Бюджетная основа муниципального самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 07:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы связана с тем, что изменения экономических отношений осуществляемых в Российской Федерации привели к осознанию необходимости реформирования системы государственного управления и передаче значительной части функций по обеспечению жизнедеятельности населения местным органам, наделив их соответствующим статусом, компетенцией, материальными и финансовыми ресурсами.
Целью работы является исследование основ организации экономической деятельности муниципальных образований.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………............4
ГЛАВА I…………………………………………………………………………………………......5
1.1 Понятие экономической основы местного самоуправления………………………………...5
1.2 Муниципальная собственность………………………………………………………………..7
ГЛАВА II…………………………………………………………………………………………..10
2.1 Местные бюджеты…………………………………………………………………………….10
2.2 Доходная часть………………………………………………………………………………...12
2.2.1. Система финансирования доходной части местного бюджета Нижнеингашского района…………………………………………………………………………………………...…14
2.2.2. Участники бюджетного процесса и исполнение бюджета
Нижнеингашского района……………………………………………………………………….16
2.2.3 Доходы местного бюджета Нижнеингашского района………………………………..18
2.3 Расходная часть……………………………………………………………………………….20
ГЛАВА III………………………………………………………………………………………...22
3.1 Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований……………..22
3.2 Проблемы становления экономической самостоятельности муниципальных
Образований……………………………………………………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….…….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………30

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 60.53 Кб (Скачать)

Для большинства муниципальных  образований достижение устойчивых, прогнозируемых и сбалансированных бюджетов практически невозможно. Это  объясняется тем, что доля собственных  доходов местных бюджетов крайне низка, в результате чего наблюдаются  массированные и трудно прогнозируемые финансовые потоки из региональных бюджетов в местные. «Передовой опыт свидетельствует, что доля местных (поселенческих) бюджетов в консолидированном бюджете  РФ должна составлять 20%. При этом доходы местных бюджетов на 75% должны формироваться  за счет собственных источников»10. Много вопросов вызывает бюджетное регулирование со стороны субъекта РФ, которое чаще всего сводится к выравниванию финансового положения муниципальных образований региона, независимо от уровня их собственной доходной базы. Тем самым в проигрыше оказываются «города-доноры», которые вносят основной вклад в формирование консолидированного бюджета субъекта РФ. Для них становится выгодным иждивенчество и невыгодным - наращивание собственной доходной базы, ибо это приводит к сокращению дотаций в следующем году. В результате чего размер консолидированного бюджета субъекта РФ не растет, и с каждым годом становится все труднее обеспечивать финансирование действительно дотационных территорий.

Учитывая такое положение  вещей, законодателю крайне важно, как  на федеральном, так и на уровне субъектов  создавать стимулирующие механизмы  для муниципальных образований  к увеличению доходной базы местных  бюджетов.


10 Адуков Р.Х. Проблемы и пути совершенствования местного самоуправления на селе / Р.Х. Адуков, А.Н. Адукова // Местное самоуправление в Российской Федерации, 2007. № 7 .

 

К этим механизмам можно  отнести:

- увеличение налогооблагаемой базы (налогового контингента) за счет поддержки развития промышленности и малого бизнеса на территории муниципального образования;

- увеличение собираемость налогов;

- повышение эффективности использования муниципального имущества, включая землю. В качестве регуляторов могут выступать ставки арендной платы за землю, нежилые помещения и другое имущество, их умелая дифференциация в зависимости от местоположения, инфраструктурной обеспеченности, вида деятельности;

- использование в отдельных случаях заемных средств.

Однако одним повышением доходов проблему несбалансированности местных бюджетов решить невозможно требуется еще противоположно движение - сокращение необоснованных расходов. К наиболее вероятным путям сокращения расходов можно отнести:

- повышение эффективности работы муниципальных предприятий и учреждений, снижение их дотационности;

- усиление контроля за расходованием бюджетных средств и повышения ответственности органов местного самоуправления за нерациональное использование муниципальных ресурсов;

- привлечение частного бизнеса к оказанию отдельных видов услуг;

- нормирование расходов на оказание отдельных видов муниципальных услуг;

- конкурсное размещение муниципального заказа и его реальное, а не фиктивное проведение;

- установление экономически обоснованных цен и тарифов на муниципальные услуги, расширение спектра платных услуг;

- внедрения ресурсосберегающих технологий в городском хозяйстве;

- обеспечение для населения информационной открытости исполнения местных бюджетов.

Еще одна серьезная проблема местных бюджетов это их направленность преимущественно на социальную сферу. Например, «в большинстве сельских поселений 85-95% бюджетов расходуется  на зарплату, коммунальные услуги и  ЖКХ».11 Из этого следует, что местные бюджеты «проедаются», и не ориентированы на развитие территорий.

 

 


11 Адуков Р.Х. Проблемы и пути совершенствования местного самоуправления на селе / Р.Х. Адуков, А.Н. Адукова // Местное самоуправление в Российской Федерации, 2007. № 7 .

Такая ориентация расходов бюджетов муниципальных образований, как правило, обостряет противоречия между сферой производства как базой  доходов бюджетов и социальной сферой, которая требует колоссальных затрат, которых нет у муниципальных  бюджетов. В результате чего идет процесс  деградации экономической базы местного самоуправления, так как она не обновляется, не развивается и модернизируется  из-за отсутствия необходимых средств. По сути, складывается «замкнутый круг», с одной стороны доходная база не позволяет укреплять экономику  местного самоуправления, а с другой без ее укрепления невозможно представить  дальнейшее становление последнего.

На основании вышеизложенного  можно утверждать, что решать проблемы становления и активного развития местного самоуправления в РФ необходимо на разных уровнях и в разных направлениях. Но есть одно требования для успешного  развития местного самоуправления - это  комплексное решения стоящих  проблем. Несмотря на то, что все  эти проблемы взаимосвязаны, решая  только одну проблему невозможно будет  решить все остальные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог можно сделать  вывод, что в России становление  местного самоуправления проходит с  большими сложностями. Экономическая  несостоятельность муниципалитетов, вызванная во многом историческими  причинами, порождает их зависимость  от властей других уровней, а также  препятствует реализации муниципальными образованиями своих прямых функций  и инвестиций в будущее развитие.

Федеральные средства, постоянно  передаваемые органам местного самоуправления, породили зависимость, инертность и  пассивность муниципалитетов. Вступивший в действие с 1 января 2009 новый порядок формирования доходов местных бюджетов призван постепенно начать решать данную проблему, теперь местные бюджеты поставлены в тесную зависимость от результатов свой деятельности, что в теории должно сказаться на укреплении экономической самостоятельности муниципалитетов.

Но есть одно требования для успешного развития местного самоуправления - это комплексное  решения стоящих проблем. Учитывая, что проблемы муниципальных образований  взаимосвязаны, решая только одну проблему, невозможно будет решить все остальные.

Следует указать, что финансовая и экономическая самостоятельность  муниципальных образований еще  обусловлена и состоянием экономики  нашего общества и его финансов. Местное самоуправление как субъект  экономической деятельности не может  не испытывать проблем которые существуют в экономике страны. И напротив укрепления и развитие финансово-экономических  основ местного самоуправления оказывает  положительное влияние на укрепление экономического положения нашего государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1. Адуков Р.Х. Проблемы и пути совершенствования местного самоуправления на селе /Р.Х. Адуков, А.Н. Адукова // Местное самоуправление в Российской Федерации, 2007. №7

2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (ред. от 24.07.2008) // Собрание законодательства РФ. 1998, №31. - ст. 3823.

3. Васильев В.И. Административно-территориальное  устройство региона и территориальное  устройство местного самоуправления / В.И. Васильев // Журнал российского  права. 2006. №3. - С. 3-112002. - 270 с.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 июня 2008 года. - М.: Эксмо, 2008. - 672 с.

5. Европейская Хартия  о местном самоуправлении. // Собрание  законодательства РФ. - 1998. - №36. - Ст. 4466.

6. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года]. - СПб.: Издательский Дом А. Громова, 2000. - 64 с.

7. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Уч. пособие / И.А. Коноплева, С.П. Головач. - М: Финансы и статистика, 2002. - 352 с.

8. Ленская С. Общественный сектор и муниципальная собственность. / С. Ленская, Е. Сычева // Экономист. 1998. №8. С. 69.

9. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 №146-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // Собрание законодательства РФ, №31, 1998, ст. 3824.

10. Самоуправление: От теории к практике / Под ред. Ю.А. Тихомирова, Г. X. Шахназарова. - М.: Юрид. лит., 1988. - 206 с.

11. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Б. Зотова. - СПб.: Лидер, 2005. - 493 с.

12. Устав муниципального образования Нижнеингашский район. Изменения и дополнения зарегистрированы Управлением Министерства юстиции по Красноярскому краю 03 октября  2011 г. государственный регистрационный номер RU245280002011002. Изменения и дополнения приняты Решением районного Совета депутатов 25.08.2011 № 11-140.

13. Усманова Р.М. «Характеристика экономической основы системы местного самоуправления» /Р.М. Усманова // Конституционное и муниципальное право, 2005, №3

14. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №40. - Ст. 3822.

15.Федеральный закон от 2 марта 2007 г. №25 - ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Российская газета. - 2007. - 7 марта.

16.Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. №126 - ФЗ (ред. от 28 декабря 2004 г.) «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №39. - ст. 4464

17.Федеральный закон от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1995, №35, ст. 3506.

18.Федеральный закон от 29 июля 1998 г. №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ, - 1998, №31, ст. 3814.

19. Хорьков В. Реформа местного самоуправления. / В. Хорьков, Н. Нагорная. // Законность. -2007. - №12. - С. 36 - 38

20. Хрестоматия по истории государства и права России: учеб. пособие / сост. Ю.П. Титов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 464 с.

21. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 672 с.

22. Юридическая энциклопедия / [Под ред. М.Ю. Тихомирова]. - М.:ЮРИНФОРМЦЕНТР, 1997. -526 с.

 

 


Информация о работе Бюджетная основа муниципального самоуправления