Правовая основа местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 21:11, контрольная работа

Краткое описание

Местное самоуправление – это “организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения”. Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления. Одной из таких важнейших основ является правовая основа местного самоуправления.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие организационных основ местного самоуправления…………4
2. Конституционные основы организации государственной власти и местного самоуправления …………………………………………………………….7
3. Полномочия органов местного самоуправления в области использования и охраны земли и других природных ресурсов……………………………...8
Заключение…………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Контрольня работа Правовая основа местного самоуправления.docx

— 41.92 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Правовая основа местного самоуправления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент группы: СРз-09

Наумов А.А.

 

Тюмень

2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………..3

1. Понятие организационных основ местного самоуправления…………4

2. Конституционные основы организации государственной власти и местного самоуправления …………………………………………………………….7

3. Полномочия органов  местного самоуправления в области  использования и охраны земли и других природных ресурсов……………………………...8

Заключение…………………………………………………………………..16

Список литературы………………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Местное самоуправление – это “организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения”. Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления. Одной из таких важнейших основ является правовая основа местного самоуправления.

 

Правовая основа местного самоуправления представляет собой систему нормативных правовых актов обеспечивающих эффективное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют:

 

    • Европейская хартия местного самоуправления; Конституция Российской Федерации;
    • федеральные законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации;
    • конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации; уставы и другие нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

 

Целью контрольной работы является изучение правовых основ местного самоуправления в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели нужно выполнить такие задачи:

 

    • Изучить необходимые литературные источники;
    • Дать общую характеристику местного самоуправления и основных этапов его развития в нашей стране;
    • Определить особенности местного самоуправления в РФ;
    • Оценить правовые основы статуса органов местного самоуправления.

 

 

 

Понятие организационных основ местного самоуправления

 

Правовое регулирование местного самоуправления в России относится к предметам ведения субъектов Федерации. К совместному ведению Федерации и субъектов РФ относится лишь установление общих принципов системы местного самоуправления (п. «и» ст. 7 Конституции РФ). В соответствии с этим Федерация вправе издавать законы об общих принципах местного самоуправления. Местное самоуправление регулируется законами субъектов РФ и уставами самих муниципальных образовании.

Правовая основа местного самоуправления– это совокупность различных нормативных правовых актов и отдельных правовых норм, регулирующих вопросы местного самоуправления.

В состав правовой основы местного самоуправления в России входят международное —правовые нормы, содержащиеся в актах международного права.

В состав правовой основы местного самоуправления в России входят также положения, содержащиеся в других правовых актах: в Конституции РФ (ст. 12, гл. 8 и др.); основных законах (конституциях, уставах) субъектов РФ; федеральных законах; указах Президента РФ; постановлениях Правительства РФ; постановлениях Конституционного Суда РФ.

В состав правовой основы местного самоуправления могут входить положения федеральных правовых актов и актов субъектов РФ, которые в целом относятся к другим областям регулирования, но включают те или иные нормы, затрагивающие вопросы местного самоуправления.

Особое место среди источников муниципального права занимают уставы муниципальных образований и Европейская хартия местного самоуправления 1985 г.

Устав– это учредительный документ муниципального образования, имеющий для данного образования всеобъемлющий характер, являющийся основой муниципального нормотворчества и характеризующийся особым (усложненным) порядком принятия и изменения.

Европейская хартия местного самоуправления– международный документ, но она в 1998 г. ратифицирована Россией (утверждена для себя) и таким образом стала в России источником внутреннего права.

При регулировании полномочий органов муниципальных образований используется принцип субсидиарности, в применении к разграничению предметов ведения государства и государственных образований, с одной стороны, и муниципальных образований – с другой. Он означает, что вопросы, которые можно решать на низшем уровне, не следует передавать на верхний уровень, муниципальным органам передаются задачи, с которыми не могут справиться объединения граждан путем использования самоорганизации, других форм непосредственной демократии. Есть и иные толкования принципа субсидиарности. Они имеют свои особенности (например, в конституционном и международном праве, когда акцент делается на содействии, поддержке при решении общих задач, если только такому содействию не препятствует Конституция и не возражает та ветвь власти, которой содействие оказывается).

Впервые термин «основы местного самоуправления» был введен Федеральным Законом от 11 января 1995 г. № 4–ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» в связи с необходимостью организации деятельности населения по осуществлению местного самоуправления.

Подосновами местного самоуправления следует понимать сложившиеся в обществе экономические, социальные, финансовые, правовые и другие возможности и условия, совокупность которых образует тот базис, на котором строится вся система местного самоуправления, осуществляется муниципальная власть.

Важнейшим условием эффективности местного самоуправления являются его организационные основы, с помощью которых на муниципальном уровне происходит формирование и организация практической работы различных органов местного самоуправления, координация их деятельности, а также их взаимодействие с органами государственной власти.

Организационные основы, являясь институтом муниципального права, представляют собой совокупность муниципально - правовых норм—принципов, принятие которых в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Организационные основы должны соответствовать возложенным на органы муниципального образования целям и задачам, выраженным в основном в их компетенции. При этом основы должны соответствовать уровню развития и в стране в целом, и в отдельно взятом муниципальном образовании.

Организационные основы местного самоуправления представляют собой Совокупность норм, закрепленных в Конституции РФ, федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ, устанавливающих:

1) систему органов местного  самоуправления (общие принципы ее формирования);

2) общие принципы формирования  структуры органов местного самоуправления;

3) основы организации муниципальной службы;

4) особенности организации  самоуправления в разных видах  муниципальных образований и  на территориях со специальным  административно—правовым режимом.

В отличие от экономических основ организационные основы Закон от 6 октября 2003 г. № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в отдельную главу не выносит, поскольку нормы, составляющие в совокупности организационные основы местного самоуправления, находятся во всех главах Закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конституционные основы организации государственной власти и местного самоуправления

 

1. РФ обладает суверенитетом. Гос. суверенитет - верховенство гос. власти и независимость ее  внутри своей страны и по  отношению к другим государствам. Неограниченность власти ничем  и никем, кроме законов и естественных  прав. Не существует другой подобной  власти. Она является независимой. Государственный суверенитет в  РФ означает, что суверенным является  вся РФ, а не ее часть. Гос. целостность - никакая часть территории РФ  не может рассмотрим  как собственность одной нации. Принцип неприкосновенности территории РФ. РФ отвергает любые территориальные притязания других государств.

2. Разделение властей. Организация  местного самоуправления. Ст. 12 К признает и гарантирует, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Общие принципы местного самоуправления устанавливаются на федеральном и муниципальном уровне. органы местного сам. не входят в систему власти гос. органов. Эти органы осуществляют муниципальную власть, т.о. местное самоуправление не относится к государству. Муниципальная власть отличается от государства тем, что не может применять собственного принуждения. Органы местного самоуправления могут издавать нормативно-правовые акты, которые поддерживаются государственным принуждением. Муниципальная и государственная власть образуют публичную. Государственная власть устанавливает определенные рамки, в которых муниципальная власть действует самостоятельно - эти рамки закреплены федеральным законом.

В нескольких статьях Конституции РФ закреплены общепризнанные в цивилизованном мире гарантии, имеющие также значение принципов демократического правосудия. Эти гарантии лежат в основе уголовно-процессуального законодательства и направлены на исключение произвола в судебном разбирательстве. Гарантии правосудия — это гарантии свободы личности, отсюда вытекает необходимость конституционного уровня закрепления этих гарантий. Борясь с преступностью, государство может и должно лишать свободы тех, кто нарушает уголовно-правовое законодательство, но оно обязано делать это с соблюдением демократической процедуры, установленной законом.

 

 

 

 

Полномочия органов местного самоуправления в области использования и охраны земли и других природных ресурсов. 

 

Земля и другие природные ресурсы — основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Государство регулирует земельные отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды и охраны прав на землю физических и юридических лиц.Важную роль в достижении этих целей играют органы местного самоуправления, которые обладают широким кругом полномочий в области использования земли и других природных ресурсов.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Территория субъекта Федерации разграничивается между поселениями, территорию которых составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли об-щего пользования, территории традиционного природопользования на-селения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории муниципального района в соответствии с законом входят земли межселенных территорий.

К полномочиям местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов относятся:

а) правовое регулирование (в пределах своих полномочий) общественных отношений, связанных с использованием земли;

б) планирование использования земель;

в) формирование в структуре местной администрации органов

(структурных подразделений), осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

г) владение, пользование и распоряжение земельными участками,

находящимися в муниципальной собственности;

д) землеустройство;

е) решение вопросов, связанных с установлением платы за землю;

ж) осуществление муниципального земельного контроля.

Конституция РФ, признавая и защищая равным образом муниципальную и иные формы собственности, закрепляет положение о том, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности.

В соответствии с Земельным кодексом РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации;

право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством.

В муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю». В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Информация о работе Правовая основа местного самоуправления