Федеральные целевые программы как инструмент финансирования бюджетных инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:53, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе рассматривается экономическая сущность, задачи и цели федеральных целевых программ. При этом автором изучен механизм финансирования и правовое регулирование федеральных целевых программ. Кроме того, рассмотрена государственная финансовая политика в области бюджетных инвестиций посредством целевых программ. В работе изучена реализация федеральных целевых программ в Республике Татарстан и в целом по России. В конце работы сформулированы выводы и предложения на основе изученного опыта.

Оглавление

Введение

1. Федеральные целевые программы

1.1 Экономическая сущность целевых бюджетных программ

1.2 Порядок финансирования бюджетных инвестиций посредством целевых программ

1.3 Нормативно-правовое регулирование финансирования федеральных целевых программ

2. Анализ федеральных целевых программ как инструмента финансирования бюджетных инвестиций

2.1 Анализ финансирования федеральных целевых программ

2.2 Анализ реализации федеральных целевых программ на примере Республики Татарстан

2.3 Проблемы реализации федеральных целевых программ в рамках бюджетной реформы и в условиях кризиса

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 27.02.2012.docx

— 49.08 Кб (Скачать)

 

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных  инвестиций в объекты капитального строительства государственной  собственности Российской Федерации  в соответствии с инвестиционными  проектами сметной стоимостью более 100 миллионов рублей, включенные в  ФИАП, отражаются в составе сводной  бюджетной росписи федерального бюджета раздельно по каждому  инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов. Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства  государственной собственности  Российской Федерации в соответствии с инвестиционными проектами  сметной стоимостью менее 100 миллионов  рублей, включенные в федеральную  адресную инвестиционную программу, отражаются в составе сводной бюджетной  росписи федерального бюджета суммарно по соответствующему виду расходов.

 

Главные распорядители средств федерального бюджета в части указанных  бюджетных ассигнований вправе вносить  предложения о выделении соответствующих  видов расходов по отдельным объектам капитального строительства для  последующего их отражения в сводной  бюджетной росписи.

 

Порядок отражения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства  государственной собственности  субъекта Российской Федерации и  объекты муниципальной собственности  в законе (решении) о бюджете и (или) в сводной бюджетной росписи  устанавливается соответственно законом  субъекта Российской Федерации или  муниципальным правовым актом муниципального образования.

 

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных  инвестиций в объекты капитального строительства государственной  собственности субъектов Российской Федерации и объекты капитального строительства муниципальной собственности  в соответствии с инвестиционными  проектами, софинансирование которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, подлежат утверждению соответственно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, решением представительного органа местного самоуправления о местном бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.

 

Осуществление бюджетных инвестиций из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в объекты  капитального строительства государственной  и муниципальной собственности, которые не относятся (не могут быть отнесены) соответственно к государственной  собственности Российской Федерации, государственной собственности  субъекта Российской Федерации, муниципальной  собственности, не допускается.

 

Бюджетное финансирование можно разделить  на две части - финансирование объема услуг и конкретные целевые программы. Последние, в свою очередь, могут быть отраслевыми, например "Дети - сироты", и комплексными, например "Диабет", "Туберкулез" и т.д. В первом случае средства поступают к конкретному субъекту бюджетных расходов, во втором финансирование может поступать в ряд отраслей: ослабленным детям на дополнительное питание через комитет по образованию; на производство соответствующих вакцин и др. В таком случае финансирование направляется или напрямую исполнителю, или через ведомство (например, Комитет по здравоохранению).

 

Формирование  перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти, исполнительным органом местного самоуправления в соответствии с  прогнозом социально - экономического развития Российской Федерации и  прогнозом социально - экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования  и определяемыми на основе этих прогнозов  приоритетами.

 

1.3 Нормативно-правовое регулирование  финансирования федеральных целевых  программ

 

Основной  закон, регламентирующий всю бюджетную  деятельность и все бюджетные  ассигнования в т.ч. и по ФЦП - это Бюджетный кодекс РФ в части: статья 79 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности» и статья 179 «Долгосрочные целевые программы» определяют порядок финансирования ФЦП.

 

Одним из первых законов, определявшим методологию  разработки и реализации федеральных  целевых программ, был Федеральный  закон РФ от 13.12.1994 № 60-ФЗ "О поставках  продукции для федеральных государственных  нужд" Настоящий Федеральный закон  устанавливал общие правовые и экономические  принципы и порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку  и поставку товаров, работ, услуг (далее - продукция) для федеральных государственных  нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности, расположенными на территории Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 1995 года № 594 «О Порядке разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» определяло порядок разработки и реализации ФЦП.

 

Затем появился Федеральный закон РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  муниципальных нужд". Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Все последующие нормативные акты закрепляют программно-целевой подход в бюджетном планировании и бюджетных инвестициях на реализацию ФЦП.

 

 

2. Анализ федеральных целевых программ  как инструмента финансирования  бюджетных инвестиций

 

2.1 Анализ финансирования федеральных  целевых программ

 

В настоящий момент в России реализуется 53 федеральных целевых программы, которые осуществляются по 6 направлениям:

 

- Развитие социальной инфраструктуры

 

- Развитие транспортной инфраструктуры

 

- Новое поколение

 

- Безопасность и экология

 

- Развитие науки и технологий

 

- Развитие регионов

 

- Развитие государственных институтов [Приложение 1].

 

Для анализа реализации и финансирования федеральных целевых программ воспользуемся  данными Федеральных законов  «Об исполнении бюджета»: N 228-ФЗ от 03.12.2008г., N 382-ФЗ от 28.12.2009г., от N 255-ФЗ 03.10.2010 г. Для  удобства сформируем таблицы с полученными  данными по направлениям.

 

Таблица 2

 

Финансирование  федеральных целевых программ по направлению «Новое поколение» за период 2007-2009 г.г.№ п/п Наименование сравниваемых данных 

2007 г.

 

(тыс.  руб.) 

2008 г.

 

(тыс.  руб.) 

2009 г.

 

(тыс.  руб.) 

Темп

 

рос-та 2007-2008 в % 

Темп

 

рос-та 2008-2009 в %

1 2 3 4 5 6 7

1. Федеральная целевая программа "Культура России (2006 - 2010 годы)" 12 500 547,2 13 229 601,6 21 619 019,7 105,8 163,4

2. 

Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры

 

и спорта в Российской

 

  Федерации на 2006 - 2015 годы"  3 856 730,1 6 377 900,0 11 489 314,2 165,4 180,1

3. Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы" 488 854,5 405 041,8 704 238,0 82,9 173,9

4. Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 – 2010 годы 2 871 033,1 2 939 221,6 2 342 335,6 102,4 79,7

5. Федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 – 2011 годы)" 4 045 232,8 3 370 515,8 7 572 640,7 83,3 224,7

6. Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" 2 750 125,6 3 603 937,7 2 559 647,1 131,0 71,0

7. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы 11 027 480,5 11 209 616,5 10 285 004,7 101,7 91,8

8. Федеральная целевая программа "Русский язык (2006 – 2010 годы)" 238 451,8 237 527,5 249 487,0 99,6 105,0

9. Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года" 207 200,0 207 200,0 0 100,0 0

10. Федеральная целевая программа "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008 - 2012 годы" - 329 225,8 266 718,7 - 81,0

Всего по ФЦП за год: 37 985 655,6 41 580 562,5 56 821 687,0  

 

 

В представленной таблице можно наблюдать  наибольшую динамику темпа роста  за 2007-2008 год по ФЦП «Развитие  физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015г.», а наименьшую по ФЦП «Социальная  поддержка инвалидов на 2006-2010 г.». В 2008-2009 г. происходит тенденция к  увеличению финансирования по данным программам, но наибольший темп роста  в этот период наблюдается по ФЦП  «Предупреждение и борьба социально  значимыми заболеваниями», а наименьший показатель темпа роста у ФЦП «Экономическое и соц. развитие малочисленных народов Севера» - он имеет нулевой показатель, т.к. финансирование не осуществлялось.

 

Рассмотрим  динамику роста финансирования ФЦП  по направлению «Развитие инфраструктуры».

 

Таблица 3

 

Финансирование  федеральных целевых программ по направлению «Развитие инфраструктуры»  за период 2007-2009 г.г.№ п/п Наименование сравниваемых данных 

2007 г.

 

(тыс.  руб.) 

2008 г.

 

(тыс.  руб.) 

2009 г.

 

(тыс.  руб.) 

Темп

 

рос-та 2007-2008 в % 

Темп

 

рос-та 2008-2009 в %

1. Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы (второй этап) 41 065 524,0 128 254 920,0 87719973,8 312,3 68,4

2. Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" 3 054 095,3 3 647 806,0 2 562 272,2 119,4 70,2

3. Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)" 185 839 221,4 257 285 402,0 283 080 270,1 138,4 110,0

4. Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года" 6 184 419,3 8269143,0 8 126 936,0 133,7 98,3

Всего по ФЦП за год: 236 143 260,0 397 457 271,0 381 489 452,1  

 

 

В таблице 3 наибольший темп роста в 2007-2008 г. у ФЦП «Жилище», а наименьший у ФЦП «Повышение безопасности дорожного  движения». Заметна тенденция снижения финансирования и темпа роста  в 2008-2009 г. по всем программам. Так, в  этот период наибольший показатель у  ФЦП «Модернизация транспортной системы» - 110%, а по ФЦП «Жилище» с наибольшего он стал наименьшим. Это свидетельствует о неравномерности объемов финансирования по большинству федеральных целевых программ.

 

Рассмотрим  динамику роста финансирования ФЦП  по направлению «Безопасность и  экология», представленную в Приложении 2.

 

По  таблице в Приложении 2 наибольшая динамика темпа роста в 2007-2009 г. у  ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельхоз. назначения и агроландшафтов» - 371%. Сильно отличается от наибольшего, темп роста по ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС», он составляет всего 49,2 %. За период 2008-2009 г. наибольшим становится показатель темпа роста у ФЦП «Создание системы базирования Черноморского флота», а наименьшим у ФЦП «Совершенствоание системы разведки контроля воздушного пространства». Так же наблюдается в 2009 г. общее снижение темпов роста финансирования по всем ФЦП.

 

По  направлению «Развитие регионов»  динамику финансирования ФЦП рассмотрим в таблице 4.

 

 

Таблица 4

 

Финансирование  федеральных целевых программ по направлению «Развитие регионов»  за период 2007-2009 г.г.№ п/п Наименование сравниваемых данных 

2007 г.

 

(тыс.  руб.) 

2008 г.

 

(тыс.  руб.) 

2009 г.

 

(тыс.  руб.) 

Темп

 

рос-та 2007-2008 в % 

Темп

 

рос-та 2008-2009 в %

1 2 3 4 5 6 7

1. Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 и до 2010 года" 5 384 488,6 29 904 394,0 68 195 767,4 555,4 228,0

2. Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы" 2 380 600,0 2 508 893,3 1 626 858,3 105,4 64,8

3. Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 года 1 520 340,0 2 564 431,8 1 961 983,9 168,7 76,5

4.  Федеральная целевая программа "Юг России" 4953606,0 8 890 000,0 6 846 861,6 179,5 77,0

5. Федеральная целевая программа "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)" 11 848 791,4 32385243,8 19 488 011,9 273,3 60,2

6. Федеральная целевая программа "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)" 2 770 412,2 - - 0 0

Всего по ФЦП за год: 28 858 238,2 76 252 962,9 98 119 483,1  

 

 

 

В таблице 4 наибольшиий темп роста в 2007-2008 г. наблюдается по ФЦП «Экономическое и соц. Развитие Дальнего востока и Забайкалья» - 555,4%. Наименьший у ФЦП «Развитие г. Сочи» (показатель нулевой). Эта тенденция сохраняется и в 2008-2009 г., как и тенденция к уменьшению финансирования по всем программам.

 

Проанализируем  темп роста федеральных целевых  программ по направлению «Развитие  науки и техники» по таблице приведенной в Приложении 3. В период с 2007-2008 г. наблюдается наибольший темп роста по ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» 285,6%, но в 2008-2009 г. финансирование по данной программе не осуществляется и показатель становится нулевым. Наименьший темп роста в 2007-2008 году наблюдается у ФЦП «Национальная технологическая база» 61,3%, в 2008-2009 происходит тенденция к увеличению темпа роста по данной программе до 118,9%. Но наибольший показатель в этот период у ФЦП «Глобальная навигационная система». По всем программам мы можем наблюдать неравномерность финансирования по годам.

 

Анализ  финансирования ФЦП по направлению  «Развитие государственного института» осуществим по таблице Приложения 4. Имеющиеся показатели темпа роста  указывают, что наибольшую динамику финансирования в 2007-2008 году имеет ФЦП  «Развитие государственной статистики» 164,6%. В 2009 году темп роста по данной программе имеет меньший показатель, а наибольший у ФЦП «Развитие  судебной системы в РФ» 114,3%. Наименьший показатель темпа роста за оба  периода у ФЦП «Гос. поддержка развития муниципальных образований», он равен нулю из-за отсутствия финансирования. Так же наблюдается общее снижение темпов роста в 2009 г. по всем ФЦП.

 

Для более полного анализа финансирования федеральных целевых программ в  РФ, по имеющимся в таблицах данным, составим структуру ассигнований по годам. Структура бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию федеральных  целевых программ по направлениям в 2007-2010г.г., отражена на следующих диаграммах.

Информация о работе Федеральные целевые программы как инструмент финансирования бюджетных инвестиций