Федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего
профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ»
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет: экономики и права
Специальность/направление
подготовки: «Финансы и кредит»
Кафедра: экономики и финансов
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Анализ формирования и исполнения
бюджета муниципального образования на
примере города Магнитогорск»
Автор работы:
Студент III курса, группы
Эо-41-11
Форма обучения: очная
Ф.И.О: Мацуев А. Н.
Подпись______________________
Руководитель работы:
Должность, звание: доцент, к.э.н.
Ф.И.О: Коротина Н.Ю.
Оценка комиссии ________________
Подпись ______________________
«
»_____________2013 г.
Челябинск 2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы
формирования и исполнения бюджета муниципального
образования…………………………………………….….....5
- Основные понятия и характеристики
формирования бюджетов городских округов Российской Федерации……………………………..…….5
- Формирование доходной части
бюджета муниципального образования……………….……………………………………………………...8
- Формирование расходной части
бюджета муниципального образования…………..…………………………………………………………..14
- Сравнение бюджетной системы России
с зарубежной практикой………………………………………………………...16
Глава 2. Анализ бюджета города
Магнитогорск………………………..23
- Характеристика Магнитогорского
городского округа…………..23
- Анализ показателей сбалансированности бюджета……………...24
- Анализ показателей финансовой независимости…………...……26
- Анализ показателей направленности муниципальной бюджетной политики в сфере бюджетных расходов…………………..…………….……..28
- Анализ показателей бюджетной устойчивости…….....…………29
- Анализ показателей долговой зависимости муниципального образования………………………………………………………………………31
- Выводы и предложения по улучшению
качества формирования и исполнения бюджета
города Магнитогорск……………………………….......33
Заключение………………………….………………………...…………..36
Библиографический список……………………………………………...39
Приложение……………………………………………………………....42
Введение
Качество формирования и использования
бюджетов муниципальных образований в
России играет большую роль в создании
благоприятной экономической обстановки
всей страны, поскольку, получив свободу
в плане формирования своих доходных и
расходных частей, муниципальные образования
в праве самостоятельно определять направления
развития городов, сельских поселений.
Это стало возможным с момента вступления
в силу Бюджетного кодекса Российской
Федерации (БК РФ) от 31.07.1998, в котором установлена
трехуровневая бюджетная система, представленная
федеральным бюджетом, бюджетом субъектов
Федерации, местными бюджетами. Однако
помимо прав муниципальные образования
взяли на себя и ответственность перед
населением за экономическое состояние
территориального образования. Именно
поэтому качеству построения, эффективности
исполнения бюджета муниципальных образований
в современной России уделяется огромное
внимание как со стороны государства,
так и со стороны гражданского общества.
Данная курсовая работа направлена на
изучение качества формирования и исполнения
бюджета муниципального образования.
Цель курсовой работы – проанализировать
состояние бюджета города Магнитогорск
за период 2011-2012 гг.
Для реализации поставленной
цели необходимо выполнить следующие
задачи:
- Проанализировать методическую
и методологическую основы построения
бюджетов;
- Сравнить отечественную практику
построения бюджетов с зарубежной практикой;
- Рассчитать показатели исполнения
бюджета города Магнитогорск за 2011-2012
гг;
- Проанализировать полученные
показатели, выявить положительные и отрицательные
стороны бюджета города Магнитогорск;
- Предложить возможные пути
повышения качества формирования и исполнения
бюджета муниципального образования.
Объектом исследования в данной
курсовой работе выступает город Магнитогорск.
Предметом являются экономические отношения,
возникающие по поводу создания и исполнения
бюджета муниципального образования.
Практическая значимость исследования,
проведенного в рамках курсовой работы,
заключается в том, что на основании комплексного
анализа бюджета Магнитогорска, который
включен в данную работу, власти представленного
муниципального образования могут вырабатывать
тактику дальнейшего развития города.
Глава 1. Теоретические
основы формирования и исполнения бюджета
муниципального образования
- Основные понятия и характеристики
формирования бюджетов городских округов Российской Федерации
Существует большое количество
трактовок понятия «бюджет», в Бюджетном
Кодексе Российской Федерации это понятие
определено как форма образования
и расходования денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления1. В данной курсовой работе мы
будем руководствоваться именно эти определением.
Бюджетная система Российской
Федерации - основанная на экономических
отношениях и государственном устройстве
Российской Федерации, регулируемая законодательством
Российской Федерации совокупность федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с Бюджетным
Кодексом, каждое муниципальное образование
имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Местный бюджет - это централизованный фонд
финансовых ресурсов отдельного муниципального
образования.
Муниципальное образование – это городское или сельское
поселение, муниципальный район, городской
округ либо внутригородская территория
города федерального значения.
Органы местного самоуправления (избираемые непосредственно
населением и образуемые представительным
органом муниципального образования органы,
наделенные собственными полномочиями
по решению вопросов местного значения), обеспечивают сбалансированность
местных бюджетов и соблюдение установленных
федеральными законами требований к регулированию
бюджетных правоотношений, осуществлению
бюджетного процесса, размерам дефицита
местных бюджетов, уровню и составу муниципального
долга, исполнению бюджетных и долговых
обязательств муниципальных образований.
Формирование, утверждение, исполнение
местного бюджета и контроль над его исполнением
осуществляются органами местного самоуправления
самостоятельно с соблюдением требований,
установленных Бюджетным кодексом Российской
Федерации.
Органы местного самоуправления
в порядке, установленном федеральными
законами и принимаемыми в соответствии
с ними иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, представляют в
федеральные органы государственной власти
и органы государственной власти субъектов
Российской Федерации отчеты об исполнении
местных бюджетов.
Проект местного бюджета, решение
об утверждении местного бюджета, годовой
отчет о его исполнении, ежеквартальные
сведения о ходе исполнения местного бюджета
и о численности муниципальных служащих
органов местного самоуправления, работников
муниципальных учреждений с указанием
фактических затрат на их денежное содержание
подлежат официальному опубликованию.
Принципы построения бюджетов
муниципальных образований, согласно
Бюджетному Кодексу:2
- Самостоятельность бюджета;
- Полнота отражения доходов, расходов
и источников финансирования дефицита бюджета;
- Сбалансированность бюджета;
- Эффективность использования бюджетных
средств;
- Общее (совокупное) покрытие расходов
бюджета;
- Прозрачность (открытость);
- Достоверность бюджета;
- Адресность и целевой характер бюджетных
средств;
- Подведомственность расходов бюджета;
- Единство кассы.
В местных бюджетах раздельно
предусматриваются доходы, направляемые
на осуществление полномочий органов
местного самоуправления по решению вопросов
местного значения, и субвенции, предоставленные
для обеспечения осуществления органами
местного самоуправления отдельных государственных
полномочий, переданных им федеральными
законами и законами субъектов Российской
Федерации, а также осуществляемые за
счет указанных доходов и субвенций соответствующие
расходы местных бюджетов.
Таким образом, органы местного самоуправления
осуществляют следующие бюджетные полномочия:3
- установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля над его исполнением и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
- установление и исполнение
расходных обязательств муниципального
образования;
- определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов от бюджетов муниципальных
образований и предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
- осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом;
- детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящийся к соответствующему местному бюджету;
- в случае и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и иными федеральными законами, установлением ответственности за нарушение нормативных правовых актов органом местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
- установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов Федерации в бюджеты муниципальных районов;
- установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;
- определение целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты
муниципальных районов, представительный
орган которых формируется в соответствии
с п.1 ч.4 ст.35 Федерального закона от 6 октября
2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации», на решение вопросов местного
значения межмуниципального характера;
- составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.
1.2 Формирование доходной
части бюджета муниципального
образования
В доходы местных бюджетов зачисляются
местные налоги, сборы и штрафы, отчисления
от федеральных налогов и налогов субъектов
Российской Федерации в соответствии
с нормативами, установленными федеральными
законами и законами субъектов Федерации,
закрепленными на долговременной основе,
финансовые средства, переданные органами
государственной власти органам местного
самоуправления для реализации отдельных
государственных полномочий, поступления
от приватизации имущества, от сдачи муниципального
имущества в аренду, от местных займов
и лотерей, часть прибыли муниципальных
предприятий, учреждений и организаций,
дотации, субвенции, трансфертные платежи
и другие поступления в соответствии с
законом и решениями органов местного
самоуправления.
Доходы бюджетов образуются
за счет налоговых и неналоговых доходов,
а также за счет безвозмездных и безвозвратных
перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные
налоговым законодательством Российской
Федерации федеральные, региональные
и местные налоги и сборы, а также пени
и штрафы. Размер предоставленных налоговых
кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате
налогов и иных обязательных платежей
в бюджет полностью учитывается в доходах
соответствующего бюджета.
Налог — это обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований4.
Сбор — это обязательный
взнос, взимаемый с организаций и физических
лиц, уплата которого является одним из
условий совершения в отношении плательщиков
сборов государственными органами, органами
местного самоуправления, иными уполномоченными
органами и должностными лицами юридически
значимых действий, включая предоставление
определенных прав или выдачу разрешений
(лицензий).
В Российской Федерации
к местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество
физических лиц.
В соответствии с Бюджетным кодексом
РФ и Федеральным законом РФ от 06.10.2003 N
131-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации" к собственным доходам местных
бюджетов относятся:
1) средства самообложения
граждан;
2) доходы от местных
налогов и сборов;
3) доходы от региональных
налогов;
4) доходы от федеральных
налогов и сборов;
5) безвозмездные поступления
из других бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, включая дотации
на выравнивание бюджетной обеспеченности
муниципальных образований, субсидии
и иные межбюджетные трансферты;