Управление финансами торговой организациии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:20, дипломная работа

Краткое описание

Введение
Управление финансами предприятия стало невозможно без эффективного планирования, прогнозирования и организации его производственной деятельности. Ускорение производства выпуска новой продукции в современных экономических условиях выступает в качестве важнейшего инструмента удовлетворения запросов потребителей. Ограниченность материально-финансовых ресурсов усиливает роль правильного выбора приоритетов деятельности хозяйствующего субъекта.
Таким образом, планирование прогнозирования и организации деятельности предприятия любого вида деятельности по-прежнему остается актуальным.
Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:

Файлы: 1 файл

Тимур.doc

— 223.50 Кб (Скачать)
 

     Для конкретных прогнозов могут применяться  и другие признаки классификации прогнозов. Например, для прогноза рыночной конъюнктуры важно выделить такой признак, как охват объектов исследования - в зависимости от него прогноз может быть глобальным, региональным, локальным (системным).

     Вся совокупность методов прогнозирования может быть представлена двумя группами – в зависимости от степени их однородности [7, c.44]:

  1. простые методы;
  2. комплексные методы.

     Группа  простых методов объединяет однородные по содержанию и используемому инструментарию методы прогнозирования (например, экстраполяция тенденций, морфологический анализ и др.).

     Комплексные методы отражают совокупности, комбинации методов, чаще всего реализуемые специальными прогностическими системами (например, методы прогнозного графа, система “Паттерн” и другие) [5, c.87].

     Кроме того все методы прогнозирования поделены еще на три класса:

     1.Фактографические методы;

     2.Экспертные методы;

     3.Комбинированные методы.

     В основу их выделения положен характер информации, на базе которой составляется прогноз[4, c.154]:

     1) фактографические методы базируются на фактическом информационном материале о прошлом и настоящем развитии объекта прогнозирования. Чаще всего применяются при поисковом прогнозировании для эволюционных процессов;

     2) экспертные (интуитивные) методы основаны на использовании знаний специалистов-экспертов об объекте прогнозирования и обобщении их мнений о развитии (поведении) объекта в будущем. Экспертные методы в большей мере соответствуют нормативному прогнозированию скачкообразных процессов;

     3) комбинированные методы включают методы со смешанной информационной основой, в которых в качестве первичной информации наряду с экспертной используется и фактографическая.

     В свою очередь, каждый из перечисленных  классов также подразделяется на группы и подгруппы. Так, среди фактографических методов выделяются группы[6 c.73]:

     - статистических (параметрических) методов;

     - опережающих методов.

     Группа  статистических методов включает методы, основанные на построении и анализе динамических рядов характеристик (параметров) объекта прогнозирования. Среди них наибольшее распространение получили экстраполяция, интерполяция, метод аналогий (модель подобия), параметрический метод и др.

     Группа  опережающих методов состоит из методов, основанных на использовании свойства научно-технической информации опережать реализацию научно-технических достижений. Среди методов этой группы выделяется публикационный, основанный на анализе и оценке динамики публикаций. Среди экспертных методов выделяют группы по следующим признакам:

     - по количеству привлеченных экспертов;

     - по наличию аналитической обработки данных экспертизы( табл.3).

     Таблица 3 - Классификация экспертных методов прогнозирования [8, c.63]

     Вид экспертизы      Вид обработки мнений
     без аналитической  обработки      с аналитической обработкой
Индивидуальная Интервью Экспертные Генерация идей Построение  сценария Метод “дерева  целей” Матричный метод Морфоло-гический анализ
Коллективная Метод “мозгового штурма” Метод коллективных экспертных оценок Метод “Дельфи”

     Таким образом, все перечисленные методы представлены на рисунке 1[15, c.62].

       
 

     1.3 Основы организации управления  финансами 

     Основное  назначение финансовой деятельности - построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение тактических и стратегических целей деятельности.

     Организация управления финансами на конкретных предприятиях зависит от ряда факторов: формы собственности, организационно-правового статуса, отраслевых и технологических особенностей, размера предприятия.

     В настоящее время юридически и  экономически самостоятельные предприятия  действуют в условиях нестабильности и неопределенности и должны приспосабливаться  к быстро меняющимся условиям внешней среды, оперативно определяя собственную стратегическую модель управления. Стратегическое управление связано с выработкой долговременного курса развития предприятия и его реализацией через систему текущих хозяйственных планов.

     Деловая стратегия есть обобщенный план управления, ориентированный на достижение основополагающих целей компании путем выявления и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ на данном рынке. Количество и формулировка стратегических целей зависят от специфики деятельности конкретной компании. Тем не менее, стратегические цели управления финансами можно ранжировать следующим образом [18, c.168]:

     - улучшение финансового положения, избежание банкротства и финансовых неудач;

     - рост объемов производства и реализации;

     - лидерство в борьбе с конкурентами (с точки зрения финансиста, конкурентоспособность выражается показателем рентабельности капитала, т. е. прибыли на единицу капитала);

     -  максимизация цены компании.

     Все эти цели связаны между собой, дополняют друг друга, но предприятие всегда должно контролировать весь их комплекс.

     Однако  следует иметь в виду, что цель финансового менеджмента -максимизация цены компании как наиболее обоснованный критерий управления финансами - применим лишь в том случае, если на рынке  капитала нет никаких ограничений и какой-либо дискриминации в установлении цен на ценные бумаги.

     Тактическими  целями, достижение которых должно обеспечивать управление финансами, являются[14, c.204]:

     - сбалансированность сумм и сроков поступления и расходования денежных средств;

     - достаточность объемов денежных поступлений;

     - рентабельность продаж (конкурентоспособность на оперативном уровне).

     Стало быть, первоочередной задачей оперативного управления финансами предприятия  выступает обеспечение его ликвидности. Серьезным основанием для поддержания ликвидности служат такие опасные последствия неплатежеспособности, как объявление о банкротстве и прекращение существования предприятия.

     Для поддержания платежеспособности предприятия  необходимо эффективно управлять его  денежными потоками. Денежные средства - наиболее ограниченный ресурс в условиях перехода к рыночным механизмам хозяйствования. Поэтому задачи планирования и контроля потоков (движения) денежных средств предприятия приобретают исключительное значение.

     Целью формирования тактики является определение сумм инвестиций в оборотные активы и источников их финансирования. Размер оборотных активов зависит от масштабов текущей деятельности - от объема производства и продажи, тактики управления предприятием. Поскольку текущие инвестиции требуют соответствующего источника, то финансовый менеджер определяет их структуру с позиций выбранной им тактики управления предприятием. Краткосрочное финансирование обеспечивается за счет краткосрочных займов и кредитов банков, а также всех видов кредиторской задолженности. За счет этих источников финансируется текущая деятельность[17, c.64].

     Таким образом, управление финансами предприятия  предполагает контроль основных характеристик  баланса: долгосрочных и краткосрочных  источников финансирования и увязка их с текущей деятельностью и перспективами развития предприятия.  

     2. Организация системы управления финансами предприятия на примере ООО «Сфера» 

     2.1 Анализ системы управления финансовой  деятельностью предприятия 

     На  примере предприятия ООО «Сфера» проанализируем его финансовое состояние, производственно- хозяйственную деятельность по его балансу и отчету о прибылях и убытках на 30 сентября 2010 г. Предприятие существует 3 года, численность персонала 25 человек, вид деятельности розничная торговля.

     Финансовое  состояние предприятия необходимо анализировать с позиций и  краткосрочной, и долгосрочной перспектив, так как критерии его оценки могут  быть различны, состояние финансов предприятия характеризуется размещением  его средств и источников их формирования, анализ финансового состояния проводится с целью установить, насколько эффективно используются финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия. Финансовую эффективность работы предприятия отражают: обеспеченность собственными оборотными средствами и их сохранность, состояние нормируемых запасов товарно-материальных ценностей, состояние и динамика дебиторской и кредиторской задолженности, оборачиваемость оборотных средств, материальное обеспечение банковских кредитов, платежеспособность.

     Устойчивое  финансовое положение предприятия  зависит прежде всего от улучшения  таких качественных показателей, как - производительность труда, рентабельность производства, фондоотдача, а также  выполнения плана по прибыли. Рациональному  размещению средств предприятия способствует правильная организация материально-технического обеспечения производства, оперативная деятельность по ускорению денежного оборота. Поэтому анализ финансового состояния производится на завершающей стадии анализа финансово-хозяйственной деятельности. В то же время финансовые затруднения предприятия, отсутствие средств для своевременных расчетов могут повлиять на стабильность поставок, нарушить ритм материально-технического снабжения. В связи с этим анализ финансового состояния предприятия и анализ других сторон его деятельности должны взаимно дополнять друг друга.

     Задачами  анализа является общая оценка финансового  анализа, проверка расходования средств  по целевому назначению, выявление  причин финансовых затруднений, возможностей улучшения использования финансовых ресурсов, ускорения оборота средств и укрепления финансового положения.

     Решение о выборе тех или иных форм привлечения  заемных средств принимается  на основе сравнительного анализа их цены, а также оценки влияния использования заемного капитала на финансовые показатели деятельности предприятия в целом.

     Эффективное управление заемным капиталом увеличивает  рентабельность собственных средств. Игнорирование этих требований при  привлечении заемных источников может пагубно отразится на финансовом состоянии предприятия, так как требования кредиторов должны быть удовлетворены независимо от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В то же время использование заемного капитал может быть крайне выгодным для собственников предприятия, поскольку позволяет достичь увеличения объемов производства, прибыли и роста рентабельности без дополнительных вложений крайне дефицитного финансового ресурса – собственного капитала [7, c.57] .

     Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования. Одним из основных механизмов реализации этой задачи является финансовый леверидж.

Информация о работе Управление финансами торговой организациии