Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:38, реферат
Компетенция органа ТОС определяется Уставом органа ТОС на основе Положения о территориальном общественном самоуправлении, исходя из добровольно принимаемых органом ТОС обязательств и полномочий, передаваемых ему органами местного самоуправления.
Согласно Положению о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде органы территориального общественного самоуправления правомочны:
1. Принимать решения о проведении собраний (сходов), конференций жителей, проводить опросы общественного мнения на территории деятельности органа ТОС и на основе их анализа давать соответствующие предложения органам государственной власти и местного самоуправления, организациям и учреждениям.
Полномочия
территориального общественного самоуправления
и финансово-экономическая
Полномочия ТОС
Компетенция органа ТОС определяется Уставом органа ТОС на основе Положения о территориальном общественном самоуправлении, исходя из добровольно принимаемых органом ТОС обязательств и полномочий, передаваемых ему органами местного самоуправления.
Согласно Положению о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде органы территориального общественного самоуправления правомочны:
1. Принимать
решения о проведении собраний
(сходов), конференций жителей,
2. Участвовать
в подготовке и реализации
планов социально-
3. Проводить
изучение общественного мнения
по проектам строительства,
4. Осуществлять
контроль за использованием
5. Участвовать
в решении вопросов
6. Заслушивать
на своих заседаниях
7. Обращаться
в суд в случае нарушения
общезначимых для населения
8. Открывать счет в банке.
9. Владеть и пользоваться имуществом.
10. Кооперировать
на добровольной основе
11. Самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Участвовать
в создании общественных
13. Выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры.
14. Организовывать общественные работы на своей территории.
15. Вести учет и оказывать адресную помощь малоимущим, одиноким престарелым, инвалидам и другим категориям социально-незащищенных граждан.
16. Согласовывать
с уполномоченными на это
17. Вносить предложения
по организации охраны
18. Участвовать в создании детских площадок, мест отдыха, физкультурно-спортивных комплексов, сооружений.
19. Организовывать отдых населения, проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий и праздников.
20. Содействовать внедрению в быт новых обрядов и традиций, развитию народного творчества.
21. Вносить предложения
о переименовании улиц и
22. Совместно
с уполномоченными на это
23. Содействовать в поддержании надлежащего состояния кладбищ и других мест захоронения.
Также органы местного самоуправления с учетом конкретных местных условий, возможностей соответствующего органа ТОС могут своими решениями, по согласованию с органом ТОС, передавать ему свои полномочия по управлению отдельными объектами муниципальной собственности, находящимися на данной территории, а также другие права, относящиеся к ведению и компетенции местного самоуправления с одновременной передачей соответствующих материально-финансовых ресурсов.
Финансово-экономическая основа ТОС
Закон «О местном самоуправлении в Российской Федерации» предусматривает направления экономической деятельности органов территориального общественного самоуправления. Причины этого вполне определены: нацелить общественные формирования на решение социальных задач населения с помощью экономических средств и обеспечить им материальную основу жизнедеятельности. Без экономических рычагов общественные формирования в существующих рыночных отношениях имели бы нулевое значение
Ст.84 Закона РФ "О местном самоуправлении в РФ" наделила органы общественного самоуправления правами создания в установленном порядке предприятий и организаций, удовлетворяющих потребности населения в товарах и услугах. А необходимость в таких правах очевидна. Однако, и здесь уместны замечания. Известно, что перечень товаров и услуг может быть безграничным. Не выставляя заранее барьеров на пути создания органами территориального самоуправления разного рода предприятий, рациональнее на этапе становления системы местного самоуправления "замкнуть" данное полномочие, прежде всего, на создание предприятий, характер которых связан с обслуживанием населения по месту жительства, а именно: эксплуатация жилых домов, др. социально значимых объектов. Приватизация жилого фонда, высокие ставки за воду, газ, тепло, электроэнергию, за услуги по поддержанию жилищных комплексов в нормальном состоянии будут совершенно очевидными стимулами для создания в первую очередь предприятий именно такого вида. К тому же, если у граждан есть желание создать какое-либо предприятие, они могут это сделать в порядке, предусмотренном Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Специфика органов территориального общественного самоуправления должна отразиться на характере создаваемых ими предприятий.
Говоря о праве органов территориального самоуправления на создание предприятий, возможна ситуация, при которой именно созданное предприятие может оказаться центром инициативного участия населения с широким и массовым движением в последующем. Особая чистота в вопросе о том, что должно быть образовано первым: орган территориального общественного самоуправления или предприятие - не нужна. Появится предприятие, объединившее интересы населения, на его инициативной базе возможно формирование органа территориального самоуправления. Будет создан орган самоуправления, при нем возможно создание предприятия.
Главное - обеспечить свободу осуществления инициативы населения по месту жительства, поддержать ее и защитить.
Ст. 84 Закона РФ "О местном самоуправлении в РФ" содержит и другие правовые возможности реализации инициативы органов территориального самоуправления в экономической деятельности. Здесь и их право выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств местного бюджета и собственных финансовых ресурсов; и право кооперировать на добровольной основе средства населения, предприятий, учреждений и организаций для финансирования целевых социальных программ; и возможность участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений на акционерной или паевой основе организовывать иную экономическую деятельность, не запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения.
Таким образом. Закон открыл возможность активного вхождения органов территориального общественного самоуправления в экономическую деятельность. Однако при рыночных отношениях эти возможности могут остаться возможностями, или не будут решены, по крайней мере, два вопроса:
• наделение
органов территориально-
• реальное образование у данных органов финансовых ресурсов. Вновь обратимся к Закону РФ "О местном самоуправлении в РФ". В ст. 8 5 закреплены полномочия по самостоятельному использованию имеющихся в их распоряжении финансовых ресурсов в соответствии с уставными целями и программами социально-экономического развития соответствующих территорий. Эта же статья говорит о составе финансовых ресурсов, включая в них собственные, заемные средства, а также средства, передаваемые органам ТОС местной администрацией. Образование заемных средств вполне понятно. По истечении определенного времени их придется возвращать. Образование собственных средств законодатель связал с экономической деятельностью органов территориального самоуправления, добровольными взносами и пожертвованиями предприятий, учреждений, организаций, а также с др. поступлениями.
Приходится констатировать: экономическая деятельность и при образовании финансовых ресурсов признается одним из главных аргументов нормальной работы органов территориального общественного самоуправления. Поскольку получение доходов чаще всего возможно по истечении какого-то времени, обращает на себя внимание формула закона о средствах, передаваемых органам территориального общественного самоуправления местными администрациями. В чем ее содержание? Органы местного самоуправления в настоящее время отягощены множеством нерешенных социальных проблем. Их финансовые ресурсы скудны. О простой передаче даже некоторой части этих ресурсов органам территориального общественного самоуправления не может быть и речи. Следует отметить возможность передачи части финансовых ресурсов при следующих условиях: орган территориального общественного самоуправления берет на себя решение тех или иных социальных проблем населения, проживающего на его территории, а местная администрация передает ему финансовые ресурсы, расходуемые на решение данных проблем. Как видим, условия довольно простые.
Орган территориального общественного самоуправления заинтересован в таком обмене: создаются условия для участия его членов в решении вопросов ежедневного быта, которые не без оснований иногда называют «проклятыми». Имеются в виду вечно текущие крыши жилых домов, постоянно требующие ремонта водопровод и канализация, как правило, неудовлетворительное содержание социально значимых строений, дворов, площадок и т.д. Между тем, финансовые ресурсы, несмотря на их недостаточность, выделяются для решения именно указанных проблем.
Вывод очевиден: органу территориального общественного самоуправления в случае претензий на средства местного бюджета придется продумывать пути рационализации социального обслуживания населения на своей территории, способы устранения лишних управленческих звеньев, формы привлечения средств населения в виде взносов или пожертвований.
Экономические основы ТОС
Это, во-первых,
право территориальных
Во-вторых, население, осуществляющее местное самоуправление, необходимо признать субъектом, осуществляющим владение, пользование и распоряжение собственностью территории. Без этого никак нельзя, собственность обязательно какая-то должна быть.
В-третьих, совет,
как представительный орган территориально-
Здесь возникает вопрос, что представляет собой совет как орган, и почему ему, вместо представительных функций, присваиваются исполнительные. Исполнительными органами, уже имеющимися на территории и как то более менее поддерживающими ее жизнь, являются жилищно-эксплуатационные службы.
Собственность территории формируется из следующих источников:
• жилой и нежилой фонды;
• объекты соцкультбыта;
• объекты внешнего благоустройства;
• имущество, приобретенное в результате хозяйственной деятельности;
• имущество, безвозмездно
или на договорных условиях передаваемое
органам ТОС иными
Конечно, не каждый орган территориального самоуправления будет иметь такое имущество, все зависит от уровня этого органа.
Финансовые
ресурсы состоят из собственных,
заемных, бюджетных средств, выделяемых
органами государственной власти
и местного самоуправления, добровольных
взносов и пожертвований
Бюджет органа территориального общественного самоуправления формируется из следующих источников:
• бюджетные средства;
• субвенции (строительство, дороги);
• проценты по вкладам и акциям органа ТОС;
• доля прибыли от собственных предприятий. Создание собственных предприятий для населения территории очень выгодно. Во-первых, это решает хотя бы частично проблемы занятости. Во-вторых, средства как бы прокручиваются несколько раз на данной территории, принося двойную, тройную пользу;
• плата за землю, находящуюся в ведении органа территориального общественного самоуправления (в ведении, а не в собственности, т.к. земля должна находиться все-таки в собственности города). На примере микрорайона Верхние Печеры видно, что это имеет смысл. Уже просматривается заинтересованность данной территории в том, где и какой киоск поставить, и какую выгоду ей это сулит;