Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 10:50, курсовая работа
В первой главе говорится о бюджетном устройстве: бюджетной системе, о принципах построения бюджетной системы. Во второй главе говорится об основах бюджетного процесса, раскрывается понятие бюджетного процесса, раскрываются полномочия участников бюджетного процесса и др. В третьей главе определяются основные направления совершенствования бюджетного процесса в РФ.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РФ
1.1 Становление бюджетной системы РФ
1.2 Бюджетная система РФ. Принцип построения бюджетной системы
1.3 Бюджетный федерализм и его проблемы
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
2.1 Понятие бюджетного процесса и его принципы
2.2 Полномочия участников бюджетного процесса
2.3 Составление проекта бюджета
2.4 Рассмотрение проекта бюджета
2.5 Исполнение бюджета
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА РФ
3.1 Направления совершенствования бюджетного устройства и бюджетного процесса РФ
3.2 Проблемы управления бюджетным дефицитом и государственным долгом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
- право законодательных (представительных) органов государственной власти и
органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ
самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
- наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
- законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с настоящим Кодексом и налоговым законодательством РФ;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления
самостоятельно в соответствии с настоящим Кодексом определять направления
расходования средств соответствующих бюджетов;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления
самостоятельно в соответствии с настоящим Кодексом определять источники
финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
- недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной
системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе
исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы
бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.
Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств
означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом
деятельность
органов власти по составлению, рассмотрению,
утверждению и исполнению бюджетов. Его
составной частью является бюджетное
регулирование, т.е. частичное перераспределение
финансовых ресурсов между бюджетом разных
уровней.
1.3
Бюджетный федерализм и его проблемы
Существует множество определений термина бюджетный федерализм. Согласно одному из определений бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Другое определение данного понятия называет бюджетным федерализмом принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления [17, с.63].
Для обновления бюджетного устройства Российской Федерации необходим пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней. России - федеральному государству с трехуровневой бюджетной системой - необходимо бюджетное устройство, основанное на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Для этой системы характерны:
1. Самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т.д.);
2. Законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;
3. Соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов) ;
4. Нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;
5. Наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики [10, стр. 22].
Конкретные же воплощения концепции бюджетного федерализма опираются на определенное сочетание двух взаимодополняющих тенденций: конкуренции между региональными органами на "рынке" социальных услуг, с одной стороны, и выравнивания условий этой конкуренции и обеспечения на всей территории страны общенациональных минимальных стандартов - с другой.
Таким образом, бюджетный федерализм есть одно из сложнейших направлений экономических реформ, охватывающих область экономических, финансовых и политических отношений. Наша страна делает еще только первые шаги к становлению подлинно федеративных отношений между бюджетами различных уровней. Тем не менее основы к их формированию уже заложены и в развитии бюджетного федерализма достигнуты положительные результаты, хотя, несомненно, существует еще и немало проблем.
С полным правом можно говорить, что в Российской Федерации заложена конституционная модель бюджетного федерализма, так как именно Конституция определяет такие общие принципы бюджетной системы, как разграниченность и самостоятельность бюджетов всех уровней. Особым звеном в конституционной модели бюджетного федерализма являются совместные бюджетные и налоговые полномочия Федерации и ее субъектов. С одной стороны, они взаимно ограничивают полномочия центра и регионов, а с другой устанавливают их взаимосвязь и взаимозависимость, определяя единство бюджетной и налоговой системы. Конституцией предоставлено в совместное ведение Федерации и ее субъектов установление общих принципов налогообложения и сборов, и в то же время субъекты Федерации не ограничены в своих правах вводить собственную систему налогов и сборов на основе общих принципов налогообложения. Предусмотрены также федеральные фонды регионального развития; следовательно, возникают межбюджетные связи и взаимодействие налоговых систем.
Таким образом, конституционные основы формирования эффективной модели бюджетного федерализма существуют. Тем не менее, реальная его сущность значительно сложнее и представляет собой взаимодействие экономических и политических интересов властных уровней и структур государства, направленных на формирование, присвоение, распоряжение и использование денежных ресурсов общества посредством системы налогов, платежей, сборов и системы бюджетных ассигнований и расходов [9, стр. 4]. Именно в рамках данной системы заключен процесс финансового обращения внутри самого государства, выражающийся в специфических финансовых кругооборотах бюджетных денежных ресурсов между их источниками (юридическими и физическими лицами), органами власти и субъектами присвоения ресурсов. Бюджетный федерализм выступает неким посредником обмена в системе "экономика - государство - экономика", где государство само по себе является целой системой субъектов.
Принято разделять бюджетный федерализм на две сферы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сфера выполняет функции централизации, распределения и перераспределения бюджетных средств между уровнями государственной власти. Внешняя же сфера выражает конечную предназначенность бюджетных отношений, осуществляя "обслуживание" государством общества. При этом чем оно получается дешевле, тем эффективнее система бюджетного федерализма [9, стр. 4].
Одной
из центральных проблем бюджетного федерализма
является бюджетное выравнивание, которое
подразделяется на вертикальное и горизонтальное
(эти понятия пришли к нам из зарубежной
практики). Вертикальное выравнивание
- это процесс достижения баланса между
объемом обязательств каждого уровня
власти по расходам с потенциалом его
доходных ресурсов (налоговых поступлений).
На вышестоящий уровень накладываются
обязательства: в случае, если потенциальные
возможности по обеспечению доходной
части на нижестоящем уровне недостаточны
для финансирования возложенных на него
функций, центральное правительство обязано
предоставить этому региональному или
местному органу власти недостающие бюджетные
ресурсы. Центральное правительство, обладая
гораздо большими, чем любой регион, возможностями
экономического регулирования и объемами
налоговых поступлений, должно компенсировать
дисбаланс региональных бюджетов за счет
средств, аккумулированных на уровне федерального
бюджета. Вертикальное выравнивание непременно
должно сочетаться с горизонтальным, означающим
пропорциональное распределение налогов
и дотаций между субъектами Федерации
для устранения неравенства в возможностях
различных территорий, вызванных территориальным
фактором. Таким образом, получается, что
к расходам федерального бюджета на решение
социально-экономических задач федерального
масштаба добавляются еще и расходы на
достижение сбалансированности бюджетной
системы (см. Табл.1)
Таблица 1. Направленность расходов федерального бюджета
Финансовые ресурсы, выделяемые для обеспечения финансовой поддержки субъектов Федерации. | Финансовые ресурсы, выделяемые с целью решения социально-экономических проблем федерального масштаба | |
|
1. Социальные | |
|
2. Экономические | |
|
3. Учреждения соц. обеспечения | |
|
4. Промышленность, энергетика, строительство | |
|
5. Мероприятия в сфере соц. политики | |
|
6. Сельское хозяйство | |
|
7. Транспорт, дороги, связь, информатика | |
|
8. Здравоохранение и физкультура | |
9. Рыночная инфраструктура | ||
10. Экология | ||
11. Образование, культура, искусство | ||
12. Субъекты Федерации |