Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках ОБЖ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 07:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы - рассмотреть сущность процесса применения информационных технологий при обучении школьников ОБЖ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Подбор и анализ литературы по теме исследования;
2. Проанализировать на основе изученных источников особенности применения информационных технологий на уроках ОБЖ в школе;

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….3
Глава I Информационные технологии и их место в системе образования… ………………………………………………………………..
1.1 Понятие информационно-коммуникационной технологии
1.2 Роль современных информационных технологий в образовании…
1.3 Преимущества использования ИКТ на уроках ОБЖ………………...
1.4 Контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий……
Глава II Практическая часть
2.1 Урок с использованием ИКТ……………………………………………
Заключение ………………………………………………………………….
Список литературы …………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Высшее профессиональное образовани1.docx

— 93.40 Кб (Скачать)

     Имея  в наличии лишь один мультимедийный компьютер в классе, учитель, тем не менее, обладает очень широкими возможностями для реализации различных методических приемов: анализ схем, диаграмм, видеофрагментов, статистических данных, внутрилекционное тестирование, моделирование учебных ситуаций с помощью анимации, звука. Пользуясь возможностями компьютера, он может изменить порядок и структуру урока,  исходя из уровня подготовленности класса, дополнить учебный материал событиями своего региона, учебного заведения, образно и наглядно проиллюстрировать отобранный дополнительный материал, в режиме реального времени получить доступ через Интернет к интересующей информации. Наибольший эффект дает использование уже готовых мультимедийных учебников.  [5]

     В процессе практической работы с их применением выявилось несколько  вариантов организации учебной  работы на уроке (с учетом содержания учебного материала, количества компьютеров  и учащихся в  классе).

  1. При наличии одной мультимедийной установки ( или компьютер + проектор) учитель ОБЖ ведет урок по изучению нового материала, используя видеоряд учебника в качестве наглядных пособий.
  2. При наличии нескольких компьютеров применяется:
  • Комбинированный урок, сочетающий рассказ преподавателя с групповой самостоятельной работой учеников в компьютерном классе над отдельными вопросами урока или другими материалами мультимедийного учебника;
  • «диагональная схема» урока, предполагающая дифференцированное обучение: класс разбивается на три или более групп, каждой из которой предоставляется задание на урок, предусматривающее 10-12-минутную самостоятельную работу с компьютером. Пока одна группа работает на компьютерах, остальные заняты другими формами работы, в том числе и с использованием традиционных учебников;
  • урок на основе групповой работы. Несколько групп изучают различный материал мультимедийного учебника по заранее подготовленным инструкциям. Каждая группа готовит выступление по результатам проделанной работы, по возможности сопровождая его показом иллюстративного ряда;
  • нетрадиционный урок (урок-конкурс, урок-соревнование) на основе групповой работы.  Класс делится на группы, которые выполняют определенные задания, пользуясь компьютером.   Количество компьютеров должно соответствовать количеству групп.
  1. При наличии компьютерного класса:
  • учащиеся на уроке самостоятельно за компьютером изучают новую тему, проходя ее в индивидуальном темпе (предусматривающем дополнительные задания для более успешных).  Контроль осуществляется через компьютерное тестирование или составление учеником плана-конспекта и внесения в него ответов на поставленные учителем вопросы. Данный вариант предполагает наличие компьютеров, соответствующих количеству учащихся в классе;
  • Проводятся лабораторно-практические занятия с использованием материалов мультимедийного учебника на основе индивидуальной самостоятельной или парной работы. Большую часть урока ученики работают с мультимедийным учебником, составляют схемы, таблицы, диаграммы (например, алгоритм действий при возникновении конкретной чрезвычайной ситуации), выполняют подготовленные задания, результаты работы оформляют, используя различные приложения Microsoft Office. Готовые результаты могут быть распечатаны. Количество компьютеров соответствует количеству учеников, при парной работе в два раза меньше.

     Внеурочная  учебная и исследовательская  работа с применением мультимедийного учебника проводится в процессе:

  • творческой работы учащихся над рефератом или групповым проектом. В дальнейшем подготовленный иллюстративный материал, совмещенный с рассказом учеников о полученных результатах, предъявляется на презентации;
  • повторения содержания курса о подготовки к итоговому контролю знаний за год. С помощью тестирования выявляются пробелы в знаниях учащихся, которые им предлагается восполнить самостоятельно: пользуясь мультимедийным учебником, отыскать правильные ответы на вопросы тестов;
  • организации коррекционной работы на дополнительных занятиях. Просмотр видеолекции, по темам, по которым у учеников недостаточно знаний.

     Организационный аспект в обеспечении эффективности использования информационных и коммуникационных технологий в преподавании курса ОБЖ связан с систематизацией имеющихся информационных ресурсов, созданием электронных учебных комплексов (ЭУК) и мультимедийных программно-методических комплексов (МПМК) в обучении ОБЖ. Эти комплексы представляют собой совокупность учебно-методических материалов на различных носителях, определяющих содержание дисциплины, а также методик использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов занятий и самостоятельной работы обучаемых.

     ЭУМК  и МПМК – сложные дидактические  системы (основанные на комплексе разнообразных  учебных материалов, составляющих так  называемый «кейс»), функционирование которых поддерживает образовательный  процесс средствами ИТО, обеспечивает перспективнее формы организации образовательного процесса, направленные на реализацию учебной программы по предмету.

     Кейс  ЭУМК ориентирован преимущественно  на самостоятельное освоение обучающимся  учебной информации, представляет собой  учебные материалы, структурированные  особым образом и записанные на электронные  носители или доступные через  компьютерную сеть.

     Кейс  МПМК представляет собой комплекс материалов, позволящий учителью оптимизировать образовательный процесс по предмету на основе использования разнообразных ТСО и мультимедиатехнологий.

     Структура ЭУМК и МПМК может содержать следующие  блоки.

     Информационно-содержательный блок: в свою очередь включает два подблока:

     Информационный  – общие сведения об изучаемым курсе или о конкретной теме; сроки изучения данного курса (темы); график прохождения тем и разделов по данной учебной дисциплине; формы и время отчетности; график проведения практических и семинарских занятий с использованием современных средств коммуникации (электронная почта, теле- и видеоконференции и др.); график консультаций.

     Содержательный:

    • учебные планы, учебные и рабочие программы;
    • учебники, сборники задач, учебные пособия, методические рекомендации, справочники, энциклопедии, хрестоматии;
    • развернутые планы семинаров;
    • список основной о дополнительной литературы, включающий также гиперссылки на ресурсы электронной библиотеки и образоваиельного Web-сервера учебного заведения, материалы сети Интернет; список тем творческих работ по дисциплине;
    • методические рекомендации по работе с лектронными материалами.

     Информация, относящаяся к информационно-содержательному (отдельные компьютерные программы, электронные учебные пособия и т.п.), может быть представлена как на компакт-дисках, так и сервере сети учебного заведения.

     Способы предъявления учебного материала: на основе линейной и нелинейной схем.

     В рамках линейной схемы ЭУМК и МПМК предъявляет учебные материалы, последовательная работа с которыми позволяет обучаемому достигнуть необходимого в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта уровня знаний.

     Нелинейная  схема обеспечивает работу с ЭУМК и МПМК на более высоком уровне, когда обучаемому в зависимости  от успешности освоения той или иной темы предлагается дополнительный теоретический  материал, к которому он может обратиться для углубленного изучения рассматриваемого вопроса. Кроме того, обучаемому могут быть предложены дополнительные разделы курса, материал которых важен для его профессионального и творческого роста; этот вопрос должен быть изучен педагогом при отборе содержания.

     Контрольно-коммуникативной блок включает:

    • системы тестирования с реализацией обратной связи для определения уровня начальной подготовки обучаемого, промежуточного и итогового контроля;
    • вопросы для текущего самоконтроля;
    • вопросы к экзаменам;
    • критерии оценивания. [1]

     Другим  направлением ИКТ учителями ОБЖ  может служить составление авторских  программно-педагогических средств.

     Под педагогическими программными средствами понимается компьютерная программа многократного применения, специально разработанная или адаптированная для реализации педагогической функции учения или обучения при взаимодействии с обучаемым.

     К программно-педагогическим средствам  отнести:

  • отдельные компьютерные программы с методическими рекомендациями или инструкциями для пользователя;
  • компьютерный курс – предметно-ориентированное программно-педагогическое средство, охватывающее тему или раздел изучаемого предмета;
  • компьютерные учебные пособия – предметно-ориентированные интегрированные компьютерные курсы с методическими рекомендациями для пользователя;
  • программно-методические комплексы – совокупность программных средств, компьютерных курсов, компьютерных учебных пособий, объединенных в комплекс тематическим планом для достижения общей цели, и методическое пособие для работы с ними.

     Самостоятельно  учителя в основном составляют презентации  оригинальных уроков с использованием программы редактора презентаций  и тиражируют их для использования  коллегами. [6]

     При этом презентации могут быть разного назначения ( в зависимости от цели их использования):

  • презентации-иллюстрации. Применяется для сопровождения рассказа учителя при объяснении нового материала;
  • презентации-проблематизации. Учебная информация помогает создавать на уроке проблемную ситуацию.
  • презентации-алгоритмы. Изучаемые явления или действия рассматриваются пошагово с применением приемов анимации.
  • презентации-контроль. Тесты со звуковым сопровождением (или с помощью символов), сигнализирующим правильность ответа. Кроссворды выводятся на экран с постепенным заполнением: первый слайд – сетка кроссворда с правильным предыдущим ответом и формулировкой второго вопроса и т.д. [17]
 

     1.3 Преимущества использования  ИКТ на уроках  ОБЖ 

  Применение  мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как учителя, так и ученика.

    Необходимость применения компьютера на уроке ОБЖ,  считается оправданным  использование  ИКТ, если применение других средств  обучения не эффективно в сравнении  с ним.

    Определяя степень компьютеризации учебного процесса,  нужно выбирать необходимость  применения ПК или задействовать  компьютерный класс, т.е. определять преобладание в ходе урока педагогической системы  псевдокомпьютерного обучения или обучения с компьютером (по классификации Беспалько В.П.).

    Для удобства, дана следующая  таблица 1:

Таблица 1

Применение  компьютера на уроке

    Где Для чего Что Как
    На  уроке объяснения нового материала, повторения и закрепления Для демонстрации при объяснении нового материала, для  повторения и закрепления старого  материала Обучающие программы, мультимедийные средства Компьютерный  класс или  
    один компьютер и мультимедийный проектор
    На  уроке объяснения нового материала, повторения и обобщения Для демонстрации при объяснении нового материала, подведения 
    к обобщению
    Готовые программные  средства: показ опытов, моделей, лекций Один компьютер 
    и мультимедийный проектор
    На  уроке контроля знаний, повторения и закрепления. 
    На этапе первоначального контроля
    Для автоматизации  процесса и экономии времени обработки  данных Контролирующие  и тестирующие программы Компьютерный  класс, соответствующее программное  обеспечение 
    На  внеклассных мероприятиях Для демонстрации материала Мультимедийные средства Один компьютер  и мультипроектор
    На  внеклассных мероприятиях Для развития творческих способностей учащихся Компьютерные  версии интеллектуальных и развивающих  игр Компьютерный  класс

Информация о работе Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках ОБЖ