Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 07:12, курсовая работа
Цель нашей работы - рассмотреть сущность процесса применения информационных технологий при обучении школьников ОБЖ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Подбор и анализ литературы по теме исследования;
2. Проанализировать на основе изученных источников особенности применения информационных технологий на уроках ОБЖ в школе;
Введение ………………………………………………………………….3
Глава I Информационные технологии и их место в системе образования… ………………………………………………………………..
1.1 Понятие информационно-коммуникационной технологии
1.2 Роль современных информационных технологий в образовании…
1.3 Преимущества использования ИКТ на уроках ОБЖ………………...
1.4 Контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий……
Глава II Практическая часть
2.1 Урок с использованием ИКТ……………………………………………
Заключение ………………………………………………………………….
Список литературы …………………………………………………………
Имея в наличии лишь один мультимедийный компьютер в классе, учитель, тем не менее, обладает очень широкими возможностями для реализации различных методических приемов: анализ схем, диаграмм, видеофрагментов, статистических данных, внутрилекционное тестирование, моделирование учебных ситуаций с помощью анимации, звука. Пользуясь возможностями компьютера, он может изменить порядок и структуру урока, исходя из уровня подготовленности класса, дополнить учебный материал событиями своего региона, учебного заведения, образно и наглядно проиллюстрировать отобранный дополнительный материал, в режиме реального времени получить доступ через Интернет к интересующей информации. Наибольший эффект дает использование уже готовых мультимедийных учебников. [5]
В
процессе практической работы с их
применением выявилось
Внеурочная учебная и исследовательская работа с применением мультимедийного учебника проводится в процессе:
Организационный аспект в обеспечении эффективности использования информационных и коммуникационных технологий в преподавании курса ОБЖ связан с систематизацией имеющихся информационных ресурсов, созданием электронных учебных комплексов (ЭУК) и мультимедийных программно-методических комплексов (МПМК) в обучении ОБЖ. Эти комплексы представляют собой совокупность учебно-методических материалов на различных носителях, определяющих содержание дисциплины, а также методик использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов занятий и самостоятельной работы обучаемых.
ЭУМК и МПМК – сложные дидактические системы (основанные на комплексе разнообразных учебных материалов, составляющих так называемый «кейс»), функционирование которых поддерживает образовательный процесс средствами ИТО, обеспечивает перспективнее формы организации образовательного процесса, направленные на реализацию учебной программы по предмету.
Кейс ЭУМК ориентирован преимущественно на самостоятельное освоение обучающимся учебной информации, представляет собой учебные материалы, структурированные особым образом и записанные на электронные носители или доступные через компьютерную сеть.
Кейс МПМК представляет собой комплекс материалов, позволящий учителью оптимизировать образовательный процесс по предмету на основе использования разнообразных ТСО и мультимедиатехнологий.
Структура ЭУМК и МПМК может содержать следующие блоки.
Информационно-
Информационный – общие сведения об изучаемым курсе или о конкретной теме; сроки изучения данного курса (темы); график прохождения тем и разделов по данной учебной дисциплине; формы и время отчетности; график проведения практических и семинарских занятий с использованием современных средств коммуникации (электронная почта, теле- и видеоконференции и др.); график консультаций.
Содержательный:
Информация,
относящаяся к информационно-
Способы предъявления учебного материала: на основе линейной и нелинейной схем.
В рамках линейной схемы ЭУМК и МПМК предъявляет учебные материалы, последовательная работа с которыми позволяет обучаемому достигнуть необходимого в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта уровня знаний.
Нелинейная схема обеспечивает работу с ЭУМК и МПМК на более высоком уровне, когда обучаемому в зависимости от успешности освоения той или иной темы предлагается дополнительный теоретический материал, к которому он может обратиться для углубленного изучения рассматриваемого вопроса. Кроме того, обучаемому могут быть предложены дополнительные разделы курса, материал которых важен для его профессионального и творческого роста; этот вопрос должен быть изучен педагогом при отборе содержания.
Контрольно-
Другим
направлением ИКТ учителями ОБЖ
может служить составление
Под педагогическими программными средствами понимается компьютерная программа многократного применения, специально разработанная или адаптированная для реализации педагогической функции учения или обучения при взаимодействии с обучаемым.
К программно-педагогическим средствам отнести:
Самостоятельно
учителя в основном составляют презентации
оригинальных уроков с использованием
программы редактора
При этом презентации могут быть разного назначения ( в зависимости от цели их использования):
1.3
Преимущества использования
ИКТ на уроках
ОБЖ
Применение мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как учителя, так и ученика.
Необходимость применения компьютера на уроке ОБЖ, считается оправданным использование ИКТ, если применение других средств обучения не эффективно в сравнении с ним.
Определяя
степень компьютеризации
Для удобства, дана следующая таблица 1:
Таблица 1
Применение компьютера на уроке
Где | Для чего | Что | Как |
На уроке объяснения нового материала, повторения и закрепления | Для демонстрации при объяснении нового материала, для повторения и закрепления старого материала | Обучающие программы, мультимедийные средства | Компьютерный
класс или один компьютер и мультимедийный проектор |
На уроке объяснения нового материала, повторения и обобщения | Для демонстрации
при объяснении нового материала, подведения к обобщению |
Готовые программные средства: показ опытов, моделей, лекций | Один компьютер и мультимедийный проектор |
На
уроке контроля знаний, повторения
и закрепления. На этапе первоначального контроля |
Для автоматизации процесса и экономии времени обработки данных | Контролирующие и тестирующие программы | Компьютерный класс, соответствующее программное обеспечение |
На внеклассных мероприятиях | Для демонстрации материала | Мультимедийные средства | Один компьютер и мультипроектор |
На внеклассных мероприятиях | Для развития творческих способностей учащихся | Компьютерные версии интеллектуальных и развивающих игр | Компьютерный класс |
Информация о работе Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках ОБЖ