Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках ОБЖ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 07:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы - рассмотреть сущность процесса применения информационных технологий при обучении школьников ОБЖ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Подбор и анализ литературы по теме исследования;
2. Проанализировать на основе изученных источников особенности применения информационных технологий на уроках ОБЖ в школе;

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….3
Глава I Информационные технологии и их место в системе образования… ………………………………………………………………..
1.1 Понятие информационно-коммуникационной технологии
1.2 Роль современных информационных технологий в образовании…
1.3 Преимущества использования ИКТ на уроках ОБЖ………………...
1.4 Контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий……
Глава II Практическая часть
2.1 Урок с использованием ИКТ……………………………………………
Заключение ………………………………………………………………….
Список литературы …………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Высшее профессиональное образовани1.docx

— 93.40 Кб (Скачать)
 

    Кроме этого, для принятия обоснованного  решения по выбору степени компьютеризации  учебного процесса, собрано определенные данные об учащихся, о современных  методах обучения, о сопутствующих  организационных и окружающих факторах, чтобы создать основу для следующей  стадии – проектирования урока.

  1. Этап проектирования урока

    После анализа данных, полученных на первом этапе,  приступить к проектированию урока. Результат работы оформляют  в виде плана урока, с чётко прописанным использованием ПК и программного обеспечения. При этом продумывают использование комбинации индивидуального и группового методов обучения и контроля. Также учитываются требования СанПиН 2.2.2.542-96, по которому время работы ученика за дисплеем, не должно превышать в сумме 30 минут. Учитывается результаты психологических тестов класса, по которым устойчивость  внимания  учащихся не должно превышать 10 минут.

Примерная структура  вариантов урока с использованием информационно – компьютерных технологий:

Урок  изучения нового материала.

    • Актуализация знаний;
    • Объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере 
      (используется один компьютер и компакт-диск);
    • Первоначальное закрепление знаний;
    • Подведение итогов;
    • Задание на дом и инструкции по его выполнению.

Урок  повторения пройденного  материала.

  • Актуализация знаний;
  • Творческие лаборатории (по парам или группам поиск информации на компакт-диске или в Интернет на заданные темы – используется компьютерный класс);
  • Рассказ о найденной информации с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и мультипроектор);
  • Подведение итогов;
  • Задание на дом и инструкции по его выполнению.

Для проведения такого рода уроков требуется класс  с хорошей подготовкой в области  информационных технологий.

Урок  контроля и проверки знаний

  • Творческая работа (индивидуально или по группам – написание эссе, заметки на заданную тему; обсуждение проблемы – анализ источников, документов) – 15 мин;
  • Компьютерное тестирование (используется компьютерный класс) – 10 мин;
  • Подведение итогов;
  • Задание на дом и инструкции по его выполнению.

    В том случае, если класс большой, то его делят  на подгруппы и схемы урока  такова:

  • Первая группа – творческая работа, вторая группа – тестирование – 15 мин;
  • Вторая группа – творческая работа, первая группа – тестирование – 15 мин;
  • Подведение итогов, защита разработанного проекта (один ученик) – 10 мин.

    Однако  в практической деятельности преподавателя  ОБЖ не всегда можно использовать один из этих вариантов в чистом виде, поскольку в профильных классах  на изучение каждой темы отводится  один урок.

    Чаще  всего, я используется  комбинированный урок, созданный из первого и третьего вариантов.

    1. Проверка выполнения домашнего задания, групповая мягкая рейтинговая оценка;               
    2. Закрепление материала прошлого урока и выравнивание знаний – 5 минут;
    3. Актуализация знаний – 3 минуты;
    4. Объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере; 
      (используется один компьютер и презентация или компакт-диск) – 10 – 15 минут;
    5. Первоначальное закрепление знаний – 5 минут;
    6. Компьютерное тестирование (используется компьютерный класс) – 5 мин;
    7. Подведение итогов;
    8. Задание на дом и инструкции по его выполнению.

    Итак, основными этапами всех видов  уроков являются: организационный этап, этап проверки домашнего задания, этап всесторонней проверки знаний, этап актуализации знаний и подготовки к усвоению новых  знаний, этап усвоения новых знаний, этап закрепления новых знаний и  этап информирования о домашнем задании  и инструктажа по его выполнению.

    Человек, освоивший персональный компьютер (ПК), быстро убеждается, что с его  помощью писать, рисовать, чертить  и делать множество других дел  можно более продуктивно, чем  без него. Набрать на компьютере и распечатать на принтере задание  значительно быстрее и удобнее, чем писать их вручную или печатать на пишущей машинке. Один раз введенные  в память компьютера, они могут  быть распечатаны, причем в случае необходимости  содержание заданий легко откорректировать. Компьютер, имеющий доступ к Интернету, может помочь учителю, ученику в  получении разнообразной и полезной дополнительной информации.

     Компьютер универсален, он - гораздо лучшая "контролирующая машина", чем те, что разрабатывались  ранее; при работе с ним можно  использовать все полезные наработки  программированного обучения, им можно  заменить телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты, кодограммы, калькуляторы и многое другое.

     На  уроках ОБЖ учащиеся получают знания о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения; знакомятся с организацией Единой государственной  системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской  обороны (ГО). Компьютер выступает  как часть исследовательской  установки, позволяющей глубже понять изучаемые явления и процессы.

     Выделяют  четыре основных дидактических функций компьютера в преподавании ОБЖ:

  • выполнение тестов, когда учащимся предлагаются ранжированные по трудности задания;
  • использование мультимедиа – проектора на уроках ОБЖ;
  • моделирование;
  • исследование, когда из числа предлагаемых вариантов ученик выбирает, аргументируя, собственное решение.

     Конечно, выполнение всех этих функций предполагает большой труд, как учителей, так и инженеров-программистов.

     Круг  методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью  компьютера, разнообразен. [1]

     Проведение  уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких  уроков активизируются психические  процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение  познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

     Одной из главных составляющих предмета ОБЖ  является военно-патриотическое воспитание учащихся. Воспитание должно основываться на примерах. К сожалению, идеалами для многих учеников служат не космонавты или мыслители, а вымышленные  герои компьютерных игр, боевиков, всевозможных развлекательных программ. Поэтому  на своих уроках я использую видеоматериалы, записанные с телевидения.

     Подход  к каждому ученику должен быть индивидуальным, поэтому некоторым  ученикам предлагаю творческие задания, выполнение которых предполагает использование  информационно-коммуникационных технологий и освоение проектно-исследовательской  деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций как результат  самостоятельной исследовательской  деятельности. Лучшие работы учащихся используются в качестве учебного пособия  при проведении занятий по соответствующей  тематике. При этом обязательно называется автор работы.

     Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее  интенсифицировать образовательный  процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность  урока. 

1.4. Контроль уровня  знаний с использованием  тестовых заданий 

     В процессе внедрения ИКТ учителями  ОБЖ обновляются традиционные формы  контроля знаний (тесты в виде автоматизированных систем тестирования, доклады и рефераты, интерактивные лабораторные работы, создание законченного программного продукта).

     Тестирование. Автоматизированные системы тестирования позволяют наглядно представить процесс контроля, а также получить его результаты в текстовом виде, в виде графиков, диаграмм, как по всей группе, так и по отдельному учащемуся. Заполняя тестовую оболочку, учитель может составить тесты по любому из разделов программного материала.

     Текущий контроль. Доклады и рефераты, выполненные с использованием технологии презентаций, дают возможность проверки умения учащихся подобрать материал, проанализировать собранную информацию, сделать выводы и овладеть приемами публичного выступления. [1]

     В зависимости от цели обучения рассматриваются  следующие виды учебной деятельности и применение различных видов  тестирования.

     I уровень обучения - воспроизведение знаний с подсказкой (осознал, запомнил, воспроизвел). Возможна совместная деятельность учителя и ученика, а можно применить для оценки уровня знаний в начале обучения установочный тест; 

     II уровень - воспроизведение знаний по образцу в знакомой ситуации, но без подсказки, самостоятельно, где проверяется усвоение знаний в течение обучения;   

     III уровень - применение знаний в незнакомой ситуации, без предъявления алгоритма решения, где целью является определение трудностей обучения; речь идёт уже о применении диагностического теста;

     IV уровень - действия, для которых характерна проверка умений и навыков в конце обучения (итоговый тест   в режиме экзамена).

     Тесты состоят из двух видов, различающихся  по форме и способу предъявления их учащимся.

     В тестовых заданиях первого вида требуется установить пропущенный текст – слова, которые заменены многоточием, при этом должно получиться истинное утверждение или правильная формулировка определения, правила. 

     В тестовых заданиях второго вида – необходимо выбрать правильный ответ из числа предложенных.    Второй вид предусматривает применение учебного материала для решения практических  задач.   Различия применяемых видов действий связаны с характером деятельности по выполнению заданий, отражающих важные проявления результатов обучения. 

     Тестирование  обучающихся можно осуществлять с помощью таких программ, как  конструктор тестов, генератор тестов, online тестов. Эти программы для создания тестов, проведения тестирования для различных категорий  обучаемых. Программы конструктор тестов и оnline тестов дают возможность учителю создавать и использовать раздаточный материал для каждого учащегося на уроке, облегчая тем самым работу преподавателя. Программа генератор тестов позволяет учителю создавать множество карточек для проведения уроков, затем выпустить готовый материал через принтер. [1]

     К основным достоинствам метода тестового  контроля знаний следует отнести  простоту и демократичность самой  процедуры, экспрессность, возможность его механизации на ПК и независимость от индивидуальных требований преподавателей. Недостатки тоже хорошо известны - высокая формализация процедуры и сравнительная простота заданий, позволяющая оценить в основном механическое воспроизведение изучаемого материала (репродуктивная оценка знаний).

     Исходя  из достоинств и недостатков метода тестирования целесообразно использовать этот метод на стадиях входного, текущего и рубежного контроля знаний. Возможно частичное использование (в сочетании с другими методами) и на стадии итогового контроля изучения дисциплин. Основную же роль при итоговом и частично рубежном контроле знаний должно выполнять непосредственное общение педагога с обучаемыми.

Информация о работе Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках ОБЖ