Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:09, дипломная работа
Цель данной работы - провести анализ доходов и расходов местного бюджета.
Основными задачами работы, исходя из ее цели являются:
- раскрыть понятие и роль местных бюджетов;
- охарактеризовать структуру доходов и расходов местных бюджетов в Российской Федерации;
- проанализировать доходы и расходы местного бюджета на примере конкретного муниципального образования - г. Кемерово.
Введение
Глава 1. Теоретические основы, сущность и понятие бюджета муниципального образования
1.1 Понятие и роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований
1.2 Доходы местных бюджетов
1.3 Расходы местных бюджетов
1.4 Регулирование и дальнейшее развитие муниципальных бюджетов
Глава 2. Социально-экономическая характеристика муниципального образования г. Кемерово
2.1 Общая характеристика г. Кемерово
2.1 Характеристика бюджета и бюджетного процесса муниципального образования г. Кемерово
3. Анализ доходов и расходов местного бюджета г. Кемерово
3.1 Методы экономического анализа хозяйственной деятельности
3.2 Анализ доходов местного бюджета г. Кемерово
3.3 Анализ расходов местного бюджета г. Кемерово
3.4 Проблемы формирования бюджета и пути преодоления дефицита бюджета муниципального образования г. Кемерово
Выводы и предложения
Список литературы
Расходная часть местного бюджета г. Кемерово, в частности, включает:
- расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и субъектов РФ;
- расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных
полномочий; переданных органам местного самоуправления;
- расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;
- расходы,
связанные с обслуживанием и
погашением муниципального
- ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска и др.
Расходы местного бюджета г. Кемерово представлены в таблице 10.
Таблица 10. Расходы местного бюджета г. Кемерово
Показатели |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
Отклонения (+/-) | |
2004/2002 | |||||
тыс. руб. |
% | ||||
Государственное управление и местное самоуправление |
179341,0 |
180102,0 |
238161,0 |
+58820,0 |
+32,8 |
Правоохранительная |
128186,0 |
147234,0 |
172456,0 |
+44270,0 |
+34,5 |
Промышленность, энергетика и строительство |
42578,0 |
54760,0 |
87130,0 |
+44552,0 |
+1,05 |
Сельское хозяйство |
9732,0 |
5877,0 |
2391,0 |
-7341,0 |
-75,4 |
Транспорт, связь и информатика |
123358,0 |
123723,0 |
174462,0 |
+51104,0 |
+41,4 |
Развитие рыночной инфраструктуры |
- |
1300,0 |
1000,0 |
+1000,0 |
+100,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
786331,0 |
954199,0 |
1396387,0 |
+610056,0 |
+77,6 |
Предупреждение и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий |
9364,0 |
31800,0 |
41718,0 |
+32354,0 |
+345,5 |
Образование |
47033,0 |
51487,0 |
1695763,0 |
+1648730,0 |
+3505, |
Культура, искусство и кинематография |
750,0 |
999,0 |
80963,0 |
+80213,0 |
+10695 |
Средства массовой информации |
750,0 |
999,0 |
1400,0 |
+650,0 |
+86,6 |
Здравоохранение и физическая культура |
541266,0 |
591637,0 |
456322,0 |
-84944,0 |
+15,7 |
Социальная политика |
389546,0 |
277277,0 |
322154,0 |
-67392,0 |
-17,3 |
Обслуживание государственного и муниципального внутреннего долга |
- |
674,0 |
640,0 |
+640,0 |
+100,0 |
Охрана окружающей среды |
- |
- |
- |
- |
- |
Территориальные экологические фонды |
572,0 |
- |
- |
-572,0 |
-100,0 |
Прочие расходы |
62938,0 |
77331,0 |
132404,0 |
+69466,0 |
+110,4 |
Средства, получаемые по взаимным расчетам из областного бюджета |
15329,0 |
1000,0 |
- |
-15329,0 |
-100,0 |
Всего расходов |
3413025,0 |
3625954,0 |
5178739,0 |
+1765714,0 |
+51,7 |
Как показывают результаты таблицы 10 расходы из местного бюджета с каждым годом увеличиваются: если в 2002г. они составляли 3413025,0 тыс. руб., в 2003 г. – 3625954,0 тыс. руб., то в 2004 г. эта сумма была равна 5178739,0 тыс. руб. В 2004г. расходы местного бюджета г. Кемерово по сравнению с 2002 г. увеличились на 51,7%.
Из результатов таблицы 10 следует, что наибольший % увеличения расходов был в 2003г. на предупреждение и ликвидацию последствий ЧС и стихийных бедствий. Вспомним, что 2003г. был трудный год: были наводнения, пожары, на ликвидацию которых и были израсходованы средства из местного бюджета.
По тем же, с нашей точки зрения, причинам (ведь в данную группу расходов входят и расходы помимо органов внутренних дел и на пожарную службу), а также в связи с усилением борьбы с терроризмом, было резкое увеличение расходов на правоохранительную деятельность, Расходы на правоохранительную деятельность составили в 2002г. - 128186,0 тыс. руб., в 2003 г. – 147234,0 тыс. руб., а в 2004 г. расходы увеличились на 34,5% по сравнению с 2002г. и составили 172456,0 тыс. руб.
По результатам таблицы 10 прослеживается постоянная динамика роста расходов на образование, здравоохранение и культуру. Увеличились расходы на промышленность, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Каков удельный вес каждой группы расходов в общей структуре сходов местного бюджета г. Кемерово? Представим расчеты для анализа в таблице 11.
Таблица 11. Доля отдельных групп расходов в местном бюджете г. Кемерово
Показатели |
2002 г. |
Уд. вес, % |
2003 г. |
Уд. вес, % |
2004 г. |
Уд. вес, % |
Отклонения (+/-) 2004/2002% |
Государственное управление и местное самоуправление |
179341,0 |
5,3 |
180102,0 |
4,96 |
238161,0 |
4,59 |
+32,8 |
Правоохранительная |
128186,0 |
3,8 |
147234,0 |
3,98 |
172456,0 |
3,33 |
+34,5 |
Промышленность, энергетика и строительство |
42578,0 |
1,2 |
54760,0 |
1,4 |
87130,0 |
1,68 |
+1,05 |
Сельское хозяйство |
9732,0 |
0,3 |
5877,0 |
0,14 |
2391,0 |
0,05 |
-75,4 |
Транспорт, связь и информатика |
123358,0 |
3,6 |
123723,0 |
3,4 |
174462,0 |
3,37 |
+41,4 |
Развитие рыночной инфраструктуры |
- |
- |
1300,0 |
0,03 |
1000,0 |
0,02 |
+100,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
786331,0 |
23,0 |
954199,0 |
24,1 |
1396387,0 |
26,9 |
+77,6 |
Предупреждение и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий |
9364,0 |
0,3 |
31800,0 |
0,8 |
41718,0 |
0,8 |
+345,5 |
Образование |
47033,0 |
31,5 |
51487,0 |
28,4 |
1695763 |
32,7 |
+3505,5 |
Культура, искусство кинематография |
750,0 |
1,4 |
999,0 |
1,3 |
80963,0 |
1,56 |
+10695 |
Средства массовой информации |
750,0 |
0,02 |
999,0 |
0,03 |
1400,0 |
0,03 |
+86,6 |
Здравоохранение и физическая культура |
541266,0 |
15,9 |
591637,0 |
14,9 |
456322,0 |
8,8 |
+15,7 |
Социальная политика |
389546,0 |
11,4 |
277277,0 |
7,0 |
322154,0 |
6,2 |
-17,3 |
Обслуживание государственного и муниципального внутреннего долга |
- |
- |
674,0 |
0,02 |
640,0 |
0,01 |
+100,0 |
Охрана окружающей среды |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Территориальные экологические фонды |
572,0 |
0,02 |
- |
- |
- |
- |
-100,0 |
Прочие расходы |
62938,0 |
1,8 |
77331,0 |
1,9 |
132404,0 |
2,6 |
+110,4 |
Средства, получаемые по взаимным расчетам из областного бюджета |
15329,0 |
0,4 |
1000,0 |
0,03 |
- |
- |
-100,0 |
Всего расходов |
3413025,0 |
100,0 |
3625954 |
100,0 |
5178739 |
100,0 |
+51,7 |
Как видно из результатов таблицы 11 наибольший удельный вес в структуре расходов местного бюджета г. Кемерово составляет в настоящее время образование, а затем ЖКХ. Доля расходов на образование в 2002г. составляла 31,5%, в 2003г. - 28,4%, а в 2004 г. уже 32,7%. Доля расходов на ЖКХ в 2002г. - 23,0%, в 2003г. - 24,1%, в 2004 г. – 26,9%.
3.4 Проблемы формирования бюджета
и пути преодоления дефицита
бюджета муниципального
Проблемы
бюджета муниципального образования
г. Кемерово во многом схожи с общими
проблемами местных финансов в Российской
Федерации. Как уже отмечалось, в
реально функционирующей
Остается
проблемой взаимоотношений
Процесс
развития местных бюджетов напрямую
связан с решением вопросов по разграничению
государственных и
Выход из этой запутанной ситуации видится в четком разграничении различных полномочий и способов их финансирования. Во-первых, было бы целесообразным, думается, исключить из списка «вопросов местного значения» (по сути являющегося списком «собственных» полномочий органов местного самоуправления) все те функции, в отношении коих местные органы лишь применяют правила и нормы, установленные на федеральном или региональном уровнях: они должны быть приравнены к делегированным полномочиям (например, выплата зарплаты преподавателям, а также различных пособий).
Во-вторых, следовало бы признать недостаточным содержащееся в законодательстве требование, согласно которому финансирование «собственных» и «делегированных» полномочий (в отношении как поступлений, так и расходов) прописывалось в бюджете отдельно. Важно пойти дальше, добиваясь того, чтобы средства, предназначенные для финансирования «делегированных» полномочий (которых в перспективе, вероятно, будет больше, чем сейчас), вообще не включались в бюджет муниципального образования, а перечислялись на казначейский счет муниципалитета; распорядителем же этих средств должен стать глава местной администрации, работающий под контролем как местного представительного органа, так и администрации субъекта Федерации.
Подобная схема уже применяется, в частности, в Московской области в отношении финансирования семейных пособий, выплата которых по-прежнему осуществляется органами местного самоуправления, подобную схему, по моему мнению, можно применить и в г. Кемерово.
Процесс
развития местных бюджетов также
будет постоянно зависеть и от
решения проблемы налогообложения
на муниципальном уровне. Отсутствие
Федерального Закона о местных налогах,
продолжающаяся тенденция сосредоточения
основной массы налоговых доходов
(более 60%) на федеральном уровне, постоянно
меняющийся механизм распределения
налогов по уровням бюджетной
системы, проблемы взаимоотношений
региональных и муниципальных
Ведь, как отмечалось выше, основу доходов местных бюджетов составляют регулируемые отчисления из вышестоящих бюджетов, которые как правило, не закреплены на постоянной основе, а меняются год от года.
Кроме того, в эти доходы входят отчисления от налога на прибыль
предприятий, от подоходного налога на физических лиц, а также акцизов, платежей за пользование природными ресурсами, налога с продаж, налога на вмененный доход и др. Практически все эти налоги являются федеральными или региональными. Естественно, это органы местного самоуправления не имеют реальной возможности влиять на изменения их ставки или долю отчисления в местный бюджет.
Как показал проведенный анализ доходов и расходов бюджета г. Кемерово вряд ли органы местного самоуправления в достаточной мере могут справиться самостоятельно с проблемой формирования доходов без помощи от центра. Анализ доходов бюджета г. Кемерово показал, что большую долю доходов составляют безвозмездные поступления (то есть регулируемые доходы) в виде дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета.
В тоже время
общая направленность налоговой
реформы в стране остается достаточно
негативной для доходной базы местных
органов власти. Так, следует заметить,
что с 1 января 2004г. были отменены все
местные налоги, удельный вес от
поступления которых в
Выход видится в том, чтобы при формировании доходов увеличивать долю собственных доходов.
Собственные доходы - общепризнанный символ автономии местного самоуправления и мерилом его реальной финансовой самостоятельности. Эти доходы, как мы рассматривали выше складываются как из налоговых доходов, так и неналоговых доходов.
Как показал проведенный анализ, у муниципального образования г. Кемерово прослеживается тенденция увеличения собственных доходов- и есть для этого определенные ресурсы.
Конечно, самым четким выражением самостоятельности органов местного самоуправления и оптимальным видом собственных доходов местных бюджетов являются так называемые эксклюзивные налоги, которые могут взиматься только данным муниципальным образованием. Но даже в этом случае, законодательная база по налогообложения в данный момент не благоприятствует развитию получения доходов в этом направлении. Но и в данной ситуации, есть выход. Не могут муниципальные образования увеличить налоги на землю, но могут увеличить арендную плату за пользование природными ресурсами. Так, например, в г. Кемерово можно увеличить плату за аренду земли, взимать сбор за пользование автостоянками. Но при этом следует, конечно, подходить к этому вопросу дифференцировано, не затрагивая интересы малообеспеченных людей.
Эта проблема напрямую связана с развитием рыночной инфраструктуры муниципальной собственности - следует увеличивать количество предприятий муниципальной собственности. Ведь в данный момент доходы от организации тех же автостоянок, оптовых рынков получают различные предприниматели, а не муниципальные образования. Увеличение муниципальных предприятий именно в тех направлениях, которые в данный момент регулируются муниципальным образованием г. Кемерово - один из путей улучшения формирования доходной базы местного бюджета.
В какой-то мере может помочь увеличить расходы на решение актуальных для города социальных проблем секвестирование бюджета, урезание некоторых статей, в частности статей на содержание административного аппарата.
Не используется в г Кемерово такой эффективный метод получения дополнительных доходов и инвестиций как выпуск ценных муниципальных бумаг, в частности, можно было бы организовать муниципальный заем.
Таким образом, развитие финансовой базы муниципальных образований в России связано с целым рядом объективных и субъективных
противоречий. Некоторые из них носят скорее политический, нежели экономический характер. На протяжении последних лет, законодательная юридическая база не обеспечивает решение проблемы формирования эффективной экономической основы муниципальных финансов. Существующая финансовая база муниципального образования имеет много внутренних противоречий и не может полноценно функционировать как система обеспечивающая экономическую основу источников дохода, провозглашенных в Конституции Российской Федерации. Но при этом проблема может в какой-то мере решаться на местном уровне при обеспечении местного самоуправления большей самостоятельностью.