Государственный надзор за страховой деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:31, контрольная работа

Краткое описание

Страхование – это стратегический сектор экономики.
По мере развития рыночных отношений имущественное и личное страхование, страхование ответственности и страхование экономических рисков приобретают все большее значение, поскольку степень страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает.

Файлы: 1 файл

контрольная страхование.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

                             1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

       Государственный надзор за страховой деятельностью.

                Лицензирование страховой  деятельности. 

                                                    Введение 

     Страхование – это стратегический сектор экономики.

     По  мере развития рыночных отношений имущественное  и личное страхование, страхование  ответственности и страхование  экономических рисков приобретают  все большее значение, поскольку  степень страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает.

     В условиях административно-командной  системы действовала государственная  монополия на страховое дело. Страхование осуществлялось на всей территории страны Госстрахом СССР, и страховые органы союзных республик находились в двойном подчинении – правлению Госстраха и министерству финансов союзной республики. Деятельность страховой системы была подчинена интересам государственного бюджета. Государство безвозмездно изымало из страховых фондов крупные средства для покрытия бюджетного дефицита. С переходом к рыночной экономике созданы объективные условия для активного развития страхования.

     В 1990г. было покончено с государственной монополией в страховом деле. Наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют акционерные страховые компании, получившие лицензию на проведение страховых операций (их уже более 2 тыс.).

     Страхование – очень сложный и многогранный экономический инструмент, который нечистоплотными людьми может быть использовано во вред интересам клиентов и экономики в целом. Каждый собственник, владелец заинтересован в сохранности принадлежащего ему имущества. На начальном этапе часть операций новых страховщиков стала носить явно спекулятивный характер. Некоторые из них готовы страховать все и от всего. Большинство кадров не имеют соответствующей профессиональной подготовки, размер уставных фондов скрывается. В прессе уже сообщалось о случаях неплатежеспособности страховых компаний. Все это подрывает доверие страхователей. Пресечь спекуляции в страховом деле призвана система Государственного страхового надзора России, профессиональные ассоциации страховщиков, четкая система правового регулирования отечественного страхового рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Содержание  и функции государственного страхового надзора.
 

     Страховой рынок как часть финансово-кредитной  сферы является объектом государственного регулирования и контроля в целях  обеспечения его стабильного  функционирования с учетом значимости страхования в процессе общественного воспроизводства.

     Деятельность  страховщика коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих  субъектов, так как нацелена на обеспечение  беспрерывности процесса производства и возмещения ущерба, причиненного различными непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение, его величина зависит от ряда факторов (степени вероятности страхового случая, интенсивности вредоносного воздействия разрушительных сил природы, стоимости имущества, принятого на страхование, и т.д.). Реализация риска, выраженная в ущербе, в некоторых случаях принимает катастрофический характер – крупные потери материальных ресурсов и многочисленные человеческие жертвы.

     Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его деятельности требует организации государственного страхового надзора.

     Повсеместно страховое дело выделяется в специальную  область хозяйственного законодательства и административного надзора.

     Страховые отношения, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, регулируются Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 4015-1 от 27.11.1992 (в ред. от 10.12.2003 N 172-ФЗ, от 07.03.2005 №12-ФЗ, от 21.07.2005 N 104-ФЗ) (далее закон № 4015-1).

     Страховые отношения - это отношения, связанные  с удовлетворением имущественных  интересов физических и юридических  лиц при наступлении определенных событий - страховых случаев - за счет денежных фондов, формируемых страховыми компаниями (страховщиками) из уплачиваемых страхователями страховых взносов.

     Также указанные отношения  регулируются федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями  Правительства Российской Федерации, принятыми в соответствии с настоящим Законом. 

     1.1 Функции государственного  страхового надзора. 

     Согласно ст. 30 закона № 4015-1 государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее - страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

     Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора (Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ) и его территориальными органами на принципах законности, гласности и организационного единства.

     Страховой надзор включает в себя:

     1) лицензирование деятельности субъектов  страхового дела, аттестацию страховых  актуариев (с 1.07.2006г.) и ведение  единого государственного реестра  субъектов страхового дела, реестра  объединений субъектов страхового  дела;

     2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

     3) выдачу в течение 30 дней в  предусмотренных настоящим Законом  случаях разрешений:

      -на увеличение размеров уставных  капиталов страховых организаций  за счет средств иностранных  инвесторов;

      -на совершение с участием иностранных  инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций;

      -на открытие представительств  иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций,  осуществляющих деятельность в  сфере страхового дела;

     -на  открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.

       На Департамент страхового надзора  Министерства финансов РФ также  возложены разработка соответствующих  методических и нормативных документов, обобщение практики применения  страхового законодательства, разработка  предложений по его применению, защита интересов страхователей в случае банкротства страховых организаций или их ликвидации по другим причинам.

     Орган страхового надзора опубликовывает в определенном им печатном органе:

     - разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;

     - сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

     - акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности;

     - акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности;

     - иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела);

     - нормативные правовые акты, принимаемые органом страхового регулирования. 

     1.2 Обязанности субъектов  страхового дела. 

     Страховые организации обязаны:

     1) представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;

     2) соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;

     3) представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).

     Орган государственного надзора наделен  многими полномочиями по проверке оперативно-финансовой деятельности страховщиков.

     Основная  проблема государственного надзора  – величина резервов, гарантирующих  платежеспособность страховщика. В общей форме этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. В общественном сознании недоверие к страховой идее воплощается в претензиях населения к государственным институтам. Именно поэтому государство не может находиться в стороне от страховой деятельности, увязывая интересы страховщиков, населения и экономики в целом. 
 
 

     2.  Лицензирования страховой деятельности.

     2.1. Порядок лицензирования.

      

     Порядок лицензирования деятельности субъектов  страхового дела установлен     ст. 32 Закона РФ № 4015-1.

       Лицензирование страховых операций страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, носит обязательный характер и осуществляется Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ.  Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

       Необходимым условием для получения лицензии является наличие у страховой организации полностью оплаченного до начала деятельности уставного капитала.

     При обращении страховой организации в Департамент страхового надзора за получением лицензии на проведение страховой деятельности необходимо документальное подтверждение того, что оплаченный уставный капитал и иные собственные средства будущего страховщика обеспечивают проведение планируемых видов  страхования и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования.

       Для получения лицензии необходимо предоставить следующие документы:

     1) заявление о предоставлении лицензии;

     2) учредительные документы соискателя лицензии;

     3) документ о государственной регистрации  соискателя лицензии в качестве  юридического лица;

     4) протокол собрания учредителей  об утверждении учредительных  документов соискателя лицензии  и утверждении на должности  единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

     5) сведения о составе акционеров (участников);

     6) документы, подтверждающие оплату  уставного капитала в полном  размере;

     7) документы о государственной  регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;

     8) сведения о руководителе (руководителях), главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;

     9) сведения о страховом актуарии;

     10) правила страхования по видам  страхования,  с приложением образцов  используемых документов;

     11) расчеты страховых тарифов с  приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

     12) положение о формировании страховых  резервов;

     13) экономическое обоснование осуществления  видов страхования.

     Документы, представляемые субъектами страхового дела в орган страхового надзора, должны быть составлены на русском языке.

Информация о работе Государственный надзор за страховой деятельностью