Федеральные целевые программы как инструмент финансирования бюджетных инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:53, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе рассматривается экономическая сущность, задачи и цели федеральных целевых программ. При этом автором изучен механизм финансирования и правовое регулирование федеральных целевых программ. Кроме того, рассмотрена государственная финансовая политика в области бюджетных инвестиций посредством целевых программ. В работе изучена реализация федеральных целевых программ в Республике Татарстан и в целом по России. В конце работы сформулированы выводы и предложения на основе изученного опыта.

Оглавление

Введение

1. Федеральные целевые программы

1.1 Экономическая сущность целевых бюджетных программ

1.2 Порядок финансирования бюджетных инвестиций посредством целевых программ

1.3 Нормативно-правовое регулирование финансирования федеральных целевых программ

2. Анализ федеральных целевых программ как инструмента финансирования бюджетных инвестиций

2.1 Анализ финансирования федеральных целевых программ

2.2 Анализ реализации федеральных целевых программ на примере Республики Татарстан

2.3 Проблемы реализации федеральных целевых программ в рамках бюджетной реформы и в условиях кризиса

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 27.02.2012.docx

— 49.08 Кб (Скачать)

Курсовая  работа: Федеральные целевые программы  как инструмент финансирования бюджетных  инвестиций

 

Содержание:

 

Аннотация

 

Введение

 

1. Федеральные целевые программы

 

1.1 Экономическая сущность целевых  бюджетных программ

 

1.2 Порядок финансирования бюджетных  инвестиций посредством целевых  программ

 

1.3 Нормативно-правовое регулирование  финансирования федеральных целевых  программ

 

2. Анализ федеральных целевых программ  как инструмента финансирования  бюджетных инвестиций

 

2.1 Анализ финансирования федеральных  целевых программ

 

2.2 Анализ реализации федеральных  целевых программ на примере  Республики Татарстан

 

2.3 Проблемы реализации федеральных  целевых программ в рамках  бюджетной реформы и в условиях  кризиса

 

Выводы  и предложения

 

Список  использованной литературы

 

Приложения

 

 

Аннотация

 

Федеральные целевые программы как инструмент финансирования бюджетных инвестиций.

 

В курсовой работе рассматривается экономическая  сущность, задачи и цели федеральных  целевых программ. При этом автором  изучен механизм финансирования и правовое регулирование федеральных целевых  программ. Кроме того, рассмотрена  государственная финансовая политика в области бюджетных инвестиций посредством целевых программ. В  работе изучена реализация федеральных  целевых программ в Республике Татарстан  и в целом по России. В конце  работы сформулированы выводы и предложения  на основе изученного опыта.

 

Введение

 

Целевые программы являются одним из важнейших  средств реализации структурной  политики государства, активного воздействия  на его социально-экономическое  развитие и должны быть сосредоточены  на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных  органов исполнительной власти.

 

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в  рамках программы. Деление целевой  программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности  решаемых проблем, а также необходимости  рациональной организации их решения.

 

Бюджетное финансирование можно разделить  на две части - финансирование объема услуг и конкретные целевые программы. Последние, в свою очередь, могут быть отраслевыми, например "Дети - сироты", и комплексными, например "Диабет", "Туберкулез" и т.д. В первом случае средства поступают к конкретному субъекту бюджетных расходов, во втором финансирование может поступать в ряд отраслей: ослабленным детям на дополнительное питание через комитет по образованию; на производство соответствующих вакцин и др. В таком случае финансирование направляется или напрямую исполнителю, или через ведомство (например, Комитет по здравоохранению). Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти, исполнительным органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально - экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально - экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

 

Долгосрочные  целевые программы разрабатываются  органом исполнительной власти, органом  местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления при  рассмотрении и утверждении бюджета  или самостоятельно.

 

Долгосрочная  целевая программа, предлагаемая к  утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств  государственного внебюджетного фонда, должна содержать:

 

- технико-экономическое обоснование;

 

- прогноз ожидаемых социально  - экономических (экологических)  результатов реализации указанной  программы;

 

- наименование заказчика указанной  программы;

 

- сведения о распределении объемов  и источников финансирования  по годам;

 

- другие документы и материалы,  необходимые для ее утверждения.

 

Перечисленные документы представляются на рассмотрение законодательного (представительного) органа. И именно на их основе принимается  решение о целесообразности выделения  бюджетных средств или средств  внебюджетного фонда на реализацию данной программы.

 

В роли заказчика долгосрочной целевой  программы может выступать орган  государственной власти или орган  местного самоуправления для муниципальных  целевых программ. Именно такой орган  действует от имени государства  или муниципального образования  при разработке долгосрочной целевой  программы и ее реализации.

 

Тема  курсовой работы «Федеральные целевые  программы как инструмент финансирования бюджетных инвестиций» актуальна  на сегодняшний день, т.к. федеральные  целевые программы призваны помогать в решении стратегических задач  развития экономики и социальной сферы, особенно в тех случаях, когда  необходимо сконцентрировать ресурсы  для достижения конкретных целей  в заданные сроки.

 

Объектом  исследования являются федеральные  целевые программы и их значение в финансовом обеспечении бюджетных  инвестиций.

 

Целью курсовой работы является:

 

- изучение федеральных целевых  программ, механизм их финансирования, их роль в государственных  бюджетных инвестициях;

 

- анализ основных показателей  финансирования целевых программ  на территории Республики Татарстан. 

 

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

 

1.аРаскрыть  общее понятие федеральные целевые  программы.

 

2.аОписать  актуальность федеральных целевых  программ.

 

3.аИзучить: финансирование, разработку, формирование, утверждение целевой программы. 

 

4.аПровести  анализ реализации федеральных  целевых программ в Российской  федерации, Республике Татарстан  и их роль в финансировании  бюджетных инвестиций.

 

 

1. Федеральные целевые программы

 

1.1 Экономическая сущность целевых  бюджетных программ

 

Федеральные целевые программы являются эффективным  инструментом реализации государственной  экономической и социальной политики, особенно при решении долгосрочных задач и реализации крупных инфраструктурных проектов. Именно такой, программно-проектный  подход, применяются в странах  Европейского Союза, в США, Канаде, Японии и других для решения стратегических задач развития экономики и социальной сферы, в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей в заданные сроки.

 

 

Согласно  действующему законодательству, федеральные  целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении  которых участвует Российская Федерация, представляют собой «увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления  комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и  других мероприятий, обеспечивающих эффективное  решение системных проблем в  области государственного, экономического, экологического, социального и культурного  развития Российской Федерации».

 

Бюджетные инвестиции это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости  государственного (муниципального) имущества. Данное определение термина бюджетные  инвестиции приведено в Письме Министерства экономического развития РФ от 4.12.2009 г. № 18863-ОС/Д17 "О приказе Минэкономразвития  России от 1 октября 2008 г. N 305" Государственные  инвестиции образуются из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются  соответствующим бюджетом при условии  включения их в федеральную целевую  программу, региональную целевую программу  либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ. Объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности могут быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы на стадии составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год [12. С. 378]. Порядок исполнения расходов федерального бюджета, предусмотренных на финансирование объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы, определяется пунктом 4 статьи 85 Бюджетного кодекса.

 

Финансирование  федеральных целевых программ (ФЦП) – это финансирование увязанных  по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения комплексов научно исследовательских, опытно конструкторских производственных, социально экономических, организационно хозяйственных и других мероприятии, обеспечивающих эффективное решение  задач в области государственного экономического, экологического, социального  и культурного развития РФ. Финансирование подготовки проектов целевой программы  и концепций осуществления программной  проблемы, разработка которых осуществляется по решению Правительства РФ, производится за счет средств, предусмотренных в  разделе “Прочие статьи” федерального бюджета. Утвержденные целевые программы  реализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов РФ.

 

К внебюджетным источникам привлекаемым для финансирования целевых программ, могут относиться: взносы участников реализации программ; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организации, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ, и другие поступления. Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты банков под государственные гарантии [14]. В 2010 году в рамках федеральных целевых программ осуществляется: поддержка реформ в сфере образования и здравоохранения; реформа судебной системы; формирование рынка доступного жилья; модернизация АПК и создание условий для его устойчивого развития; строительство и совершенствование стратегически важных для страны объектов транспорта; поддержка государством реализации крупных транспортных инфраструктурных проектов; осуществление инновационных проектов и программ технологического профиля; поддержка секторов экономики с высоким инновационным потенциалом (авиационно-космическая промышленность, информационно-коммуникационные технологии) и др.

 

В данный момент в РФ реализуется около 53 целевых программ: программа "Жилище" на 2002-2010 годы, программа "Социальное развитие села до 2012 года", программа "Модернизация транспортной системы  России (2002-2010 годы)", федеральная  целевая программа развития образования  на 2006-2010 годы, программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации  на 2006-2015 годы", президентская программа "Уничтожение запасов химического  оружия в Российской Федерации" и  многие другие [Приложение 1].

 

Разобрав  весь понятийный комплекс по ФЦП, можно  сделать обобщение. Федеральные  целевые программы в рамках бюджетных  инвестиций, являются инструментом реализации приоритетных задач в области  государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития страны. Они финансируются за счет средств федерального бюджета, средств  бюджетов субъектов федерации, муниципальных  образований и внебюджетных средств. Приоритетные секторы, для которых  необходима государственная поддержка  в реализации инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономического развития и торговли и Министерством  финансов РФ по согласованию с другими  федеральными органами государственной  власти. Объекты, имеющие в основном федеральное значение (стройки и  объекты нового строительства и  технического перевооружения для федеральных  государственных нужд), включают в  Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП), определяющую объем  государственных инвестиций по отраслям и ведомствам. Перечень объектов, финансируемых  за счет ФАИП, формируется исходя из объемов государственных капитальных вложений, направляемых на реализацию федеральных целевых программ, а также на решение не включенных в эти программы отдельных важнейших социально-экономических вопросов на основании предложений, одобренных решениями Президента РФ либо Правительства РФ. Формирование данного перечня осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ с учетом предложений государственных заказчиков по инвестиционным проектам, результатов подрядных торгов и заключенных государственных контрактов.

 

1.2 Порядок финансирования бюджетных  инвестиций посредством целевых  программ

 

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются бюджетом субъекта Российской Федерации при условии  включения их в целевую программу  субъекта Российской Федерации.

 

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета осуществляются в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, порядок формирования и  реализации которой устанавливается  Правительством Российской Федерации [1].

 

Далее федеральные адресные целевые программы  распределяются по утвержденным федеральным  целевым программам.

 

Таблица 1

 

Распределение ФАИП по федеральным целевым программам (10 крупнейших ФЦП) (млрд. рублей)Наименование ФЦП Предусмотренное финансирование из ФБ 2010 год.

Развит. транспортн. сист. 2010-2015 г. 216.1

 

Развитие  Д.Востока и Забайкалья

 

1996-2013 г. 49.2

Электронная Россия 2002-2010 г. 9.7

Развит. судебной системы 2007-2012 г. 9.2

Развит.физкультуры и спорта 2006-2015г. 6.2

Развитие  наноиндустрии 2008- 2011 г. 3.8

Пожарная  безопасность 2008-2012г. 3.6

Развитие  телерадиовещания 2009-2015г. 3.6

Модернизация  Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации 2009-2015 г. 2.8

Культура  России 2006-2011 г. 2.8

 

 

Источник: официальный сайт Департамента государственных  целевых программ и капитальных  вложений Минэкономразвития России

 

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных  инвестиций в объекты капитального строительства государственной  собственности Российской Федерации, государственной собственности  субъектов Российской Федерации  и муниципальной собственности  в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий  предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми  актами соответственно Правительства  Российской Федерации, высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

 

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных  инвестиций в объекты капитального строительства государственной  собственности Российской Федерации  в соответствии с инвестиционными  проектами сметной стоимостью более 8 миллиардов рублей, включенные в федеральную  адресную инвестиционную программу, отражаются в федеральном законе о федеральном  бюджете в составе ведомственной  структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту  и соответствующему ему виду расходов.

Информация о работе Федеральные целевые программы как инструмент финансирования бюджетных инвестиций