Бюджет муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы - провести анализ доходов и расходов местного бюджета.
Основными задачами работы, исходя из ее цели являются:
- раскрыть понятие и роль местных бюджетов;
- охарактеризовать структуру доходов и расходов местных бюджетов в Российской Федерации;
- проанализировать доходы и расходы местного бюджета на примере конкретного муниципального образования - г. Кемерово.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы, сущность и понятие бюджета муниципального образования
1.1 Понятие и роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований
1.2 Доходы местных бюджетов
1.3 Расходы местных бюджетов
1.4 Регулирование и дальнейшее развитие муниципальных бюджетов
Глава 2. Социально-экономическая характеристика муниципального образования г. Кемерово
2.1 Общая характеристика г. Кемерово
2.1 Характеристика бюджета и бюджетного процесса муниципального образования г. Кемерово
3. Анализ доходов и расходов местного бюджета г. Кемерово
3.1 Методы экономического анализа хозяйственной деятельности
3.2 Анализ доходов местного бюджета г. Кемерово
3.3 Анализ расходов местного бюджета г. Кемерово
3.4 Проблемы формирования бюджета и пути преодоления дефицита бюджета муниципального образования г. Кемерово
Выводы и предложения
Список литературы

Файлы: 1 файл

бюджет мун. образования.docx

— 227.28 Кб (Скачать)

 

Как показывают результаты табл. 5. если в 2002г. доля налоговых  платежей была наибольшей - 43,2 % соответственно, то в 2003г. уже большую долю в общей  структуре доходов города составляли безвозмездные поступления - 46,4 % (у  налоговых доходов -43,7) и в 2004г. – 47,8%. Наибольшими темпами росли при этом доли доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности: на 0,7% в 2002г. , 0,9% в 2003г. и 3,0% в 2004г. Рост составил 2,3% по отношению к 2001г.) и неналоговых доходов на 7,8% в 2002г. и на 9,0% в 2003г. , но затем произошел спад в 2004г. неналоговые доходы занимали удельный вес уже 8,5%, что на 0,5% меньше предыдущего года. Однако по отношению к 2002 г. рост составил 2,3%. Темпы роста налоговых доходов наоборот значительно снизились: налоговых доходов на 43,7% в 2003г. и на 40,7% в 2004г., что на 8,2% меньше по отношению к 2002г.

За счет каких же ресурсов изменились доли доходов в местный бюджет в  разных группах? Выясним этот вопрос, проанализировав структуру каждой группы доходов, то есть их подгруппы.

В табл. 6. и 7. представлены данные о структуре  налоговых доходов в местном бюджете г. Кемерово.

 

Таблица 6. Структура налоговых доходов местного бюджета г. Кемерово

Показатели

2002г.

2003г.

2004г.

Отклонения (+/-)

 

2004/2002

 

Тыс. руб.

%

Налоги на прибыль

968984,0

850967,0

1322039,0

+353055,0

+36,4

Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные

88926,0

51961,0

61095,0

-27831,0

-31,3

Налоги на совокупный доход

188468,0

84308,0

205700,0

+17232,0

+9,1

Налоги на имущество

200718,0

235089,0

204854,0

+4136,0

+2,0

Платежи за пользование природными ресурсами

123108,0

190461,0

198011

+74903,0

+60,8

Прочие налоги, (пошлины и сборы

31344,0

196912,0

53434,0

+22090,0

+70,5

Всего налоговых доходов

1601548,0

1609698,0

2045133,0

+443585,0

+27,7


 

 

Таблица 7. Доля отдельных видов доходов в структуре налоговых доходов г. Кемерово

Показатели

2002г.

2003г

2004г.

Отклонения 2004/2002

тыс. руб.

доля в%

тыс. руб.

доля в%

Тыс. руб.

доля в%

(%)

Налоги на прибыль

968984,0

60,5

850967,0

52,9

1322039,0

64,6

+4,1

Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы

88926,0

5,6

51961,0

3,2

61095,0

3,0

-2,6

Налоги на совокупный доход

188468,0

11,8

84308,0

5,2

205700,0

10,0

-1,8

Налоги на имущество

200718,0

12,5

235089,0

14,6

204854,0

10,0

-2,5

Платежи за пользование природными ресурсами

123108,0

7,7

190461,0

11,9

198011

9,7

+2,0

Прочие налоги, пошлины и сборы

31344,0

1,9

196912,0

12,2

53434,0

2,6

+0,7

Всего налоговых доходов

1601548,0

100

1609698,0

100

2045133,0

100

-


 

Как показывают результаты таблиц 6 и 7 наибольшим удельным весом в структуре налоговых платежей составляют налоги на прибыль: 60,5% - в 2002г., 52,9% - в 2003г. и 64,6% - в 2004г.

В 2002г. - 968984,0 тыс. руб., а в 2003г. доходы от налога на прибыль уменьшились на 0,3% и составили 850967,0 тыс. руб.; в 2004г. доходы о налога составили 1322039,0 тыс. руб., что на 471072 тыс. руб. доля налога в общей структуре дохода выросла на 4,1%. Уменьшение доходов от налога на прибыль в 2003г. объясняется уменьшением налоговой ставки на прибыль.

Налоги  на прибыль складываются из налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на игорный бизнес. Наибольшие доходы в г. Кемерово - от налога на доходы физических лиц. Поэтому  следует предположить, что чем  больше будут доходы у жителей  г. Кемерово, тем больше будет доходы в местный бюджет. Но это проблема, конечно, не только местных органов  самоуправления и местных работодателей, но и экономической и социальной политики федеральных органов власти.

К сожалению, отметим, что управление формированием  доходной части местных бюджетов доходами от налоговых платежей в очень малой степени зависит от органов местного самоуправления, так как налоговые ставки устанавливают федеральные органы в законодательном порядке и изменить ее местным органам невозможно.

На втором месте по удельному весу в структуре  доходов от налоговых платежей занимают налоги на имущество: на имущество физических лиц и имущество предприятий. Как показывают результаты табл. 6 и 7, доходы от налогов на имущество в г. Кемерово и их доля в общей структуре налоговых доходов имеют тенденцию к увеличению: если в 2002г. они составили 200718,0 тыс. руб. (12,5%), то в 2003г. платежи от налогов на имущество увеличились - они составили 235089,0 тыс. руб., на 17,1% больше, чем в 2002г. Однако в 2004 г. доходы от налогов на имущество сократились и составили 204854,0 тыс. руб., что на 14,8% меньше по сравнению с предыдущим годом. Доля в общем числе налоговых доходов составила 10,0%. Прослеживается динамика увеличения и платежей за пользование природными ресурсами. Если в 2002г. они составляли 123108,0 тыс. руб., то в 2003 г. они составили 190461,0 тыс. руб. В 2004 г. их удельный вес составил 10,0%. При этом темп прироста доли платежей за пользование природными ресурсами в общей структуре налоговых платежей значительно выше. Сюда входят платежи за пользование недрами: платежи и налог на добычу полезных ископаемых; палата за пользование водными объектами и земельный налог. Конечно, рост доходов по этим платежам не в последнюю очередь связан с увеличением ставки земельного налога. Уменьшились доходы от налогов на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы. К этим налогам и сборам относятся акцизы, лицензионные и регистрационные сборы и налог с продаж. Как показывают результаты табл. 6 и 7, если в 2002г. они составили 88926,0 тыс. руб., то в 2003г. всего 51961,0 тыс. руб. В 2004 г. произошло некоторое увеличение и данные вид доходов составил 61095,0 тыс. руб.

В недостаточной  мере используются возможности получения  доходов в местный бюджет от налогов на совокупный доход, он имеет тенденцию к уменьшению. Если в 2002г. доход от данных налогов составлял 188468,0 тыс. руб., то в 2003г. - всего 84308,0 тыс. руб., что на 3,8% меньше. Местным органам самоуправления следует больше проводить разъяснительную работу среди предпринимателей, шире развивать возможности для малого бизнеса, которому этот налог выгоден. Это видимо и было сделано в 2004 г., когда налоги на совокупный доход составили 205700,0 тыс. руб.

К доходам  от прочих налогов и сборов относятся  доходы от взимания Госпошлины и исковых  и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, госпошлина за совершение нотариальных действий, за государственную регистрацию  актов гражданского состояния и  т.п., а также доходы от местных  налогов и сборов. В 2002г. они составляли 31344,0 тыс. руб. В 2003г. - 196912,0 тыс. руб., что в 5 раз больше, чем в 2002г. Уменьшение и увеличение прочих налоговых доходов происходило за счет уменьшения или увеличения доходов от местных налогов и сборов.

Помимо  налоговых доходов в структуре  местного бюджета определенное место  занимают и неналоговые платежи. Их структура представлена в таблице 8.

 

Таблица 8. Структура неналоговых доходов  местного бюджета г. Кемерово

Показатели

2002г.

2003г.

2004г.

Отклонения (+/-)

2004/2002

тыс.руб.

%

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности Государственных и муниципальных организаций

138723,0

29704,0

366769,0

+228046,0

+164,4

Доходы от продажи земли и нематериальных активов

87113,0

-

-

-

-

Административные платежи и сборы

3262,0

-

-

-

-

Штрафные санкции, возмещение ущерба

22977,0

22039,0

40560

+17583,0

+76,5

Прочие неналоговые доходы

4874,0

11041,0

20140

+15266,0

+313,2

Всего неналоговых доходов

256949,0

330129,0

427469

+170520,0

+66,4


 

Результаты  табл. 8. показывают положительную динамику роста данной группы дохода. В 2002г. доходы от имущества, находящегося в Государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций составляли 138723,0 тыс. руб., а в 2003г. - 297049,0 тыс. руб. В свою очередь, в 2004 г. данный вид доходов составил 366769,0 тыс. руб., что больше того же показателя 2002 г. на 164,4%.

Как уже отмечалось выше, наибольший удельный вес в структуре общих доходов  местного бюджета г. Кемерово составляют безвозмездные перечисления. К ним, главным образом, относятся дотации, субвенции, субсидии от бюджетов других уровней; так, например, субвенции на реализацию Закона РФ «О государственных  пособиях гражданам, имеющим детей  и т.п.

Структура безвозмездных платежей представлена в таблице 9.

 

Таблица 9. Структура безвозмездных перечислений местного бюджета г. Кемерово

Показатели

2002г.

2003г.

2004г.

Отклонения (+/-)

2004/2002

тыс. руб.

%

Дотации от других бюджетов бюджетной  системы

1012272,0

1117011,0

1278941

+266669,0

+26,3

Субвенции от других бюджетов бюджетной  системы

230045,0

131786,0

186618,0

-43427,0

-18,9

Субсидии

63596,0

-

-

-

-

Средства, получаемые по взаимным расчетам

84678,0

442420,0

915337,0

+830659,0

+98,1

Прочие безвозмездные перечисления

3689,0

20203,0

12500,0

+8811,0

+238,8

Всего безвозмездных перечислений

1394280,0

1711420,0

2398396

+1004116

+72,0


 

Как показывают результаты таблицы 9. финансовое здоровье г.Кемерово во многом зависит от дотаций из бюджетов других уровней: в 2002г. 1012272,0 тыс. руб., в 2003 г. они составили 1117071,0 тыс. руб., а в 2004 г. выросли на 26,3% по сравнению с 2002 г.

 

3.3 Анализ расходов местного  бюджета г. Кемерово

 

Расходная часть местных бюджетов г. Кемерово включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы города.

Информация о работе Бюджет муниципального образования