Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

В первой главе говорится о бюджетном устройстве: бюджетной системе, о принципах построения бюджетной системы. Во второй главе говорится об основах бюджетного процесса, раскрывается понятие бюджетного процесса, раскрываются полномочия участников бюджетного процесса и др. В третьей главе определяются основные направления совершенствования бюджетного процесса в РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РФ
1.1 Становление бюджетной системы РФ
1.2 Бюджетная система РФ. Принцип построения бюджетной системы
1.3 Бюджетный федерализм и его проблемы
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
2.1 Понятие бюджетного процесса и его принципы
2.2 Полномочия участников бюджетного процесса
2.3 Составление проекта бюджета
2.4 Рассмотрение проекта бюджета
2.5 Исполнение бюджета
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА РФ
3.1 Направления совершенствования бюджетного устройства и бюджетного процесса РФ
3.2 Проблемы управления бюджетным дефицитом и государственным долгом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Бюджетная система.rtf

— 830.23 Кб (Скачать)

     На разных уровнях управления финансовые органы представлены Министерством финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ (министерствами финансов республик, входящих в состав РФ, областей и других субъектов либо финансовыми управлениями или департаментами исполнительных органов власти субъектов РФ), а также финансовыми органами муниципальных образований (финансовыми управлениями либо отделами исполнительных органов местного самоуправления городов, районов). Сельские и поселковые администрации не имеют в своей структуре финансовых органов, Финансовые органы субъектов РФ и органов местного самоуправления самостоятельны и не входят в систему Министерства финансов РФ. В структуру федеральных финансовых органон входит также Федеральное казначейство и его территориальные органы в субъектах РФ и муниципальных образованиях, организующие исполнение федерального бюджета. На региональном и местном уровне Бюджетным Кодексом РФ предусмотрено создание территориальных казначейств, обеспечивающих исполнение территориальных бюджетов [3].

     Органом денежно-кредитного регулирования выступает Банк России, который определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для банков (например, нормативы достаточности капитала банка, ликвидности, соотношения привлеченных и размещенных средств и др.), проводит операции с ценными бумагами.

     Органы государственного и муниципального финансового контроля создаются как представительными, так и исполнительными органами власти и местного самоуправления.

     Органы власти одного уровня могут в соответствии с Кодексом делегировать свои отдельные полномочия органам другого уровня, но с обязательной передачей ассигнований на их осуществление.

     Участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • органы законодательной (представительной) власти;
  • органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
  • бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

     Состав участников бюджетного процесса шире, чем состав органов, обладающих бюджетными полномочиями. К ним помимо органов, обладающих бюджетными полномочиями, относятся: Президент РФ, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия как бюджетополучатели, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. Вместе с тем, следует еще раз подчеркнуть, что в соответствии с БК РФ органы законодательной и исполнительной власти обладают бюджетными полномочиями, хотя они и не включены в состав органов, обладающих бюджетными полномочиями в соответствии.

     В состав участников бюджетного процесса, исходя из расширительной трактовки бюджетной системы РФ, входят и органы управления соответствующими государственными внебюджетными фондами (Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ, Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования РФ). Они составляют проекты бюджетов соответствующих фондов, представляют их для утверждения в Федеральное Собрание РФ и законодательные органы власти субъектов РФ (по территориальным внебюджетным фондам), составляют отчеты об исполнении бюджетов фондов с последующим утверждением Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. 

     2.3 Составление проекта бюджета 

     Стадии бюджетного периода имеют строгую очередность, осуществляются последовательно и этот порядок изменению не подлежит. Могут меняться потребности государства, субъектов, муниципальных образований в размерах финансирования, но стадий это не касается. Бюджет разрабатывается снизу вверх, а утверждается сверху вниз. На каждой стадии бюджетного процесса решаются те вопросы, которые не могут быть решены либо в другое время, либо на другой стадии. Первая стадия бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. К базовым макроэкономическим показателям при формировании параметров бюджета на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу относятся объём ВВП, темпы его роста, предполагаемые уровень инфляции и другие [3].

     Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов. Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год.

     Затем составлением бюджета занимается Правительство РФ и соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

     Составление бюджета основывается на:

  • Бюджетном послании Президента РФ;
  • прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;
  • основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории;
  • плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год

     Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством РФ.

     Всю практическую работу по составлению проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов РФ.

     Правительство РФ за 10 месяцев до начала финансового года организует работу по составлению бюджета: доведению до представительных и исполнительных органов субъектов Федерации инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах и их изменениях[14, с.48].

     Исполнительные органы власти всех уровней, исходя из необходимости утверждения бюджетов до начала финансового года, доводят до представительных и исполнительных органов нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюджетов.

     В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления их исполнительные органы власти представляют в вышестоящие органы исполнительной власти необходимые расчеты для обоснования необходимости выделения отчислений от регулирующих доходов, средств фонда поддержки территорий, дотаций, субвенций, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов в бюджеты нижестоящие, а также данных об изменении состава субъектов, подлежащих бюджетному финансированию.

     Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, которую возглавляет министр финансов.

     Для более полного учета всех финансовых ресурсов исполнительные органы власти каждой территории вправе составить территориальный сводный финансовый баланс доходов и расходов субъектов Федерации и местного самоуправления.

     Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, расположенные на соответствующих территориях, включая налоговые службы и органы статистики, обязаны безвозмездно представлять исполнительным органам власти все сведения, необходимые для составления этих балансов.

     После представления нижестоящими субъектами Федерации предложений в вышестоящие органы исполнительной власти, расчетов по распределению доходов и расходов бюджетов разных уровней Правительство РФ не позднее, чем за четыре с половиной месяца до начала финансового года доводит до всех представительных и исполнительных органов субъектов РФ следующие данные: проектируемые нормативы (проценты) отчислений от регулирующих доходов с учетом контингентов этих доходов, поступающих на данной территории; данные о дотациях, субвенциях и трансфертах, начисляемых к предоставлению из вышестоящих бюджетов нижестоящим бюджетам, и их целевое назначение; перечень закрепленных в полном объеме и фиксированных долей (в процентах) доходов за бюджетами всех национально-государственных и административно-территориальных образований.

     В случае возникновения разногласий по проекту бюджета, в Процессе его подготовки и составления, исполнительные органы власти могут вносить в вышестоящие органы свои предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом власти показателей.

     Рассмотрение этих предложений первоначально производится в соответствующем вышестоящем исполнительном органе власти. В случае отклонения предложения полностью или частично этот вышестоящий орган исполнительной власти обязан совместно с нижестоящим заинтересованным органом составить протокол об имеющихся разногласиях в сроки, установленные соответствующим вышестоящим представительным органом власти.

     Для рассмотрения возникающих разногласий представительные органы власти на паритетных началах образуют согласительную комиссию. Результаты работы согласительной комиссии должны быть доведены до сведения соответствующих нижестоящих и вышестоящего представительных органов власти в установленные сроки. Окончательное решение принимается соответствующим вышестоящим органом представительной власти. 

     2.4 Рассмотрение проекта бюджета 

     Вторая стадия начинается с момента внесения проекта закона о бюджете на рассмотрение представительного органа власти [3]. Проект закона о бюджете на федеральном уровне вносится Президентом, на уровне субъекта - главой исполнительной власти, на местном - главой муниципального образования.

     Правительство Российский Федерации, правительства субъектов РФ и органы местного самоуправления (муниципальных образований) выносят уточненный проект бюджета на рассмотрение в соответствующий представительный орган. По всем финансовым вопросам, и в частности для работы с бюджетом, органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии. Так, в Государственной Думе Федерального Собрания создан Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, в Совете Федерации - Комитет Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию. Эти комитеты корреспондируют предложения по бюджету других комитетов и комиссий палат Совета Федерации и Государственной Думы и контактируют по вопросам бюджета между собой. Комитеты и комиссии Федерального Собрания должны провести постатейное рассмотрение предъявленного проекта бюджета и вынести по нему сводное заключение.

     Правительство РФ, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления вносят на рассмотрение проекты соответствующих законов не позднее 15 октября текущего года. Проект местного бюджета должен быть внесён не позднее 15 ноября.

     Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального бюджета не позднее 26 августа текущего года.

     Центральный банк РФ до 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период.

     Проект федерального закона считается внесённым в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года.

     В течение суток Совет Государственной Думы, Комитет по бюджету готовят заключение о соответствии представленных документов действующему законодательству. Совет Государственной Думы на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о том, что проект федерального бюджета принимается к рассмотрению или подлежит возвращению на доработку, если документы не соответствуют требованию. Доработанный законопроект должен быть представлен в Государственную Думу в десятидневный срок. Государственная Дума в течение трёх дней направляет проект в Комитеты для внесения замечаний и в Счётную Палату РФ.

Информация о работе Бюджетная система