Бюджетная основа муниципального самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 07:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы связана с тем, что изменения экономических отношений осуществляемых в Российской Федерации привели к осознанию необходимости реформирования системы государственного управления и передаче значительной части функций по обеспечению жизнедеятельности населения местным органам, наделив их соответствующим статусом, компетенцией, материальными и финансовыми ресурсами.
Целью работы является исследование основ организации экономической деятельности муниципальных образований.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………............4
ГЛАВА I…………………………………………………………………………………………......5
1.1 Понятие экономической основы местного самоуправления………………………………...5
1.2 Муниципальная собственность………………………………………………………………..7
ГЛАВА II…………………………………………………………………………………………..10
2.1 Местные бюджеты…………………………………………………………………………….10
2.2 Доходная часть………………………………………………………………………………...12
2.2.1. Система финансирования доходной части местного бюджета Нижнеингашского района…………………………………………………………………………………………...…14
2.2.2. Участники бюджетного процесса и исполнение бюджета
Нижнеингашского района……………………………………………………………………….16
2.2.3 Доходы местного бюджета Нижнеингашского района………………………………..18
2.3 Расходная часть……………………………………………………………………………….20
ГЛАВА III………………………………………………………………………………………...22
3.1 Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований……………..22
3.2 Проблемы становления экономической самостоятельности муниципальных
Образований……………………………………………………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….…….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………30

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 60.53 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………............4

ГЛАВА I…………………………………………………………………………………………......5

1.1 Понятие экономической основы местного самоуправления………………………………...5

1.2 Муниципальная собственность………………………………………………………………..7

ГЛАВА II…………………………………………………………………………………………..10

2.1 Местные бюджеты…………………………………………………………………………….10

2.2 Доходная часть………………………………………………………………………………...12

   2.2.1. Система финансирования доходной части местного бюджета Нижнеингашского района…………………………………………………………………………………………...…14

   2.2.2. Участники бюджетного процесса и исполнение бюджета

Нижнеингашского района……………………………………………………………………….16

   2.2.3 Доходы местного бюджета Нижнеингашского района………………………………..18

2.3 Расходная часть……………………………………………………………………………….20

ГЛАВА III………………………………………………………………………………………...22

3.1 Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований……………..22

3.2 Проблемы становления экономической самостоятельности муниципальных

Образований……………………………………………………………………………………...26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….…….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы работы связана с тем, что изменения  экономических отношений осуществляемых в Российской Федерации привели  к осознанию необходимости реформирования системы государственного управления и передаче значительной части функций  по обеспечению жизнедеятельности  населения местным органам, наделив  их соответствующим статусом, компетенцией, материальными и финансовыми  ресурсами.

 

Целью работы является исследование основ организации экономической  деятельности муниципальных образований.

 

Нормативную базу исследования составили:

Конституция РФ, Бюджетный  Кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый  Кодекс РФ, федеральные законы: «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г., «О муниципальной  службе в Российской Федерации» 2007 г., «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» 1997 г., «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г., «Об особенностях эмиссии и обращения государственных  и муниципальных ценных бумаг» 1998 г., Европейская Хартия местного самоуправления и ряд других нормативно-правовых актов.

 

Теоретическая основа исследования представлена в трудах таких отечественных  ученых как: Р.Х. Адуков, А.Н. Адукова, В.И. Васильев, И.В. Выдрин, В.Б. Зотов, А.Н. Кокотов, Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин, Е.М. Кошевников, И.А. Коноплева, С.П. Головач, С. Ленская, Е. Сычева, Г.X. Шахназаров, Р.М. Усманова, В.Н. Хорьков, Н.В. Нагорная, Е.С. Шугриной, М.Ю. Тихомиров, а также ряда других авторов.

 

При написании данной работы были использованы следующие общепринятые методы исследования: логический, сравнительно-исторический, статистический, формализации, анализ и синтез, прогнозирования.

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.

1.1 Понятие и принципы экономической основы местного самоуправления

Согласно Конституции  РФ, органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, создавать условия для обеспечения  повседневных потребностей населения - это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина, гарантируемых демократическими государствами - права на достойную жизнь. Таким  образом, местное самоуправление не только оппонент, но и соратник государственной  власти, а развитое, местное самоуправление освобождает органы государственной  власти от «текучки», позволяет сконцентрироваться на решении общегосударственных  проблем, способствует оптимизации  государственного управления.

Однако важно понимать, что органы местного самоуправления должны иметь право на достаточную  для осуществления своих функций  и полномочий экономическую и  финансовую базу. Как отмечают Ю.А. Тихомиров  и Г.Н. Шахназаров: «в процессе становления  местного самоуправления важное значение имеет обеспечение его деятельности соответствующими материальными предпосылками. Реально самоуправление только тогда, когда оно обеспечено экономикой.1 Из этого следует, что признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает определенные обязательства со стороны государства по созданию необходимых экономических, финансовых и правовых условий и предпосылок для развития местного самоуправления.

Само понятие «экономическая основа местного самоуправления» представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием  и использованием муниципальной  собственности, местных бюджетов и  иных местных финансов в интересах  населения муниципальных образований. Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. установил, что экономическую  основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, средства местных бюджетов, имущество, находящиеся  в государственной собственности  и переданные в управление органам  местного самоуправления, а также  в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Часто встречается  и понятие «финансовые ресурсы  муниципального образования», под которыми понимается совокупность финансовых средств, состоящих из средств местного бюджета, внебюджетных фондов, финансовых ресурсов муниципальных предприятий, ссуд, займов, средств от продажи муниципальной  собственности, ценных бумаг.


1 Самоуправление: от теории к практике / Под ред. Ю.А. Тихомирова, Г.Х. Шахназарова. - М.: Юрид. лит., 1988. С. 41.

В законе о местном самоуправлении 1995 г. глава посвященная экономической  основе, называлась «финансово-экономическая  основа местного самоуправления» Однако, понятие финансовой основы несколько  уже, чем экономической, так как  первая является составной частью второй, что отразилось на действие законодателя, который в законе «Об общих  принципах организации местного самоуправления» 2003 г. сменил название главы на «экономическая основа местного самоуправления».

К источникам муниципального права России относится Европейская  хартия местного самоуправления. В  статье 9 Хартии сформулированы следующие  основные требования к финансовым ресурсам местного самоуправления:

- достаточность собственных финансовых средств и их соразмерность предоставленным полномочиям;

- свобода распоряжения этими средствами при осуществлении своих функций;

- поступление хотя бы части финансовых средств местного самоуправления за счет местных сборов и налогов;

- защита более слабых органов местного самоуправления за счет процедур финансового выравнивания;

- предоставление субсидий не должно идти в ущерб выбора политики органов местного самоуправления Европейская Хартия о местном самоуправлении.2 Эти положения Европейской Хартии о местном самоуправлении, которую Россия ратифицировала в 1998 году, можно рассматривать в качестве общих принципов, которые должны определять экономическую и финансово-налоговую политику демократического государства применительно к местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны. Не случайно в Европейской хартии самая большая по объему статья посвящена характеристике источников финансирования органов местное самоуправление.

Общие начала финансовой деятельности органов местного самоуправления регулируются на уровне Конституции Российской Федерации, устанавливающей основные принципы организации и деятельности общества и государства и оказывающей  существенное влияние на развитие российского  законодательства. Так, в соответствии со статьей 132 Конституции РФ, при  наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны передаваться необходимые  для их осуществления материальные и финансовые средства.

Однако, как справедливо  отмечает В.И. Васильев, содержание «общих принципов организации местного самоуправления» в Конституции  не раскрыто.


2// Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 36. - Ст. 4466..

 

 И, как неоднократно  отмечалось и Конституционным  Судом, и доктриной, может быть  определено лишь текущим законодательством,  причем по-разному в зависимости  от политических, экономических  и социальных условий».3

Подводя итог данной главы  на основе вышеизложенного можно  сделать вывод, что экономическая  основа, обеспечивает хозяйственную  самостоятельность местного самоуправления, служит, прежде всего, удовлетворению потребностей населения муниципальных  образований, созданию условий его  жизнедеятельности. При этом принципы его экономической организации  заложены не только в национальном законодательстве, но и в ратифицированной Россией Европейской хартии местного самоуправления.

 

1.2 Муниципальная собственность

Важное место в составе  экономической основы местного самоуправления занимает муниципальная собственность. Развитие товарно-денежных отношений, юридическое закрепление многообразия форм собственности, появление множества  субъектов реальных рыночных отношений  поставили перед местным самоуправлением  задачу формирования собственной финансово-экономической  базы на новых основах. Еще раз  отметим, что одним из главных  условий жизнедеятельности местного самоуправления является наличие у  него материально-финансовой базы. Конституция  Российской Федерации закрепила  наличие муниципальной собственности  и ее равноправие с другими  формами собственности, а также  наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью.

Необходимо рассмотреть  понятие муниципальной собственности. В научных источниках дается определение  муниципальной собственности как  целого, состоящего из частей. Можно  говорить, что муниципальная собственность  включает муниципальные предприятия, объекты социально-культурного и  бытового назначения, транспорт, местную  промышленность, а также земли, недра, леса, растительный и животный мир.

 

 

 

 


3 Васильев В.И. Административно-территориальное устройство региона и территориальное устройство местного самоуправления / В.И. Васильев // Журнал российского права. 2006. № 3. С.12..

 

 В юридической энциклопедии  говорится, что муниципальная  собственность - это имущество,  принадлежащее на праве собственности  городским и сельским поселениям.4 Гражданский кодекс Российской Федерации под муниципальной собственностью понимает имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.5 Ряд авторов считают, что муниципальную собственность нужно определять как отношения между субъектами экономической деятельности по поводу воспроизводства тех или иных объектов.6 Последнее определение дает наиболее полное представление об экономической деятельности местного самоуправления и раскрывает роль данной категории в системе общественного воспроизводства.

В соответствии со ст. 50 закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. в состав муниципальной  собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные  земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной  собственности, муниципальные предприятия  и организации, муниципальные банки  и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые  помещения, муниципальные учреждения здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Закон не случайно дает довольно широкий  состав элементов муниципальной  собственности, так как реальное наличие такого перечня собственности  создает все условия органам  местного самоуправления для обретения  настоящей власти.

Формирование муниципальной  собственности осуществляется путем  разграничения собственности, приватизации, создания новых объектов, передачи, приобретения в результате купли-продажи, дарения, наследства и т.д. Процесс  формирования муниципальной собственности  во многом зависит от решения проблемы разграничения собственности между  Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования  самостоятельно владеют, пользуются и  распоряжаются имуществом в соответствии с законом. Органы местного самоуправления вправе:

 


4 Юридическая энциклопедия / [Под ред. М. Ю. Тихомирова]. - М. :ЮРИНФОРМЦЕНТР, 1997. С. 249..

5 Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 июня 2008 года. - М.: Эксмо, 2008. С. 142..

6 Ленская С. Общественный сектор и муниципальная собственность. / С. Ленская, Е. Сычева // Экономист. 1998. № 8. С. 69..

- передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов;

- выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств. Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность;

Информация о работе Бюджетная основа муниципального самоуправления