Федеральные целевые программы как инструмент финансирования бюджетных инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:53, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе рассматривается экономическая сущность, задачи и цели федеральных целевых программ. При этом автором изучен механизм финансирования и правовое регулирование федеральных целевых программ. Кроме того, рассмотрена государственная финансовая политика в области бюджетных инвестиций посредством целевых программ. В работе изучена реализация федеральных целевых программ в Республике Татарстан и в целом по России. В конце работы сформулированы выводы и предложения на основе изученного опыта.

Оглавление

Введение

1. Федеральные целевые программы

1.1 Экономическая сущность целевых бюджетных программ

1.2 Порядок финансирования бюджетных инвестиций посредством целевых программ

1.3 Нормативно-правовое регулирование финансирования федеральных целевых программ

2. Анализ федеральных целевых программ как инструмента финансирования бюджетных инвестиций

2.1 Анализ финансирования федеральных целевых программ

2.2 Анализ реализации федеральных целевых программ на примере Республики Татарстан

2.3 Проблемы реализации федеральных целевых программ в рамках бюджетной реформы и в условиях кризиса

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 27.02.2012.docx

— 49.08 Кб (Скачать)

 

Масштабная  бюджетная реформа начала проводится в России. Как следует из программы  повышения эффективности бюджетных  расходов, опубликованной Минфином, министерства и ведомства будут получать государственные  деньги только под конкретные долгосрочные целевые программы, которые федеральным  ведомствам будет предложено писать исходя из целей Концепции долгосрочного  социально-экономического развития России до 2020 года. У каждого министерства будет как минимум по одной  целевой программе. Опробовать программно-целевой  принцип Минфин планирует при  подготовке бюджета 2011 года, а бюджет на 2012 год и период до 2014 года уже  полностью делать программным. Это  позволит сделать реализацию ФЦП  более результативной, не распыляющей  бюджетные инвестиции. Но для реализации реформы нужна законодательная  и документальная доработка, устраняющая  бюрократизм.

 

Но, есть еще и особенности ФЦП, снижающие  их эффективность:

 

- недофинансирование ФЦП из внебюджетных  источников;

 

- проектный подход в транспорте, социальной сфере, реальном секторе;

 

- территориальные ФЦП – не направлены  на развитие реального сектора,  в отличие от зарубежных аналогов.

 

Эффективность программно-целевого метода снижается  в результате:

 

- отсутствия системного видения  пространственных приоритетов развития  страны;

 

- сложностей с запуском проектов, не получивших высший политический  приоритет. 

 

Существует  также проблема недоиспользования  бюджетных ассигнований, что негативно  влияет на реализацию ФЦП. Так, использование  средств по стройкам и объектам для  федеральных государственных нужд, по которым Росстатом ведется  наблюдение, в разрезе федеральных  округов по итогам за 5 месяцев 2010 года характеризуется следующими данными:

 

Таблица 7

 

Мониторинг  использования ассигнований по данным за июнь 2010 г.Федеральный округ Лимит ассигнований за счет всех источников Лимит государственных инвестиций на год Фактически использовано за счет всех источников финансирования

млн. рублей в % от лимита на год

Центральный 200 000,50 198 902,80 15 676,40 7,8

Северо-Западный 75 947,60 69 218,00 11 518,70 15,2

Уральский 5 078,10 4 717,10 933,4 18,4

Сибирский 20 908,40 20 555,20 3 696,90 17,7

Дальневосточный 96 994,50 85 776,10 14 264,80 14,7

Южный 95 380,90 85 162,00 9 835,30 10,3

Северо-Кавказский 8 360,00 8350,8 1 914,20 22,9

Приволжский 21 875,10 20 329,80 2 318,20 10,6

 

 

Источник: официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации 

 

Как видно из приведенной таблицы, выше среднего по России лимит средств, предусмотренных  на финансирование строек и объектов федеральной адресной инвестиционной программы, использован в Северо-Кавказском (22,9%), Уральском (18,4%), Сибирском (17,7%), Северо-Западном (15,2%) и Дальневосточном (14,7%) федеральных  округах. В то же время, в Приволжском (10,6%), Южном (10,3%) и Центральном (7,8%) федеральных  округах освоение бюджетных инвестиций ниже среднего. Ассигнования будут  возвращены в бюджет. Аналогичная  ситуация была и в прошлом году. Но эта не та экономия, которую стоит  поощрять: возврат неизрасходованных  средств означает, что программы  были свёрстаны некачественно, и  это чревато выводами для чиновников, отвечающих за реализацию ФЦП.

 

Выводы: в настоящий момент существует достаточное  количество проблем реализации ФЦП  в РФ:

 

-аазначительное секвестирование финансирования ФЦП из-за экономического кризиса;

 

- нужна законодательная и документальная  доработка бюджетного реформирования;       

 

- недофинансирование ФЦП из внебюджетных  источников;

 

- территориальные ФЦП не всегда  направлены на развитие реального  сектора,

 

- отсутствие системного видения  пространственных приоритетов развития  страны;

 

- сложностей с запуском проектов, не получивших политический приоритет. 

 

 

Выводы  и предложения

 

В настоящее время преимущества программно-целевого подхода для решения стоящих  перед министерствами и ведомствами  задач используются недостаточно.

 

Разработанные предложения в сфере совершенствования  процедуры формирования и реализации федеральных целевых программ являются начальным этапом работы, в ходе которой необходимо реализовать  ряд мер перечисленных ниже.

 

Определить  функции, которые целесообразно  реализовывать посредством федеральных  целевых программ, на этапе оптимизации  и разграничения функций органов  государственного управления.

 

Принимать решение о выборе программного или  сметного финансирования той или  иной функции в каждом отдельном  случае на основе обоснованного анализа  сравнительной эффективности достижения целей, стоящих перед ведомством.

 

Предусматривать при формировании концепций новых  федеральных целевых программ и  корректировки действующих различные  варианты их реализации.

 

Оценивать при отборе разрабатываемых федеральных  целевых программ и уточнении  действующих программ в первую очередь  возможности реализации в заданном интервале времени задач, которые  ставятся перед программой Правительством Российской Федерации:

 

- достижения целей программ в  установленные сроки, в том  числе по этапам реализации  программ;

 

- обеспечения установленных Правительством  Российской Федерации показателей  результативности и эффективности  программ по этапам их реализации;

 

- обеспечения возможности финансирования  программ по установленным этапам  из всех источников, в том числе  из федерального бюджета; 

 

- соответствия задач решаемых  федеральными целевыми программами,  в конкретные временные интервалы  задачам программы социально-экономического  развития Российской Федерации  на среднесрочную перспективу; 

 

- соблюдения плана реализации  программных мероприятий по установленным  в программе временным этапам;

 

- проведения мониторинга хода  выполнения программных мероприятий  по этапам реализации программ;

 

- возможности государственных заказчиков  по реализации промежуточных  целей программ, сформированных  для отдельных этапов, а не  только конечных целей программ.

 

Расширить типологию целевых программ в  части управления федеральными целевыми программами. В частности, целесообразно  разделить программы, реализующие  цели федеральной политики и финансирующиеся исключительно за счет средств федерального бюджета, программы, ориентированные на решение социальных проблем, финансирующиеся из региональных бюджетов и за счет других источников помимо федерального бюджета и программы, имеющие коммерческий результат, финансирующиеся в основном из внебюджетных источников. Такое деление предопределяется различными схемами управления и реализации программ, сложностью их администрирования, различными критериями бюджетной и экономической эффективности.

 

Повысить  требования к государственным заказчикам по безусловному финансированию федеральных  целевых программ за счет средств  бюджетов субъектов Российской Федерации  и внебюджетных источников.

 

Осуществлять  ежегодный анализ деятельности дирекций федеральных целевых программ.

 

Ужесточить  требования к ежегодным отчетам  о ходе реализации федеральных целевых  программ.

 

Кроме того, в целях усиления контроля за эффективностью расходования средств федерального бюджета, достижения максимальной прозрачности в процессе формирования стоимости строек и объектов при проведении конкурсов, а также внедрения принципов стабильности и предсказуемости финансирования строек и объектов на весь период их сооружения необходимо:

 

-аразработать и внедрить для обязательного применения типовой подрядный договор (контракт) для применения по стройкам, реализуемым за счет средств федерального бюджета и действующий на весь период проведения работ;

 

-апроизводить утверждение государственными заказчиками заданий на проектирование строек и объектов для федеральных государственных нужд после согласования заданий с Минэкономразвития России.

 

-аосуществлять контроль за проведением подрядных торгов (конкурсов) по всем вновь начинаемым стройкам, включенным в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, возложив эти функции на контрольный орган в этой сфере в соответствии с проектом федерального закона “О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”;

 

- финансировать вновь начинаемые  стройки только после подтверждения  контрольным органом правомерности  проведения подрядных торгов (конкурсов)  и представления титульных списков  строек на весь период строительства; 

 

-ауточнить методику проведения подрядных торгов (конкурсов) и открытия финансирования вновь начинаемых строек за счет средств федерального бюджета и бюджетов других уровней (смешанное финансирование).

 

Принятие  указанных мер позволит внести определенную стабильность в процесс формирования и реализации перечня строек и  объектов и минимизирует необходимость  перераспределения средств в течение года.

 

В части разработки конкретных мер, направленных на сокращение количества одновременно сооружаемых строек и объектов, усиление концентрации средств на пусковых стройках и объектах, обеспечение их своевременного ввода в действие, а также порядка  перераспределения объемов ассигнований, предусмотренных федеральной целевой  программой на финансирование строек и объектов, в случаях отсутствия проектно-сметной документации или  не заключения с акционерными обществами договоров о передаче в федеральную  собственность акций по стройкам и объектам, находящимся в их собственности необходимо осуществить следующие меры.

 

Не  допускать включение в перечень строек и объектов, не обеспеченных градостроительной, предпроектной и проектной документацией, сосредоточив ресурсы на первоочередных пусковых стройках и объектах.

 

Минимизировать  непрограммную часть ФЦП, которая  должна включать в себя только средства на выполнение указов Президента Российской Федерации и отдельных решений  Правительства Российской Федерации  по строительству особо важных объектов.

 

Выделять  средства направляемые на финансирование перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд в рамках федеральной целевой программы с учетом обеспечения нормативных сроков строительства указанных объектов.

 

Направлять  высвобождающиеся средства федерального бюджета при перераспределении  объемов ассигнований по стройкам и  объектам только как дополнительное финансирование включенных в ФЦП  строек и объектов.

 

В целях повышения эффективности  использования государственных  капитальных вложений в рамках федеральной  целевой программы и повышения  ответственности участников договоров (акционерных обществ и федеральных  органов исполнительной власти) целесообразно  поручить Минимуществу России и Минфину России проработать вопрос о включении в соответствующие договоры пункта об ответственности сторон, условий применения штрафных санкций за невыполнение акционерными обществами взятых по договору обязательств по передаче акций в федеральную собственность на сумму выделяемых из федерального бюджета средств.

 

Указанные предложения позволят обеспечить повышение  эффективности реализации федеральных  целевых программ как инструмента  бюджетных инвестиций и решить наиболее важные социально-экономические задачи развития Российской Федерации.

 

 

Список  использованной литературы

 

I. нормативно-правовые материалы:

 

1. Бюджетный кодекс РФ / Федеральный  закон РФ от 31 июля 1998 г. // Собрание  законодательства Российской Федерации.  – 1998. - №145. - Ст.179, 179.2;

 

2. Федеральный закон РФ от 3 декабря  2008 г. №228-ФЗ "Об исполнении  федерального бюджета за 2007 год". // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 49. – Ст.3235;

 

3. Федеральный закон от 28 декабря  2009 г. № 382-ФЗ "Об исполнении  федерального бюджета за 2008 год". // Собрание законодательства РФ. – 2010. - № 1. – Ст. 2316

 

4. Федеральный закон от 3 октября  2010 г. № 255-ФЗ "Об исполнении  федерального бюджета за 2009 год". // Парламентская газета. – 2010. –  12 декабря;

 

  5. Федеральный закон РФ от 13 декабря  1994 г. № 60-ФЗ "О поставках  продукции для федеральных государственных  нужд". // Собрание законодательства  РФ. – 1994. - N 34. - Ст. 3540;

 

  6. Федеральный закон РФ от 21июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении  заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд". // Собрание законодательства  РФ. – 2005. - N 30. - Ст. 3105;

 

  7. Закон Республики Татарстан  от 6 августа 2008 г. №70-ЗРТ "Об  исполнении бюджета за 2007 год". // Газета «Республика Татарстан». – 2008. - 15 августа;

 

  8. Закон Республики Татарстан  от 30 июля 2009 г. №40-ЗРТ "Об исполнении  бюджета за 2008 год" // Газета «Республика  Татарстан». – 2009. - 7 августа;

 

9. Закон Республики Татарстан от 09 июня 2010 г. №-ЗРТ "Об исполнении бюджета за 2009 год" // Газета «Республика Татарстан». – 2010. - 16 июня;

 

   10. Бюджетное послание Президента  Российской Федерации о бюджетной  политике в 2010–2012 годах // Парламентская  газета. - 2009. - 29 мая.

 

11. Постановление Правительства РФ  от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации  Федерального закона "О поставках  продукции для федеральных государственных  нужд" // Российская газета. – 1995. – 15 июля.

 

II. Специальная литература:

 

12. Лапуста, М. Г., Никольский, П.С. Современный финансово-кредитный словарь. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 526 с.

 

13. Чернавский, К.П. Стратегия развития ФЦП на период до 2010 года // Российский экономический журнал. – 2009. - №4. – С.15-16

 

14. http://www.roskazna.ru

 

15. http://www.tatarnews.ru

 

16. http://top.rbc.ru

 

17. http://www.ach.gov.ru

 

18. http://www.budgetrf.ru

 

19. http://www.economy.gov.ru

 

20. http://www.rb.ru

Информация о работе Федеральные целевые программы как инструмент финансирования бюджетных инвестиций