Бюджетная политика государства: цели и формы реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 07:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики и её анализе на современном этапе существования государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
1. исследовать основные черты бюджетной политики РФ в условиях рыночных отношений;
2. охарактеризовать основные направления, цели и задачи бюджетной политики РФ на очередной плановый период.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3 1. Сущность бюджетной политики.......................................................................5
1.1. Содержание бюджетной политики и её виды...............................................5
1.2. Основные задачи бюджетной политики.......................................................8
1.3. Бюджетный процесс. Участники бюджетного процесса...........................10
1.4. О сущности бюджетной политики...............................................................15
2. Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов....................................................................................19
2.1. Основные показатели прогноза социально - экономического развития Российской Федерации, положенные в основу формирования бюджетной политики на 2013 - 2015 годы.............................................................................20
3. Основные цели и задачи бюджетной политики
на 2013 - 2015 годы..............................................................................................27
……………………………….
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Byuzhet.docx

— 58.30 Кб (Скачать)

-  распространенный в настоящее время «упрощенный» подход к сути этого сложного явления может привести и нередко приводит к принятию «несбалансированных» по ресурсам и (или) «несогласованных» с другими направлениями финансовой политики решений, реализация которых не дает ожидаемых от них результатов;

-  изложенный нами комплексный подход к пониманию сущности бюджетной политики, конечно, не является идеальным и требует дальнейшего уточнения, но и он показывает, что в реализации данной политики пока отсутствуют достаточно важные моменты (такие, например, как интегральная оценка финансового положения государства или субъекта РФ и ряд других), без которых она во многом еще остается интуитивной и «фрагментарной» («мозаичной»), и для повышения ее эффективности требуется незамедлительно как разработка таких недостающих процедур, так и внедрение их в практическую деятельность. 

 

 

 

2. Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. 
     

В основу бюджетной политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в  указах Президента Российской Федерации  от 7 мая 2012 года, Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а  также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации  о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах

 

2.1. Основные показатели прогноза социально-экономического

развития  Российской Федерации, положенные в  основу

формирования  бюджетной политики на 2013  - 2015 годы

 

В 2011 году валовой внутренний продукт  России в реальном выражении вырос  на 4,3% к предыдущему году, достигнув  номинального объема в 54 586 млрд. рублей. В 2011 году по объему реального ВВП  российская экономика вернулась  на докризисный уровень. В январе - апреле 2012 года, по оценке Минэкономразвития  России, прирост ВВП составил 4,6% к январю - апрелю 2011 года. В последующие  месяцы 2012 года ожидается замедление темпов экономического роста, что приведет к приросту экономики по итогам 2012 года на 3,4%. В последующие годы по прогнозу предполагается ускорение  темпов роста: с 3,8% в 2013 году до 4,7% в 2015 году. В значительной степени ускорение  темпов роста в 2015 году будет связано  с высокими ожидаемыми темпами роста  инвестиционного спроса.

Инвестиции в основной капитал  в 2011 году увеличились на 8,3 процента. Росту инвестиций в основной капитал  способствовал рост кредитования реального  сектора экономики. Прирост кредитов, предоставленных нефинансовым организациям, по итогам 2011 года составил 26,0 процентов. Активы банковского сектора по итогам 2011 года увеличились на 23,1 процента.

В январе - апреле 2012 года инвестиции в основной капитал выросли на 13,8 процентов. Однако в дальнейшем ожидается  замедление роста в связи с  высокой базой второй половины 2011 года. По итогам 2012 года ожидается прирост  данного показателя на уровне 6,6 процентов. Прогнозируется, что прирост инвестиций в основной капитал вырастет с 6,4% в 2013 году до 7,8% в 2015 году.

Промышленное производство в 2011 году увеличилось на 4,7 процента. Основной вклад в рост внесли обрабатывающие производства, которые в 2011 году выросли  на 6,5% (при этом наибольшие темпы  роста были зафиксированы в производстве машин и оборудования, производстве транспортных средств и оборудования). Прирост добычи полезных ископаемых составил 1,9%, прирост производства и распределения электроэнергии, газа и воды составил 0,1 процента.

В начале 2012 года продолжился рост промышленности. За январь - апрель 2012 года промышленное производство выросло  на 3,3 процента. По итогам 2012 года ожидается  прирост промышленности на уровне 3,1 процента. В среднесрочной перспективе  темпы прироста промышленности будут  ускоряться: с 3,4% в 2013 году до 4,2% в 2015 году.

Оборот розничной торговли в 2011 году вырос на 7 процентов. Основной вклад в прирост внесли непродовольственные  товары. В январе - апреле 2012 года прирост  составил 7,2 процента. По итогам 2012 года ожидается прирост оборота розничной  торговли на уровне 6,3 процента. В 2013 году прирост оборота розничной торговли прогнозируется на уровне 5%, в 2014 году - 5,6%, в 2015 году - 5,7 процента.

Прирост объема платных услуг населению  в 2011 году составил 3 процента. В 2011 году основной объем платных услуг  населению пришелся на транспортные услуги, коммунальные услуги, услуги связи. В январе - апреле 2012 года объем платных услуг населению вырос на 4,3%, а по итогам 2012 года ожидается прирост 5 процентов. Прогнозируется, что объем платных услуг вырастет с 5,5% в 2013 году до 6,3% в 2015 году.

Вместе с восстановлением экономики  в 2011 году улучшилась ситуация на рынке  труда. По итогам 2011 года уровень общей  безработицы составил соответственно 6,9% против 7,7% в 2010 году. Этому способствовал  как возобновившийся экономический  рост, так и меры по реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности  на рынке труда.

Уровень безработицы в апреле текущего года составил 5,8 процента. В 2012 году ожидается  дальнейшее снижение безработицы до 6,1%, а к 2015 году - до 6 процентов.

Работодатели в 2011 году не только более  активно нанимали работников, но и  повышали заработную плату. По итогам 2011 года реальная заработная плата  выросла на 4,2 процента. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в 2011 году составила 23 693 рубля.

Реальные располагаемые доходы населения в 2011 году увеличились  на 0,8 процента. Структура использования  денежных доходов населения в 2011 году по сравнению с 2010 годом существенно  не изменилась. По-прежнему наибольшая часть доходов населения используется на потребление (73,8% в 2011 году против 69,9% в 2010 году). Одновременно сокращается  норма сбережения доходов населения  с 14,6% в 2010 году до 10,3% в 2011 году.

За январь - апрель 2012 года прирост  реальной заработной платы составил 10,3%, реальных располагаемых доходов - 2,2 процента.

По итогам 2012 года ожидается увеличение реальной заработной платы на 6,3%, а  реальных располагаемых доходов  населения - на 5 процентов. В 2013 году прирост  данных показателей прогнозируется на уровне 5,4% и 4,5% соответственно, в 2014 году - на 6,3% и 5,3%, в 2015 году - на 6% и 5,2 процента.

В 2011 году доля населения с денежными  доходами ниже прожиточного минимума составила 12,8 процента. При этом прожиточный  минимум (в среднем на душу населения) в 2011 году составил 6 369 рублей в месяц. В 2012 году эти показатели составят: доля бедного населения - 12,6%, прожиточный  минимум - 6 834 рублей. К 2015 году величина прожиточного минимума прогнозируется на уровне 8 346 рублей, при этом доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократится до 11,5 процента.

Рост потребительских цен в 2011 году составил 6,1%, что является минимальным  значением инфляции за весь постсоветский  период. Указанный минимум был  достигнут благодаря последовательной политике Банка России, снижению цен  на мировом продовольственном рынке, а также хорошему урожаю в Российской Федерации.

По состоянию на 4 июня 2012 года уровень  инфляции составил 2,4% (к декабрю 2011 года). В текущем году планируется  удержать прирост цен в границах 5 - 6%, а к 2015 году - снизить до 4 - 5 процентов.

По оценке Минэкономразвития России, прирост цен (в среднем) на электроэнергию для всех категорий потребителей в 2011 году составил 13,5%, оптовых цен  на газ для всех категорий потребителей - 15,3%, цен на железнодорожные перевозки - 8%, цен на пассажирские перевозки  железнодорожным транспортом - в  среднем 10 процентов.

В 2012 году повышение тарифов предполагается с 1 июля. Это окажет определенное инфляционное давление на экономику. В среднем  для всех категорий населения  прирост цен на электроэнергию прогнозируется в 2012 году на 6 - 7%, в 2013 - 2014 годах - по 10 - 12%, в 2015 году - на 11 - 13 процентов. В среднем  прирост оптовых цен на газ  прогнозируется в 2012 году на уровне 7,5%, в 2013 - 2014 годах - по 15%, в 2015 году - на 14,6 - 15 процентов. В среднем прирост  цен на железнодорожные перевозки  грузов прогнозируется в 2012 году на уровне 6%, в 2013 - 2015 годах - соответственно на 5,5%, 5% и 5,5%, на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом - по 10% ежегодно.

Экспорт товаров (по методологии платежного баланса) в 2011 году составил 522,0 млрд. долл. США (прирост 30,4% относительно 2010 года). Рост экспорта в основном был связан с увеличением цены основных экспортируемых товаров.

В январе - апреле 2012 года экспорт товаров  составил, по оценке Минэкономразвития  России, 181,6 млрд. долл. США. По итогам 2012 года экспорт составит 558 млрд. долл. США, а к 2015 году прогнозируется его  рост до 581 млрд. долл. США.

Импорт товаров (по методологии  платежного баланса) в 2011 году составил 323,8 млрд. долл. США (прирост 30,2% относительно 2010 года). Положительная динамика была обусловлена увеличением доходов  населения, а также реальным укреплением  рубля. Увеличение импорта также  связано с активизацией инвестиционной активности и восстановлением физических объемов ввоза, в то время как  средние контрактные цены росли  медленнее.

Импорт товаров в январе - апреле 2012 года составил, по оценке Минэкономразвития  России, 100,1 млрд. долл. США. В 2012 году импорт товаров оценивается на уровне 369,5 млрд. долл. США, а к 2015 году прогнозируется его рост до 484,9 млрд. долл. США.

Средняя цена на нефть "Юралс" в 2011 году составила 109,4 долл./баррель, увеличившись на 40% по отношению к 2010 году. В январе - мае 2012 года средняя цена на нефть  составила 115,7 долл./баррель. В настоящее  время наблюдается снижение цены на нефть. Средняя цена на нефть в 2013 году прогнозируется на уровне 97 долл./баррель, в 2014 году - 101 долл./баррель, в 2015 году - 104 долл./баррель.

 

 

На динамику курса рубля в 2011 году оказывали влияние противоположно направленные факторы. Сохранение в  течение всего года достаточно высокого положительного сальдо счета текущих  операций на фоне благоприятной конъюнктуры  мировых рынков сырьевых товаров  формировало фундаментальные предпосылки  для укрепления рубля. При этом негативно  на укрепление курса рубля влиял  отток капитала.

Укрепление рубля к доллару  в реальном выражении по итогам 2011 года составило 8,8% (по сравнению с 2010 годом). Реальный курс рубля к евро за 2011 год вырос на 4,1% (по сравнению  с 2010 годом). Реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам  вырос (по сравнению с 2010 годом) на 4,7 процента.

Ослабление реального курса  рубля к доллару за январь - май 2012 года составило, по оценке Банка  России, 3,6% по сравнению с соответствующим  периодом 2011 года, а по отношению  к евро произошло укрепление на 2,9%. Реальный эффективный курс рубля  к иностранным валютам вырос  за январь - май на 1,8% по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года.

В 2012 году, по оценке Минэкономразвития  России от 26 апреля 2012 года, укрепление реального эффективного курса рубля  составит 4,4 процента. К 2015 году ослабление реального эффективного курса рубля  достигнет 1,5% по мере снижения профицита счета текущих операций.

В основу формирования бюджета легли  макроэкономические показатели, в целом  характеризующие ожидаемый рост российской экономики.

 

Вместе с тем, существует ряд  внешнеэкономических рисков, которые  в среднесрочной перспективе  способны оказать негативное влияние  на его динамику. В первую очередь, принимается во внимание вероятность  начала нового кризиса в мировой  экономике, связанного с долговыми  проблемами Европы.

Наряду с долговыми проблемами Евросоюза существуют и другие сценарии негативного развития мировой экономики, обуславливающие высокую вероятность  замедления ее роста и соответственно сокращения спроса на энергоносители, приводящего в конечном счете  к уменьшению объемов нефтегазовых поступлений в доходы федерального бюджета.

Так, в оценках Всемирного банка  и МВФ в части возможной  динамики цен на энергоносители учитываются  следующие факторы:

- замедление роста экономик  стран Восточной Азии, снижающие  прогнозный уровень цены на  нефть в среднесрочной перспективе  на 20% (в долгосрочной перспективе  - на 10 процентов);

- рост предложения сланцевой  и сверхтяжелой нефти, снижающий  спрос на иные нефтепродукты  и ведущий к снижению прогнозного  уровня цены на нефть в долгосрочной  перспективе до уровня около  80 долл. США/барр. (в долларах 2011 года).

В этой связи, необходимо крайне осмотрительно  формировать долговую и бюджетную  политику, целенаправленно снижая уровень  ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Кроме того, для минимизации  возможных негативных последствий  ухудшения внешнеэкономической  конъюнктуры необходимо предусмотреть  в пределах утвержденных параметров бюджета механизмы возможного перераспределения  ресурсов для реализации дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, рынка труда, отраслей социальной сферы.

При этом механизмы и инструменты  антикризисной государственной  политики должны быть заранее проработаны. Должны быть заблаговременно определены варианты возможной корректировки  параметров бюджета в случае резкого  снижения цены на нефть на мировом  рынке и ухудшения экономической  ситуации.

 

 

3.Основные цели и задачи бюджетной политики

на 2013 - 2015 годы

 

В 2013 - 2015 годах решение задач  социально-экономического развития будет  осуществляться в условиях преемственности  курса бюджетной политики на обеспечение  макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, снижение зависимости  бюджетов от внешнеэкономической конъюнктуры.

Информация о работе Бюджетная политика государства: цели и формы реализации