Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:09, дипломная работа
Цель  данной работы - провести анализ доходов  и расходов местного бюджета.
Основными задачами работы, исходя из ее цели являются:
- раскрыть понятие и роль местных бюджетов;
- охарактеризовать структуру доходов и расходов местных бюджетов в Российской Федерации;
- проанализировать доходы и расходы местного бюджета на примере конкретного муниципального образования - г. Кемерово.
Введение
Глава 1. Теоретические основы, сущность и понятие бюджета муниципального образования
1.1 Понятие и роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований
1.2 Доходы местных бюджетов
1.3 Расходы местных бюджетов
1.4 Регулирование и дальнейшее развитие муниципальных бюджетов
Глава 2. Социально-экономическая характеристика муниципального образования г. Кемерово
2.1 Общая характеристика г. Кемерово
2.1 Характеристика бюджета и бюджетного процесса муниципального образования г. Кемерово
3. Анализ доходов и расходов местного бюджета г. Кемерово
3.1 Методы экономического анализа хозяйственной деятельности
3.2 Анализ доходов местного бюджета г. Кемерово
3.3 Анализ расходов местного бюджета г. Кемерово
3.4 Проблемы формирования бюджета и пути преодоления дефицита бюджета муниципального образования г. Кемерово
Выводы и предложения
Список литературы
Как показывают результаты табл. 5. если в 2002г. доля налоговых платежей была наибольшей - 43,2 % соответственно, то в 2003г. уже большую долю в общей структуре доходов города составляли безвозмездные поступления - 46,4 % (у налоговых доходов -43,7) и в 2004г. – 47,8%. Наибольшими темпами росли при этом доли доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности: на 0,7% в 2002г. , 0,9% в 2003г. и 3,0% в 2004г. Рост составил 2,3% по отношению к 2001г.) и неналоговых доходов на 7,8% в 2002г. и на 9,0% в 2003г. , но затем произошел спад в 2004г. неналоговые доходы занимали удельный вес уже 8,5%, что на 0,5% меньше предыдущего года. Однако по отношению к 2002 г. рост составил 2,3%. Темпы роста налоговых доходов наоборот значительно снизились: налоговых доходов на 43,7% в 2003г. и на 40,7% в 2004г., что на 8,2% меньше по отношению к 2002г.
За счет 
каких же ресурсов изменились доли 
доходов в местный бюджет в 
разных группах? Выясним этот вопрос, 
проанализировав структуру 
В табл. 6. и 7. представлены данные о структуре налоговых доходов в местном бюджете г. Кемерово.
Таблица 6. Структура налоговых доходов местного бюджета г. Кемерово
Показатели  | 
  2002г.  | 
  2003г.  | 
  2004г.  | 
  Отклонения (+/-)  | |
2004/2002  | |||||
Тыс. руб.  | 
  %  | ||||
Налоги на прибыль  | 
  968984,0  | 
  850967,0  | 
  1322039,0  | 
  +353055,0  | 
  +36,4  | 
Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные  | 
  88926,0  | 
  51961,0  | 
  61095,0  | 
  -27831,0  | 
  -31,3  | 
Налоги на совокупный доход  | 
  188468,0  | 
  84308,0  | 
  205700,0  | 
  +17232,0  | 
  +9,1  | 
Налоги на имущество  | 
  200718,0  | 
  235089,0  | 
  204854,0  | 
  +4136,0  | 
  +2,0  | 
Платежи за пользование природными ресурсами  | 
  123108,0  | 
  190461,0  | 
  198011  | 
  +74903,0  | 
  +60,8  | 
Прочие налоги, (пошлины и сборы  | 
  31344,0  | 
  196912,0  | 
  53434,0  | 
  +22090,0  | 
  +70,5  | 
Всего налоговых доходов  | 
  1601548,0  | 
  1609698,0  | 
  2045133,0  | 
  +443585,0  | 
  +27,7  | 
 
Таблица 7. Доля отдельных видов доходов в структуре налоговых доходов г. Кемерово
Показатели  | 
  2002г.  | 
  2003г  | 
  2004г.  | 
  Отклонения 2004/2002  | |||
тыс. руб.  | 
  доля в%  | 
  тыс. руб.  | 
  доля в%  | 
  Тыс. руб.  | 
  доля в%  | 
  (%)  | |
Налоги на прибыль  | 
  968984,0  | 
  60,5  | 
  850967,0  | 
  52,9  | 
  1322039,0  | 
  64,6  | 
  +4,1  | 
Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы  | 
  88926,0  | 
  5,6  | 
  51961,0  | 
  3,2  | 
  61095,0  | 
  3,0  | 
  -2,6  | 
Налоги на совокупный доход  | 
  188468,0  | 
  11,8  | 
  84308,0  | 
  5,2  | 
  205700,0  | 
  10,0  | 
  -1,8  | 
Налоги на имущество  | 
  200718,0  | 
  12,5  | 
  235089,0  | 
  14,6  | 
  204854,0  | 
  10,0  | 
  -2,5  | 
Платежи за пользование природными ресурсами  | 
  123108,0  | 
  7,7  | 
  190461,0  | 
  11,9  | 
  198011  | 
  9,7  | 
  +2,0  | 
Прочие налоги, пошлины и сборы  | 
  31344,0  | 
  1,9  | 
  196912,0  | 
  12,2  | 
  53434,0  | 
  2,6  | 
  +0,7  | 
Всего налоговых доходов  | 
  1601548,0  | 
  100  | 
  1609698,0  | 
  100  | 
  2045133,0  | 
  100  | 
  -  | 
Как показывают результаты таблиц 6 и 7 наибольшим удельным весом в структуре налоговых платежей составляют налоги на прибыль: 60,5% - в 2002г., 52,9% - в 2003г. и 64,6% - в 2004г.
В 2002г. - 968984,0 тыс. руб., а в 2003г. доходы от налога на прибыль уменьшились на 0,3% и составили 850967,0 тыс. руб.; в 2004г. доходы о налога составили 1322039,0 тыс. руб., что на 471072 тыс. руб. доля налога в общей структуре дохода выросла на 4,1%. Уменьшение доходов от налога на прибыль в 2003г. объясняется уменьшением налоговой ставки на прибыль.
Налоги на прибыль складываются из налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на игорный бизнес. Наибольшие доходы в г. Кемерово - от налога на доходы физических лиц. Поэтому следует предположить, что чем больше будут доходы у жителей г. Кемерово, тем больше будет доходы в местный бюджет. Но это проблема, конечно, не только местных органов самоуправления и местных работодателей, но и экономической и социальной политики федеральных органов власти.
К сожалению, отметим, что управление формированием доходной части местных бюджетов доходами от налоговых платежей в очень малой степени зависит от органов местного самоуправления, так как налоговые ставки устанавливают федеральные органы в законодательном порядке и изменить ее местным органам невозможно.
На втором месте по удельному весу в структуре доходов от налоговых платежей занимают налоги на имущество: на имущество физических лиц и имущество предприятий. Как показывают результаты табл. 6 и 7, доходы от налогов на имущество в г. Кемерово и их доля в общей структуре налоговых доходов имеют тенденцию к увеличению: если в 2002г. они составили 200718,0 тыс. руб. (12,5%), то в 2003г. платежи от налогов на имущество увеличились - они составили 235089,0 тыс. руб., на 17,1% больше, чем в 2002г. Однако в 2004 г. доходы от налогов на имущество сократились и составили 204854,0 тыс. руб., что на 14,8% меньше по сравнению с предыдущим годом. Доля в общем числе налоговых доходов составила 10,0%. Прослеживается динамика увеличения и платежей за пользование природными ресурсами. Если в 2002г. они составляли 123108,0 тыс. руб., то в 2003 г. они составили 190461,0 тыс. руб. В 2004 г. их удельный вес составил 10,0%. При этом темп прироста доли платежей за пользование природными ресурсами в общей структуре налоговых платежей значительно выше. Сюда входят платежи за пользование недрами: платежи и налог на добычу полезных ископаемых; палата за пользование водными объектами и земельный налог. Конечно, рост доходов по этим платежам не в последнюю очередь связан с увеличением ставки земельного налога. Уменьшились доходы от налогов на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы. К этим налогам и сборам относятся акцизы, лицензионные и регистрационные сборы и налог с продаж. Как показывают результаты табл. 6 и 7, если в 2002г. они составили 88926,0 тыс. руб., то в 2003г. всего 51961,0 тыс. руб. В 2004 г. произошло некоторое увеличение и данные вид доходов составил 61095,0 тыс. руб.
В недостаточной мере используются возможности получения доходов в местный бюджет от налогов на совокупный доход, он имеет тенденцию к уменьшению. Если в 2002г. доход от данных налогов составлял 188468,0 тыс. руб., то в 2003г. - всего 84308,0 тыс. руб., что на 3,8% меньше. Местным органам самоуправления следует больше проводить разъяснительную работу среди предпринимателей, шире развивать возможности для малого бизнеса, которому этот налог выгоден. Это видимо и было сделано в 2004 г., когда налоги на совокупный доход составили 205700,0 тыс. руб.
К доходам от прочих налогов и сборов относятся доходы от взимания Госпошлины и исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, госпошлина за совершение нотариальных действий, за государственную регистрацию актов гражданского состояния и т.п., а также доходы от местных налогов и сборов. В 2002г. они составляли 31344,0 тыс. руб. В 2003г. - 196912,0 тыс. руб., что в 5 раз больше, чем в 2002г. Уменьшение и увеличение прочих налоговых доходов происходило за счет уменьшения или увеличения доходов от местных налогов и сборов.
Помимо налоговых доходов в структуре местного бюджета определенное место занимают и неналоговые платежи. Их структура представлена в таблице 8.
Таблица 8. Структура неналоговых доходов местного бюджета г. Кемерово
Показатели  | 
  2002г.  | 
  2003г.  | 
  2004г.  | 
  Отклонения (+/-)  | |
2004/2002  | |||||
тыс.руб.  | 
  %  | ||||
Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности Государственных и муниципальных организаций  | 
  138723,0  | 
  29704,0  | 
  366769,0  | 
  +228046,0  | 
  +164,4  | 
Доходы от продажи земли и нематериальных активов  | 
  87113,0  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
Административные платежи и сборы  | 
  3262,0  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
Штрафные санкции, возмещение ущерба  | 
  22977,0  | 
  22039,0  | 
  40560  | 
  +17583,0  | 
  +76,5  | 
Прочие неналоговые доходы  | 
  4874,0  | 
  11041,0  | 
  20140  | 
  +15266,0  | 
  +313,2  | 
Всего неналоговых доходов  | 
  256949,0  | 
  330129,0  | 
  427469  | 
  +170520,0  | 
  +66,4  | 
 
Результаты табл. 8. показывают положительную динамику роста данной группы дохода. В 2002г. доходы от имущества, находящегося в Государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций составляли 138723,0 тыс. руб., а в 2003г. - 297049,0 тыс. руб. В свою очередь, в 2004 г. данный вид доходов составил 366769,0 тыс. руб., что больше того же показателя 2002 г. на 164,4%.
Как уже отмечалось выше, наибольший удельный вес в структуре общих доходов местного бюджета г. Кемерово составляют безвозмездные перечисления. К ним, главным образом, относятся дотации, субвенции, субсидии от бюджетов других уровней; так, например, субвенции на реализацию Закона РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей и т.п.
Структура безвозмездных платежей представлена в таблице 9.
Таблица 9. Структура безвозмездных перечислений местного бюджета г. Кемерово
Показатели  | 
  2002г.  | 
  2003г.  | 
  2004г.  | 
  Отклонения (+/-)  | |
2004/2002  | |||||
тыс. руб.  | 
  %  | ||||
Дотации от других бюджетов бюджетной системы  | 
  1012272,0  | 
  1117011,0  | 
  1278941  | 
  +266669,0  | 
  +26,3  | 
Субвенции от других бюджетов бюджетной системы  | 
  230045,0  | 
  131786,0  | 
  186618,0  | 
  -43427,0  | 
  -18,9  | 
Субсидии  | 
  63596,0  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
Средства, получаемые по взаимным расчетам  | 
  84678,0  | 
  442420,0  | 
  915337,0  | 
  +830659,0  | 
  +98,1  | 
Прочие безвозмездные   | 
  3689,0  | 
  20203,0  | 
  12500,0  | 
  +8811,0  | 
  +238,8  | 
Всего безвозмездных перечислений  | 
  1394280,0  | 
  1711420,0  | 
  2398396  | 
  +1004116  | 
  +72,0  | 
Как показывают результаты таблицы 9. финансовое здоровье г.Кемерово во многом зависит от дотаций из бюджетов других уровней: в 2002г. 1012272,0 тыс. руб., в 2003 г. они составили 1117071,0 тыс. руб., а в 2004 г. выросли на 26,3% по сравнению с 2002 г.
 
3.3 Анализ расходов местного бюджета г. Кемерово
Расходная часть местных бюджетов г. Кемерово включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы города.