Реферат
Муниципальное 
право
Тема
Территориальные 
основы местного
самоуправления
ИСО-32
Голубин 
Андрей Игоревич
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность темы исследования. 
Анализу местного самоуправления как 
правового института посвящено 
значительное число вышедших в последние 
годы научных работ. Однако их авторы 
обычно рассматривают вопросы организационных, 
правовых, финансово-экономических 
основ местного самоуправления и 
крайне редко затрагивают проблемы, 
связанные с территориальными основами 
местного самоуправления. Вместе с 
тем, недостатки территориальной организации 
местного самоуправления нередко являются 
препятствием для целостного и эффективного 
решения задач местного самоуправления, 
комплексной реализации государственной 
политики. 
Помимо возможности найти 
решения указанных проблем, особую 
актуальность изучению территориальных 
основ местного самоуправления придает 
принятый Федеральный закон от 06.10.2003 
г. № 131-ФЗ «Об общих принципах 
организации местного самоуправления 
в Российской Федерации»  (далее 
- Федеральный закон № 131-ФЗ), в 
соответствии с которым было осуществлено 
их реформирование. Результатом этой 
реформы стала унификация территориальной 
организации местного самоуправления, 
увеличение более чем вдвое количества 
муниципальных образований, разделение 
их на типы, определяющие различный 
статус муниципальных образований, 
а также детализация процедур 
участия населения в определении 
территориальной организации местного 
самоуправления. Анализ предпосылок 
принятия указанного Федерального закона 
и проблем его реализации необходим 
не только для идентификации проводимого 
реформирования в качестве процесса, 
результатом которого может стать 
решение обозначенных глобальных проблем, 
но и для определения предложений, 
позволяющих преодолеть сложности, 
возникающие в ходе реформы территориальной 
организации местного самоуправления, 
в-четвертых, предлагающие варианты решения 
таких проблем.
 
 
 
1. Территориальные основы 
местного самоуправления в РФ
 
1.1 Понятие территориальных 
основ в системе местного самоуправления
местное самоуправление законодательство 
территориальное
За время, прошедшее с 
момента закрепления института 
местного самоуправления, его система 
неоднократно претерпевала различные 
изменения, законодательство о местном 
самоуправлении совершенствовалось, но, 
тем не менее, многие проблемы до сих 
пор так и остались нерешенными. 
Среди этих проблем особое место 
занимает проблема совершенствования 
территориальной организации местного 
самоуправления. Это связано с 
тем, что институт территориальных 
основ местного самоуправления - один 
из базовых институтов муниципального 
права и поэтому проблемы территориальной 
организации местного самоуправления 
предопределяют возникновение или 
наоборот разрешение проблем в иных 
сферах организации и функционирования 
местного самоуправления. Правильное 
определение взаимосвязей и взаимозависимостей 
между территориальными и другими 
основами местного самоуправления необходимо 
для корректировки правового 
регулирования общих принципов 
его организации. 
В юридической учебной 
литературе встречаются теоретические 
определения понятия территориальной 
основы местного самоуправления, однако 
в большей степени авторы обходят 
данный вопрос. По мнению Фадеева В.И.  
территориальная основа местного самоуправления 
как институт муниципального права 
представляет собой совокупность муниципально-правовых 
норм, закрепляющих и регулирующих территориальную 
организацию местного самоуправления. 
Некоторые авторы рассматривают понятие 
территориальных основ в более широком 
смысле. Так, по мнению Чиркина В.Е.  
территориальная основа местного самоуправления 
- это его территориальная организация, 
она включает понятие территории, на которой 
создается местное самоуправление, ее 
состав, порядок создания, преобразования, 
объединения и упразднения муниципального 
образования. Аналогичную позицию занимает 
Ревенко Л.А., по мнению которой структурный 
анализ понятия «территориальные основы 
местного самоуправления» позволяет выделить 
его следующие основные составляющие 
: 
1. определенный законодательством 
круг территорий, на которых осуществляется 
местное самоуправление; 
2. зафиксированные законодательством 
положения, определяющие ведущую 
роль населения в решении вопросов 
территориального устройства муниципального 
образования; 
3. установленные законодательством 
виды земель, составляющих территорию 
муниципального образования; 
4. принципы формирования 
территорий муниципальных образований. 
Такой подход к определению 
понятия «территориальные основы местного 
самоуправления» представляется правильным, 
поскольку он отражает специфику 
тех общественных отношений, которые 
являются его содержанием. Однако с 
учетом изменений федерального законодательства, 
регулирующего принципы территориальной 
организации местного самоуправления, 
можно добавить к упомянутым составляющим 
принципы наделения муниципальных 
образований статусом муниципальных 
районов, городских округов, городских 
и сельских поселений. Важным представляется 
определить различия между территориальными 
основами и территориальной организацией 
местного самоуправления. Проведенный 
анализ показывает, что понятие «территориальная 
организация местного самоуправления» 
является более узким и используется 
для обозначения пространственной 
формы организации муниципальной 
власти. 
Территориальная организация 
местного самоуправления представляет 
собой форму устройства муниципальной 
власти. Правовой формой устройства муниципальной 
власти являются муниципальные образования. 
Как таковые в законодательстве 
Российской Федерации определяются 
городские и сельские поселения, 
муниципальные районы, городские 
округа и внутригородские территории 
городов федерального значения (абз.7 
ст.2, ст. 11 Федерального закона №131-ФЗ). 
Данные муниципальные образования 
системно связаны. В целом они составляют 
децентрализованную территориальную 
структуру местного самоуправления в 
Российской Федерации. На основе территориальной 
организации местного самоуправления 
формируется система муниципального правления 
(форма муниципального правления). В Федеральном 
законе №131-ФЗ система правления отражается 
в понятиях «структура органов местного 
самоуправления» (ст.34) и «формы непосредственного 
осуществления населением местного самоуправления 
и участия населения в осуществлении местного 
самоуправления» (ст.22-23). Органы местного 
самоуправления и прямые формы осуществления 
(участия) населением муниципальных образований 
публичной власти составляют организационно-функциональную 
структуру муниципальной власти, посредством 
которой достигается решение вопросов 
местного значения. 
Форма территориального устройства 
муниципальной власти и формы 
муниципального правления есть основные 
элементы целостности организации 
местного самоуправления. Характеристики 
целостности организации местного 
самоуправления в юридической литературе 
мало изучены, хотя список научных работ, 
связанных, например, с изучением 
отдельных элементов организационно-функциональной 
структуры, достаточно велик. Но все 
они касаются отдельных сторон этого 
комплексного явления. 
В учебном курсе «Муниципальное 
право» рассматривается институт территориальные 
основы местного самоуправления, который 
объединяет совокупность правовых норм 
закрепляющих территориальную организацию 
местного самоуправления . 
В то же время в Федеральном 
законе №131-ФЗ термин «территориальные 
основы местного самоуправления» не 
используется, а закрепляется понятие 
«территориальная организация местного 
самоуправления». 
Соотношение между территориальной 
организацией местного самоуправления 
и территориальными основами местного 
самоуправления состоит в следующем. 
Понятие территориальной организации 
местного самоуправления является более 
узким и используется для обозначения 
сложившейся системы муниципальных 
образований и существующих между 
ними взаимосвязей, а содержание понятия 
территориальные основы местного самоуправления 
включает в себя не только территориальную 
организацию местного самоуправления, 
но и существующие правила ее определения. 
Все институты местного 
самоуправления тесно взаимосвязаны. 
Территориальные основы местного самоуправления, 
во многом, будучи  обусловленными потребностью 
оптимального осуществления полномочий 
на определенной территории в зависимости 
от характера этих полномочий (компетенционные 
основы местного самоуправления), в свою 
очередь повлияли на дальнейшее развитие 
компетенционных основ, а также правовых, 
организационных и финансово-экономических 
основ местного самоуправления.
 
1.2 Вопросы реформирования 
территориальной организации местного 
самоуправления
 
Наиболее сложные проблемы, 
требующие принятия неотложных решений, 
возникают в ходе территориальной 
реформы местного самоуправления. Это 
особенно касается субъектов РФ, в 
которых муниципальные образования 
существуют только на уровне крупных 
городов и административных районов. 
Как правило, в этих субъектах 
РФ на сельских территориях (волости, сельсоветы, 
сельские округа), в поселках и городах 
районного значения имеются территориальные 
администрации, которые являются структурными 
подразделениями районных администраций. 
Именно здесь должны возникнуть новые 
поселенческие муниципальные образования 
. 
На ход реформы накладывается 
тенденция осуществить ее с минимальным 
изменением границ, сложившихся административных 
и хозяйственных связей. Однако это 
палка о двух концах. С одной 
стороны, всякий переход населенного 
пункта из одной муниципальной территории 
в другую вызывает массу житейских 
проблем: изменение адреса, переоформление 
прав собственности на недвижимость, 
прикрепление к территориальному органу 
пенсионного фонда и т.д. и неизбежно 
влечет за собой неприятие части 
населения. С другой стороны, сложившееся 
в советский период административно-территориальное 
устройство субъектов РФ во многих случаях 
является экономически нецелесообразным, 
неудобным для населения и препятствующим 
осуществлению его права на местное самоуправление, 
а трудности перехода являются все же 
сугубо временными и преходящими .
В ходе территориальной 
реформы местного самоуправления возникли 
следующие проблемы 
1) Выбор альтернативы 
для города (кроме крупных городов), 
являющегося на сегодня муниципальным 
образованием: городской округ или 
городское поселение. Положения 
Федерального закона № 131-ФЗ, связанные 
с порядком наделения городского 
поселения статусом городского 
округа или лишения такого 
статуса, содержат в себе противоречие. 
С одной стороны, в ч.3 ст. 84 сказано, 
что городские поселения, являющиеся 
на день вступления закона 
в силу муниципальными образованиями, 
являются городскими округами (по 
умолчанию). В ч.7 ст. 13 сказано, что 
лишение городского поселения, 
являющегося на сегодня муниципальным 
образованием, статуса городского 
округа возможно только с согласия 
населения, выявленного путем 
голосования, и не допускается 
при отсутствии согласия на 
такое изменение. То есть вроде 
бы введены механизмы защиты 
городов от лишения их статуса 
городского округа и перевода 
в разряд поселений. Однако с другой 
стороны, в ч.2 ст. 11 указано, что наделение 
городского поселения статусом городского 
округа осуществляется законом субъекта 
РФ при наличии в качестве одного из условий 
«сложившейся социальной, транспортной 
и иной инфраструктуры, необходимой для 
самостоятельного решения органами местного 
самоуправления прилегающего (прилегающих) 
муниципального района (муниципальных 
районов) закрепленных за ними вопросов 
местного значения и отдельных государственных 
полномочий». Закон ничего не говорит 
о том, как поступать в случае, если такие 
условия отсутствуют. Между тем, прилегающие 
к городу сельские территории, как правило, 
не имеют своей развитой инфраструктуры 
и опираются на инфраструктуру города. 
И это может служить поводом для инициирования 
субъектами РФ процесса массового перевода 
городов в статус поселений. Крайнюю позицию 
в данном вопросе заняло руководство Ставропольского 
края, которое вознамерилось перевести 
в статус городских поселений все города 
края, включая даже его столицу – г. Ставрополь. 
Конечно, допустить этого нельзя, хотя 
формальная зацепка за ч. 2 ст. 11 Федерального 
закона № 131-ФЗ у краевой власти вроде 
бы имеется. В то же время, малому и среднему 
городу, являющемуся административным 
центром района, во многих случаях более 
целесообразно иметь статус городского 
поселения, чем городского округа. Это 
создает возможности объединения в рамках 
муниципального района оказания услуг 
жителям и города и окружающей территории 
в таких жизненно важных сферах, как образование, 
здравоохранение, охрана общественного 
порядка, иметь в этих сферах единые органы 
муниципального управления. А чисто городские 
проблемы остаются за городской властью. 
Однако соответствующее решение должно 
быть решением самих жителей, как это и 
предусматривает закон . 
2) Закон исключает возможность 
существования муниципальных образований 
типа «крупный город – район». 
Таких муниципальных образований 
сегодня немало: Ангарск и одноименный 
район в Иркутской области, Междуреченск 
и район в Кемеровской области, Уссурийск 
и район в Приморском крае, Мирный и район 
в Республике Саха (Якутия) и др. Во всех 
этих случаях соответствующие города 
не являются на сегодня отдельными муниципальными 
образованиями и у субъектов РФ есть все 
формальные правовые основания провозгласить 
их городскими поселениями без всяких 
голосований населения. А если придать 
этим городам статус городских округов, 
то на окружающей территории надо создавать 
муниципальные районы, административными 
центрами которых будут те же города. 
Исторически миссией города 
всегда было и остается инфраструктурное 
обеспечение, освоение и развитие окружающей 
его территории. Не отрицая роли 
городов как точек экономического 
роста региона в целом, следует 
признать, что почти каждый город 
является одновременно экономическим, 
культурным и иным центром прилегающей 
к нему территории, причем, чем крупнее 
город – тем больше его ареал. 
Наделение города, являющегося центром 
окружающей территории, статусом городского 
округа создает эффект «бублика», когда 
окружающая территория остается без 
малой столицы, а экономические 
и другие связи города и пригородной 
зоны существенно осложняются. Конечно, 
эти вопросы могут быть решены 
с помощью межмуниципальной кооперации, 
создания межмуниципальных хозяйственных 
обществ и некоммерческих организаций, 
однако экономические механизмы такой 
кооперации пока не отработаны и реальный 
опыт отсутствует. Поэтому следовало бы 
разрешить (хотя бы в порядке эксперимента) 
сохранение в некоторых случаях объединенного 
муниципального образования «город-район», 
органы местного самоуправления которого 
будут наделены компетенцией городского 
округа для собственно городской территории 
и компетенцией муниципального района 
для остальных городских и сельских поселений 
района . 
Следует признать, что реальная 
жизнь далеко не всегда вписывается 
в стандартные рамки законодательных 
норм, и согласиться в данном конкретном 
случае с предложениями города и 
области. 
3) Одной из самых сложных 
проблем территориальной реформы 
является проблема статуса поселков 
городского типа (рабочих поселков), 
находящихся в настоящее время 
в административном подчинении 
городских муниципальных образований 
. Чаще всего они возникли как спутники 
крупных городов при строительстве промышленных 
предприятий. Многие поселки отделены 
от базовых городов сельской территорией 
и удалены от них на расстояние от 5 до 
40 км. Поселки имеют автономную инженерную 
и социальную инфраструктуру, обеспечивающую 
оказание услуг населению, необходимый 
налоговый потенциал, т.е. все условия, 
необходимые для осуществления местного 
самоуправления в статусе городских поселений. 
Однако если базовый город получает статус 
городского округа, то данные поселки 
должны будут перейти в какой то муниципальный 
район, скорее всего в тот, административным 
центром которого является базовый город.