Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках ОБЖ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 07:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы - рассмотреть сущность процесса применения информационных технологий при обучении школьников ОБЖ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Подбор и анализ литературы по теме исследования;
2. Проанализировать на основе изученных источников особенности применения информационных технологий на уроках ОБЖ в школе;

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….3
Глава I Информационные технологии и их место в системе образования… ………………………………………………………………..
1.1 Понятие информационно-коммуникационной технологии
1.2 Роль современных информационных технологий в образовании…
1.3 Преимущества использования ИКТ на уроках ОБЖ………………...
1.4 Контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий……
Глава II Практическая часть
2.1 Урок с использованием ИКТ……………………………………………
Заключение ………………………………………………………………….
Список литературы …………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Высшее профессиональное образовани1.docx

— 93.40 Кб (Скачать)

     Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют  обратную связь в системе учитель - ученик. Тестовые программы позволяют  быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых  имеются пробелы в знаниях. Этот тип уроков очень популярен сегодня  в школе. Для проведения такого типа уроков необходимо наличие кабинета информатики, оснащённое компьютерами, так как каждый учащийся класса должен работать на таком уроке только индивидуально. Наличие компьютерной программы, позволяющей  самим создавать подобные тесты, значительно упрощает задачу. И поэтому  я сама разрабатываю и создаю компьютерные варианты различных тестов и использую  их на своих уроках.

     Для более глубокого усвоения материала  и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты  и тренажеры. Это могут быть как  тесты, составленные в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых много сейчас в сети Интернет. Тесты могут простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов, из которых нужно выбрать правильный. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий.

     Способы работы с тестами также разнообразны – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся  правильные ответы.

     Тренажеры также содержат задания, позволяющие  организовать фронтальную, групповую  и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности. Например, при первичном контроле ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность ученикам, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа. [12]

     К каждому ученику подхожу индивидуально  в соответствии с уровнем его  возможностей, а также уровнем  подготовки по информатике. Ведь не у  каждого ученика есть дома компьютер  и интернет. Тесты, составленные с  помощью программы «Assistеant» и «Конструктор тестов» позволяют оценить уровень подготовки учащегося сразу после проведения тестирования. Вопросы и ответы в тесте при следующем тестировании постоянно меняются местами. Тестирование проводится быстро, и компьютер беспристрастно оценивает знания учащихся. Тестирование с применением компьютера является одним из путей отхода от формализма в оценке результатов обучения. Потому что при тестировании учитывается, какие знания должны быть у ученика в конце обучения; есть инструмент для выявления результата обучения - компьютер; возможны его (теста) измерение и оценка, т. е. соотнесение с определенной шкалой.

     При изучении различных тем, когда ученик после знакомства с теорией начинает разбирать тестовые задания. При  необходимости он может проверить  ответ, или прочитать теорию. Ученик работает в своем темпе, и только освоив одно задание, перейдёт к другому. Форма организации обучения представляет собой индивидуальную работу с варьируемой  степенью самостоятельности. Ученик знакомый с технологией работы на компьютере может работать и без учителя.

     Очень много практических заданий на уроках ОБЖ мы выполняем совместно с  учениками непосредственно на интерактивной  доске. Все типы заданий, используемых на уроках можно условно разделить на 6 групп:

     1. «Работа с рисунками»

     2. «Кроссворд»

     3. «Вставьте слово»

     4. «Имена»

     5. «Соотнесите»

     6. «Отметьте».

     Конечно, нельзя сказать, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но наблюдения показали, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на уроке. Они активно обсуждают новые темы, стремятся принять участие в работе, быстрее запоминают материал. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II Практическая часть 

Пример  организации проверки выполнения домашнего  задания.

С помощью  контроля может быть установлена  степень усвоения материала: запоминание  прочитанного в учебнике, услышанного  на уроке, узнанного при самостоятельной  работе, на практическом занятии и  воспроизведение знаний при тестировании.

Для решения  дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать:

  1. мультимедиа технологии:
    • презентация-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint);
    • презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);
    • презентация-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).
  1. раздаточный материал:
  • тесты (Excel) (Word);
  • карточки (Word);
  • кроссворды (Excel);
  • самостоятельные работы (Word);
  • контрольные работы (Word).

Пример  организации объяснения нового материала  с помощью ИКТ:

       При изучении нового материала наглядное  изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно  усвоить подаваемый материал. Соотношение  между словами учителя и информацией  на экране может быть разным, и это  определяет пояснения, которые дает учитель.

Для решения  дидактической задачи данного этапа  мы  используем:

    1. мультимедиа технологии:
  • презентация-лекция - демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (PowerPoint), в данном случае используются презентации с целью познакомить учащихся с объектом или явлением, процессом. Нами они используются на уроках изучения ЧС природного и техногенного характера;
  • видеофрагменты фильмов. Например, тема «Безопасное питание» - демонстрация фрагмента фильма «Осторожно еда!».
  • презентация-модель - с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint), тема «Землетрясения» 7 класс, на экране представлена модель сейсмографа, где можно наглядно продемонстрировать его действие при различном колебании поверхности земли;
  • слайд-шоу - демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (PowerPoint);
  • изображение - корректировка фотографий, отсканированных изображений, раскрашивание изображений (PhotoShop);
  • коллаж - создание собственных оригинальных ребусов, изображений (PhotoShop);
  • видеоклип  - на основе фотографий, видео- и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (Movie Maker)
    1. компьютерные технологии:
  • диаграммы (Excel) например, вычислить дневные энергозатраты учащегося, составить диаграмму, проанализировать дневной рацион и сделать выводы соответственно;
  • схемы (Excel) - составить схему действий при ЧС ;
  • таблицы (Excel ) – «Инфекционные заболевания» .

    Пример  организации закрепления  и систематизации знаний:

       Систематизация  и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и  четкого структурирования. С этой целью в конце урока проводим обзор изученного материала, подчеркивая  основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией  наиболее важных наглядных пособий  на слайдах, выполнение тестов на компьютере.

Для решения  дидактической задачи данного этапа  мы  используем:

    1. мультимедиа технологии:
    • презентация-задание - содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответ (PowerPoint). Например, собрать аптечку лекарственных растений. На экране изображения растений. Учащимся необходимо выбрать только лекарственные. С помощью анимации дается правильный вариант ответа.
    1. мобильный класс:
    • работа в группе – задание – составить текст для слайдов презентации (PowerPoint);
    • выбрать иллюстративное сопровождение для текста (PhotoShop, PowerPoint);
    1. Интернет-ресуры:
  • для работы в группах.

    Пример  использования ИКТ  во внеурочной деятельности:

      Внеурочная  деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса, как с образовательной, так и  с воспитательной точки зрения. Для  ее организации мы используем следующие  технологии

    1. мультимедиа технологии:
  • презентация-выступление - для сопровождения выступления, содержит иллюстрации, основные тезисы (PowerPoint);
  • презентация-итог (PowerPoint, Word) – на слайде выводится итоговая таблица участия в соревнованиях, мероприятиях. «А ну-ка, парни!», «Рыцарский турнир».
    1. компьютерные технологии:
  • стенные газеты - информационный материал (Word, Publisher), например участие в конкурсе  газет  «По страницам истории печати» мы выпустили газету «Пятишкольник» используя программу Publisher;
  • буклеты, памятки - информационный материал (Word, Publisher);
  • брошюра  - сборник дидактических, методических материалов (Word), брошюра «Юбилей светофорика», энциклопедия «Лекарственные и ядовитые растения»;
  • плакат, заголовки  - текстовое оформление стендов, помещений (Word);
  • открытка - оригинально оформленное поздравление (Word, Publisher);
  • анкета - документ для сбора статистических данных (Excel).

    Пример  использования ИКТ  при выполнения проектной работы:

       Дидактическая задача состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей.

       Показатели  реального результата решения задачи: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

    • выполнения исследовательской части проекта, получения или систематизации данных (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека);
    • оформление портфолио проекта (Word);
    • создание продукта проекта – буклеты, презентации, проспекты и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).

Примером  служит создание проекта в 10 классе по теме «ЗОЖ»  «Осанка школьника». С помощью компьютерных технологий создано портфолио проекта (Word ), проведено исследование по теме проекта (Интернет), выполнен продукт проекта:

    • презентация-тест на правильную осанку, где наглядно продемонстрирована осанка человека, приведены несколько способов тестирования собственной осанки;
    • буклет – «Рекомендации и советы для сохранения правильной осанки»;
    • плакат – «Соблюдай правильную осанку».

       Пример  использования сети Интернет на уроках:

      Возможности использования сети Интернет на уроках ОБЖ заключаются в следующем:

      Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;

      1. Изучение конкретного Интернет-ресурса  по методическим указаниям учителя;

      2. Использование Интернет-ресурса  в качестве дидактического средства  на уро ке ОБЖ;

      Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации  учебной деятельности учащихся.

      Поиск информации:

      Поиск информации в интернете может  сопровождать такие виды учебной  работы, как:

      •написание  рефератов,

Информация о работе Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках ОБЖ