Федеральные целевые программы как инструмент финансирования бюджетных инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:53, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе рассматривается экономическая сущность, задачи и цели федеральных целевых программ. При этом автором изучен механизм финансирования и правовое регулирование федеральных целевых программ. Кроме того, рассмотрена государственная финансовая политика в области бюджетных инвестиций посредством целевых программ. В работе изучена реализация федеральных целевых программ в Республике Татарстан и в целом по России. В конце работы сформулированы выводы и предложения на основе изученного опыта.

Оглавление

Введение

1. Федеральные целевые программы

1.1 Экономическая сущность целевых бюджетных программ

1.2 Порядок финансирования бюджетных инвестиций посредством целевых программ

1.3 Нормативно-правовое регулирование финансирования федеральных целевых программ

2. Анализ федеральных целевых программ как инструмента финансирования бюджетных инвестиций

2.1 Анализ финансирования федеральных целевых программ

2.2 Анализ реализации федеральных целевых программ на примере Республики Татарстан

2.3 Проблемы реализации федеральных целевых программ в рамках бюджетной реформы и в условиях кризиса

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 27.02.2012.docx

— 49.08 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Рис. 3. Структура бюджетных ассигнований на ФЦП в 2007-2010 г.г.

 

На  представленной диаграмме мы видим, что в период с 2007 по 2009 г. наибольшее ассигнования в структуре ФЦП  идут по направлению «Развитие инфраструктуры». Финансирование по данному направлению  остается практически одинаковым из года в год. Следующее по объемам  финансирования в 2007 г. идет направление  «Развитие науки и техники». Объемы инвестиций по нему имеют тенденцию  к увеличению в 2008 г., а затем к  снижению в 2009 г. По направлению «Новое поколение» можно увидеть, что произошло  урезание его финансирования в 2008 г. и на прежний уровень в 2009 г. финансирование не поднялось. Рост ассигнований по направлению  «Безопасность и экология» 2008 г. не наблюдается в 2009 г. Напротив, Программа  «Развития регионов» имеет стабильную тенденцию к увеличению и в 2008 и в 2009 годах. Наименьшие ассигнования в структуре ФЦП имеет программа  «Развития гос. института». По ней  наблюдается уменьшение финансирования и в 2008, и в 2009 г. Если же судить в общем, то сама структура приоритетов финансирования остается неизменной все три года.

 

Для завершения анализа ФЦП в РФ рассмотрим еще несколько аспектов современных  реалий в данной области. В Бюджетном  послании Президента Российской Федерации  о бюджетной политике в 2010–2012 годах  от 25 мая 2009 года предлагается рассмотреть  возможность перехода начиная с 2011 года к программной структуре бюджета с одновременной корректировкой классификации расходов. В ее основу могут быть положены долгосрочные целевые программы. При этом в долгосрочных целевых программах могут предусматриваться и другие, кроме бюджетных, инструменты достижения заданных целей: правовое регулирование, проведение структурных реформ, контроль, использование имущества, меры налоговой, таможенной и тарифной политики, соглашения с субъектами Российской Федерации и так далее [13. С.3].

 

Совершенствование в рамках нового формата бюджета  различных инструментов программно-целевого планирования (федеральных целевых  программ, приоритетных национальных проектов, проектов Основных направлений  деятельности Правительства Российской Федерации), а также создание комплексной  федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей  и итогов выполнения государственных  контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям бюджета, – все это  позволит более четко определить приоритеты, цели и результаты использования  бюджетных средств, установить индикаторы, характеризующие их достижение, организовать на постоянной основе мониторинг эффективности бюджетных расходов [13.С.3].      

 

Так, итоги хода выполнения ФЦП в 2009 году, опубликованном в пресс-релизе от 17.03.2010 г. к заседанию Президиума Правительства  РФ, свидетельствуют о следующих  результатах:

 

Общий объем финансирования 51 ФЦП составляет 831,7 млрд. рублей. За 2009 год мероприятия  ФЦП за счет средств федерального бюджета профинансированы в объеме 818,3 млрд. рублей (98,4% от бюджетных назначений 2009 года), что на 7% больше, чем в 2008 году. По направлению «капитальные вложения» профинансировано 471,3 млрд. рублей (98,2%), по направлению «НИОКР» - 96,5 млрд. рублей (98,9%), по направлению «прочие нужды» - 250,6 млрд. рублей (98,5%). Для сравнения, за 2008 год объемы финансирования ФЦП по направлениям составили: капитальные вложения - 433,5 млрд. рублей (98,3%), НИОКР - 58,9 млрд. рублей (99,4%), расходы по направлению «прочие нужды» - 272,9 млрд. рублей (97,2%) . Софинансирование программ за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных источников за 2009 год составило 840,9 млрд. рублей (79,0% от предусмотренного на год), в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 344,5 млрд. рублей (84,8%) и внебюджетных средств - 496,4 млрд. рублей (75,5%). Для сравнения, в 2008 году фактическое софинансирование мероприятий ФЦП за счет всех источников составило 888,1 млрд. рублей (80,8% от годовых назначений), в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов - 325,7 млрд. рублей (100,4%) и внебюджетных средств - 562,4 млрд. рублей (72,6%) [19].

 

Основные  показатели федерального бюджета на плановый период 2011—2012 годов, в соответствии с доведенными Минфином России предельными  объемами бюджетных ассигнований в  части инвестиционных расходов, следующие: на 2011 год — 916,0 млрд. рублей, на 2012 год  — 795,6 млрд. рублей, в том числе  на реализацию 48 ФЦП — 655,8 млрд. рублей (71,6% от инвестиционных расходов) и 42 ФЦП  — 562,9 млрд. рублей (70,7% от инвестиционных расходов) соответственно. На осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в ФЦП, определены основные характеристики федерального бюджета на 2011 год в объеме 260,2 млрд. рублей, на 2012 год — 232,7 млрд. рублей [13. С.15-16].

 

Например, в рамках программы «Развития  науки и технологий» в Подмосковье  планируется создать центр по разработке и коммерциализации новых  технологий "Сколково" - своеобразный аналог американской Силиконовой (Кремниевой) долины. Предполагается, что свои инновационные продукты, предварительно отобранные комиссией, будут "выращивать" в кластерах крупнейшие частные компании. Потом наиболее перспективные продукты отберут и перенесут в "долину", которая начнет обустраиваться с конца 2010г. Предполагается, что инфраструктура нового комплекса будет рассчитана на 30-40 тыс. человек и будет включать все необходимое для разработки научных идей и превращения их в бизнес. Из почти 4 млрд. рублей фонда «Сколково» непосредственно на строительство уйдет 247 млн. рублей. Причем речь идет только о проектировании, а не о возведении объектов. Расходы по деятельности фонда и его дочерних структур составят 401 млн. рублей. На инвестиции непосредственно в инновационные проекты выделено 3,4 млрд. рублей. Небольшое превышение расходов над доходами в 59 млн. рублей объясняется тем, что фонд намерен компенсировать разницу за счет дохода от управления свободными средствами. Основное – сделать прозрачным механизм распределения инвестиций, который пока непонятен. «До сих пор нет дальнейшего определения того, как будет осуществляться поток инвестиций, – говорит эксперт Кристиан Вайс [16]. Такой механизм обязательно должен быть, четкое планирование, структурирование инвестиций, классификация расходов, финансовый контроль обеспечит успех проекта.

 

Из  проделанного анализа можно сделать  следующие выводы: реализация ФЦП  в Российской Федерации из-за неравномерности  финансирования несколько затруднена по отдельным направлениям. Но основную задачу федеральные целевые программы  выполняют, бюджетные инвестиции оживляют многие отрасли экономики. Данный эффект особенно важен в период наступившего экономического кризиса, при условии  соблюдения сугубо целевого финансирования.

 

2.2 Анализ реализации федеральных  целевых программ на примере  Республики Татарстан

 

Для анализа реализации федеральных  целевых программ в Республике Татарстан  воспользуемся данными из законов  Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан»: № 70-ЗРТ  от 06.08. 2008 г., № 40-ЗРТ от 30.07.2009 г., N 36-ЗРТ  от 28.06.2010 (за 2007, 2008, 2009 г.г.). Сформируем по имеющимся данным таблицу финансирования ФЦП в динамике за 2007-2009 год.

 

Таблица 5

 

Финансирование  федеральных целевых программ в  Республике Татарстан за период 2007-2009 г.г.№ п/п Наименование ФЦП 

2007 г.

 

(тыс.  руб.) 

2008 г.

 

(тыс.  руб.) 

2009 г.

 

(тыс.  руб.) 

Темп

 

рос-та 2007-2008 в % 

Темп

 

рос-та 2008-2009 в %

по  направлению: «Новое поколение»

1. ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" 40 000,0 77 500,0 36 900,0 193,8 47,6

2. ФЦП "Дети России" на 2007 – 2010 годы 29 364,0 0 0 0 0

3. ФЦП"Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" 3 000,0 0 0 0 0

по  направлению: «Развитие инфраструктуры»

4. ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" 7 500,0 0 0 0 0

5. ФЦП"Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)" 544 416,8 862 743,4 296 190,3 158,5 34,3

6. ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года" 1 438 768,5 1 965 168,8 18 665,6 136,6 0,95

по  направлению: «Безопасность и экология»

7. 

ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного

 

  назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы" 9 930,0 1 479 850,8 1 432 469,2 14902,8 96,8

по  направлению: «Развитие гос. института»

8. 

ФЦП "Комплексные меры

 

Противодействия злоупотреблению наркотиками и  их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы" 5 000,0 0 0 0 0

Итого ассигнований по ФЦП: 2 077 979,3 4385263,0 1 784 225,1 211,0 40,69

 

 

По  данным таблицы видно, что в 2007-2008 году наибольшая динамика темпа роста  наблюдалась по ФЦП "Сохранение и  восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы". Это произошло из-за резкого увеличения ассигнований в 2008 году по данной программе. Следующими по динамике идут ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" - 193,8%, ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)" – 158,5%, ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года" - 136,6%. По остальным программам финансирование в Республики Татарстан не осуществлялось и показатель темпа роста нулевой.

 

В 2009 году темп роста по всем программам значительно снизился. По ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы" темп роста достиг лишь 96,8%. Как и в 2008 году следующими по темпу роста идут программы: ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)" и ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы". Показатели темпа роста ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года" составили всего 0,95%. Остальные программы совсем не финансировались. Уменьшение объемов ассигнований на реализацию федеральных целевых программ в Республике Татарстан обусловлено экономическим кризисом и как следствие бюджетным дефицитом.

 

Используя данные таблицы 6 проанализируем структуру  финансирования и полученные показатели внесем в новую таблицу .

 

финансирование  инвестиция целевой программа

 

Таблица 6

 

ФЦП в структуре их финансирования по Республике Татарстан за 2007-2009 г.г.№ п/п Наименование ФЦП 

2007 г.

 

2008 г.

 

2009 г.

 

%

1 2 3 4 5

1. Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" 1,9 1,8 2,1

2. Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 – 2010 годы 1,4 0 0

3. Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" 0,1 0 0

4. Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" 0,4 0 0

5. Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)" 26,2 19,7 16,6

6. Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года" 69,2 44,8 1,0

7. Федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы" 0,5 33,7 80,3

8. 

Федеральная целевая программа "Комплексные  меры

 

противодействия злоупотреблению наркотиками и  их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы" 0,2 0 0

 

 

Из  таблицы мы видим, чтов 2007 году основное финансирование было осуществлено по ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года", оно составило 69,2 % от всех ассигнований. Меньше всего денег было выделено на реализацию ФЦП "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" всего 0.1%. В 2008 году наибольшее финансирование получила также ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года», а наименьшее Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" - лишь 1.8 % . В 2009 году на первое место по финансированию вышла ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы" - 80.3 % всех ассигнований. Наименьшее финансовое обеспечение получила ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года" - всего 1 %, а мы видим, что в 2007-2008 году, по выделенным денежным средствам, данная программа стояла на первом месте по финансированию.

 

Проанализировав финансирование федеральных целевых  программ по Республике Татарстан можно отметить, что денежные средства на их реализацию выделяются неравномерно и непостоянно. Разразившийся экономический кризис и экономическая нестабильность серьезно затрудняют финансирование федеральных целевых программ.

 

 

2.3 Проблемы реализация федеральных  целевых программ в рамках  бюджетной реформы в условиях  кризиса

 

Самой значительной проблемой, влияющей на реализацию федеральных целевых программ, является разразившийся экономический кризис. В 2011 г. бюджет придется резать по живому, отказываясь от многих расходов и  текущих инвестиций. Уже ясно, что  почти наполовину придется сократить  федеральные целевые программы. В бюджете следующего года уже  появилась дыра — почти 654 млрд. руб., подсчитали в Минфине по возвратным распределениям ведомств. Пока что  придется резать инвестиционную часть  бюджета — федеральные целевые  программы (ФЦП), паспорта которых утверждены постановлениями правительства. «Обязательства, взятые властью, пока есть, а денег  уже нет», — объясняет чиновник Минфина [18].

 

По  подсчетам Минфина, нынешние 53 ФЦП  не обеспечены расходами бюджета  больше чем на две трети. Ассигнования на ФЦП в 2009-2012 гг. согласно паспортам  программ должны составить 2,9 трлн. руб., из которых почти 2,1 трлн. руб. профинансировано не будет. «Мы исходили из того, насколько  действующие обязательства обеспечены ресурсами бюджета при уже  заданных параметрах доходов и дефицита, — объяснил чиновник Минфина. —  Это пока первая пристрелка бюджета  на 2011 г. Очевидно, придется считаться  с тем, что кризис поменял конъюнктуру  бюджетной обеспеченности. Допускаю, придется снижать и другие, не только инвестиционные, расходы бюджета». Ведомственная структура бюджета  расписана только на 2010 г., продолжает он, на 2011 и 2012 гг. расходы заложены только в общих характеристиках: «Никуда  не денешься, какие-то жиры придется резать, какие-то инвестпланы — откладывать». Премьер Владимир Путин на прошлой неделе не поддержал предложения Минфина об отказе от индексации трудовых пенсий на 6,3%. Если не будем резать пенсии, придется экономить на чем-то другом, признается чиновник Минфина [20].

 

Сотрудник Минэкономразвития говорит, что  в ведомстве знают проблему нехватки ресурсов: ФЦП будут урезаны, но не механически, а в соответствии с  выбранными приоритетами. «Сложность программы в том, что ее нельзя секвестировать в процентном соотношении. Это взаимно увязанный документ, снижать финансирование надо гармонизировано», — вздыхает чиновник Минэкономразвития: часто это сделать непросто, у одной программы по развитию Чеченской республики более 30 госзаказчиков, им как минимум нужно договориться между собой [18].

Информация о работе Федеральные целевые программы как инструмент финансирования бюджетных инвестиций