Реферат
Муниципальное
право
Тема
Территориальные
основы местного
самоуправления
ИСО-32
Голубин
Андрей Игоревич
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Анализу местного самоуправления как
правового института посвящено
значительное число вышедших в последние
годы научных работ. Однако их авторы
обычно рассматривают вопросы организационных,
правовых, финансово-экономических
основ местного самоуправления и
крайне редко затрагивают проблемы,
связанные с территориальными основами
местного самоуправления. Вместе с
тем, недостатки территориальной организации
местного самоуправления нередко являются
препятствием для целостного и эффективного
решения задач местного самоуправления,
комплексной реализации государственной
политики.
Помимо возможности найти
решения указанных проблем, особую
актуальность изучению территориальных
основ местного самоуправления придает
принятый Федеральный закон от 06.10.2003
г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» (далее
- Федеральный закон № 131-ФЗ), в
соответствии с которым было осуществлено
их реформирование. Результатом этой
реформы стала унификация территориальной
организации местного самоуправления,
увеличение более чем вдвое количества
муниципальных образований, разделение
их на типы, определяющие различный
статус муниципальных образований,
а также детализация процедур
участия населения в определении
территориальной организации местного
самоуправления. Анализ предпосылок
принятия указанного Федерального закона
и проблем его реализации необходим
не только для идентификации проводимого
реформирования в качестве процесса,
результатом которого может стать
решение обозначенных глобальных проблем,
но и для определения предложений,
позволяющих преодолеть сложности,
возникающие в ходе реформы территориальной
организации местного самоуправления,
в-четвертых, предлагающие варианты решения
таких проблем.
1. Территориальные основы
местного самоуправления в РФ
1.1 Понятие территориальных
основ в системе местного самоуправления
местное самоуправление законодательство
территориальное
За время, прошедшее с
момента закрепления института
местного самоуправления, его система
неоднократно претерпевала различные
изменения, законодательство о местном
самоуправлении совершенствовалось, но,
тем не менее, многие проблемы до сих
пор так и остались нерешенными.
Среди этих проблем особое место
занимает проблема совершенствования
территориальной организации местного
самоуправления. Это связано с
тем, что институт территориальных
основ местного самоуправления - один
из базовых институтов муниципального
права и поэтому проблемы территориальной
организации местного самоуправления
предопределяют возникновение или
наоборот разрешение проблем в иных
сферах организации и функционирования
местного самоуправления. Правильное
определение взаимосвязей и взаимозависимостей
между территориальными и другими
основами местного самоуправления необходимо
для корректировки правового
регулирования общих принципов
его организации.
В юридической учебной
литературе встречаются теоретические
определения понятия территориальной
основы местного самоуправления, однако
в большей степени авторы обходят
данный вопрос. По мнению Фадеева В.И.
территориальная основа местного самоуправления
как институт муниципального права
представляет собой совокупность муниципально-правовых
норм, закрепляющих и регулирующих территориальную
организацию местного самоуправления.
Некоторые авторы рассматривают понятие
территориальных основ в более широком
смысле. Так, по мнению Чиркина В.Е.
территориальная основа местного самоуправления
- это его территориальная организация,
она включает понятие территории, на которой
создается местное самоуправление, ее
состав, порядок создания, преобразования,
объединения и упразднения муниципального
образования. Аналогичную позицию занимает
Ревенко Л.А., по мнению которой структурный
анализ понятия «территориальные основы
местного самоуправления» позволяет выделить
его следующие основные составляющие
:
1. определенный законодательством
круг территорий, на которых осуществляется
местное самоуправление;
2. зафиксированные законодательством
положения, определяющие ведущую
роль населения в решении вопросов
территориального устройства муниципального
образования;
3. установленные законодательством
виды земель, составляющих территорию
муниципального образования;
4. принципы формирования
территорий муниципальных образований.
Такой подход к определению
понятия «территориальные основы местного
самоуправления» представляется правильным,
поскольку он отражает специфику
тех общественных отношений, которые
являются его содержанием. Однако с
учетом изменений федерального законодательства,
регулирующего принципы территориальной
организации местного самоуправления,
можно добавить к упомянутым составляющим
принципы наделения муниципальных
образований статусом муниципальных
районов, городских округов, городских
и сельских поселений. Важным представляется
определить различия между территориальными
основами и территориальной организацией
местного самоуправления. Проведенный
анализ показывает, что понятие «территориальная
организация местного самоуправления»
является более узким и используется
для обозначения пространственной
формы организации муниципальной
власти.
Территориальная организация
местного самоуправления представляет
собой форму устройства муниципальной
власти. Правовой формой устройства муниципальной
власти являются муниципальные образования.
Как таковые в законодательстве
Российской Федерации определяются
городские и сельские поселения,
муниципальные районы, городские
округа и внутригородские территории
городов федерального значения (абз.7
ст.2, ст. 11 Федерального закона №131-ФЗ).
Данные муниципальные образования
системно связаны. В целом они составляют
децентрализованную территориальную
структуру местного самоуправления в
Российской Федерации. На основе территориальной
организации местного самоуправления
формируется система муниципального правления
(форма муниципального правления). В Федеральном
законе №131-ФЗ система правления отражается
в понятиях «структура органов местного
самоуправления» (ст.34) и «формы непосредственного
осуществления населением местного самоуправления
и участия населения в осуществлении местного
самоуправления» (ст.22-23). Органы местного
самоуправления и прямые формы осуществления
(участия) населением муниципальных образований
публичной власти составляют организационно-функциональную
структуру муниципальной власти, посредством
которой достигается решение вопросов
местного значения.
Форма территориального устройства
муниципальной власти и формы
муниципального правления есть основные
элементы целостности организации
местного самоуправления. Характеристики
целостности организации местного
самоуправления в юридической литературе
мало изучены, хотя список научных работ,
связанных, например, с изучением
отдельных элементов организационно-функциональной
структуры, достаточно велик. Но все
они касаются отдельных сторон этого
комплексного явления.
В учебном курсе «Муниципальное
право» рассматривается институт территориальные
основы местного самоуправления, который
объединяет совокупность правовых норм
закрепляющих территориальную организацию
местного самоуправления .
В то же время в Федеральном
законе №131-ФЗ термин «территориальные
основы местного самоуправления» не
используется, а закрепляется понятие
«территориальная организация местного
самоуправления».
Соотношение между территориальной
организацией местного самоуправления
и территориальными основами местного
самоуправления состоит в следующем.
Понятие территориальной организации
местного самоуправления является более
узким и используется для обозначения
сложившейся системы муниципальных
образований и существующих между
ними взаимосвязей, а содержание понятия
территориальные основы местного самоуправления
включает в себя не только территориальную
организацию местного самоуправления,
но и существующие правила ее определения.
Все институты местного
самоуправления тесно взаимосвязаны.
Территориальные основы местного самоуправления,
во многом, будучи обусловленными потребностью
оптимального осуществления полномочий
на определенной территории в зависимости
от характера этих полномочий (компетенционные
основы местного самоуправления), в свою
очередь повлияли на дальнейшее развитие
компетенционных основ, а также правовых,
организационных и финансово-экономических
основ местного самоуправления.
1.2 Вопросы реформирования
территориальной организации местного
самоуправления
Наиболее сложные проблемы,
требующие принятия неотложных решений,
возникают в ходе территориальной
реформы местного самоуправления. Это
особенно касается субъектов РФ, в
которых муниципальные образования
существуют только на уровне крупных
городов и административных районов.
Как правило, в этих субъектах
РФ на сельских территориях (волости, сельсоветы,
сельские округа), в поселках и городах
районного значения имеются территориальные
администрации, которые являются структурными
подразделениями районных администраций.
Именно здесь должны возникнуть новые
поселенческие муниципальные образования
.
На ход реформы накладывается
тенденция осуществить ее с минимальным
изменением границ, сложившихся административных
и хозяйственных связей. Однако это
палка о двух концах. С одной
стороны, всякий переход населенного
пункта из одной муниципальной территории
в другую вызывает массу житейских
проблем: изменение адреса, переоформление
прав собственности на недвижимость,
прикрепление к территориальному органу
пенсионного фонда и т.д. и неизбежно
влечет за собой неприятие части
населения. С другой стороны, сложившееся
в советский период административно-территориальное
устройство субъектов РФ во многих случаях
является экономически нецелесообразным,
неудобным для населения и препятствующим
осуществлению его права на местное самоуправление,
а трудности перехода являются все же
сугубо временными и преходящими .
В ходе территориальной
реформы местного самоуправления возникли
следующие проблемы
1) Выбор альтернативы
для города (кроме крупных городов),
являющегося на сегодня муниципальным
образованием: городской округ или
городское поселение. Положения
Федерального закона № 131-ФЗ, связанные
с порядком наделения городского
поселения статусом городского
округа или лишения такого
статуса, содержат в себе противоречие.
С одной стороны, в ч.3 ст. 84 сказано,
что городские поселения, являющиеся
на день вступления закона
в силу муниципальными образованиями,
являются городскими округами (по
умолчанию). В ч.7 ст. 13 сказано, что
лишение городского поселения,
являющегося на сегодня муниципальным
образованием, статуса городского
округа возможно только с согласия
населения, выявленного путем
голосования, и не допускается
при отсутствии согласия на
такое изменение. То есть вроде
бы введены механизмы защиты
городов от лишения их статуса
городского округа и перевода
в разряд поселений. Однако с другой
стороны, в ч.2 ст. 11 указано, что наделение
городского поселения статусом городского
округа осуществляется законом субъекта
РФ при наличии в качестве одного из условий
«сложившейся социальной, транспортной
и иной инфраструктуры, необходимой для
самостоятельного решения органами местного
самоуправления прилегающего (прилегающих)
муниципального района (муниципальных
районов) закрепленных за ними вопросов
местного значения и отдельных государственных
полномочий». Закон ничего не говорит
о том, как поступать в случае, если такие
условия отсутствуют. Между тем, прилегающие
к городу сельские территории, как правило,
не имеют своей развитой инфраструктуры
и опираются на инфраструктуру города.
И это может служить поводом для инициирования
субъектами РФ процесса массового перевода
городов в статус поселений. Крайнюю позицию
в данном вопросе заняло руководство Ставропольского
края, которое вознамерилось перевести
в статус городских поселений все города
края, включая даже его столицу – г. Ставрополь.
Конечно, допустить этого нельзя, хотя
формальная зацепка за ч. 2 ст. 11 Федерального
закона № 131-ФЗ у краевой власти вроде
бы имеется. В то же время, малому и среднему
городу, являющемуся административным
центром района, во многих случаях более
целесообразно иметь статус городского
поселения, чем городского округа. Это
создает возможности объединения в рамках
муниципального района оказания услуг
жителям и города и окружающей территории
в таких жизненно важных сферах, как образование,
здравоохранение, охрана общественного
порядка, иметь в этих сферах единые органы
муниципального управления. А чисто городские
проблемы остаются за городской властью.
Однако соответствующее решение должно
быть решением самих жителей, как это и
предусматривает закон .
2) Закон исключает возможность
существования муниципальных образований
типа «крупный город – район».
Таких муниципальных образований
сегодня немало: Ангарск и одноименный
район в Иркутской области, Междуреченск
и район в Кемеровской области, Уссурийск
и район в Приморском крае, Мирный и район
в Республике Саха (Якутия) и др. Во всех
этих случаях соответствующие города
не являются на сегодня отдельными муниципальными
образованиями и у субъектов РФ есть все
формальные правовые основания провозгласить
их городскими поселениями без всяких
голосований населения. А если придать
этим городам статус городских округов,
то на окружающей территории надо создавать
муниципальные районы, административными
центрами которых будут те же города.
Исторически миссией города
всегда было и остается инфраструктурное
обеспечение, освоение и развитие окружающей
его территории. Не отрицая роли
городов как точек экономического
роста региона в целом, следует
признать, что почти каждый город
является одновременно экономическим,
культурным и иным центром прилегающей
к нему территории, причем, чем крупнее
город – тем больше его ареал.
Наделение города, являющегося центром
окружающей территории, статусом городского
округа создает эффект «бублика», когда
окружающая территория остается без
малой столицы, а экономические
и другие связи города и пригородной
зоны существенно осложняются. Конечно,
эти вопросы могут быть решены
с помощью межмуниципальной кооперации,
создания межмуниципальных хозяйственных
обществ и некоммерческих организаций,
однако экономические механизмы такой
кооперации пока не отработаны и реальный
опыт отсутствует. Поэтому следовало бы
разрешить (хотя бы в порядке эксперимента)
сохранение в некоторых случаях объединенного
муниципального образования «город-район»,
органы местного самоуправления которого
будут наделены компетенцией городского
округа для собственно городской территории
и компетенцией муниципального района
для остальных городских и сельских поселений
района .
Следует признать, что реальная
жизнь далеко не всегда вписывается
в стандартные рамки законодательных
норм, и согласиться в данном конкретном
случае с предложениями города и
области.
3) Одной из самых сложных
проблем территориальной реформы
является проблема статуса поселков
городского типа (рабочих поселков),
находящихся в настоящее время
в административном подчинении
городских муниципальных образований
. Чаще всего они возникли как спутники
крупных городов при строительстве промышленных
предприятий. Многие поселки отделены
от базовых городов сельской территорией
и удалены от них на расстояние от 5 до
40 км. Поселки имеют автономную инженерную
и социальную инфраструктуру, обеспечивающую
оказание услуг населению, необходимый
налоговый потенциал, т.е. все условия,
необходимые для осуществления местного
самоуправления в статусе городских поселений.
Однако если базовый город получает статус
городского округа, то данные поселки
должны будут перейти в какой то муниципальный
район, скорее всего в тот, административным
центром которого является базовый город.