Бюджетирование как инструмент управления деятельностью проектно-ориентированной генподрядной строительной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретических, методических, а также практических положений и рекомендаций по созданию и внедрению системы бюджетирования проектов как эффективного инструмента управления деятельностью проектно-ориентированной генподрядной организации.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- выполнить анализ существующих подходов к бюджетированию и научно обосновать необходимость его внедрения в проектно-ориентированной генподрядной организации;
- определить цели, задачи и преимущества проектного бюджетирования;

Оглавление

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

§1.1. Анализ существующих подходов к бюджетированию.

§1.2. Определение понятия и сущности бюджетирования проекта.

§1.3. Цели, задачи и преимущества проектного бюджетирования.

§1.4. Особенности деятельности генподрядных организаций, оказывающие влияние на систему бюджетирования.

Выводы по Главе I

ГЛАВА И. РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ГЕНПОДРЯДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

§2.1. Объекты проектного бюджетирования в генподрядной организации.

§2.2. Принципы проектного бюджетирования в проектно-ориентированных организациях.

§2.3. Состав бюджетов проектов и основные планируемые показатели генподрядной организации.

§2.4. Организационная модель проектного бюджетирования.

§2.5. Организационно-временной регламент проектного бюджетирования в генподрядных организациях.

Выводы по Главе П.

ГЛАВА III. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОЕКТНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ГЕНПОДРЯДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ОАО КОРПОРАЦИИ «ТРАНССТРОЙ»)

§3.1. Организация внедрения системы управления проектами и бюджетирования в ОАО Корпорация «Трансстрой».

§3.2. Порядок внедрения системы проектного бюджетирования и формирования годовых и исполнительных бюджетов проектов.

§3.3. Порядок организации управленческого учета затрат по проектам.

§3.4. Порядок организации контроля затрат по проектам.

Выводы по Главе Ш.

Файлы: 1 файл

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ.docx

— 28.96 Кб (Скачать)

 

12. Разработана структура  и состав плана (бюджета) проекта,  состоящего из плана (бюджета)  доходов и расходов проекта,  плана движения денежных средств  по проекту и производственной  программы (плана) проекта. Раскрыто  содержание каждого из планов (разделов) бюджета проекта. 

 

13. Разработана бюджетная  структура генподрядной организации.  Определены функции, структура  и состав показателей, период  бюджетирования^ каждого вида бюджетов, входящего в бюджетную структуру организации.

 

14. Разработана организационная модель проектного бюджетирования, определяющая этапы, функции и участников процесса проектного бюджетирования.

 

Доказано, что эффективным  способом структуризации функций бюджетирования является структуризация функций по бюджетам. В этом случае будут выделяться следующие функции: корпоративное бюджетирование, бюджетирование портфеля проектов, бюджетирование проектов.

 

Структуризация и детализация  основных функций бюджетирования позволила автору сформулировать основные бизнес-процессы работы с бюджетами, выполняемые на каждом этапе бюджетного цикла.

 

15. Для генподрядных организаций,  имеющих проектную структуру  управления в виде проектных  групп и офиса управления проектами,  определены участники процесса  проектного бюджетирования, а также функции, выполняемые основными группами участников.

 

16. Разработан организационно-временной  регламент проектного бюджетирования для генподрядных организаций, определяющий порядок и последовательность действий участников бюджетного процесса. Регламент представлен в табличной форме и определяет функции бюджетирования, их распределение между участниками процесса, периоды планирования, форматы бюджетных документов, закрепление ответственности за статьи бюджетов за каждым исполнителем.

 

17. Разработаны положения по организации управленческого учета затрат по проектам, выполненные при участии автора для ОАО Корпорация «Трансстрой», в которых определены функции управленческого учета затрат по проектам, объекты управленческого учета (показатели, исполнители работ по управленческому учету затрат, источники информации), а также перечень форм управленческой отчетности по затратам проектов и портфелю проектов в целом.

 

18. Разработаны положения  по организации контроля затрат  по проектам, определяющие цели, задачи и функции контроля, систему  контролируемых показателей, ответственных  исполнителей, а также перечень  форм документов, обеспечивающих  контроль затрат по проектам.

 

Достоверность результатов  диссертационного исследования основывается на применении обоснованных и общепризнанных современных теорий и методов  менеджмента, управления проектами, апробации  подготовленных автором методик, регламентов  и рекомендаций.

 

Научная значимость и практическая ценность диссертационного исследования.

 

В методологическом плане  значимость результатов работы состоит  в развитии теории и методологии  бюджетирования, его использовании при управлении строительными программами и проектами в рамках генподрядных организаций.

 

Практическая значимость проведенного исследования заключается  в том, что оно является практическим пособием, включающим набор рекомендаций, регламентов и форм документов, позволяющих  создать эффективную систему  бюджетирвания при подготовке и реализации строительных программ и проектов.

 

Реализация и апробация  результатов исследования.

 

Разработки диссертационного исследования нашли практическое применение при формировании Группой компаний ПИК концепции программы строительства  в г. Москве и других регионах России до 2012 года с объемом возводимого жилья свыше 10 млн. кв.м.

 

Для компании ООО «ВЕЛКА-РИЭЛТИ», участвующей в реализации, городской  инвестиционной программы г. Москвы «Шаговая доступность» по строительству  предприятий бытового обслуживания, торговли и питания в зоне пешеходной доступности для каждого жилого дома, автором были разработаны) и  успешно реализованы положения  по созданию и развитию Управляющей  компании, которой были делегированы права и функции по подготовке и осуществлению проектов по строительству  объектов в рамках указанной программы.

 

В последние годы ООО «Группа компаний «Трансстрой» и ЗАО «МКС Холдинг» активно осуществляют создание корпоративной системы управления, проектами, строительства объектов, осуществляемых на основе договоров генерального подряда, в дочерних организациях. На основе материалов диссертационного исследования и при непосредственном участии автора был разработан типовой Регламент проектного управления строительством объектов, сооружаемых на основе договоров генерального подряда, который нашел практическую реализацию в ОАО Корпорация «Трансстрой». Данный документ определяет основные задачи и функции Группы по управлению проектами, процедуры создания, функционирования и завершения работы Группы; организационную структуру и взаимодействие Группы с подразделениями Корпорации; вопросы материально-технического, трудового и информационного обеспечения Группы, вопросы оплаты труда и материального поощрения; правовую ответственность Руководителя проекта; организацию работы Группы на всех стадиях реализации проекта, включая бюджетирование, расчеты, бухгалтерский учет и контроль и др. В рамках создания корпоративной системы управления проектами разработан ряд нормативно-методических документов, необходимых для проведения «пилотного» внедрения системы. В перечень первоочередных документов, обеспечивающих внедрение бюджетирования проектов вошли: «Положение о порядке планирования (бюджетирования) доходов и расходов по проектам», «Положение об организации управленческого учета затрат по проектам», «Положение об организации контроля затрат по проектам», «Положение об оценке деятельности групп по управлению проектами и материальном стимулировании работников».

 

Разработанные нормативные  документы по бюджетированию проектов определяют порядок выполнения основных функций бюджетирования проектов, порядок сбора и представления информации о выполнения плана (бюджета) доходов и расходов по проектам, порядок проведения контроля и анализа исполнения плана (бюджета) проекта и его корректировки, а также порядок выполнения основных функций управленческого учета.

 

Общие положения диссертации  докладывались на заседаниях совета директоров ОАО «Группа компаний ПИК», ООО «Группа компаний «Трансстрой», ЗАО «МКС Холдинг», ООО «ВЕЛКА-РИЭЛТИ», Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы в инвестиционно-строительной сфере, недвижимости и жилищно-коммунальнои комплексе (Иркутск, 2007г), где получили положительную оценку и одобрение научной общественности.

 

Объем и структура работ.

 

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и 3 приложений. Содержит 192 страницы основного текста (включая 14 таблиц, 18 рисунков). Список использованной литературы состоит  из 141 наименования трудов отечественных  и зарубежных авторов.

Заключение диссертации 

по теме "Финансы, денежное обращение и кредит", Иванова, Наталия Вячеславовна

 

Выводы по Главе III

 

1. Приведены основные результаты  пилотного внедрения проектного управления в ОАО Корпорация «Трансстрой», включая создание проектных структур в виде Департамента реализации проектов и Групп по управлению проектами. Раскрыты основные задачи и бизнес-процессы, выполняемые Департаментом и Группами по управлению проектами, включая функции планирования и контроля за исполнением проектов. Определена организационная структура Департамента, количественный и квалификационный состав входящих в него подразделений.

 

2. Разработан перечень  форм документов, сопровождающих  процессы проектного бюджетирования в генподрядной организации. Перечень включает 21 форму, в том числе 16 форм для планирования отдельного проекта и 5 форм для составления сводного бюджета по проектам. Представленный перечень плановых документов является минимально необходимым для пилотного внедрения системы проектного бюджетирования в условиях отсутствия автоматизированной информационной системы.

 

3. Определен разработанный  с участием диссертанта порядок  формирования годовых и исполнительных  бюджетов проектов для Корпорации  «Трансстрой». Порядок содержит последовательность и схемы расчета показателей бюджетов, источники информации и исполнителей бюджетов. Схема формирования бюджетов проектов (в т.ч. нарастающим итогом) приведена в табличной форме. Формы бюджетов даны в приложении к диссертации.

 

4. Разработаны основные  положения по организации управленческого  учета затрат по проектам, выполненные  при участии автора для Корпорации  «Трансстрой». Основные положения определяют функции управленческого учета затрат по проектам, объекты управленческого учета (показатели, исполнители работ по управленческому учету затрат, источники информации). В диссертации приведен организационно-временной регламент выполнения функций управленческого учета, а также перечень форм управленческой отчетности по затратам проектов и портфелю проектов в целом.

 

5. Представлен порядок  организации контроля затрат  по проектам, разработанный с  участием автора для Корпорации  «Трансстрой», который определяет цели, задачи и функции контроля, систему контролируемых показателей, ответственных исполнителей. Контроль затрат по проектам осуществляется на основе отклонений «план-факт» с использованием различных методов анализа (простого анализа отклонений, метода факторного анализа отклонений, метода ранжирования). Диссертантом представлен перечень форм документов, обеспечивающих контроль затрат по проектам, которые базируются на формах управленческой отчетности, максимально совместимых с форматом плановых форм. Регламент выполнения функций контроля затрат по проектам приведен в табличной форме.

 

Заключение 

 

Основные положения и  выводы по диссертации вкшочают:

 

1. Определено, что инвестиционно-строительная сфера приобретает проектно-ориентированный характер, что обуславливает внедрение новых современных методов, инструментов управления, таких как бюджетирование, управленческий учет, контроль. Именно их наличие становится определяющим фактором жизнеспособности строительной организации.

 

2. Генподрядные организации  сегодня в большей степени  выполняют функции управляющих  компаний проектами строительства,  в связи с чем существующие системы по планированию (бюджетированию) деятельности по реализации «материальных» проектов, которые подразумевают «переработку» материальных ресурсов (т.е. непосредственно связанные с созданием объекта) не пригодны для их использования в рамках генподрядных организаций.

 

3. Изучены теоретико-методологические  аспекты проектного бюджетирования, включая анализ существующих подходов к бюджетированию, определение понятия сущности, целей, задач и преимуществ проектного бюджетирования, определение особенностей деятельности генподрядных организаций, влияющих на систему бюджетирования.

 

4. Выявлены причины, сдерживающие  процесс внедрения бюджетирования на предприятиях России, научно обоснована необходимость создания и внедрения системы бюджетирования в проектно-ориентированных генподрядных строительных организациях, установлены принципиальные отличия системы бюджетирования в подрядных и генподрядных организациях.

 

Установлено, что для генподрядной организации объектом проектного бюджетирования является договор генерального подряда, а для подрядной организации - строительный объект, что предопределяет различия в основных процедурах планирования, учета, анализа и контроля исполнения проектов, составе и содержании бюджетов, перечне планируемых показателей.

 

5. Разработаны организационно-методические  рекомендации по организации  бюджетирования в генподрядных организациях, в которых определены принципы бюджетирования, состав бюджетов проекта и основные планируемые показатели, предложена организационная модель бюджетирования, разработан организационно-временной регламент выполнения основных функций бюджетирования.

 

6. Разработана классификация  и дано описание различных  видов бюджетов, рекомендуемых при  внедрении бюджетирования в генподрядных строительных организациях. В качестве классификационных признаков использовались следующие: этапы планирования, виды деятельности, уровень консолидации, состав планируемых показателей, технология планирования.

 

7. Установлено, что основным  плановым документом при бюджетировании проекта является план (бюджет) доходов и расходов, который показывает соотношение всех доходов и расходов по проекту в плановом периоде и устанавливает целевые показатели прибыли.

 

Поскольку период выполнения проекта (договора генерального подряда) может совпадать и не совпадать  с длительностью планового периода, установленного в компании, то рекомендовано  выполнять планирование показателей  проекта (договора), как для планового  периода, так и для всего периода  выполнения проекта с определением, в том числе показателей выполнения проекта на дату начала и окончания  планового периода (показатели выполненных  и переходящих объемов работ, затрат и доходов).

 

8. Установлены различия состава статей бюджета в подрядной и генподрядной организациях. Основными статьями бюджета в подрядной организации являются объемы работ и график их выполнения; себестоимость работ, включая материальные затраты, в том числе на сырье и материалы, затраты на оплату труда, отчисления во внебюджетные фонды, амортизация основных средств, прочие затраты, а также прибыль, полученная за счет выполнения и сдачи генподрядчику работ по строительству объекта.

 

В генподрядной организации  основными расходными статьями бюджета  проекта выступают расходы на оплату работ (услуг) подрядчиков, поставщиков  материальных ресурсов, административно-хозяйственные  и операционно-внереализационные расходы.

 

Доходная часть бюджета  будет формироваться за счет следующих  источников: маржинальный доход, полученный как разница между ценой контракта  с заказчиком и фактической себестоимостью работ; фиксированный процент за управление проектом; прибыли, за счет выполнения работ силами собственных  подрядных организаций; маржинальный доход, полученный как разница между  тендерной ценой и ценой контракта  с подрядчиками, операционные и внереализационные доходы.

Информация о работе Бюджетирование как инструмент управления деятельностью проектно-ориентированной генподрядной строительной организации