Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках ОБЖ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 07:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы - рассмотреть сущность процесса применения информационных технологий при обучении школьников ОБЖ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Подбор и анализ литературы по теме исследования;
2. Проанализировать на основе изученных источников особенности применения информационных технологий на уроках ОБЖ в школе;

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….3
Глава I Информационные технологии и их место в системе образования… ………………………………………………………………..
1.1 Понятие информационно-коммуникационной технологии
1.2 Роль современных информационных технологий в образовании…
1.3 Преимущества использования ИКТ на уроках ОБЖ………………...
1.4 Контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий……
Глава II Практическая часть
2.1 Урок с использованием ИКТ……………………………………………
Заключение ………………………………………………………………….
Список литературы …………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Высшее профессиональное образовани1.docx

— 93.40 Кб (Скачать)

Высшее  профессиональное образование

ФГБОУ «Тувинский государственный университет»

Естественно-географический факультет

Кафедра анатомии, физиологии и БЖД 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

на тему:

«Использование  информационно-коммуникационных технологий на уроках ОБЖ»

     
 
 

                                                        Выполнила: студентка 4 курса 3 группы

      ЕГФ Сат Саглаш О.

                                                        Проверила: старший преподаватель

                                                        кафедры анатомии, физиологии и бжд,

                                                        к.б.н. Шыырапай У.В. 
 

                                 

Кызыл – 2011 год.

Содержание 

     Введение  ………………………………………………………………….3

     Глава I Информационные технологии и их место  в системе образования… ………………………………………………………………..

     1.1  Понятие информационно-коммуникационной технологии

     1.2 Роль современных информационных  технологий в образовании…

     1.3 Преимущества использования ИКТ на уроках ОБЖ………………...

     1.4 Контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий……

     Глава II Практическая часть

     2.1 Урок с использованием ИКТ……………………………………………

     Заключение  ………………………………………………………………….

     Список  литературы ………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В настоящее время технология проектной деятельности и информационно-коммуникационная техника становятся ведущими педагогическими технологиями, используемыми учителями в школе.

     Они расширяют возможности учащихся по самостоятельному поиску и использованию  информации, придают образовательному процессу диалоговый характер. Использование информационно-коммуникационной и проектной технологии позволило расширить диапазон результатов образования.

     Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине (ОБЖ, биологии, географии, иностранному языку, истории, литературе, математике, русскому языку, физике, химии и т.д.) мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика.

     Применение  компьютерных технологий в преподавании курса ОБЖ в общеобразовательной  школе позволяет видоизменить весь процесс обучения.

     Современные средства обучения (компьютеры, телекоммуникационные средства связи, необходимое программное  и методическое обеспечение) предоставить возможность интенсифицировать занятия разных форм обучения. Компьютер позволяет строить обучение в режиме диалога, реализовать индивидуальное общение с обучаемыми, опирающееся на его модель и базовые знания.

     Цель  нашей работы - рассмотреть сущность процесса применения информационных технологий при обучении школьников ОБЖ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 
1. Подбор и анализ литературы по теме исследования;

2. Проанализировать на основе изученных источников особенности применения информационных технологий на уроках ОБЖ в школе; 
3.Сделать выводы проведенного урока, с использованием ИКТ в школе.

     Объектом  исследования является компьютерные технологии и отдельные программы учебно-педагогического назначения.

     Предмет исследования –  применение компьютерных технологий в учебно-педагогической деятельности на уроках ОБЖ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I Информационные технологии и их место в системе образования 

     
    1. Понятие информационно-коммуникативной  технологии
 

     Когда мы говорим об информационных технологиях  в сфере образования, то прежде всего имеем в виду применение новейших компьютерных технологий, что весьма условно, так как любую педагогическую технологию справедливо называть информационной по причине взаимообогащения и обновления информации между участниками образовательного процесса. Поэтому в некоторых педагогических учебных пособиях используется термин «новейшие информационные технологии обучения» (НИТО), с акцентом на принципиально новые системы и методы обработки данных и отображения информационного продукта в образовательных целях.

     Информационная  технология (ИТ) – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации в целях снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

     Новые информационные технологии обучения (НИТО) -  совокупность внедряемых (встраиваемых) в системы организационного управления образованием и в системы обучения принципиально новых систем и методов обработки данных, представляющий собой целостные обучающие системы, и отображение информационного продукта (данных идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той среды, в которой они развиваются. Это синтез достижений педагогической науки и средств информационно-вычислительной техники. НИТО подразумевает научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в целях его оптимизации и повышения эффективности, а также обновления материально-технической базы образовательных учреждений.

     Толчком для использования НИТО в школьном курсе ОБЖ для учителей послужили  следующие обстоятельства.

     Во-первых, оснащение школ современным компьютерным, в том числе мультимедийным оборудованием в рамках программы компьютеризации учреждений образования.

     Мультимедиа (multimedia) -  современная компьютерная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию; создается VRML – язык моделирования виртуальной реальности.

     Мультимедийная технология предоставляет возможность работы со звуковыми и видеофайлами, что открывает новые направления использования компьютерной техники в области обучения. Мультимедиа в обучении ОБЖ способствует появлению не только нового насыщенного поля общения, передачи информации, но поля порождение новых смыслов, которые получили иное место в современной культуре по сравнению с традиционными и известными средствами передачи информации и средствами обучения. Преимущество мультимедийных технологий как средств обучения видятся учителями ОБЖ, как возможность сочетания логического и образного способов освоения информации, в активизации образовательного процесса за счет усиления наглядности, интерактивном взаимодействии, общении в информационно-образовательном пространстве.

     Во-вторых, возможность повысить квалификацию на курсах для учителей в центрах  интернет образования. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать  каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении. Пути конкретной реализации этого подхода раскрываются на курсах повышения квалификации работников образования в зависимости от своеобразия изучаемых вопросов и уровнем владения учителями программными средствами. [1]

     В-третьих, появление мультимедийных учебников по ОБЖ, а также мультимедийных пособий по отдельным темам курса ОБЖ, возможности создания собственных авторских программно-педагогических средств на основе презентаций разнообразного целевого назначения. 

    1. Роль  современных информационных технологий в образовании
 

     Использование ИКТ и технологий мультимедиа  в образовании способно радикально изменить существующую систему обучения. Организация учебного процесса может  стать более инновационной в том смысле, что будут широко применяться аналитические, практические и экспериментальные принципы обучения, которые позволят ориентировать весь процесс обучения каждого отдельного обучающегося.

     При применении ИКТ в образовании  возникают ряд этических проблем. Во-первых, применение ИКТ в различных областях человеческой деятельности влечет за собой создание  информационно-ориентированного общества. Таким образом, обучая навыкам работы с компьютерами, преподаватели готовят к жизни в условиях нового общества[4].

     Другой  этической проблемой возникающей  при применении ИКТ в образовании  является доступность ИКТ, которая  состоит из собственно доступности  и комфортности. Повышение доступности  было достигнуто, благодаря различным  изменениям в компьютерных системах, прежде всего развитию персональных компьютеров и компьютерных сетей. Комфорт достигается применением  графического интерфейса и функциональных стандартов.[15]

     И, наконец, третьей проблемой, является оценка эффективности ИКТ в образовании, которая включает с одной стороны  целесообразность применения технологии, с другой – способы её использования 

     Система обучения ориентируется на формирование репродуктивных навыков, сводящихся к  умению запоминать и воспроизводить информацию. Уникальные возможности новых технологий позволяют развивать умения и навыки более высокого уровня, включающие способность к рефлексии, сопоставлениям, синтезу и анализу, выявлению связей и нахождению путей решения комплексных проблем, планированию и групповому взаимодействию, то есть всему тому, что получило в литературе название «high-level thinking» и в чем использование ИКТ может быть наиболее эффективным. [10]

     В процессе использования преимуществ  ИКТ и выгод, которые они несут  с собой, у педагогов может  произойти изменение взглядов на свою деятельность, причем это изменение  не всегда основано на тщательно продуманном  выборе.

     Обеспечение эффективности использования информационных и коммуникационных технологий в  преподавании курса ОБЖ определяется тремя взаимосвязанными аспектами  – техническим, методическим и организационным.

     Технический аспект. К современным техническим средствам реализации информационных технологий относятся: персональные компьютеры, локальные и глобальные вычислительные сети, коммуникационные средства, телефонная техника, видеоинформационные системы и др. Технические обеспечения включает в себя адаптацию, совершенствование и разработку ТСО, используемых для передачи информации учащимся, обратной связи от учащихся к преподавателю, контроля знаний, организации самостоятельных занятий, обработки и документирования информации. Во многом техническое обеспечение образовательного учреждения относится к объективным факторам в реализации ТСО учителем, т.е. учитель не может влиять на благосостояние и развитие материальной базы учреждения (кроме обеспечения сохранности ТСО). [1]

     Методический  аспект связан с методикой применения современных ТСО в дидактической структуре системы обучения ОБЖ и разработкой программно-педагогических средств.[1]

     Первые  уроки ИКТ учителями ОБЖ сводились  в основном в изучению нового материала, они видели их назначение в качестве вспомогательных, используемых на традиционном уроке (набор иллюстраций, дополнительный материал, справочное пособие, тест и т.д.). На уроке демонстрировался в качестве наглядных пособий видеоряд из подобранных диаграмм, схем, кино-, фоно- и фотодокументов. Даже эта форма работы (напоминающая некогда распространенные киноуроки) показала, что использование компьютерных технологий имеет серьезные преимущества перед традиционными формами уроков потому, что обладает большими возможностями предъявления ученикам наглядных, звуковых средств, документальных и справочных материалов, позволяется читать информационное воздействие с не менее важным образным и эмоциональным воздействием на учащихся. Значительно повышается интерес, особенно у слабоуспевающих учеников, к предмету ОБЖ, улучшается качество нового материала. Урок становится насыщенным, более динамичным, интересным и, как следствие, помогает быстрее и глубже усвоить учебную информацию. Снимается проблема дефицита наглядных пособий, физического и морального их устаревания.[21]

Информация о работе Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках ОБЖ