Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:02, контрольная работа
Территориальная основа местного самоуправления представляет собой определенную систему норм-принципов территориальной организации местного самоуправления принципов установления и изменения границ муниципальных образований и принципов преобразования муниципальных образований), включающую территориальную самоорганизацию населения для решения вопросов местного значения, устройства и функционирования муниципальной власти.
1. Виды муниципальных образований и состав их территорий………….3
2. Порядок установления и изменения границ муниципального образования………………………………………………………………………..7
3. Преобразование муниципальных образований………………………..9
Задача 1…………………………………………………………………….13
Задача 2…………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………….17
Содержание
1. Виды муниципальных образований и состав
их территорий………….3
2. Порядок установления и изменения
границ муниципального образования…………………………………………………
3. Преобразование муниципальных образований………………………..9
Задача 1…………………………………………………………………….13
Задача 2…………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………….17
Территориальная основа местного самоуправления представляет собой определенную систему норм-принципов территориальной организации местного самоуправления принципов установления и изменения границ муниципальных образований и принципов преобразования муниципальных образований), включающую территориальную самоорганизацию населения для решения вопросов местного значения, устройства и функционирования муниципальной власти.
Нормативной базой данного института муниципального трава является ст. 131 Конституции РФ, согласно которой местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях1 и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
Указанная система взаимосвязана с таким понятием как «муниципальное образование» - объединенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Дефиниция муниципального образования была дана Законом 1995 г., в котором под муниципальным образованием понималось городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Закон 2003 г., в отличие от Закона 1995 г., закрепил двухуровневую модель территориальной организации местного самоуправления, включающую в себя два типа муниципальных образований (муниципальное поселение и муниципальный район), позволяющую обеспечить решение конкретных вопросов местного значения с учетом уровня организационно-кадровой политики и экономического ресурса.
В Законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"2 - муниципальное образование определяется как городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения, в совокупности представляющие собой виды муниципальных образований.
Под поселением понимается городское или сельское поселение. Эти поселения относятся к муниципальным образованиям первого уровня. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
К муниципальным образованиям второго уровня принадлежат муниципальный район и городской округ. Муниципальный район - это несколько поселений или поселений и меж-селенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными и региональными законами. Под городским округом понимается городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов России.
Существующая двухуровневая система предусматривает не столько наличие муниципальных образований первого уровня (поселения) в рамках территории муниципального образования второго уровня (муниципальный район), сколько разницу в статусах муниципальных образований. Особо следует отметить разницу статусов городского поселения (первый уровень) и городского округа (второй уровень)3.
Городское поселение
1) территория находится в границах территории муниципального района;
2) не наделяются непосредственно органами государственной власти отдельными государственными полномочиями;
3) имеет менее содержательный
перечень вопросов местного значения
(ст. 14). Может передавать на основе
соглашений часть своих вопросов органам
местного самоуправления
4) при избрании главы администрации по конкурсу в конкурсной комиссии представители органов государственной власти субъекта РФ отсутствуют;
5) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе расходов бюджета субъекта РФ регионального фонда финансовой поддержки поселений и образуемых в составе расходов бюджетов муниципальных районов районных фондов финансовой поддержки поселений.
Городской округ
1) территория не входит в состав
территории
2) могут наделяться органами государственной власти отдельными государственными полномочиями непосредственно;
3) имеет более широкий перечень вопросов местного значения (ст. 16), представляющий собой совокупность вопросов поселений и муниципального района, и имеет соответствующую более развитую инфраструктуру для осуществления этих полномочий. Решает эти вопросы самостоятельно;
4) при избрании главы администрации по конкурсу в конкурсной комиссии 1/3 членов составляют представители органов государственной власти субъекта РФ;
5) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности осуществляется путем предоставления дотаций из региональных фондов финансовой поддержки городских округов.
Существенные особенности территориальной
организации местного самоуправления
установлены в закрытом административно-
Закрытым административно-
Наукоград5 - это муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом, представляющим собой совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации.
Территория и границы данных
муниципальных образований определяются
исходя из особого режима безопасного
функционирования предприятий и (или)
объектов, а также с учетом потребностей
развития населенных пунктов. Статус закрытого
административно-
Одним из важных вопросов территориальной основы местного самоуправления является вопрос о территориях с низкой и высокой плотностью населения, влияющий на правовой статус поселения и состав его территории. Так, территории с низкой плотностью сельского населения могут не включаться в состав территорий поселений.
К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации. К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в РФ. Перечень субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, территории которых относятся к территориям с высокой (низкой) плотностью сельского населения, утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов РФ, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.
Таким образом, территориальная организация местного самоуправления в субъектах РФ включает поселения (городские и сельские), а также муниципальные районы и городские округа. Наделение сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, статусом сельских поселений, щ также городских населенных пунктов статусом городских поселений или городских округов осуществляется законом субъекта РФ.
При этом разделение территории субъекта РФ на различные типы муниципальных образований и установление границ каждого из них основываются на общих правилах, установленных федеральным законом.
К таким правилам можно отнести следующие6:
1) субъекты РФ подразделяются на территории с низкой и высокой плотностью населения;
2) территория всех субъектов РФ разграничивается между поселениями, а территория городов федерального значения - между внутригородскими территориями;
3) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;
4) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов (независимо от форм собственности и целевого назначения), прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
5) административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;
6) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения, которая не может входить в состав территории другого поселения;
7)территория населенного пункта с населением менее 1000 человек, как правило, входит в состав территории сельского поселения;
8) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.
Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными и региональными законами7.
2. Порядок установления и изменения границ муниципального образования
В Законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена процедура установления и изменения границ территории муниципального образования.
Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями ст. 10-13 данного Закона.
В состав территории городского поселения могут входить один город или поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).
В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый)8.
Если в состав поселения входят два и более сельских населенных пункта, то границы, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района устанавливаются с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав.