Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:22, реферат
Управление финансами осуществляют, прежде всего, высшие органы государственной власти и управления – Федеральное Собрание Российской Федерации и Президент Российской Федерации. Это управление имеет место при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и утверждении отчета о его исполнении.
Важнейшими финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управление финансами, выступают Министерство финансов РФ и его органы на местах.
В-третьих, требуются
огромные усилия и большие затраты
времени и ресурсов для того, чтобы
в организации начал
Стратегический план должен быть гибким,
он должен реагировать на изменения внутри
и вне организации, а для этого требуются
очень большие усилия и большие затраты.
Необходимо также создание служб, осуществляющих
отслеживание окружения и включение организации
в среду. Службы маркетинга, общественных
отношений и т.п. приобретают исключительную
значимость и требуют значительных дополнительных
затрат.
В-четвертых, резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения. В условиях, когда в сжатые сроки создаются совершенно новые продукты, когда в короткие сроки кардинально меняются направления вложений, когда неожиданно возникают новые возможности для бизнеса и на глазах исчезают возможности, существовавшие много лет, цена расплаты за неверное предвидение и соответственно за ошибки стратегического выбора становится зачастую роковой для организации. Особенно трагическими бывают последствия неверного прогноза для организаций, осуществляющих безальтернативный путь функционирования либо же реализующих стратегию, не поддающуюся принципиальной корректировке.
В-пятых, при осуществлении
стратегического управления зачастую
основной упор делается на стратегическое
планирование. На самом же деле важнейшей
составляющей стратегического управления
является реализация стратегического
плана. Это предполагает в первую
очередь создание организационной
культуры, позволяющей реализовать
стратегию, создание систем мотивирования
и организации труда, создание определенной
гибкости в организации и т.п.
При этом при стратегическом управлении
процесс выполнения оказывает активное
обратное влияние на планирование,
что еще более усиливает
1.2. Система стратегического управления
Стратегическое управление можно рассматривать как динамичен кую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы стратегического управления. Схематически структура стратегического управления изображена на рис. 1.
Рис. 1. Структура стратегического управления
Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение трех ее частей:
1) макроокружения;
2) непосредственного окружения;
3) внутренней среды.
Анализ макроокружения включает в себя изучение влияния таких компонентов среды, как: состояние экономики; правовое регулирование и управление; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно- техническое и технологическое развитие общества; инфраструктура и т.п.
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели; поставщики; конкуренты; рынок рабочей силы.
Анализ внутренней среды вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели организации. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, создавая для них социальные условия и т.п.
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:
- кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;
- организация управления;
- производство, включающее
организационные, операционные
- финансы фирмы;
- маркетинг;
- организационная культура.
Определение миссии
и целей, рассматриваемое как
один из процессов стратегического
управления, состоит из трех подпроцессов,
каждый из которых требует большой и исключительно
ответственной работы. Первый подпроцесс
состоит и определении миссии фирмы, которая
в концентрированной форме выражает смысл
существования фирмы, ее предназначение.
Далее идет подпроцесс определения долгосрочных
целей. Завершается эта часть стратегического
управления подпроцессом определения
краткосрочных целей.
Определение миссии и целей фирмы приводит
к тому, что становится ясным, зачем функционирует
фирма и к чему она стремится. А зная это,
можно вернее выбрать стратегию поведения.
После того как определены
миссия и цели, наступает этап анализа
и выбора стратегии. Этот процесс
по праву считается сердцевиной
стратегического управления. С помощью
специальных приемов
Выполнение стратегии
является критическим процессом, так
как именно он в случае успешного,
осуществления приводит фирму к
достижению поставленных целей. Очень
часто наблюдаются случаи, когда
фирмы оказываются не в состоянии
осуществить выбранную
Оценка и контроль выполнения стратегий является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации.
Основными задачами любого контроля являются следующие:
1) определение того, что и по каким показателям проверять;
2) осуществление
оценки состояния
3) выяснение причин
отклонений, если таковые вскрываются
в результате проведенной
4) осуществление
корректировки, если она
Стратегический контроль сфокусирован
на том, возможно ли в дальнейшем реализовывать
принятые стратегии и приведет ли их реализация
к достижению поставленных целей. Корректировка
по результатам стратегического контроля
может касаться как стратегий, так и целей
фирмы.
2. Анализ среды
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Внешняя среда является
источником, питающим организацию ресурсами,
необходимыми для поддержания ее
внутреннего потенциала на должном
уровне.
Организация находится в состоянии постоянного
обмена с внешней средой, обеспечивая
тем самым себе возможность выживания.
Но ресурсы внешней среды небезграничны.
И на них претендуют многие другие организации,
находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда
существует возможность того, что Организация
не сможет получить нужные ресурсы из
внешней среды. Это может ослабить ее потенциал
и привести ко многим негативным для организации
последствиям.
Задача стратегического управления состоит
в обеспечении такого взаимодействия
организации со средой, которое позволяло
бы ей поддерживать ее потенциал на уровне,
необходимом для достижения ее целей,
и тем самым давало бы ей возможность выживать
в долгосрочной перспективе.
Для того чтобы определить
стратегию поведения
2.1. Анализ внешней среды
Внешняя среда в
стратегическом управлении рассматривается
как совокупность двух относительно
самостоятельных подсистем: макроокружения
и непосредственного окружения.
Макроокружение создает общие условия
среды нахождения организации. В
большинстве случаев
Это связано как с различиями в сферах
деятельности организаций, так и с различиями
во внутреннем потенциале организаций.
Изучение экономической
компоненты макроокружения позволяет
понять то, как формируются и
Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная сторона практической реализации законодательства.
Политическая составляющая
макроокружения должна изучаться в
первую очередь для того, чтобы
иметь ясное представление о
намерениях органов государственной
власти в отношении развития общества
и о средствах, с помощью которых
государство намерено проводить
в жизнь свою политику.
Изучение политической компоненты должно
концентрироваться на выяснении того,
какие программы пытаются провести в жизнь
различные партийные структуры, какие
группы лоббирования существуют в органах
государственной власти, какое отношение
у правительства существует по отношению
к различным отраслям экономики и регионам
страны, какие изменения в законодательстве
и правовом регулировании возможны в результате
принятия новых законов и новых норм, регулирующих
экономические процессы. При этом важно
уяснить такие базовые характеристики
политической подсистемы, как-то: какая
политическая идеология определяет политику
правительства, насколько стабильно правительство,
насколько оно в состоянии проводить свою
политику, какова степень общественного
недовольства и насколько сильны оппозиционные
политические структуры, чтобы, используя
это недовольство, захватить власть.
Изучение социальной
компоненты макроокружения направлено
на то, чтобы уяснить влияние на
бизнес таких социальных явлений
и процессов, как: отношение людей
к работе и качеству жизни; существующие
в обществе обычаи и верования; разделяемые
людьми ценности; демографические структуры
общества, рост населения, уровень образования,
мобильность людей или
Социальные процессы изменяются относительно
медленно. Однако если происходят определенные
социальные изменения, и они приводят
ко многим очень существенным изменениям
в окружении организации. Поэтому организация
должна серьезно отслеживать возможные
социальные изменения. Анализ технологической
компоненты позволяет своевременно увидеть
те возможности, которые развитие науки
и техники открывает для производства
новой продукции, для усовершенствования
производимой продукции и для модернизации
технологии изготовления и сбыта продукции.
Прогресс науки и техники несет в себе
огромные возможности и не менее огромные
угрозы для фирм. Многие организации не
в состоянии увидеть открывающиеся новые
перспективы, так как технические возможности
для осуществления коренных изменений
преимущественно создаются за пределами
отрасли, в которой они функционируют.
Опоздав с модернизацией, они теряют свою
долю рынка, что может привести к крайне
негативным последствиям для них.