Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:53, курсовая работа
В курсовой работе рассматривается экономическая сущность, задачи и цели федеральных целевых программ. При этом автором изучен механизм финансирования и правовое регулирование федеральных целевых программ. Кроме того, рассмотрена государственная финансовая политика в области бюджетных инвестиций посредством целевых программ. В работе изучена реализация федеральных целевых программ в Республике Татарстан и в целом по России. В конце работы сформулированы выводы и предложения на основе изученного опыта.
Введение
1. Федеральные целевые программы
1.1 Экономическая сущность целевых бюджетных программ
1.2 Порядок финансирования бюджетных инвестиций посредством целевых программ
1.3 Нормативно-правовое регулирование финансирования федеральных целевых программ
2. Анализ федеральных целевых программ как инструмента финансирования бюджетных инвестиций
2.1 Анализ финансирования федеральных целевых программ
2.2 Анализ реализации федеральных целевых программ на примере Республики Татарстан
2.3 Проблемы реализации федеральных целевых программ в рамках бюджетной реформы и в условиях кризиса
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Рис.
3. Структура бюджетных
На
представленной диаграмме мы видим,
что в период с 2007 по 2009 г. наибольшее
ассигнования в структуре ФЦП
идут по направлению «Развитие
Для завершения анализа ФЦП в РФ рассмотрим еще несколько аспектов современных реалий в данной области. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010–2012 годах от 25 мая 2009 года предлагается рассмотреть возможность перехода начиная с 2011 года к программной структуре бюджета с одновременной корректировкой классификации расходов. В ее основу могут быть положены долгосрочные целевые программы. При этом в долгосрочных целевых программах могут предусматриваться и другие, кроме бюджетных, инструменты достижения заданных целей: правовое регулирование, проведение структурных реформ, контроль, использование имущества, меры налоговой, таможенной и тарифной политики, соглашения с субъектами Российской Федерации и так далее [13. С.3].
Совершенствование
в рамках нового формата бюджета
различных инструментов программно-целевого
планирования (федеральных целевых
программ, приоритетных национальных
проектов, проектов Основных направлений
деятельности Правительства Российской
Федерации), а также создание комплексной
федеральной контрактной
Так, итоги хода выполнения ФЦП в 2009 году, опубликованном в пресс-релизе от 17.03.2010 г. к заседанию Президиума Правительства РФ, свидетельствуют о следующих результатах:
Общий объем финансирования 51 ФЦП составляет 831,7 млрд. рублей. За 2009 год мероприятия ФЦП за счет средств федерального бюджета профинансированы в объеме 818,3 млрд. рублей (98,4% от бюджетных назначений 2009 года), что на 7% больше, чем в 2008 году. По направлению «капитальные вложения» профинансировано 471,3 млрд. рублей (98,2%), по направлению «НИОКР» - 96,5 млрд. рублей (98,9%), по направлению «прочие нужды» - 250,6 млрд. рублей (98,5%). Для сравнения, за 2008 год объемы финансирования ФЦП по направлениям составили: капитальные вложения - 433,5 млрд. рублей (98,3%), НИОКР - 58,9 млрд. рублей (99,4%), расходы по направлению «прочие нужды» - 272,9 млрд. рублей (97,2%) . Софинансирование программ за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных источников за 2009 год составило 840,9 млрд. рублей (79,0% от предусмотренного на год), в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 344,5 млрд. рублей (84,8%) и внебюджетных средств - 496,4 млрд. рублей (75,5%). Для сравнения, в 2008 году фактическое софинансирование мероприятий ФЦП за счет всех источников составило 888,1 млрд. рублей (80,8% от годовых назначений), в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов - 325,7 млрд. рублей (100,4%) и внебюджетных средств - 562,4 млрд. рублей (72,6%) [19].
Основные показатели федерального бюджета на плановый период 2011—2012 годов, в соответствии с доведенными Минфином России предельными объемами бюджетных ассигнований в части инвестиционных расходов, следующие: на 2011 год — 916,0 млрд. рублей, на 2012 год — 795,6 млрд. рублей, в том числе на реализацию 48 ФЦП — 655,8 млрд. рублей (71,6% от инвестиционных расходов) и 42 ФЦП — 562,9 млрд. рублей (70,7% от инвестиционных расходов) соответственно. На осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в ФЦП, определены основные характеристики федерального бюджета на 2011 год в объеме 260,2 млрд. рублей, на 2012 год — 232,7 млрд. рублей [13. С.15-16].
Например,
в рамках программы «Развития
науки и технологий» в
Из проделанного анализа можно сделать следующие выводы: реализация ФЦП в Российской Федерации из-за неравномерности финансирования несколько затруднена по отдельным направлениям. Но основную задачу федеральные целевые программы выполняют, бюджетные инвестиции оживляют многие отрасли экономики. Данный эффект особенно важен в период наступившего экономического кризиса, при условии соблюдения сугубо целевого финансирования.
2.2 Анализ реализации федеральных целевых программ на примере Республики Татарстан
Для анализа реализации федеральных целевых программ в Республике Татарстан воспользуемся данными из законов Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан»: № 70-ЗРТ от 06.08. 2008 г., № 40-ЗРТ от 30.07.2009 г., N 36-ЗРТ от 28.06.2010 (за 2007, 2008, 2009 г.г.). Сформируем по имеющимся данным таблицу финансирования ФЦП в динамике за 2007-2009 год.
Таблица 5
Финансирование федеральных целевых программ в Республике Татарстан за период 2007-2009 г.г.№ п/п Наименование ФЦП
2007 г.
(тыс. руб.)
2008 г.
(тыс. руб.)
2009 г.
(тыс. руб.)
Темп
рос-та 2007-2008 в %
Темп
рос-та 2008-2009 в %
по направлению: «Новое поколение»
1. ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" 40 000,0 77 500,0 36 900,0 193,8 47,6
2. ФЦП "Дети России" на 2007 – 2010 годы 29 364,0 0 0 0 0
3. ФЦП"Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" 3 000,0 0 0 0 0
по направлению: «Развитие инфраструктуры»
4. ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" 7 500,0 0 0 0 0
5. ФЦП"Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)" 544 416,8 862 743,4 296 190,3 158,5 34,3
6. ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года" 1 438 768,5 1 965 168,8 18 665,6 136,6 0,95
по направлению: «Безопасность и экология»
7.
ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного
назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы" 9 930,0 1 479 850,8 1 432 469,2 14902,8 96,8
по направлению: «Развитие гос. института»
8.
ФЦП "Комплексные меры
Противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы" 5 000,0 0 0 0 0
Итого ассигнований по ФЦП: 2 077 979,3 4385263,0 1 784 225,1 211,0 40,69
По
данным таблицы видно, что в 2007-2008
году наибольшая динамика темпа роста
наблюдалась по ФЦП "Сохранение и
восстановление плодородия почв земель
сельскохозяйственного
В
2009 году темп роста по всем программам
значительно снизился. По ФЦП "Сохранение
и восстановление плодородия почв земель
сельскохозяйственного
Используя данные таблицы 6 проанализируем структуру финансирования и полученные показатели внесем в новую таблицу .
финансирование инвестиция целевой программа
Таблица 6
ФЦП в структуре их финансирования по Республике Татарстан за 2007-2009 г.г.№ п/п Наименование ФЦП
2007 г.
%
2008 г.
%
2009 г.
%
1 2 3 4 5
1. Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" 1,9 1,8 2,1
2. Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 – 2010 годы 1,4 0 0
3. Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" 0,1 0 0
4. Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" 0,4 0 0
5. Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)" 26,2 19,7 16,6
6. Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года" 69,2 44,8 1,0
7. Федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы" 0,5 33,7 80,3
8.
Федеральная целевая программа "Комплексные меры
противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы" 0,2 0 0
Из таблицы мы видим, чтов 2007 году основное финансирование было осуществлено по ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года", оно составило 69,2 % от всех ассигнований. Меньше всего денег было выделено на реализацию ФЦП "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" всего 0.1%. В 2008 году наибольшее финансирование получила также ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года», а наименьшее Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" - лишь 1.8 % . В 2009 году на первое место по финансированию вышла ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы" - 80.3 % всех ассигнований. Наименьшее финансовое обеспечение получила ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года" - всего 1 %, а мы видим, что в 2007-2008 году, по выделенным денежным средствам, данная программа стояла на первом месте по финансированию.
Проанализировав финансирование федеральных целевых программ по Республике Татарстан можно отметить, что денежные средства на их реализацию выделяются неравномерно и непостоянно. Разразившийся экономический кризис и экономическая нестабильность серьезно затрудняют финансирование федеральных целевых программ.
2.3
Проблемы реализация
Самой
значительной проблемой, влияющей на реализацию
федеральных целевых программ, является
разразившийся экономический
По
подсчетам Минфина, нынешние 53 ФЦП
не обеспечены расходами бюджета
больше чем на две трети. Ассигнования
на ФЦП в 2009-2012 гг. согласно паспортам
программ должны составить 2,9 трлн. руб.,
из которых почти 2,1 трлн. руб. профинансировано
не будет. «Мы исходили из того, насколько
действующие обязательства
Сотрудник Минэкономразвития говорит, что в ведомстве знают проблему нехватки ресурсов: ФЦП будут урезаны, но не механически, а в соответствии с выбранными приоритетами. «Сложность программы в том, что ее нельзя секвестировать в процентном соотношении. Это взаимно увязанный документ, снижать финансирование надо гармонизировано», — вздыхает чиновник Минэкономразвития: часто это сделать непросто, у одной программы по развитию Чеченской республики более 30 госзаказчиков, им как минимум нужно договориться между собой [18].
Информация о работе Федеральные целевые программы как инструмент финансирования бюджетных инвестиций