Управление финансами торговой организациии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:20, дипломная работа

Краткое описание

Введение
Управление финансами предприятия стало невозможно без эффективного планирования, прогнозирования и организации его производственной деятельности. Ускорение производства выпуска новой продукции в современных экономических условиях выступает в качестве важнейшего инструмента удовлетворения запросов потребителей. Ограниченность материально-финансовых ресурсов усиливает роль правильного выбора приоритетов деятельности хозяйствующего субъекта.
Таким образом, планирование прогнозирования и организации деятельности предприятия любого вида деятельности по-прежнему остается актуальным.
Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:

Файлы: 1 файл

Тимур.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

Введение 

     Управление  финансами предприятия стало  невозможно без эффективного планирования, прогнозирования и организации его производственной деятельности. Ускорение производства выпуска новой продукции в современных экономических условиях выступает в качестве важнейшего инструмента удовлетворения запросов потребителей. Ограниченность материально-финансовых ресурсов усиливает роль правильного выбора приоритетов деятельности хозяйствующего субъекта.

     Таким образом, планирование прогнозирования и организации деятельности предприятия любого вида деятельности по-прежнему остается актуальным.

     Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:

     1. увеличение размеров фирмы и  усложнение форм ее деятельности;

     2. высокая нестабильность внешних условий и факторов;

     3. новый стиль руководства персоналом;

     4. усиление центробежных сил в экономической организации [4, c.154].

     Возможности планирования в экономической организации  предприятия ограничены рядом объективных  и субъективных причин. Наиболее важными из них являются:

     -неопределенность внешней (рыночной) среды;

     -возможность слияния или поглощения другой фирмой;

     -возможность монопольного установления цены реализации продукции;

     -контрактные  отношения;

     Каждый  менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом составления, выполнения и контроля финансовых планов, прогнозов.

     Решив заняться бизнесом, предприниматель  должен тщательно спланировать его  организацию. Речь идет о бизнес-планах, с которыми во всем мире принято начинать любое коммерческой предприятие. В условиях рынка подобные планы необходимы всем: банкирам и потребителям-инвесторам, сотрудникам фирм, желающим оценить свои перспективы и задачи, и, прежде всего, самому предпринимателю, который должен тщательно проанализировать свои идей, проверить их реалистичность. Собственно говоря, без бизнес-плана, вообще нельзя браться за коммерческую деятельность, т.к. возможность неудачи будет слишком велика [3, c.18].

     В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

      Целью работы является изучение финансового планирования, прогнозирования и организации как форм управления финансами. Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:

     -  раскрыть понятие финансового планирования, прогнозирования и организации финансов;

     -  определить этапы и методы их проведения;

     -  изучить основные виды финансовых планов;

     -раскрыть  пути совершенствования финансового планирования.

      Работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 
 
 

     1 Теоретические основы финансового планирования, прогнозирования и организации управления финансами 

1.1 Сущность и виды финансового планирования 

     В рыночной экономике планирование позволяет  не только скоординировать деятельность отдельных подразделений предприятия  по достижению перспективных целей, но и осуществить оптимизацию экономических последствий принимаемых решений. Кроме того, качественно разработанные планы снижают вероятность недополучения ожидаемых результатов. Таким образом, планирование – важнейшая функция управления, позволяющая управлять рисками и достигать успеха.

     Хотя  в литературе обнаруживаются разные определения планирования, можно  с уверенностью утверждать, что большинство  из них опираются на трактовку, данную  Р.Л. Акоффом, который рассматривал планирование как процесс разработки вариантов желаемого будущего и нахождения путей наиболее эффективного приближения к нему [11, c.154].

     В системе планирования можно выделить подсистему финансового планирования.

     Финансовое  планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера в области финансовых отношений и определения путей наиболее эффективного их достижения.

     Предметом финансового планирования являются:

     - финансовые цели деятельности предприятия и его структурных подразделений;

     - будущие  значения плановых финансовых показателей  объектов финансового планирования;

     -  финансовые отношения предприятия и его структурных единиц;

     - доходы, расходы и финансовые результаты в разрезе объектов финансового планирования;

     - активы, пассивы, источники формирования финансовых ресурсов и направления использования финансовых ресурсов предприятия;

     - денежные поступления и выплаты.

     Особенностью  внутрифирменного финансового планирования является то, что полученная в результате данного вида планирования информация, прежде всего, предназначена для внутреннего пользования.

     Главная цель финансового планирования на современном  этапе заключается в обосновании  стратегии фирмы на товарных, финансовых, информационных и других рынках на предстоящий хозяйственный период с позиций экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском, а так же  в определении необходимого объема финансовых ресурсов и выборе оптимальных источников их формирования.

     Задачами  финансового планирования являются [7, c.94]:

  1. прогнозирование финансового состояния предприятия;
  2. оценка финансовой реализуемости  проектов стратегических планов;
  3. определение потребности в финансовых ресурсах и направлений их эффективного использования;
  4. определение рациональной структуры и объема источников финансирования;
  5. балансирование предполагаемых поступлений и расходов денежных средств;
  6. оценка результативности производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений в плановом периоде с точки зрения конечных финансовых результатов;
  7. предоставление информации для оценки эффективности инвестиционных проектов.

     Сложность и многоаспектность функционирования предприятия обусловили существование  разнообразных видов финансового планирования (табл. 1).

     Таблица 1 - Классификация видов финансового планирования

Классификационный признак       Виды  финансового планирования
По  уровню планирования       Стратегическое, тактическое, оперативное
По  уровню структурной иерархии объекта  планирования       Общефирменное планирование, планирование деятельности бизнес-единиц, подразделений,
По  особенностям разработки финансовых планов       Скользящее  планирование, периодическое планирование
Предмет планирования       Целевое планирование, планирование действий, планирование ресурсов
По  горизонту планирования       Долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное
По  степени детализации плановых решений       Агрегированное  и детализированное
По  степени централизации плановых функций       Централизованное, децентрализованное и круговое  планирование
По  обязательности выполнения плановых заданий       Директивное, индикативное планирование и смешанное  планирование
По  особенностям постановки целей      Реактивное, инактивное, преактивное и     интерактивное
 

     Таким образом, каждый вид планирования имеет свои специфические характеристики: цели, содержание, методы, инструменты, особенности организации.

     Прежде  всего, следует отличать классификацию  видов финансового планирования по уровням структурной иерархии предприятия, по уровням планирования и по уровню субъекта планирования.

     По  уровням структурной иерархии предприятия  можно выделить:

  1. общефирменное финансовое планирование, в рамках которого разрабатываются сводные и консолидированные финансовые планы, обеспечивающие достижение целей предприятия - самостоятельного субъекта хозяйствования;
  2. финансовое планирование деятельности бизнес-единицы, в рамках которого разрабатываются финансовые планы по конкретному направлению бизнеса, организационно выделенному в дочернее предприятие;
  3. финансовое планирование деятельности подразделений – структурных единиц предприятия, не обладающих хозяйственной самостоятельностью  и входящих в состав бизнес-единицы или материнского предприятия.

     По  уровням субъекта планирования выделяют [9, c.73]:

     - финансовое планирование на высшем уровне, при котором плановые решения разрабатываются высшими исполнительными органами управления и централизованными отделами планирования и, при необходимости, утверждаются собственниками предприятия;

     - финансовое планирование на среднем уровне, при котором планы разрабатываются на уровне бизнес-единиц;

     -финансовое планирование на нижнем уровне - планы разрабатываются на уровне  подразделений предприятия. 
 

     1.2 Понятие и классификация методов  прогнозирования 

     Финансовое  прогнозирование – предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов.

     Для изучения и разработки возможных  путей развития предприятия в  условиях рыночной экономики возникает  необходимость в финансовом прогнозировании. Основные его задачи – установить объем финансовых ресурсов в предстоящем периоде, источники их формирования и направления наиболее эффективного использования. Прогнозирование позволяет рассмотреть складывающиеся тенденции в проведении финансовой политики с учетом воздействия на нее внутренних и внешних условий и на основе анализа определить перспективы финансовой стратегии, обеспечивающей предприятию стабильное финансовое и рыночное положение. Разработка прогноза дает возможность ответить на жизненно важный вопрос, что ожидает предприятие в обозримом будущем – укрепление или утрата платежеспособности (банкротство) [6, c.94].

     Основное  отличие прогноза от плана состоит  в том, что прогнозируются те показатели, которыми компания не может управлять  в полной мере: риски или действия конкурентов. Основная цель прогнозирования состоит в том, чтобы получить возможность оценивать работу компании как «удачную» или «неудачную» не по тем показателям (прибыли, рынкам, дивидендам), которые есть, а по тем, которые потенциально могли быть.

     Выделяются  различные признаки классификации  прогнозов (табл. 2) [4, c.57].

     Таблица 2-  Виды прогнозов

Признаки  классификации прогнозов Виды прогнозов
Временной охват (горизонт прогнозирования) - краткосрочные,

- среднесрочные,

- долгосрочные

Типы  прогнозирования - поисковые,

- нормативные,

-основанные на творческом видении

Степень вероятности будущих событий - вариантные,

- инвариантные

Способ  представления результатов прогноза - точечные,

- интервальные

Информация о работе Управление финансами торговой организациии