Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 07:12, курсовая работа
Цель нашей работы - рассмотреть сущность процесса применения информационных технологий при обучении школьников ОБЖ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Подбор и анализ литературы по теме исследования;
2. Проанализировать на основе изученных источников особенности применения информационных технологий на уроках ОБЖ в школе;
Введение ………………………………………………………………….3
Глава I Информационные технологии и их место в системе образования… ………………………………………………………………..
1.1 Понятие информационно-коммуникационной технологии
1.2 Роль современных информационных технологий в образовании…
1.3 Преимущества использования ИКТ на уроках ОБЖ………………...
1.4 Контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий……
Глава II Практическая часть
2.1 Урок с использованием ИКТ……………………………………………
Заключение ………………………………………………………………….
Список литературы …………………………………………………………
Кроме этого, для принятия обоснованного решения по выбору степени компьютеризации учебного процесса, собрано определенные данные об учащихся, о современных методах обучения, о сопутствующих организационных и окружающих факторах, чтобы создать основу для следующей стадии – проектирования урока.
После анализа данных, полученных на первом этапе, приступить к проектированию урока. Результат работы оформляют в виде плана урока, с чётко прописанным использованием ПК и программного обеспечения. При этом продумывают использование комбинации индивидуального и группового методов обучения и контроля. Также учитываются требования СанПиН 2.2.2.542-96, по которому время работы ученика за дисплеем, не должно превышать в сумме 30 минут. Учитывается результаты психологических тестов класса, по которым устойчивость внимания учащихся не должно превышать 10 минут.
Примерная структура
вариантов урока с
Урок изучения нового материала.
Урок повторения пройденного материала.
Для проведения
такого рода уроков требуется класс
с хорошей подготовкой в
Урок контроля и проверки знаний
В том случае, если класс большой, то его делят на подгруппы и схемы урока такова:
Однако в практической деятельности преподавателя ОБЖ не всегда можно использовать один из этих вариантов в чистом виде, поскольку в профильных классах на изучение каждой темы отводится один урок.
Чаще всего, я используется комбинированный урок, созданный из первого и третьего вариантов.
Итак, основными этапами всех видов уроков являются: организационный этап, этап проверки домашнего задания, этап всесторонней проверки знаний, этап актуализации знаний и подготовки к усвоению новых знаний, этап усвоения новых знаний, этап закрепления новых знаний и этап информирования о домашнем задании и инструктажа по его выполнению.
Человек,
освоивший персональный компьютер
(ПК), быстро убеждается, что с его
помощью писать, рисовать, чертить
и делать множество других дел
можно более продуктивно, чем
без него. Набрать на компьютере
и распечатать на принтере задание
значительно быстрее и удобнее,
чем писать их вручную или печатать
на пишущей машинке. Один раз введенные
в память компьютера, они могут
быть распечатаны, причем в случае необходимости
содержание заданий легко
Компьютер универсален, он - гораздо лучшая "контролирующая машина", чем те, что разрабатывались ранее; при работе с ним можно использовать все полезные наработки программированного обучения, им можно заменить телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты, кодограммы, калькуляторы и многое другое.
На уроках ОБЖ учащиеся получают знания о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны (ГО). Компьютер выступает как часть исследовательской установки, позволяющей глубже понять изучаемые явления и процессы.
Выделяют четыре основных дидактических функций компьютера в преподавании ОБЖ:
Конечно, выполнение всех этих функций предполагает большой труд, как учителей, так и инженеров-программистов.
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. [1]
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
Одной из главных составляющих предмета ОБЖ является военно-патриотическое воспитание учащихся. Воспитание должно основываться на примерах. К сожалению, идеалами для многих учеников служат не космонавты или мыслители, а вымышленные герои компьютерных игр, боевиков, всевозможных развлекательных программ. Поэтому на своих уроках я использую видеоматериалы, записанные с телевидения.
Подход
к каждому ученику должен быть
индивидуальным, поэтому некоторым
ученикам предлагаю творческие задания,
выполнение которых предполагает использование
информационно-коммуникационных технологий
и освоение проектно-исследовательской
деятельности: работу с Интернет-ресурсами,
создание презентаций как результат
самостоятельной
Таким
образом, использование компьютера
на уроках – это не дань моде, не
способ переложить на плечи компьютера
многогранный творческий труд учителя,
а лишь одно из средств, позволяющее
интенсифицировать
1.4.
Контроль уровня
знаний с использованием
тестовых заданий
В процессе внедрения ИКТ учителями ОБЖ обновляются традиционные формы контроля знаний (тесты в виде автоматизированных систем тестирования, доклады и рефераты, интерактивные лабораторные работы, создание законченного программного продукта).
Тестирование. Автоматизированные системы тестирования позволяют наглядно представить процесс контроля, а также получить его результаты в текстовом виде, в виде графиков, диаграмм, как по всей группе, так и по отдельному учащемуся. Заполняя тестовую оболочку, учитель может составить тесты по любому из разделов программного материала.
Текущий контроль. Доклады и рефераты, выполненные с использованием технологии презентаций, дают возможность проверки умения учащихся подобрать материал, проанализировать собранную информацию, сделать выводы и овладеть приемами публичного выступления. [1]
В зависимости от цели обучения рассматриваются следующие виды учебной деятельности и применение различных видов тестирования.
I уровень обучения - воспроизведение знаний с подсказкой (осознал, запомнил, воспроизвел). Возможна совместная деятельность учителя и ученика, а можно применить для оценки уровня знаний в начале обучения установочный тест;
II уровень - воспроизведение знаний по образцу в знакомой ситуации, но без подсказки, самостоятельно, где проверяется усвоение знаний в течение обучения;
III уровень - применение знаний в незнакомой ситуации, без предъявления алгоритма решения, где целью является определение трудностей обучения; речь идёт уже о применении диагностического теста;
IV уровень - действия, для которых характерна проверка умений и навыков в конце обучения (итоговый тест в режиме экзамена).
Тесты состоят из двух видов, различающихся по форме и способу предъявления их учащимся.
В тестовых заданиях первого вида требуется установить пропущенный текст – слова, которые заменены многоточием, при этом должно получиться истинное утверждение или правильная формулировка определения, правила.
В
тестовых заданиях второго вида – необходимо
выбрать правильный ответ из числа предложенных. Второй
вид предусматривает применение учебного
материала для решения практических задач.
Тестирование обучающихся можно осуществлять с помощью таких программ, как конструктор тестов, генератор тестов, online тестов. Эти программы для создания тестов, проведения тестирования для различных категорий обучаемых. Программы конструктор тестов и оnline тестов дают возможность учителю создавать и использовать раздаточный материал для каждого учащегося на уроке, облегчая тем самым работу преподавателя. Программа генератор тестов позволяет учителю создавать множество карточек для проведения уроков, затем выпустить готовый материал через принтер. [1]
К основным достоинствам метода тестового контроля знаний следует отнести простоту и демократичность самой процедуры, экспрессность, возможность его механизации на ПК и независимость от индивидуальных требований преподавателей. Недостатки тоже хорошо известны - высокая формализация процедуры и сравнительная простота заданий, позволяющая оценить в основном механическое воспроизведение изучаемого материала (репродуктивная оценка знаний).
Исходя из достоинств и недостатков метода тестирования целесообразно использовать этот метод на стадиях входного, текущего и рубежного контроля знаний. Возможно частичное использование (в сочетании с другими методами) и на стадии итогового контроля изучения дисциплин. Основную же роль при итоговом и частично рубежном контроле знаний должно выполнять непосредственное общение педагога с обучаемыми.
Информация о работе Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках ОБЖ