Государственный пожарный надзор (с 1927 по 2002 годы)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:53, статья

Краткое описание

Положение «О Государственном пожарном надзоре» 1927 года стало руководящим документом для дальнейшего развития противопожарной службы страны, законодательно закрепив за ней сферу деятельности, в том числе – проведение предупредительных мероприятий. Развиваясь и совершенствуясь, эта структура взяла под надзор всю работу по предупреждению пожаров и соблюдению правил пожарной безопасности.

Файлы: 1 файл

история ГПН (1927-2002 гг.).doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Государственный пожарный надзор

(с 1927 по 2002 годы) 

     Положение «О Государственном пожарном надзоре» 1927 года стало руководящим документом для дальнейшего развития противопожарной службы страны, законодательно закрепив за ней сферу деятельности, в том числе – проведение предупредительных мероприятий. Развиваясь и совершенствуясь, эта структура взяла под надзор всю  работу по предупреждению пожаров и соблюдению правил пожарной безопасности.

     Однако  в начале своей деятельности государственный пожарный надзор испытывал ряд трудностей, не позволяющих осуществлять его деятельность с требуемой эффективностью. В частности, на тот период остро недоставало нормативно-правовой основы для осуществления надзорной деятельности, ощущалась острая нехватка квалифицированных специалистов, практически отсутствовало научно-техническое обеспечение, лабораторная база. Решить эти задачи предстояло в кратчайшее время.

     Уже в первые годы после утверждения Положения Центральным пожарным советом издается  более десяти циркуляров по усилению пожарной охраны на различных объектах, выходит закон «О службе в пожарных организациях», «Единый нормативный устав для добровольных пожарных организаций», а также другие документы, направленные на повышение пожарной безопасности сельских и городских объектов.

     25 июня 1928 г. издается приказ ВСНХ  РСФСР № 671 «О применении противопожарных правил при разработке проектов нового строительства». В данном приказе отмечалось: «… Признавая пожарную охрану промпредприятий делом первостепенной важности и считая необходимым при разработке проектов нового промышленного строительства или при перестройке существующего иметь в виду обязательное осуществление противопожарных правил…». В 1930 году приказом ВСНХ от 18.01.1930 № 504 «Об образовании в местных органах ВСНХ РСФСР пожарных инспекций» всем краевым и областным СНХ, ЦСНХ и наркомпромторгам автономных республик     предлагалось образовать в своих аппаратах пожарную инспекцию.

     Острая нехватка квалифицированных специалистов в области надзорной деятельности решалась созданием различных видов образовательных учреждений. К 1931 году наряду с Ленинградским пожарным техникумом, возобновившим работу в 1924 году, функционировали уже пожарные техникумы в Москве, Свердловске. Открылся Центральный заочный пожарный техникум, вечерний противопожарный техникум «Спринклер», в различных городах работали 16 пожарно-технических курсов. В итоге в 1931 году получили пожарно-техническое образование более 700 выпускников. Кроме этого создавались учебные команды, курсы переподготовки начсостава, курсы подготовки комсостава для сельской местности и другие. О значимости подготовки пожарных техников свидетельствует тот факт, что для руководства работой техникума в ЦПО была создана специальная комиссия. Позднее, в 1933 году было принято решение (Постановление президиума Всесоюзного комитета по высшему техническому образованию при ЦИК СССР от 20.03.1933 года) о создании с 1933/1934 учебного года в Ленинградском институте инженеров коммунального строительства (ЛИИКС) отделения по подготовке специалистов в области пожарной безопасности. Позднее, 1936 году, отделение было реорганизовано в факультет инженеров противопожарной обороны (ФИПО).

     Пополнение  государственного пожарного надзора квалифицированными кадрами способствовало повышению уровня проведения пожарно-профилактических работ.

     Наряду  с надзорно-профилактической деятельностью  инспекторы стали уделять особое внимание пропаганде пожарно-технических знаний среди населения. На предприятиях, в жилом секторе организуются занятия. Через массовые издания, в том числе и через журнал «Пожарное дело», возобновившего издание с 1925 года, освещаются вопросы пожарной безопасности.

     31 марта 1930 года по инициативе  ЦПО был учрежден Научный пожарно-технический комитет (НПТК), на базе которого позднее, в 1937 году, был организован ЦНИИПО.

     НТПК  взял на себя функции координации  развития научной основы пожарной охраны и решения всех пожарно-технических  вопросов.

     Осенью  того же года создается Всесоюзное научное пожарно-техническое общество (ВНПТО), деятельность которого была направлена на ускорение темпов внедрения научно-технических достижений в пожарное дело.

     Таким образом, деятельность ЦПО по созданию нормативно-правовой базы, подготовке квалифицированных специалистов пожарно-технического профиля, научно-техническая политика, пропаганда вопросов пожарной безопасности, значительно усилили работу государственного пожарного надзора, подняв эффективность работы много выше периода создания. И в этот этап интенсивного развития СССР задачи, поставленные перед государственным пожарным надзором, были выполнены. Несмотря на то, что в стране появилось 1500 крупных промышленных предприятий, было построено около 100 новых городов, возникли новые отрасли промышленности: тракторная, авиационная, химическая – количество пожаров в стране – самый объективный показатель эффективности деятельности государственного пожарного надзора – к 1930 году по сравнению с 1927 годом снизилось в 1,5 раза – со 150580 до 100403.

     Последующее десятилетие государственный пожарный надзор (с 1934 года в составе Главного управления пожарной охраны НКВД СССР) продолжал вести работу по совершенствованию деятельности, повышению пожарной безопасности объектов и территорий.

     В это период выходит ряд основополагающих нормативно-правовых документов. Важным шагом в последующем развитии пожарно-профилактической деятельности стало Постановление ЦИК и СНК от 7 апреля 1936 года № 52/654 , которое утвердило новое Положение  «О государственном пожарном надзоре», определившее основные функции и права органов ГПН. Этим Постановлением на Главное управление пожарной охраны НКВД СССР и его органы возлагались функции по разработке нормативно - правовых документов в области пожарной безопасности, осуществлению мероприятий по контролю, подготовке заключений по проектам и типам противопожарного оборудования и ряд других.  Данное Постановление действовало без изменений более 40 лет. Были пересмотрены устаревшие строительные нормы и правила. Новый стандарт 90015-39, регламентирующий требования пожарной безопасности в строительстве, существенно укрепил пожарно-профилактическую работу.

     С целью повышения противопожарной культуры населения в гражданских ВУЗах ввели дисциплину «Пожарная безопасность»; на предприятиях, в организациях, рабочие, служащие, инженерно-технические работники проходили обязательной обучение пожарно-техническому минимуму.

     Впервые за всю историю Российского государства  проблема пожарной безопасности стала действительно национальной, что принесло впечатляющие результаты. Пожарная охрана стала государственной службой с финансированием из национального бюджета. От огня стала защищаться народная собственность, что существенно повысило и без того высокий, накопленный целыми поколениями, морально-волевой дух работников этой героической профессии. Возложение ответственности за пожарную безопасность предприятий на их руководителей существенно повысило ответственность и дисциплину среди рабочих и служащих.

     У всех без исключения слоев населения  возросла ответственность за сохранность народного имущества. Социальные корни причин возникновения пожаров – небрежность, безответственность, безразличие к результатам труда, вредительство – были сведены до минимума. И в этом не малая, если не подавляющая, заслуга государственного пожарного надзора. Об этом свидетельствует статистика: к 1941 году количество пожаров снизилось до 71,8 тысяч.

      С первых дней войны пожарная охрана была переведена на особый режим работы. Весь личный состав переходит на казарменное положение, ведется активная работа по подготовке к несению службы нового пополнения. Понимая, что, как и в прежние времена, одним из средств ведения войны является огонь, работниками ГПН организуется всеобщее обучение гражданского населения приемам тушения зажигательных бомб, организации противопожарной защиты зданий и сооружений. Большое внимание уделяется  пропаганде пожарной безопасности в городах и сельской местности.

     Проводится  гигантская пожарно-профилактическая работа. Во всех крупных городах очищаются от сгораемых материалов чердаки жилых, общественных, производственных зданий; ненужные деревянные постройки, ветхие строения, заборы разбираются и сносятся. К примеру, в Ленинграде не осталось ни одного дома, двора, где не была бы проведена пожарно-профилактическая работа.

      Там же работники государственного пожарного надзора, понимая сложность ситуации, привлекли к проблеме огнезащиты строительных конструкций ведущих ученых Ленинграда. Были рассмотрены различные средства: силикаты, железный сурик, фосфаты. Но последнее слово было за работниками пожарной охраны. Исходя из реальной ситуации – в то время  в городе на Невском химкомбинате хранилось около 40 тысяч тонн суперфосфата – было предложено использовать это вещество в качестве огнезащитного средства. Предстояло проделать колоссальную работу – в короткий срок обработать миллионы квадратных метров чердачных конструкций. Суперфосфат развозился баржами по районам города, далее погружался на автомобили, грузовые трамваи, а затем ведрами, носилками доставлялся на чердаки. За кисти взялись тысячи ленинградцев, уже в этот период проявившие высокую организованность и несгибаемое желание сберечь город от фашистских захватчиков любой ценой. За короткий срок были обработаны 90% чердачных помещений и сгораемых строений. 19 миллионов квадратных метров горючих конструкций были покрыты огнезащитным составом. Трудно представить, сколько дополнительного труда и мужества пришлось бы проявить жителям города для его сохранения, если бы не умная и продуманная предупредительная работа по профилактике пожаров. Аналогично происходило и в других крупных городах Советского Союза.

      Самоотверженную работу в военное время продемонстрировали работники государственного пожарного надзора в тылу, где в это время сконцентрировалась промышленность и значительно увеличилась численность населения. В короткий срок на восток страны были переведены 1523 промышленных предприятия, в том числе 1300 крупных, выпускающих главным образом оборонную продукцию, которые вводились в строй в рекордно короткие сроки. Вместе с предприятиями эвакуировалось более десяти миллионов человек, как правило, это были женщины и дети, на плечи которых легла вся тяжесть тыловой работы. В труднейших условиях шла круглосуточная работа по налаживанию выпуска танков, самолетов, другой военной техники, продовольствия, обмундирования – всего, в чем нуждался фронт. Можно только догадываться, каких невероятных  усилий пришлось приложить сотрудникам государственного пожарного надзора, чтобы в этот период в тылу не было допущено роста количества пожаров.

     13 сентября 1942 года вышло Постановление  СНК СССР «Об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности», которое, несомненно, усилило эффективность работы по предупреждению пожаров.

         Работники Госпожнадзора, а также  начальствующий состав ведомственных пожарных команд промышленных предприятий и транспорта именно в дни Великой Отечественной войны широко применяли методы активной профилактической работы. Обнаруженные нарушения противопожарных правил устраняли тут же, в ходе обследований и проверок. К началу 1942 г. пожарная охрана располагала уже проверенным на практике опытом боевой и профилактической работы в условиях войны. Для ознакомления пожарных работников с формами  профилактической работы и методами борьбы с пожарами выпускали специальный бюллетень «Противопожарная оборона». Вышли в свет пособия и техническая документация по профилактической работе и эксплуатации источников противопожарного водоснабжения в зимних условиях, а также правила пользования временными приборами отопления.

      Правительство высоко оценило работу пожарных в  годы  Великой Отечественной войны. Пожарная охрана Москвы и Ленинграда награждена орденами Ленина, орденами и медалями были  награждены 31832 человека из личного состава и из аппаратов пожарной охраны. Знак «Лучшему работнику пожарной охраны» был вручен 3024 сотрудникам командного состава. 2716 рядовых бойцов получили нагрудный знак «Отличный пожарник».

     В первые послевоенные годы остро ощущалась  нехватка квалифицированных пожарно-технических кадров, которая усилиями государственного пожарного надзора компенсировалась организационными мероприятиями. В 1947 году на крупных предприятиях создаются пожарно-технические комиссии, на которые возлагается общественная работа по контролю за обеспечением и совершенствованием пожарной безопасности предприятий. Комиссией проводились смотры противопожарного состояния производственных зданий, контролировался противопожарный режим предприятий, активизировалась и стимулировалась ответственность рабочих и служащих за пожарную безопасность на рабочем месте.

     В жилом секторе городов и поселков контроль за соблюдением правил пожарной безопасности объектов возлагался на ответственных лиц (управляющих и комендантов). Позднее организуется работа внештатных пожарных инспекторов на предприятиях.

     В целях усиления пожарной охраны в  сельской местности Совет Министров СССР в 1955 году издал Постановление, положившее новые принципы в организацию сельской пожарной охраны. Согласно постановлению пожарная техника передавалась на баланс колхозов, предусматривалось ускоренное внедрение противопожарных мероприятий и оборудования для защиты от огня животноводческих ферм, угодий, жилых и общественных построек. Ответственность за пожарную безопасность возлагалась на председателей колхозов, основным организующим центром пожарной охраны на селе становились добровольные пожарные дружины, главной целью которых являлось предупреждение пожаров.

     Но  уже к этому времени ряды пожарной охраны пополнили сотни молодых квалифицированных пожарных техников и выпускников высших пожарно-технических курсов, нехватка которых в первые послевоенные годы особенно ощущалась в сфере предупреждения пожаров.

     В эти годы отдел государственного пожарного надзора Главка возглавил один из выдающихся специалистов пожарного дела Савельев Петр Степанович. 
 
 
 
 
 
 
 

     Его дело продолжили Обухов Ф.В., Микеев А.К., Кимстач И.Ф., Мулишкин В.Д., Конянц Г.М., Логинов Ю.И., Кирюханцев Е.Е., Амосов Ф.А., Кондрашин Ю.М.

      Для оказания помощи работникам государственного пожарного надзора приказом НКВД СССР от 10.03.1945 г. № 046 созданы первые подвижные пожарные лаборатории (далее – ППЛ) в гарнизонах Москвы, Ленинграда, Горького и Свердловска, основными направлениями деятельности которых являлись:

      - оказание повседневной оперативно-исследовательской  помощи местному гарнизону пожарной охраны и следственным органам;

      - изучение явлений, происходящих  на пожарах и анализ боевого  использования пожарной техники;

      - выполнение специальных тематических  работ, главным образом, по  материалам, накопленным лабораторией  при исследовании пожаров.

     С первого выезда в январе 1946 года сотрудники ППЛ собирали и систематизировали фактический материал по исследованию пожаров, изучению причин их возникновения, поведению конструкций при тепловом воздействии. Полученные данные использовались для практических рекомендаций по снижению пожарной опасности объектов, различных изделий, приборов, установок, а также при разработке нормативно-технической литературы.

Информация о работе Государственный пожарный надзор (с 1927 по 2002 годы)