Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 07:12, курсовая работа
Цель нашей работы - рассмотреть сущность процесса применения информационных технологий при обучении школьников ОБЖ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Подбор и анализ литературы по теме исследования;
2. Проанализировать на основе изученных источников особенности применения информационных технологий на уроках ОБЖ в школе;
Введение ………………………………………………………………….3
Глава I Информационные технологии и их место в системе образования… ………………………………………………………………..
1.1 Понятие информационно-коммуникационной технологии
1.2 Роль современных информационных технологий в образовании…
1.3 Преимущества использования ИКТ на уроках ОБЖ………………...
1.4 Контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий……
Глава II Практическая часть
2.1 Урок с использованием ИКТ……………………………………………
Заключение ………………………………………………………………….
Список литературы …………………………………………………………
Высшее профессиональное образование
ФГБОУ «Тувинский государственный университет»
Естественно-географический факультет
Кафедра
анатомии, физиологии и БЖД
Курсовая работа
на тему:
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках ОБЖ»
ЕГФ Сат Саглаш О.
кафедры анатомии, физиологии и бжд,
Кызыл – 2011 год.
Содержание
Введение ………………………………………………………………….3
Глава I Информационные технологии и их место в системе образования… ………………………………………………………………..
1.1
Понятие информационно-
1.2
Роль современных
1.3 Преимущества использования ИКТ на уроках ОБЖ………………...
1.4 Контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий……
Глава II Практическая часть
2.1 Урок с использованием ИКТ……………………………………………
Заключение ………………………………………………………………….
Список
литературы …………………………………………………………
Введение
В настоящее время технология проектной деятельности и информационно-коммуникационная техника становятся ведущими педагогическими технологиями, используемыми учителями в школе.
Они расширяют возможности учащихся по самостоятельному поиску и использованию информации, придают образовательному процессу диалоговый характер. Использование информационно-коммуникационной и проектной технологии позволило расширить диапазон результатов образования.
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине (ОБЖ, биологии, географии, иностранному языку, истории, литературе, математике, русскому языку, физике, химии и т.д.) мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика.
Применение
компьютерных технологий в преподавании
курса ОБЖ в
Современные средства обучения (компьютеры, телекоммуникационные средства связи, необходимое программное и методическое обеспечение) предоставить возможность интенсифицировать занятия разных форм обучения. Компьютер позволяет строить обучение в режиме диалога, реализовать индивидуальное общение с обучаемыми, опирающееся на его модель и базовые знания.
Цель
нашей работы - рассмотреть сущность
процесса применения информационных технологий
при обучении школьников ОБЖ. Для достижения
поставленной цели необходимо решить
ряд задач:
1. Подбор и анализ литературы по теме
исследования;
2. Проанализировать
на основе изученных источников особенности
применения информационных технологий
на уроках ОБЖ в школе;
3.Сделать выводы проведенного урока, с
использованием ИКТ в школе.
Объектом исследования является компьютерные технологии и отдельные программы учебно-педагогического назначения.
Предмет
исследования –
применение компьютерных технологий в
учебно-педагогической деятельности на
уроках ОБЖ.
Глава
I Информационные технологии
и их место в системе
образования
Когда мы говорим об информационных технологиях в сфере образования, то прежде всего имеем в виду применение новейших компьютерных технологий, что весьма условно, так как любую педагогическую технологию справедливо называть информационной по причине взаимообогащения и обновления информации между участниками образовательного процесса. Поэтому в некоторых педагогических учебных пособиях используется термин «новейшие информационные технологии обучения» (НИТО), с акцентом на принципиально новые системы и методы обработки данных и отображения информационного продукта в образовательных целях.
Информационная технология (ИТ) – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации в целях снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.
Новые информационные технологии обучения (НИТО) - совокупность внедряемых (встраиваемых) в системы организационного управления образованием и в системы обучения принципиально новых систем и методов обработки данных, представляющий собой целостные обучающие системы, и отображение информационного продукта (данных идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той среды, в которой они развиваются. Это синтез достижений педагогической науки и средств информационно-вычислительной техники. НИТО подразумевает научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в целях его оптимизации и повышения эффективности, а также обновления материально-технической базы образовательных учреждений.
Толчком для использования НИТО в школьном курсе ОБЖ для учителей послужили следующие обстоятельства.
Во-первых, оснащение школ современным компьютерным, в том числе мультимедийным оборудованием в рамках программы компьютеризации учреждений образования.
Мультимедиа (multimedia) - современная компьютерная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию; создается VRML – язык моделирования виртуальной реальности.
Мультимедийная технология предоставляет возможность работы со звуковыми и видеофайлами, что открывает новые направления использования компьютерной техники в области обучения. Мультимедиа в обучении ОБЖ способствует появлению не только нового насыщенного поля общения, передачи информации, но поля порождение новых смыслов, которые получили иное место в современной культуре по сравнению с традиционными и известными средствами передачи информации и средствами обучения. Преимущество мультимедийных технологий как средств обучения видятся учителями ОБЖ, как возможность сочетания логического и образного способов освоения информации, в активизации образовательного процесса за счет усиления наглядности, интерактивном взаимодействии, общении в информационно-образовательном пространстве.
Во-вторых, возможность повысить квалификацию на курсах для учителей в центрах интернет образования. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении. Пути конкретной реализации этого подхода раскрываются на курсах повышения квалификации работников образования в зависимости от своеобразия изучаемых вопросов и уровнем владения учителями программными средствами. [1]
В-третьих,
появление мультимедийных учебников
по ОБЖ, а также мультимедийных пособий
по отдельным темам курса ОБЖ, возможности
создания собственных авторских программно-педагогических
средств на основе презентаций разнообразного
целевого назначения.
Использование ИКТ и технологий мультимедиа в образовании способно радикально изменить существующую систему обучения. Организация учебного процесса может стать более инновационной в том смысле, что будут широко применяться аналитические, практические и экспериментальные принципы обучения, которые позволят ориентировать весь процесс обучения каждого отдельного обучающегося.
При применении ИКТ в образовании возникают ряд этических проблем. Во-первых, применение ИКТ в различных областях человеческой деятельности влечет за собой создание информационно-ориентированного общества. Таким образом, обучая навыкам работы с компьютерами, преподаватели готовят к жизни в условиях нового общества[4].
Другой
этической проблемой
И,
наконец, третьей проблемой, является
оценка эффективности ИКТ в
Система обучения ориентируется на формирование репродуктивных навыков, сводящихся к умению запоминать и воспроизводить информацию. Уникальные возможности новых технологий позволяют развивать умения и навыки более высокого уровня, включающие способность к рефлексии, сопоставлениям, синтезу и анализу, выявлению связей и нахождению путей решения комплексных проблем, планированию и групповому взаимодействию, то есть всему тому, что получило в литературе название «high-level thinking» и в чем использование ИКТ может быть наиболее эффективным. [10]
В процессе использования преимуществ ИКТ и выгод, которые они несут с собой, у педагогов может произойти изменение взглядов на свою деятельность, причем это изменение не всегда основано на тщательно продуманном выборе.
Обеспечение
эффективности использования
Технический аспект. К современным техническим средствам реализации информационных технологий относятся: персональные компьютеры, локальные и глобальные вычислительные сети, коммуникационные средства, телефонная техника, видеоинформационные системы и др. Технические обеспечения включает в себя адаптацию, совершенствование и разработку ТСО, используемых для передачи информации учащимся, обратной связи от учащихся к преподавателю, контроля знаний, организации самостоятельных занятий, обработки и документирования информации. Во многом техническое обеспечение образовательного учреждения относится к объективным факторам в реализации ТСО учителем, т.е. учитель не может влиять на благосостояние и развитие материальной базы учреждения (кроме обеспечения сохранности ТСО). [1]
Методический аспект связан с методикой применения современных ТСО в дидактической структуре системы обучения ОБЖ и разработкой программно-педагогических средств.[1]
Первые
уроки ИКТ учителями ОБЖ
Информация о работе Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках ОБЖ