Анализ формирования и исполнения бюджета муниципального образования на примере города Магнитогорск»
Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 10:34, курсовая работа
Краткое описание
Цель курсовой работы – проанализировать состояние бюджета города Магнитогорск за период 2011-2012 гг. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1) Проанализировать методическую и методологическую основы построения бюджетов; 2) Сравнить отечественную практику построения бюджетов с зарубежной практикой; 3) Рассчитать показатели исполнения бюджета города Магнитогорск за 2011-2012 гг; 4) Проанализировать полученные показатели, выявить положительные и отрицательные стороны бюджета города Магнитогорск; 5) Предложить возможные пути повышения качества формирования и исполнения бюджета муниципального образования.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы формирования и исполнения бюджета муниципального образования…………………………………………….….....5 1.1. Основные понятия и характеристики формирования бюджетов городских округов Российской Федерации……………………………..…….5 1.2. Формирование доходной части бюджета муниципального образования……………….……………………………………………………...8 1.3. Формирование расходной части бюджета муниципального образования…………..…………………………………………………………..14 1.4. Сравнение бюджетной системы России с зарубежной практикой………………………………………………………...16 Глава 2. Анализ бюджета города Магнитогорск………………………..23 2.1. Характеристика Магнитогорского городского округа…………..23 2.2. Анализ показателей сбалансированности бюджета……………...24 2.3. Анализ показателей финансовой независимости…………...……26 2.4. Анализ показателей направленности муниципальной бюджетной политики в сфере бюджетных расходов…………………..…………….……..28 2.5. Анализ показателей бюджетной устойчивости…….....…………29 2.6. Анализ показателей долговой зависимости муниципального образования………………………………………………………………………31 2.7. Выводы и предложения по улучшению качества формирования и исполнения бюджета города Магнитогорск……………………………….......33 Заключение………………………….………………………...…………..36 Библиографический список……………………………………………...39 Приложение……………………………………………………………....
6) доходы от имущества,
находящегося в муниципальной
собственности;
7) часть прибыли
муниципальных предприятий, остающейся
после уплаты налогов и сборов
и осуществления иных обязательных
платежей, в размерах, устанавливаемых
нормативными правовыми актами
представительных органов муниципального
образования, и часть доходов
от оказания органами местного
самоуправления и муниципальными
учреждениями платных услуг, остающаяся
после уплаты налогов и сборов;
8) штрафы, установление
которых в соответствии с федеральным
законом отнесено к компетенции
органов местного самоуправления;
9) добровольные
пожертвования;
10) иные поступления
в соответствии с федеральными
законами, законами субъектов Российской
Федерации и решениями органов
местного самоуправления.
В состав собственных
доходов бюджетов муниципальных районов,
включаются субсидии, предоставляемые
из бюджетов поселений, входящих в состав
муниципального района, на решение вопросов
местного значения межмуниципального
характера. Размер указанных субсидий
определяется представительным органом
местного самоуправления муниципального
района по единому для всех поселений,
входящих в состав данного муниципального
района, нормативу в расчете на одного
жителя либо потребителя бюджетных услуг
соответствующего поселения.
В доходы местных бюджетов
зачисляются субвенции, предоставляемые
на осуществление органами местного самоуправления
отдельных государственных полномочий,
переданных им федеральными законами
и законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления
самостоятельно распоряжаются средствами
местных бюджетов. Сумма превышения доходов
над расходами местных бюджетов по результатам
отчетного года не подлежит изъятию федеральными
органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации.
В доходной и расходной
частях местных бюджетов раздельно предусматривается
финансирование решения вопросов местного
значения и осуществления органами местного
самоуправления отдельных федеральных
полномочий, полномочий субъектов Российской
Федерации.
Учет операций по распределению
доходов от налогов и сборов в соответствии
с нормативами отчислений, осуществляется
в порядке, установленном Бюджетным кодексом
Российской Федерации.
Под средствами самообложения граждан понимаются разовые
платежи граждан, осуществляемые для решения
конкретных вопросов местного значения.
Размер платежей в порядке самообложения
граждан устанавливается в абсолютной
величине равным для всех жителей муниципального
образования, за исключением отдельных
категорий граждан, численность которых
не может превышать 30 процентов от общего
числа жителей муниципального образования
и для которых размер платежей может быть
уменьшен.
Перечень местных налогов
и сборов и полномочия органов местного
самоуправления по их установлению, изменению
и отмене устанавливаются законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах.
Доходы от местных
налогов и сборов зачисляются в бюджеты
муниципальных образований по налоговым
ставкам, установленным решениями представительных
органов местного самоуправления в соответствии
с законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах, а также по нормативам
отчислений в соответствии с Федерального
закона № 131-ФЗ.
В бюджеты поселений
зачисляются налоговые доходы от следующих
федеральных налогов и сборов, в том числе
налогов, предусмотренных специальными
налоговыми режимами:
1) налога на доходы
физических лиц - по нормативу 10 процентов;
2) единого сельскохозяйственного
налога - по нормативу 30 процентов;
3) государственной
пошлины за совершение нотариальных действий
должностными лицами органов местного
самоуправления поселения, уполномоченными
в соответствии с законодательными актами
Российской Федерации на совершение нотариальных
действий, за выдачу органом местного
самоуправления поселения специального
разрешения на движение по автомобильной
дороге транспортного средства, осуществляющего
перевозки опасных, тяжеловесных и (или)
крупногабаритных грузов, - по нормативу
100 процентов.
Доходы от региональных
налогов и сборов зачисляются в местные
бюджеты по налоговым ставкам, установленным
законами субъектов Российской Федерации
в соответствии с законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах.
Доходы от федеральных
налогов и сборов зачисляются в местные
бюджеты по нормативам отчислений в соответствии
Федеральным законом № 131-ФЗ или по налоговым
ставкам, установленным законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах.
Бюджетным кодексом
Российской Федерации и законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах
устанавливаются единые для всех поселений
или муниципальных районов налоговые
ставки и нормативы отчислений для зачисления
доходов от определенного вида федерального
налога (сбора) в соответствующие местные
бюджеты.
Существует тенденция
к увеличению доходов местных бюджетов,
так, согласно данным официальной отчетности
по состоянию на 1 января 2011 года, общий
объем поступивших в местные бюджеты доходов
составляет 2 600,5 млрд. рублей, что выше
уровня 2009 года на 8,9% или 212,9 млрд. рублей.
Собственные доходы местных бюджетов,
направляемые муниципальными образованиями
на решение вопросов местного значения,
также увеличились в 2010 году по сравнению
с предыдущим годом (на 168,4 млрд. рублей
или 9,3%) и составили 1 973,3 млрд. рублей.
В местных бюджетах
65 субъектов Российской Федерации произошел
рост собственных доходов,
снижение – в 18 субъектах Российской Федерации.
Самые высокие темпы роста собственных
доходов отмечаются в местных бюджетах
следующих субъектов Российской Федерации
(Таблица 1):
Таблица 1. Темп роста
собственных доходов местных бюджетов
Наименование субъекта
Российской Федерации
Исполнение
Темп роста
2010
2011
Тульская область
15 222,3
21 997,8
44,5%
Республика Карелия
8 849,6
11 616,0
31,3%
Приморский край
21 805,1
28 406,5
30,3%
Тюменская область
38 924,5
50 347,5
29,4%
Калужская область
12 322,6
15 438,2
25,3%
Челябинская область
42 227,4
52 628,4
24,6%
Самарская область
31 038,9
38 413,4
23,8%
Ненецкий автономный
округ
5 407,4
6 689,1
23,7%
Воронежская область
24 069,9
29 272,1
21,6%
Кировская область
14 619,9
17 721,4
21,2%
Республика Адыгея
(Адыгея)
3 340,3
4 032,8
20,7%
Смоленская область
10 460,4
12 571,6
20,2%
В общем объеме поступивших
в 2010 году собственных доходов местных
бюджетов налоговые и неналоговые доходы
составляют 53,7%(1059,9 млрд. рублей), межбюджетные
трансферты (без учета субвенций из фондов
компенсаций) – 46,3% (913,4 млрд. рублей).
Формирование расходной части бюджета муниципального образования
Расходы местных бюджетов
осуществляются в соответствии с Бюджетным
кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления
ведут реестры расходных обязательств
муниципальных образований в соответствии
с требованиями Бюджетного кодекса Российской
Федерации в порядке, установленном местной
администрацией.
Органы местного самоуправления
самостоятельно определяют размеры и
условия оплаты труда депутатов, членов
выборных органов местного самоуправления,
выборных должностных лиц местного самоуправления,
осуществляющих свои полномочия на постоянной
основе, муниципальных служащих, работников
муниципальных предприятий и учреждений,
устанавливают муниципальные минимальные
социальные стандарты и другие нормативы
расходов местных бюджетов на решение
вопросов местного значения.
Порядок осуществления
расходов местных бюджетов на осуществление
отдельных государственных полномочий,
переданных органам местного самоуправления
федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации, устанавливается
соответственно федеральными органами
государственной власти и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации.
В случаях и порядке,
предусмотренных указанными законами
и принятыми в соответствии с ними иными
нормативными правовыми актами Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации,
осуществление расходов местных бюджетов
на осуществление органами местного самоуправления
отдельных государственных полномочий,
переданных им федеральными законами
и законами субъектов Российской Федерации,
может регулироваться нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления.
Осуществление расходов
местных бюджетов на финансирование полномочий
федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации не допускается,
за исключением случаев, установленных
федеральными законами, законами субъектов
Российской Федерации.
Структура расходов местного
бюджета, на примере Магнитогорского городского
округа представлена в таблице 2:
Таблица 2. Структура расходов
Магнитогорского городского округа, 2012
год.
Вид расхода
Удельный вес в общей сумме
расходов, %
Общегосударственные вопросы
7,4
Национальная безопасность
и правоохранительная деятельность
0,3
Национальная экономика
8,6
Жилищно-коммунальное хозяйство
4,1
Охрана окружающей среды
0,1
Образование
48,7
Культура, кинематография
2,0
Здравоохранение
7,7
Социальная политика
17,9
Физическая культура и спорт
3,1
Обслуживание государственного
и муниципального долга
0,1
Исходя из представленных в
таблице данных, следует сделать вывод
о том, что большую часть расходов составляют
2 направления: образование – 48,7%, социальная
политика – 17,9%. Это характеризует социальную
направленность бюджетной политики города
Магнитогорск. Однако в среднем по Российской
Федерации жилищно-коммунальное хозяйство
занимает большую долю расходов, чем в
Магнитогорске (больше 20%). Большой объем
расходов на ЖКХ связан с предоставлением
субсидий на оплату жилья и коммунальных
услуг. Поскольку субсидируется не все
жилье, а только муниципальное, в крупных
городах расходы на ЖКХ - наиболее значительная
статья, а в сельской местности, где жилищный
фонд в основном находится в частной собственности,
доля расходов по статье ЖКХ намного ниже.
Сравнение бюджетной системы
России
с зарубежной практикой
Мы считаем, что сравнение бюджетной
системы России с зарубежной практикой
построения бюджетной системы следует
начать с Германии и США, поскольку обе
эти страны, как и Россия, имеют федеративное
устройство.
Германия имеет своеобразное
федеративное устройство, имеющее признаки
унитарного государства: широкие полномочия
федерального правительства, единообразие
законодательства по всем важнейшим вопросам,
а также единство налоговой системы для
всей федерации. Особенностью является
и то, что оказание социальных услуг населению
осуществляется исходя не из минимальных
социальных стандартов, а из принципа
обеспечения равного уровня жизни для
всех жителей страны. Но тем не менее, ФРГ
является федеративным государством,
состоящим из 16 субъектов - земель, а также
муниципальных образований.
Расходы в области социальной
политики и строительства объектов инфраструктуры
осуществляются бюджетами всех уровней.
Также существует тенденция передачи
расходных полномочий на нижний уровень
бюджетной системы: в настоящее время
из муниципальных бюджетов финансируется
около двух третей всех государственных
капитальных затрат.
Право органов власти различного
уровня устанавливать те или иные налоги,
а также распределение налоговых поступлений
между уровнями бюджетной системы закреплено
в конституции и не может быть изменено
иначе как через поправки к ней. Поступления
от всех основных налогов ФРГ подлежат
распределению между бюджетами различного
уровня. Так, поступления подоходного
налога с физических лиц распределяются
равными долями между федеральным и региональными
бюджетами (по 42,5%), а остаток (15%) (в России
в местные бюджеты от НДФЛ поступает 10%)
зачисляется в доходы местных бюджетов.
Поступления налога на прибыль корпораций
делятся поровну между федеральным бюджетом
и бюджетами земель, 80% поступлений налога
с малого бизнеса зачисляются в доходы
муниципальных бюджетов, 15% - в бюджеты
земель и 5% - в федеральный бюджет. Поступления
налога на добавленную стоимость распределяются
практически поровну между федеральным
бюджетом и бюджетами земель (50,5% - в федеральный
бюджет, 49,5% - в бюджеты земель).