Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 07:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики и её анализе на современном этапе существования государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
1. исследовать основные черты бюджетной политики РФ в условиях рыночных отношений;
2. охарактеризовать основные направления, цели и задачи бюджетной политики РФ на очередной плановый период.
Введение..................................................................................................................3 1. Сущность бюджетной политики.......................................................................5
1.1. Содержание бюджетной политики и её виды...............................................5
1.2. Основные задачи бюджетной политики.......................................................8
1.3. Бюджетный процесс. Участники бюджетного процесса...........................10
1.4. О сущности бюджетной политики...............................................................15
2. Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов....................................................................................19
2.1. Основные показатели прогноза социально - экономического развития Российской Федерации, положенные в основу формирования бюджетной политики на 2013 - 2015 годы.............................................................................20
3. Основные цели и задачи бюджетной политики
на 2013 - 2015 годы..............................................................................................27
……………………………….
Заключение
Список использованных источников
Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, государственные закупки и государственные займы.
Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).
Бюджетная политика государства ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.
1.3. Бюджетный процесс. Участники бюджетного процесса
Бюджетная политика главным образом проявляется в процессе реализации работ по мобилизации денежных ресурсов в бюджеты и их использовании в ходе бюджетного процесса.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ к участникам бюджетного процесса относятся:
Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, а в предусмотренных законом случаях - за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Оно также организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц - получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.
Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.
Центральный банк России разрабатывает и представляет на рассмотрение Думы Основные направления денежно-кредитной политики (совместно с Правительством), обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам России.
Задачами Счетной палаты являются:
Кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе. Они могут обслуживать счета бюджетов, т.е. выполнять некоторые функции Банка России, только в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
Главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами. Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.
Получателем бюджетных средств в бюджетном процессе выступает бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Получатель бюджетных средств:
Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса при самостоятельном исполнении бюджетов. При передаче исполнения бюджета органам Федерального казначейства названные органы осуществляют финансовый контроль за соблюдением этими субъектами бюджетного процесса условий выделения, распределения, получения, целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.
Бюджетный процесс включает в себя следующие стадии:
Бюджетная политика государства на очередной
финансовый год содержится в Бюджетном
послании Президента РФ, которое должно
быть направлено Федеральному Собранию
РФ не позднее марта года, предшествующего
очередному финансовому году.
(Комментарий
А.С. Колесова, заместителя премьер-министра
Республики Карелия, министра финансов
РК)
В условиях значительной доли в консолидированном
бюджете Российской Федерации (РФ) платежей
по погашению внешнего долга, нехватки
средств для решения многих важных государственных
задач (реформа вооруженных сил, своевременная
выплата повышающейся заработной платы
работникам бюджетной сферы и др.) особенно
возрастает значение проведения рациональной
бюджетной политики как на уровне федерального
центра, так и субъектов РФ и местного
самоуправления.
При
этом весьма важно правильно понимать
сущность бюджетной политики, составляющих
ее элементов с тем, чтобы комплексно
решать стоящие перед государством
задачи в этой сфере. Однако в настоящее
время даже в специальной литературе
редко можно встретить
Однако
в данном определении речь идет лишь
об одной, пусть даже очень важной,
стороне бюджетной политики и
отсутствуют, по нашему мнению, существенные
ее характеристики. Во-первых, следует
обязательно помнить, что денежные
средства всегда ограничены, а потребность
превышает их наличие во много
раз. Во-вторых, исходя из первого замечания,
необходимо иметь механизм рационального
выбора наиболее важных направлений
финансирования всеми уровнями власти.
В-третьих, необходимо разумно подходить
к пропорции распределения
Таким образом, из краткого анализа приведенного выше определения бюджетной политики можно сделать вывод, что в нем не учитываются важные особенности сущности бюджетной политики и уже, поэтому оно не может быть положено в основу изучения его как такового и выработки на основе такого исследования рекомендаций по его совершенствованию.
По нашему мнению, бюджетная политика, являясь неотъемлемой частью финансовой политики, представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, во-первых, по выбору наиболее рациональных способов применения имеющихся ограниченных на данный момент денежных средств между различными вариантами их возможного использования на основе применения максимально объективных процедур такого выбора, конечный результат которого должен быть направлен как на финансирование приоритетных направлений развития государства, так и на поддержание стабильности развития общества, во-вторых, предполагающую профессионально подготовленных специалистов – представителей исполнительной и законодательной ветвей власти, а в перспективе по мере усложнения процедур принятия решений и судебной власти, в-третьих, нацеленной на улучшение финансового положение субъекта управления (государства, региона или местного самоуправления), которое может и должно определяться через интегрированный объективный показатель, в-четвертых, тогда и только тогда способную дать положительный результат, когда она будет осуществляться согласованно и по единому плану с антимонопольной, банковской, валютной, таможенной, страховой и фондовой политикой, а также с учетом внешних факторов, которые могут повлиять на конечный результат (например, общественное мнение).
Получилась,
может быть, очень сложная формулировка
сущности бюджетной политики, но зато,
пожалуй, наиболее полно отражающая
ее суть. Действительно, разве можно
в современных условиях осуществлять
реально бюджетную политику без
учета всех взаимосвязей финансовой
политики, без конструктивного
Из вышесказанного можно сделать краткие выводы:
- более полное понимание сущности бюджетной политики позволяет на современном этапе более комплексно подходить к ее разработке и осуществлению;
Информация о работе Бюджетная политика государства: цели и формы реализации