производственную деятельность на запросы  потребителей, осуществляет гибкое регулирование  и своевременные изменения в  организации, отвечающие вызову со стороны  окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в  совокупности позволяет организации  выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Хотя стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющейся  конкурентной борьбе, тем не менее постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в рыночной борьбе. Отсутствие стратегического управления проявляется прежде всего в следующих двух формах.

Во-первых, организации  планируют свою деятельность, исходя из того, что окружение либо не будет  вообще меняться, либо в нем не будет  происходить качественных изменений. При нестратегическом управлении составляется план конкретных действий как в настоящем, так и в будущем, априори базирующийся на том, что четко известно конечное состояние и что окружение фактически не будет меняться. Составление долгосрочных планов, в которых предписывается что и когда делать и поиск в исходный период решений на многие годы вперед, желание строить «на века» либо же приобретать «на долгие годы» — все это признаки нестратегического управления. Видение долгосрочной перспективы — очень важная составляющая управления. Однако это ни в коей мере не должно означать экстраполяции существующей практики и существующего состояния окружения на много лет вперед.

В случае стратегического  управления в каждый данный момент фиксируется, что организация должна делать в настоящее время, чтобы  достичь желаемых целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение  и условия жизни организации  будут изменяться, т.е. при стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее. Определяются и осуществляются действия организации  в настоящее время, обеспечивающие ей определенное будущее, а не вырабатывается план или описание того, что организация  должна будет делать в будущем. При  этом для стратегического управления характерно, что не только фиксируется  желаемое в будущем состояние  организации, но и это является важнейшей  задачей стратегического управления, вырабатывается способность реагировать  на изменения в окружении, позволяющие  достичь желаемых целей в будущем.

Во-вторых, при нестратегическом управлении выработка программы  действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе все, что  организация может определить на основе анализа своих внутренних возможностей, так это то, какое  количество продукта она может произвести и какие издержки при этом она  может осуществить. Объем производства и величина издержек не дают ответа на вопрос о том, насколько созданный фирмой продукт будет принят рынком — какое количество будет куплено и по какой цене, определит рынок.

Наряду с явными преимуществами стратегическое управление имеет ряд недостатков и ограничений  по его использованию, которые указывают  на то, что и этот тип управления, равно как и все другие, не обладает универсальностью применения в любых  ситуациях для решения любых  задач.

Во-первых, стратегическое управление в силу своей сущности не дает, да и не может дать точной и детальной картины будущего. Формируемое в стратегическом управлении будущее желаемое состояние организации — это не детальное описание ее внутреннего и внешнего положения, а, скорее, качественное пожелание к тому, в каком состоянии должна находиться организация в будущем, какую позицию занимать на рынке и в бизнесе, какую иметь организационную культуру, входить в какие деловые группы и т.п. При этом все это в совокупности должно составлять то, что определит, выживет или нет организация в будущем в конкурентной борьбе.

Во-вторых, стратегическое управление не может быть сведено  к набору рутинных процедур и схем. У него нет описательной теории, которая предписывает, что и как  делать при решении определенных задач или же в конкретных ситуациях. Стратегическое управление — это, скорее, определенная философия или идеология  бизнеса и менеджмента. Каждым отдельным  менеджером оно понимается и реализуетcя в значительной мере по-своему. Конечно, существует ряд рекомендаций, правил и логических схем анализа проблем и выбора стратегии, а также осуществления стратегического планирования и практической реализации стратегии. Однако в целом стратегическое управление 
— это симбиоз интуиции и искусства высшего руководства вести организацию к стратегическим целям, высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающие связь организации со средой, обновление организации и ее продукции, а также реализацию текущих планов и, наконец, активное включение всех работников в реализацию задач организации, в поиск наилучших путей достижения ее целей.

Информация о работе Органы управления финансами