Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 07:12, курсовая работа
Цель нашей работы - рассмотреть сущность процесса применения информационных технологий при обучении школьников ОБЖ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Подбор и анализ литературы по теме исследования;
2. Проанализировать на основе изученных источников особенности применения информационных технологий на уроках ОБЖ в школе;
Введение ………………………………………………………………….3
Глава I Информационные технологии и их место в системе образования… ………………………………………………………………..
1.1 Понятие информационно-коммуникационной технологии
1.2 Роль современных информационных технологий в образовании…
1.3 Преимущества использования ИКТ на уроках ОБЖ………………...
1.4 Контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий……
Глава II Практическая часть
2.1 Урок с использованием ИКТ……………………………………………
Заключение ………………………………………………………………….
Список литературы …………………………………………………………
•сбор материала по теме,
•иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета;
Таким
образом, творческий подход позволяет
педагогу максимально эффективно использовать
в своей работе богатый инструментарий,
представляемый современными компьютерными
технологиями. Уроки с использованием
ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно,
и интерес к предмету, что немаловажно,
потому что курс ОБЖ воспитывает культуру
безопасного по ведения, учит действовать
в непредсказуемых ситуациях.
2.1. Вариант урока с применением классической компьютерной презентации.
Выступление с опорой на мультимедиа презентацию.
Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении учителя и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).
Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:
· активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;
· во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;
· большой объём информации может быть получен из интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;
· учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.
В отличие от урока, с использованием одного компьютера с мультипроектором, работа в компьютерном классе с использованием в обучении специальных обучающих программ, позволяет уплотнить работу учащихся и преподавателя.
Рассмотрим применение презентации в преподавании «ОБЖ» на примере урока по теме «Землетрясение».
Вся
презентация состоит из 26 слайдов.
Каждый слайд фактически является или
графически-текстовой формой конспекта
лекции, или заданием, которое я и учащиеся
должны разобрать в ходе урока (например:
сл. 10, 11 и т.д.). Для визуализации содержания
урока используются графические и заложенные
в Power Point анимационные возможности. По
ходу урока поэтапно выводим необходимый
материал на экран и организуем работу
класса по усвоению основных вопросов
данной темы. В случае использования слайда-задания,
организуется обсуждение поставленного
вопроса.
Тема урока: «Землетрясения». (40 минут)
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
- в ходе занятия рассмотреть землетрясение как одну из ЧС природного характера;
-
дать учащимся необходимые
-
совершенствовать навыки
- использовать межпредметные связи для осознанного восприятия материала.
- развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях;
3. Воспитывающие:
-
воспитывать чувства
Методы урока: словесные, наглядные.
Материалы
и оборудование. Компьютер, проектор,
презентация по теме «Землетрясение».
Географическая карта материков. Набор
тестовых заданий на компьютере или бумаге.
Ход урока:
1. Вводная часть.
Здравствуйте ребята! Садитесь! Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о чрезвычайных ситуациях.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Что же такое чрезвычайная ситуация? | Ситуация опасная для здоровья и жизни. |
2. На какие группы можно разделить все чрезвычайные ситуации? | Техногенного, социального и природного характера. |
|
Гололед, гроза, метель, молнии, наводнения, пожар, ураган |
3. Изучение новой темы.
На прошлом занятии мы говорили о ЧС природного характера - ураганы, бури, смерчи и действия населения при угрозе возникновения и во время ураганов, бурь и смерчей.
Сегодня мы начинаем изучение другого природного явления, которое может привести к возникновению ЧС.
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ - колебания Земли, вызванные внезапными изменениями в состоянии недр планеты. Эти колебания представляют собой упругие волны, распространяющиеся с высокой скоростью в толще горных пород.
Землетрясения - это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. (Слайд 3)
Интенсивность
землетрясений оценивается в
сейсмических баллах, для энергетической
классификации землетрясений
Ежегодно приборы фиксируют несколько сотен тысяч землетрясений. Люди ощущают лишь около 10 тыс. землетрясений, из них примерно 100 бывают разрушительными. (Слайд 4)
Существует часть земного шара, которую можно считать свободной от землетрясений — это Антарктида (записать в тетрадь). Можно сказать, что это своего рода сейсмическая загадка, так как в Антарктиде есть и молодые горы, и действующие вулканы. По подсчетам ученых, все происшедшие только в нашем столетии землетрясения унесли более 1 млн. жизней. А за всю историю человечества от землетрясения погибло порядка 75 млн. человек.
Причины возникновения землетрясений. (Слайд 5)
В
недрах земли постоянно происходят
сложные процессы накопления энергии,
высвобождение которой и
В
месте столкновения двух плит происходит
деформация земной поверхности с
выделением накопленной энергии. Землетрясения
подобного типа называются тектоническими.
Иногда случаются землетрясения
во внутрённих частях плит — так
называемые вкутриплитовые
землетрясения. Они возникают из-за развития
деформации (накопления энергии) в плитах,
вызванной давлением на их краях.
Основными плитами земной коры являются:
(записывают в тетрадь)
- Американская, Антарктическая, Африканская,
Евразийская, Индийская и Тихоокеанская
Всего насчитывается около 20 плит, на которых
расположены целыё страны, континенты,
моря и океаны. Зоны стыков этих плит известны.
Именно там расположены области наиболее
активных сейсмических явлений.
Классификация землетрясений:
1.Землетрясения природного происхождения
2.Землетрясения, вызванные деятельностью человека
3.Тектонические
4.Вулканические
5.Обвальные
6.Краевые (на краях тектонических плит)
7. Внутриплитовые
(горные удары, оползневые заполнение
водохранилищ, закачка воды в скважины,
испытания ядерного оружия). (Слайд 7)
Хотя уже с давних времен ведутся многочисленные
исследования, нельзя сказать, что причины
возникновения землетрясений полностью
изучены. По характеру процессов в их очагах
выделяют несколько типов землетрясений,
основными из которых являются тектонические,
вулканические и техногенные.
Вулканические землетрясения происходят вследствие резких перемещений магматического расплава в недрах Земли или в результате возникновения разрывов под влиянием этих перемещений.
Техногенные
землетрясения могут быть вызваны
подземными ядерными испытаниями, заполнением
водохранилищ, добычей нефти и
газа методом нагнетания жидкости в
скважины, взрывными работами при
добыче полезных ископаемых и пр. Менее
сильные землетрясения
Еще одну категорию образуют обвальные землетрясения, когда обрушение кровли шахты или подземных пустот вызывают образование упругих волн. К обвалам землетрясениям относятся и землетрясения, возникающие при развитии крупных оползней.
Наиболее
сильны и опасны тектонические и внутриплитовые
землетрясения. Если произошло одно землетрясение,
то вероятность того, что в том же районе
вскоре произойдет еще одно, велика. Иначе
говоря, сильные землетрясения чаще всего
влекут за собой повторные толчки,
Наиболее часто землетрясения возникают
в определенных зонах. Зона землетрясений,
окружающая Тихий океан, называется Тихоокеанским
поясом; здесь происходит около 90% всех
землетрясений земного шара. Другой район
— это Альпийский пояс, протянувшийся
от Средиземноморья на восток через Турцию,
Иран и северную Индию, где происходит
около 5—6% всех землетрясений. Остальные
4—5% землетрясений случаются вдоль срединно-океанических
хребтов или внутри плит. [14]
Последствия и прогнозирование землетрясений.
Регистрация землетрясений.
Для
обнаружения и регистрации
Первый сейсмограф появился в Китае в 132 году. Знаменитый китайский ученый Чжан Хэн создал его в Сиане во времена династии Хань. В большом сосуде (диаметром 180 см) он поместил маятник, который мог качаться в восьми направлениях. Восемь драконов, каждый с шариком в пасти, были укреплены по краям сосуда. Когда толчок землетрясения заставлял маятник качнуться, шарик выпадал из пасти дракона и попадал в открытый рот сидящей внизу жабы. В этот момент прибор издавал звук, извещая наблюдателей, что произошло землетрясение. В зависимости от того, в рот какой из жаб попал шарик, можно было определить, в каком направлении оно произошло. Прибор работал так хорошо, что мог обнаруживать удаленные землетрясения, не ощущавшиеся самими наблюдателями.
Современные
сейсмографы представляют собой
сложные электронные
Ежедневно сейсмографы регистрируют на Земле более тысячи землетрясений. К счастью, многие из них настолько слабы, что не причиняют никакого вреда.
Записи с двух или большего количества сейсмографов помогают сейсмологам определить место, где произошло землетрясение и измерить его силу.
Современная
техника позволяет
Наиболее сильные землетрясения иногда ощущаются на расстояниях более 1500 км от очага и могут быть зарегистрированы сейсмографами (специальными высокочувствительными приборами) даже в противоположном полушарии. Район, где зарождаются колебания, называется очагом землетрясения, а его проекция на поверхность Земли – эпицентром землетрясения.
Очаги большей части землетрясений лежат в земной коре на глубинах не более 16 км, однако в некоторых районах глубины очагов достигают 700 км. Ежедневно происходят тысячи землетрясений, но лишь немногие из них ощущаются человеком.
7
декабря 1988 года в Армении,
в то время одной из республик
Советского Союза, в
Информация о работе Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках ОБЖ