Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:31, контрольная работа
Страхование – это стратегический сектор экономики.
По мере развития рыночных отношений имущественное и личное страхование, страхование ответственности и страхование экономических рисков приобретают все большее значение, поскольку степень страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Государственный надзор за страховой деятельностью.
Лицензирование страховой
деятельности.
Страхование – это стратегический сектор экономики.
По мере развития рыночных отношений имущественное и личное страхование, страхование ответственности и страхование экономических рисков приобретают все большее значение, поскольку степень страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает.
В
условиях административно-командной
системы действовала
В 1990г. было покончено с государственной монополией в страховом деле. Наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют акционерные страховые компании, получившие лицензию на проведение страховых операций (их уже более 2 тыс.).
Страхование
– очень сложный и многогранный
экономический инструмент, который нечистоплотными
людьми может быть использовано во вред
интересам клиентов и экономики в целом.
Каждый собственник, владелец заинтересован
в сохранности принадлежащего ему имущества.
На начальном этапе часть операций новых
страховщиков стала носить явно спекулятивный
характер. Некоторые из них готовы страховать
все и от всего. Большинство кадров не
имеют соответствующей профессиональной
подготовки, размер уставных фондов скрывается.
В прессе уже сообщалось о случаях неплатежеспособности
страховых компаний. Все это подрывает
доверие страхователей. Пресечь спекуляции
в страховом деле призвана система Государственного
страхового надзора России, профессиональные
ассоциации страховщиков, четкая система
правового регулирования отечественного
страхового рынка.
Страховой
рынок как часть финансово-
Деятельность страховщика коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих субъектов, так как нацелена на обеспечение беспрерывности процесса производства и возмещения ущерба, причиненного различными непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение, его величина зависит от ряда факторов (степени вероятности страхового случая, интенсивности вредоносного воздействия разрушительных сил природы, стоимости имущества, принятого на страхование, и т.д.). Реализация риска, выраженная в ущербе, в некоторых случаях принимает катастрофический характер – крупные потери материальных ресурсов и многочисленные человеческие жертвы.
Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его деятельности требует организации государственного страхового надзора.
Повсеместно страховое дело выделяется в специальную область хозяйственного законодательства и административного надзора.
Страховые отношения, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, регулируются Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 4015-1 от 27.11.1992 (в ред. от 10.12.2003 N 172-ФЗ, от 07.03.2005 №12-ФЗ, от 21.07.2005 N 104-ФЗ) (далее закон № 4015-1).
Страховые
отношения - это отношения, связанные
с удовлетворением
Также
указанные отношения регулируются
федеральными законами, указами Президента
Российской Федерации, постановлениями
Правительства Российской Федерации,
принятыми в соответствии с настоящим
Законом.
1.1
Функции государственного
страхового надзора.
Согласно ст. 30 закона № 4015-1 государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее - страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора (Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ) и его территориальными органами на принципах законности, гласности и организационного единства.
Страховой надзор включает в себя:
1)
лицензирование деятельности
2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
3)
выдачу в течение 30 дней в
предусмотренных настоящим
-на увеличение размеров
-на совершение с участием
-на открытие представительств
иностранных страховых,
-на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.
На Департамент страхового
Орган страхового надзора опубликовывает в определенном им печатном органе:
- разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;
- сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
- акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности;
- акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности;
- иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела);
-
нормативные правовые акты, принимаемые
органом страхового регулирования.
1.2
Обязанности субъектов
страхового дела.
Страховые организации обязаны:
1) представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;
2) соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;
3) представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).
Орган государственного надзора наделен многими полномочиями по проверке оперативно-финансовой деятельности страховщиков.
Основная
проблема государственного надзора
– величина резервов, гарантирующих
платежеспособность страховщика. В общей
форме этот надзор выражается в изучении
финансового положения страховщика и
его платежеспособности по принятым договорным
обязательствам перед страхователями.
Отсутствие средств у страховщика для
расчетов по принятым обязательствам
подрывает доверие не только к конкретному
страховщику, но и вообще к идее страхования.
В общественном сознании недоверие к страховой
идее воплощается в претензиях населения
к государственным институтам. Именно
поэтому государство не может находиться
в стороне от страховой деятельности,
увязывая интересы страховщиков, населения
и экономики в целом.
2. Лицензирования страховой деятельности.
2.1. Порядок лицензирования.
Порядок лицензирования деятельности субъектов страхового дела установлен ст. 32 Закона РФ № 4015-1.
Лицензирование страховых операций страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, носит обязательный характер и осуществляется Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ. Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
Необходимым условием для получения лицензии является наличие у страховой организации полностью оплаченного до начала деятельности уставного капитала.
При обращении страховой организации в Департамент страхового надзора за получением лицензии на проведение страховой деятельности необходимо документальное подтверждение того, что оплаченный уставный капитал и иные собственные средства будущего страховщика обеспечивают проведение планируемых видов страхования и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования.
Для получения лицензии
1)
заявление о предоставлении
2)
учредительные документы
3)
документ о государственной
4)
протокол собрания учредителей
об утверждении учредительных
документов соискателя
5) сведения о составе акционеров (участников);
6)
документы, подтверждающие
7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
8) сведения о руководителе (руководителях), главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;
9) сведения о страховом актуарии;
10) правила страхования по видам страхования, с приложением образцов используемых документов;
11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
12)
положение о формировании
13)
экономическое обоснование
Документы, представляемые субъектами страхового дела в орган страхового надзора, должны быть составлены на русском языке.
Информация о работе Государственный надзор за страховой деятельностью