Местные бюджеты и их роль в решении задач социального развития субъектов РФ и муниципальных образований. Государственные минимальные соц

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:11, контрольная работа

Краткое описание

Цель банковского регулирования – обеспечение стабильности и устойчивости банковской системы. Текущие задачи банковского регулирования и его организации в каждой стране зависят от уровня экономического развития, национальных особенностей, политической и экономической ситуации.

Оглавление

Введение 3
Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков 6
Надзор и аудит за деятельностью коммерческих банков 21
Заключение 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Экономические нормативы регулирования деятельности коммерческих банков, их содержание, роль и пути совершенствования.doc

— 159.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Организация деятельности коммерческого банка»

на тему: Местные бюджеты и их роль в решении задач социального развития субъектов РФ и муниципальных образований.

Государственные минимальные социальные стандарты, их роль в формировании бюджетных средств.

 

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                 3

Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков             6

Надзор и аудит за деятельностью коммерческих банков                                  21

Заключение                                                                                                           34

Список использованных источников                                                                  36

 


ВВЕДЕНИЕ

Банки играют важную роль в обеспечении функционирования рыночной экономики: осуществляют посредничество в платежах, в кредитовании и инвестировании, они стимулируют трансформацию сбережений в инвестиции и т.д.

Но удовлетворительно выполнять свои функции и играть активную роль в развитии экономики банки могут лишь при наличии доверия к ним со стороны клиентов, вкладчиков и инвесторов. Если из-за недостаточной ликвидности или неплатежеспособности банки не выполняют своевременно свои обязательства, население и рыночные субъекты теряют доверие к ним.

Банковские проблемы могут иметь как внешние (общая макроэкономическая нестабильность, низкая рентабельность производственного сектора, жесткая валютная политика и др.), так и внутренние причины (плохое управление, отсутствие четких норм и стандартов кредитования, низкая квалификация персонала).

Если решение проблем банковской ликвидности затягивается и они затрагивают значительную часть банков страны, возникает банковский кризис, который влечет за собой серьезные макроэкономические издержки.

Результатом банковских кризисов становится возрастание стоимости посредничества, повышение уровня процентных ставок и процентной маржи.

Учитывая те важные функции, которые выполняют банки в рыночной экономике, и тяжелые макроэкономические и социальные последствия банковских кризисов, во всех развитых странах постепенно сложилась особая система мер, направленных на сохранение доверия к банкам и предотвращение разрастания их финансовых проблем до размеров системного банковского кризиса.

Во всех рыночных странах банковское дело является одним из наиболее регулируемых видов предпринимательской деятельности в силу особого положения банков в экономике и их повышенной финансовой уязвимости. Для обеспечения стабильности банков применяется особая система регулирующих мер, называемая банковским регулированием, которой нет в других отраслях экономики: промышленности, торговле, сельском хозяйстве. Существуют специальные механизмы, предотвращающие распространение проблем отдельных банков на всю банковскую систему и позволяющее купировать их на ранних стадиях возникновения.

Банковское регулирование представляет собой комплекс взаимосвязанных мер государственного регулирования, направленных на поддержание стабильности и устойчивости национальной банковской системы, обеспечение эффективного функционирования денежного рынка и платежной системы, а также защиту интересов кредиторов и вкладчиков. Банковское регулирование не может полностью устранить вероятность банкротства банков, но оно снижает совокупные риски банковской деятельности и системные риски, когда банкротство одного или нескольких банков из-за недостаточной ликвидности или неплатежеспособности ведет, как уже отмечалось, к национальному банковскому кризису. Проведение государством мер, направленных на обеспечение стабильности банков в стране, отвечает интересам всего общества и рассматривается как необходимое условие устойчивого функционирования рыночных отношений.

Цель банковского регулирования – обеспечение стабильности и устойчивости банковской системы. Текущие задачи банковского регулирования и его организации в каждой стране зависят от уровня экономического развития, национальных особенностей, политической и экономической ситуации.

Задачами банковского регулирования являются:

      создание благоприятных условий для мобилизации сбережений и развития частного бизнеса;

      обеспечение добросовестной конкуренции на рынке банковских услуг и в целом на финансовом рынке, борьба с проявлением монополизма;

      поддержание устойчивого функционирования национальных платежных систем;

      обеспечение эффективного механизма передачи экономике импульсов денежно-кредитной политики центрального банка (каналов денежной трансмиссии);

      противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Эта задача стала особо актуальной для всех стран в последние десятилетия.


Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков

Одним из методов регулирования и надзора за функционированием банков являются экономические нормативы (их соблюдение контролируется через банковскую отчетность), которые «в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать...» банкам согласно ст. 62 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[1].

В период кризиса Банком России активно используются нормы, регулирующие требования к резервам кредитных организаций. Официальная статистика показывает[2], что период с 15 октября 2008 г. по 30 апреля 2009 г., который совпадает с первой фазой мирового финансового кризиса, характеризуется резко сниженными требованиями к кредитным организациям по резервированию.

Экономические нормативы широко применяются во всем мире, но ни в одной стране нет такого широкого спектра и большого количества нормативов, как в России. Так, например, в Японии утверждаются нормативы, регулирующие достаточность собственного капитала, ликвидность активов, предоставление крупного кредита и выплату дивидендов. В Германии регулируются достаточность собственного капитала, ликвидность и предоставление крупных кредитов[3]. Причем в России вместо одного общего норматива ликвидности, как в развитых странах, действуют сразу три: Н2, Н3, Н4; по кредитным рискам - четыре: Н6, Н7, Н9.1, Н10.1.

Экономическим нормативам дана характеристика в названном выше Законе в ст.ст. 62-72 «Банковское регулирование и банковский надзор», а в ст. 35 эти нормы не названы в списке основных инструментов денежно-кредитного регулирования, хотя присутствовали в ст. 13 «Денежно-кредитное регулирование» Закона РСФСР от 02.12.1990 № 394-1 «О Центральном банке РСФСР»[4].

Одна из основных задач нормативов - лимитирование кредитной экспансии коммерческих банков, что при излишнем ограничении может вызвать нехватку денег в экономике.

Обязательные экономические нормативы имеют денежно-кредитную экономическую сущность.

Данные нормативы являются относительными (процентными), кроме перечня видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала. Это следующие нормативы:

- предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;

- максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

- максимальный размер крупных кредитных рисков;

- нормативы ликвидности кредитной организации;

- нормативы достаточности собственных средств (капитала);

- размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

- минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

- нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

- максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

Значение экономических нормативов настолько велико, что представляется целесообразным рассмотреть эти нормы не только как инструмент «обеспечения устойчивости кредитных организаций», а значительно шире - в плане влияния обязательных экономических нормативов на эффективность работы банков и, главное, как инструмент государственной денежно-кредитной политики на экономику России в целом.

С 01.04.2004 действует Инструкция Банка России от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков»[5], которая существенно отличается от старой, отмененной Инструкции Банка России от 01.10.1997 № 1 «О порядке регулирования деятельности банков»[6]. С 18 до 10, а затем до 9 сократилось число обязательных нормативов, определяемых новой Инструкцией, с сохранением прежней нумерации и названий нормативов и с некоторым изменением методики расчетов и предельных значений двух нормативов Н2 и Н3, зато сама Инструкция увеличилась в объеме почти в полтора раза, вероятно, за счет предусмотренных новым документом положений, которые, по оценке Банка России, будут препятствовать применению кредитными организациями схем по искусственному приведению этих параметров в соответствие с обязательными экономическими нормативами, что раньше делалось в конце месяца.

Величина капитала является базой для расчета большинства экономических нормативов в связи с использованием его расчетной величины при исчислении большинства прочих относительных нормативов, когда капитал фигурирует в числителе или знаменателе расчетной формулы этих норм и, таким образом, является одной из нескольких (чаще всего двух) величин, определяющих значение норматива.

Относительные, «дробные» нормативы определяются соотношением в разнообразном сочетании групп (устанавливаются пропорции и взаимозависимость) активов и пассивов, активов и активов, пассивов и пассивов, где в числителе или знаменателе чаще всего фигурирует расчетная величина капитала. Капитал банка, используемый при расчете экономических нормативов, в соответствии с Положением Банка России от 10.02.2003 № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций»[7], определяется как сумма основного и дополнительного капитала, уменьшенная на целый ряд сумм, например допущенных убытков.

Если вычитание из собственных средств убытков и некоторых других корректировок вполне оправданно, то вызывает сомнение целесообразность уменьшения капитала на целый ряд других активов банка. Например, расчетное уменьшение капитала за счет недосозданных резервов на возможные потери по ссудам и под другие возможные потери. Это представляется дополнительным, двойным «наказанием» за недосоздание резервов, кроме собственно санкций, применяемых к банкам за создание резерва в размере меньшем, чем предусмотрено нормами.

Уменьшение собственных средств за счет определенных корректировок суммы капитала ухудшает значения большинства обязательных экономических нормативов вплоть до критического (максимального или минимального) уровня; при этом величина собственных средств находится в числителе или знаменателе расчетных формул нормативов.

Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка Н1 регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств банка, необходимых для покрытия кредитного и рыночного рисков. Норматив достаточности капитала Н1 ограничивает объем активных операций в зависимости от капитала. Норматив стимулирует увеличение капитала банка, что позволяет расширить объем активных операций, а также улучшить качество активов: чем менее рискованные активы, тем большую их сумму может аккумулировать банк в пределах Н1.

Норматив достаточности капитала банка определяется как отношение размера капитала банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н1 установлено в зависимости от размера собственных средств (капитала) банка: для банков с размером капитала не менее суммы, эквивалентной 5 млн евро, - 10%; для банков с размером собственных средств менее суммы, эквивалентной 5 млн евро, - 11%.

Дифференциация нормативов стимулирует укрупнения и слияния банков, так как предельно допустимые значения для банков с капиталом выше суммы, эквивалентной 5 млн евро, ниже, чем для малых и средних банков.

В целях контроля над состоянием ликвидности банка, т.е. его способности обеспечить своевременное и полное выполнение своих денежных и иных обязательств, вытекающих из сделок с использованием финансовых инструментов, установлены нормативы ликвидности, которые регулируют риски потери банком ликвидности и определяются как отношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, других факторов, а также отношение его ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легкореализуемых активов) и суммарных активов.

Информация о работе Местные бюджеты и их роль в решении задач социального развития субъектов РФ и муниципальных образований. Государственные минимальные соц